221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кризис семи лет психология

Кризис семи лет, его причины и как правильно взаимодействовать с ребенком

Приходит время, когда маленькие мальчики и девочки встают перед необходимостью идти в первый класс школы. В среднем ребёнок становится школьником в семилетнем возрасте – кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Но этот возраст значит для ребёнка и его родителей нечто большее: именно в это время начинается кризис семи лет. Это непростое и противоречивое событие является одним из стандартных возрастных кризисов – необходимых явлений, во время которых ребёнок становится немного взрослее.

Как проявляет себя кризис семи лет

Некоторые черты кризиса семи лет у ребёнка сходны с проявлениями других возрастных кризисов: он становится капризным, непослушным, не выполняет просьбы, не переносит критику. Однако появляются и специфические проявления, характеризующие именно переход к школьному возрасту.

Например, в этот период:

Ребёнок начинает копировать поведение взрослых, хочет быть во всём на них похожим. Он хочет казаться взрослее – например, отказывается от детских игр.

Семилетний ребёнок утрачивает детскую непосредственность и наивность, его рассуждения становятся более взвешенными и обдуманными.

Поступки и слова перестают быть спонтанными.

Лев Выготский отмечал, что в период кризиса семи лет у ребёнка переживания приобретают определённый смысл: так, если ребёнок сердится, то он это понимает и может объяснить, почему он сердит. Ещё он отметил, что у ребёнка в это время переживания обретают определённую логику, он учится их обобщать: если ситуация повторяется много раз, ребёнок её обобщает.

Кроме того, Лев Выготский указывал, что в этот период происходит окончательное разделение внешней и внутренней жизни ребёнка. У него полноценно формируется воображение, внимание, образное мышление, произвольная память. Ребёнок начинает самостоятельно разбираться в таких абстрактных категориях, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». На основе этих категорий он выстраивает определённую картину мира, при этом он руководствуется собственными наблюдениями, внутренними переживаниями и социальными отношениями. В это время у ребёнка формируется и самооценка: он начинает осознавать своё место не только в семье, но и в обществе. Дифференциация внешней и внутренней жизни у ребёнка – это, согласно Выготскому, наиболее существенный признак кризиса семи лет.

Это состояние является уникальным в том смысле, что это единственный возрастной кризис, который специально планируется обществом. Остальные кризисы являются следствием противоречий между увеличивающимися возможностями ребёнка и его местом в обществе, это «естественные» кризисы, связанные с биологией и изменениями в организме. А вот кризис семи лет у ребёнка – событие исключительно «социальное», поскольку ребёнок из существа «биологического» целиком превращается в существо «социальное».

Смыслом кризиса является адаптация детей к школьной и шире – к взрослой жизни. Исследования показывают, что больше половины детей к семилетнему возрасту имеют очень низкую адаптацию, так что им требуется помощь психологов. Характерны трудности в обучении. В то же время принуждение ребёнка к новой социальной роли и к новым обязанностям приводит к негативным последствиям: протесту – активному и пассивному, соматическим и невротическим расстройствам.

Почему появляется кризис семи лет

При переходе к школьной жизни у ребёнка резко возрастают способности к познанию, быстро развивается его операционно-техническая сфера. Одновременно с этим он начинает ориентироваться в социально-предметных отношениях.

Изменяется и социальная ситуация развития. Когда ребёнок приходит в школу, он в первый раз становится объектом учебной деятельности. Эта деятельность имеет особый характер, поскольку является весьма социальной.

Д. Б. Эльконин указывал, что обучение имеет тройную социальную значимость:

  • По форме – учебная деятельность регулируется с помощью социальных правил и норм.
  • По содержанию – ребёнок усваивает социальный и культурный опыт.
  • По смыслу – учебная деятельность имеет значимость для общества и им оценивается.

Если раньше для ребёнка все взрослые были как бы на одно лицо, то теперь они начинают различаться по своему статусу: для него теперь существуют «близкие взрослые» и «социальные взрослые». Вторыми становятся в первую очередь учителя: они обладают большими полномочиями, являются носителями социальных норм и оценочных критериев.

Общественные правила и требования имеют обязательный характер и подлежат непременному выполнению, и это ребёнок начинает осознавать. Ведущая деятельность в этот период – уже не игровая, а учебная; ребёнок приобщается к системе научных знаний и овладевает обобщёнными навыками действий.

Сколько длится кризисный период

Кризис семи лет, как и другие возрастные кризисы, длится не особо долго – от шести до девяти месяцев. Если течение кризиса проходило успешно, то по его завершении ребёнок становится зрелой «школьной личностью», имеющей сформированную внутреннюю позицию и осознающей свою социальную роль.

Отмечается, что данный кризисный процесс хотя и «социальный», но имеет и физиологические основания. Именно в этот период активно развиваются лобные доли коры больших полушарий мозга, которые отвечают за способность планировать, предсказывать результат действий, контролировать своё поведение. Процессы возбуждения и торможения остаются подвижными, вследствие чего ребёнок проявляет непоседливость, гиперактивность. Эмоциональное состояние ребёнка при этом нестабильное (лабильное).

К чему надо быть готовым родителям

Любой кризисный период является противоречивым процессом, и кризис семи лет – не исключение. В норме появление кризиса совпадает с началом обучения в школе, благодаря чему негативные проявления его сглажены и на первый план выносятся позитивные. Но это лишь в норме; значительное количество детей испытывает определённые трудности в адаптации к школьному образу жизни, которая из-за этого осуществляется с опозданием.

Несмотря на то, что главной деятельностью для ребёнка становится учёба, важное значение для него продолжает сохранять игра, и между этими видами деятельности порой случаются «столкновения». Конечно, современная система обучения может объединять оба вида деятельности, делая это с пользой для ученика; однако определённые противоречия всё же имеют место: например, теперь ребёнок должен по-новому распределять своё время, меньше времени он будет отводить играм и больше – обучению. Также ребёнок ещё сильно привязан к родителям, особенно к матери, несмотря на то, что пришла пора устанавливать новые социальные отношения.

Тяжёлое переживание данного кризиса может повлечь за собой не только психологические, но даже психические проблемы, вследствие чего ребёнку может потребоваться помощь психиатра. К примеру, могут наблюдаться поведенческие и эмоциональные отклонения.

Базовые рекомендации родителям

Кризис порождает глубокие изменения, которые затрагивают самосознание и самоощущение ребёнка, поведение и образ жизни. А если так, то и отношение родителей к своему ребёнку должно быть иным, нежели то, что было раньше. Родители должны понимать, что они сталкиваются с очередным изменением в развитии своего ребёнка и что это изменение является жизненно необходимым для него. И в первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы подготовить ребёнка к школьной жизни заранее.

Для этого необходимо принять ряд мер:

  • Установление режима дня. Примерно за полгода до начала учебного года следует научить ребёнка рано засыпать и просыпаться, чередовать игры, прогулки, отдых и учебные занятия.
  • До начала первых занятий рекомендуется показать ребёнку школу снаружи и изнутри, причём в буквальном смысле – сводить его в здание школы, показать ему его и рассказать, чем он здесь будет заниматься. Ребёнок должен воспринимать школу спокойно и уверенно, не бояться её.
  • Ребёнку нужно разъяснить его права и обязанности. Делать это нужно не строго, без насилия, с пониманием. Доверительные отношения с родителями помогут убедить даже самых непослушных детей. Нужно поставить вопрос так, чтобы ребёнок понял, что обязанности есть у всех, но вместе с обязанностями появляются и новые права и возможности.
  • Ребёнку нужно предоставлять возможность свободно распоряжаться своими обязанностями. Например, если необходимо сделать в комнате уборку, то ребёнок может выбрать удобное для себя время и сделать работу удобным для себя способом.
  • Не стоит ругать ребёнка за его ошибки. Ведь они в любом случае произойдут – ошибки человек совершает всегда и везде. Необходимо лишь обсудить с ребёнком его ошибки, разобрать их, проанализировать. Почему он получил плохую оценку на уроке? – потому что слишком много играл вместо того, чтобы делать домашнее задание. Такой разбор поможет в будущем предотвратить новые ошибки, научит ребёнка прогнозировать результаты своих действий и составлять план работы на длительное время вперёд.

Чего категорически делать нельзя

Данный кризисный период довольно сложен, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для психики ребёнка. Новые обязанности и социальные отношения нельзя навязывать, приучать к ним ребёнка насильно: ведь это приведёт его не к большей самостоятельности и ответственности, а лишь к большему «послушанию».

Ребёнок рискует так и остаться недоразвитым; отсюда проистекают и проблемы в обучении, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребёнку его социальную роль «сверху» — своё место в социальной системе он должен занять сам, опираясь на свои наблюдения, склонности и имеющийся жизненный опыт.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: как происходит изменение психики

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология объясняет просто — в связи с нежеланием подчиняться дисциплине и необходимостью принять правила поведения в обществе, у ребенка могут начаться проблемы с успеваемостью и уже упомянутый кризис.

Читать еще:  Психология как не кричать на ребенка

В 7-8 лет дети готовятся к новому этапу жизни. Он начнется, как только они пойдут в школу и перейдут ее порог. Но сложности в эмоциональном плане могут оказывать различное воздействие на личность ребенка. Поэтому важно, чтобы родители действовали правильно и вовремя помогали ему. В этот момент для него характерны изменения отношений с членами всей семьи и сверстникам, которые также, в той или иной мере подвергаются воздействию кризиса.

Проявления кризиса

Внимательно наблюдая за поведением ребенка, родителям будет несложно выявить определенные изменения в его характере.

В этот период у ребенка может наблюдаться:

  • паясничанье и клоунада;
  • постоянное передразнивание взрослых;
  • нелепое поведение;
  • вертлявость;
  • упрямство;
  • непереносимость критики;
  • копирование авторитетов (часто авторитетами становятся другие дети, обычно обладающие не самым примерным поведением);
  • желание казаться взрослее посредством отказа от детских игр.

Стоит отметить, что отмеченный возрастной психологией кризис 7 лет у ребенка у каждого дошкольника может проявляться в различных вариантах. Поэтому для его определения достаточно совпадения только части симптомов. Характер и поведение ребенка, в период кризиса, становятся нарочитыми и шутовскими. Это свойственно некоторым людям, однако если их действия могут казаться смешными и от этого правильными, то в случае с детьми напротив, окружающие будут чувствовать лишь недовольство.

Также стоит выделить несколько эмоциональных характеристик:

  • утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность;
  • агрессивность, либо замкнутость.

Во время кризисного периода дети могут начать кляузничать на сверстников, чтобы «подняться» в глазах взрослых.

В результате кризиса 7 лет возрастная психология у ребенка отмечает очень быстрое развитие личности. Изначальная дисгармония ребенка и окружающей среды, вскоре перетекает на следующий этап, приводящий к стабилизации состояния и созданию новой структуры личности, с которой функционирование в социуме становится возможным.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: советы родителям

При наступлении у ребенка кризисного периода, первое, что надо сделать родителям — перестать паниковать. Вскоре он будет самостоятельно действовать в любой жизненной ситуации. Это нормальный, естественный процесс, который при должном контроле пройдет совершенно безболезненно. Но стоит учитывать, что при неправильном подходе кризис способен затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

В результате кризиса ребенок приобретает собственное мнение и позицию, учится показывать свое отношения к различным событиям. Произойдет конструирование нового «Я» для продолжения работы с воображением и большего выбора действий при необходимости.

Итак, вот что следует предпринять родителям для наиболее безболезненного преодоления кризиса:

  1. Проявлять внимательность, продолжать также любить ребенка, но без сильной «привязки» его к себе. Необходимо позволить ему заиметь собственных друзей и круг общения. В некоторых случаях может потребоваться поддержка и ободрение. Главное — всегда иметь доброжелательные отношения в семье и поощрять общение ребенка со сверстниками.
  2. Дать больше свободы. Одна из главных причин кризиса — несоответствие родительских требований к возможностям и желаниям самого ребенка. Из-за этого стоит поразмыслить над некоторыми запретами — а они точно обоснованы? Ребенку необходима свобода и самостоятельность, поэтому надо постараться дать ему это.
  3. Изменить отношение к ребенку. Нужно начать учитывать его мнение. Он перестал быть малышом, поэтому родители должны понимать его.
  4. Сменить тон общения. Назидательный и приказной тон в этот период полностью теряют актуальность. Вместо того чтобы заставлять, необходимо стараться рассуждать и убеждать.
  5. Дать отношениям передышку, если они перешли в стадию «войны». Когда скандалы становятся бесконечными, лучшим вариантом решения проблемы станет отправление ребенка к родственникам на несколько дней. Это позволит остыть обеим сторонам. Разумеется, после возвращения ребенка родители должны проявлять самоконтроль и стараться больше не выходить из себя.

Не стоит забывать и о создании возможностей для интеллектуального развития. Познавательные книги, игры, беседы, чтение сказок и стихов значительно помогут, особенно если психологически подготовить ребенка к школе, рассказав ему о том, что может ожидать там.

В чем особенность кризиса 7 лет у ребенка — видео

Кризис 7 лет, его психологическое значение

Л.С. Выготский выделяет 2 симптома кризиса – манерничанье и кривляние и указывает, что 7 лет – это возраст «потери непосредственности». Поведение перестает быть естественным, непосредственным. Причиной этого он называет обобщение переживаний – момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием.

Согласно Л.И. Божович, источником кризиса 7 лет является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного поведения. Т.е. дети начинают мечтать о школе, привлекательными для них становятся «серьезные» дела, дети начинают тяготиться обществом младших дошкольников.

К 7 годам, как установила Е.З. Басина, происходит кардинальное изменение самооценки. До 6 лет ребенку характерно безусловное положительное отношение к себе независимо от конкретной сферы, по которой он должен оценивать себя . При этом ребенок ставит себя на самое высокое место. К 7 годам ответы меняются: во-первых, различаются Я-реальное и Я-идеальное по всем сферам; во-вторых, Я-реальное занимает свое положение чуть выше середины шкалы, что соответствует обычным ответам здоровых взрослых; в-третьих, Я-идеальное остается на верхней шкале, что отражает некоторый инфантилизм 7-леток.

Новые исследования позволили уточнить и расширить перечень симптомов кризиса 7 лет, который можно разделить на 3 категории симптомов.

Первая категория центрируется вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Симптомами, т.е. реакциями ребенка на правила взрослых могут быть следующие:

— Спор – ребенок оспаривает необходимость требуемого или время выполнения

— Непослушание – невыполнение привычных требований или установлений.

— Пауза – промежуток времени между обращением к ребенку и ответной его реакцией.

— Требовательность – настаивание на своем, напоминание об обещанном (навязчивое), «занудство»;

— Остальные симптомы: упрямство, хитрость, капризы.

Таким образом, ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей.

Почти одновременно возникают и собственные занятия, т.е. возникают самостоятельные занятия и стремление к самостоятельности. Это симптомы второй категории: возникновение новых видов продуктивной деятельности и стремление к выполнению некоторых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших ребенку.

В эту категорию входят и другие симптомы:

— Общие вопросы – в общении ребенка с родителями возникают новые темы, не связанные с ежедневным бытом.

— Школа – разговоры о школе.

Все эти симптомы (второй категории) свидетельствуют об изменении места ребенка в семейных отношениях, об эмансипации от близких взрослых, о стремлении занять новое место в системе отношений: встать в новую взрослую позицию по отношению к семье.

Симптомы третьей категории носят нейтральный характер, но демонстрируют взрослость. Это:

— Взрослое поведение – частный случай манерничанья и кривляния, когда ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне это выражается в демонстративной рассудительности, в поведении – в карикатурной взрослости;

— Внешний вид – внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Дети, надевая одежду, часто спрашивают: «Я теперь одет как школьник?» («–взрослый?»).

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. Для того чтобы объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины. Это подтверждают высказывания детей, например: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло». Это происходит потому, что ребенок считает, будто в центре всего (начиная с того, что окружает человека и до явлений природы) находится человек, что было доказано Ж. Пиаже, который показал, что у ребенка в дошкольном возрасте отмечается артификалистическое мировоззрение.

В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Читать еще:  Какие основные психологические подходы должен знать воспитатель

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

28. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее структура. Варианты развития психологической готовности к обучению и адаптация первоклассника к школе.

Готовность к школе — это и готовность к овладению высоко опосредствованными «внеситуативными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться.

Психологическая готовность ребенка к систематическому обучению (школьная зрелость) – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи.

Термин «адаптация » имеет латинское происхождение и означает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

В противном случае возможны 3 варианта неблагоприятного развития 6-7-ми летних детей (описаны А.Л. Венгером).

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей — обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно.

Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели — обратить на себя внимание, получить ободрение.

Уход от реальности — еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через так называемый кризис семи лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений -значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Когда ребенок вступает в кризис 7-ми лет, он вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность; он начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений.

В период кризиса семи лет проявляется то, что Л. С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (см. рис. 1) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка — его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как вести себя родителям в период детского кризиса 7 лет: психология ребенка и возрастные изменения

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

Кривляние и паясничание – характерные признаки кризисного периода

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.
Читать еще:  Агрессивный ребенок что делать советы психолога

После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×