221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод наблюдения в детской психологии

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

Читать еще:  Советы психолога родителям гиперактивных детей

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Методы детской психологии

Главная > Реферат >Психология

Методы детской психологии

Метод – способ, при помощи которого собираются научные факты.

Методы детской психологии:

1 Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребёнка. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребёнка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трёх условий: первое условие — ребёнок не знает, что он является объектом изучения; второе условие – наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически; третье условие – обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и не включенное.

Плюсами этого метода является:преднамеренность, целенаправленность, избирательность, планомерность, систематичность. Наблюдение эффективный метод психологического исследования. Минусы: трудоёмкость, медленное получение результатов.

2 Эксперимент: специально созданные условия для изучения психики ребёнка. Для эксперимента требуются картинки на белом фоне, но не следует использовать другой, ведь он может вызвать фоновые реакции.

Эксперимент – более объективный метод, чем наблюдение.

— лабораторный и естественный

— констатирующий и формирующий

В отличии от лабораторного естественный сохраняет достоинство наблюдения – естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений.

Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень развития изучаемого процесса, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.

Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств.

Плюсы: исследователь сам вызывает изучаемое им явление. Минусы: испытуемый знает, что над ним эксперементируют.

3 Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод. Беседа как метод исследования отличается от обычных разговоров с детьми по тем признакам, что она имеет чётко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются чётко, кратко и точно.

Беседа продолжается не более 10 – 15 минут.

Две формы беседы: с использованием дополнительного материала, такого, как сказки, картинки, рисунки, игрушки или как словесный диалог.

Плюсы: основной метод и дополнительный метод у психологов. Минусы: очень сложная форма работы, требующая от исследователя многих специальных умений и опыта.

4 Разнообразие видов деятельности малыша в возрасте от трёх до семи лет приводит к тому, что особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов детской деятельности (сказки, стихи, рассказы, рисунки, конструкции, аппликации, песенки)

Богатейший материал для исследования дают сказки, сочинённые ребёнком. Они не только позволяют судить о развитии воображения и связной речи, но и помогает выявить интерес дошкольника, сформированность у него этических инстанций и моральных суждений, а также образного обобщения.

Плюсы: имеет большое значение для науки и для практики. Минусы: метод анализа продуктов деятельности чисто используется совместно с другими методами, наблюдениями, беседой.

Читать еще:  Нейропсихологические упражнения для детей 3 лет

Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология»; И.В. Дубровина « Психология»; М.В. Гамезо, И.А. Домашенко «Атлас по психологии»

Вопросы для самопроверки:

1 Что такое метод?

2 Перечислите методы детской психологии?

3 Какой метод более объективны?

4 Какие условия используются в наблюдении7

5 Назовите виды эксперимента?

6 Какой метод можно включить в эксперимент?

Вопрос: Наблюдение как один из основных методов детской психологии

1. Определение наблюдения как метода психологического исследова­ния. Требования к научному наблюдению.

2. Виды наблюдения.

3. Дневник наблюдения.

4. Применение метода наблюдения для изучения психологических особенностей ребенка.

Наблюдение. Это целенаправленное, систематическое восприятие психи­ческих проявлений. Для педагога этот способ изучения ребенка будет, несо­мненно, основным, так как он органически вписывается в структуру педаго­гической деятельности. Научное наблюдение отвечает ряду требований.

Постановка четкой цели и планирование определяют заранее, что именно будет фиксироваться в поведении, реакциях, действиях ребенка. Это входит в программу наблюдения. Она должна быть достаточно детальной. Студент подтверждает данное положение примером программы какой-либо конкрет­ной ситуации наблюдения. Программа наблюдения поможет концентрации внимания исследователя на решении поставленной задачи.

Точность регистрации фактов. Наблюдению подлежат внешние про­явления психических явлений: мимика, пантомимика, речь, вокализации, некоторые вегетативные реакции и т.п. При этом запись может быть сплошной и выборочной. Студент объясняет, что значит сплошная и вы­борочная запись фактов поведения ребенка.

Область применения метода наблюдения для изучения психологиче­ских особенностей ребенка чрезвычайно широка. С помощью наблюде­ния возможно изучение у дошкольника познавательных психических процессов. Например, особенностей мышления в проблемных, необыч­ных для ребенка ситуациях. Многие личностные характеристики также возможно изучать посредством наблюдения (самооценку — в процессе совместной деятельности со сверстниками; эмоции и чувства — во время общения и т.п.). Некоторые особенности личности ребенка (например, характер) возможно изучать только с помощью наблюдения.

Наблюдение как метод психологического исследования незаменимо в работе с детьми раннего возраста, когда применение других методов в силу возрастных особенностей детей либо ограничено (эксперимент, тест), либо вообще невозможно (беседа, социометрия).

Раскрывая эту часть вопроса, студент подтверждает указанные поло­жения примерами использования наблюдения в исследовательской работе воспитателя детского сада.

1. Белкина В.Н. Психология ребенка раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. М., 2005.

2. Белкина В.Н., Шкатова Т.Г. Детская психология: семинарские за­нятия и лабораторный практикум: Учебное пособие. Ярославль, 2008.

3. Мухина B.C. Детская психология. М., 2005.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав

Методы психологии в дошкольной педагогике
статья на тему

М. Я. Басов; Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет, наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли. Они воспринимают исследования как обычное общение.

Скачать:

Читайте также:

  1. IV Амортизация основных средств.
  2. А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
  3. А)Изоляция контактировавших с больным и медицинское наблюдение за ними, экстренная профилактика у контактировавших с больным
  4. А.Р.Лурия: его вклад в различные отрасли психологии.
  5. Актуальные проблемы клинической психологии.
  6. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
  7. Амортизация основных средств
  8. Амортизация основных средств в бухгалтерском учете.
  9. Амортизация основных средств в налоговом учете.
  10. Амортизация основных средств предприятия
ВложениеРазмер
metody_psihologii_v_doshkolnoy_pedagogike.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Кузьмина Татьяна Петровна

Воспитатель ГБДОУ №40 комбинированного вида

Методы психологии в дошкольной педагогике

Сравнительный метод , который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предусматривает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп, с целью выявления его динамики;

Лонгитюдный — предусматривает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

Комплексный — в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи)

Наблюдение — целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка, учителя или родителя в естественных для них условиях. За ребенком можно понаблюдать во время урока или игры со сверстниками, за родителем — во время праздника, организованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно наблюдаемые параметры поведения, а не интерпретировать их .

М. Я. Басов; Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли. Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ди заборы отличаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюденияеження.

Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Для его проведения у испытуемого должен быть сформирован высокий уровень абстрактно-логического мышления и способность к рефлексии. Дети-дошкольники легче нарисуют свое состояние, чем будут рассказывать о нем.

Эксперимент — метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі

Беседа -метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы

Чтобы эффективно использовать время беседы, необходимо, чтобы ответы детей были информативными Для этого исследователю также нужно правильно формулировать свои вопросы уместны обращения такого типа: «роскошных говори, как «,» в какие игры вы играете? «,» Объясни, почему твоя любимая сказка «Способность ребенка свободно чувствовать во время беседы возрастает, если она проводится в игровой форме с использованием игровых момент ей, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора Кроме игрушек, беседы могут проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек, строительного материала и т.д. Особенно важно использовать нао ческий материал в беседах с дошкольниками время, беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка, его речиозвитку самосвідомості дитини, її мовлення.

беседа должна быть непринужденной, доброжелательной

Анализ продуктов деятельности — это один из вспомогательных методов психологии К нему относятся анализ рисунков, определенных изображени

сказок, рассказов, конструкций, аппликаций, школьных тетрадей и т.д. С помощью оценки продуктов детской деятельности психолог пытается реконструировать процесс деятельности, определить основные его в этапы, трудности, преимущества Значительная часть работ ребенка носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления Продукты деятельности отражают умение и навыки ребенка, свойства его личности, которые обеспечивают выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д. При этом становятся Заметим ними слабо развитые качества ребенка, узловые проблемы ее развития Схема анализа продуктов детской деятельности включает выделение основных критериев анализа, систему тех психических качеств ребенка, забей зпечилы получения соответствующих продуктов деятельности Этот метод может применяться в отношении работ одного ребенка, выполненных в течение длительного времени, или работ разных детей, т.е. анализ продуктов деятельно ости включает элементы сравнениявняння.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований Он устанавливает «вертикальные» генет тические связи между уровнем развитияу.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности

Рассмотрим более подробно эмпирические методы исследования, которые могут и должны использоваться в практике учителя

применение метода моделирования в психологических исследованиях.Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов ирезультатов психической деятельности — моделирование психики ; 2) организация, воспроизведение тогоили иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности(напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием .

Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, которыйзаключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей ииспользовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полнотеотражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блоксхемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенныйпереход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественнойимитации ее структуры и механизмов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Как я понимаю значение своей профессии.

Представленная игра «Что за слово» включает вопросы на темы дошкольной педагогики и психологии.Игру можно проводить для двух команд, можно и для выявления индивидуального победителя. Участникам необхо.

Различные методы, которые могут быть использованы при воспитании детей.

Итоговая работа курса профессиональной переподготогвки по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».

Искусство воспитания имеет ту особенность,что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически ил.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector