221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод сказкотерапии в психологии

Сказкотерапия

Все мы выросли на сказках. Наверное, нет такого человека, у которого бы детство не ассоциировалось со сказкой. Тысячелетиями из уст в уста передаются сказочные истории, предания, былины, мифы. Интересно, что времена меняются, а традиция рассказывать сказки не исчезает. Наши предки, воспитывая детей, рассказывали им сказки как поучительные истории. С середины XIX века сказка становится объектом исследований филологов и лингвистов, а чуть позже на неё обращают своё внимание психологи. Например, Карл Густав Юнг и его последователи считали, что в сказках зашифрованы некие коды человеческих взаимоотношений, конфликтов, универсальные архетипы коллективного бессознательного. Сказка помогает разрешать архетипические конфликты, выводить напряжение вовне. Способность сказки лечить душу замечали ещё лекари Древнего Востока, которые применяли её на практике. Таким образом, рассказывание сказок можно назвать самым древним методом практической психологии, применяющимся человечеством интуитивно.

А вот современный научный метод «Сказкотерапия» достаточно молодой. Как отдельное направление психотерапии он зародился более 20 лет назад в Санкт-Петербурге, где в 1998 году открылся Институт сказкотерапии (сейчас его правопреемником стал Международный Институт Комплексной Сказкотерапии). Автором метода считается Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Идея создания возникла в поиске более мягкого и деликатного метода психологической помощи как для детей, так и для взрослых. Так появилась мысль «упаковывать» обычные психологические техники в сказочную оболочку. Сказки – хранители информации. Все эмоциональные переживания и трудности, с которыми сталкивается человек в своей жизни, не новы, всё это уже было бесконечное множество раз с другими людьми во все времена. И опыт решения многих проблем, опыт человеческих взаимоотношений и решения сложных жизненных ситуаций зашифрован в сказочных историях. И психологам-сказкотерапевтам остаётся только эти шифры разгадать и научить людей пользоваться полученными знаниями.

Сказкотерапия – направление арт-терапии (лечения искусством), использующее сказки для решения психологических проблем индивида. В своей работе его применяют не только психологи и психотерапевты, но также воспитатели, учителя, врачи и даже режиссёры, актёры, художники и литераторы.

Сказкотерапию можно назвать самым детским методом психологической помощи, так как её воздействие направлено на ребенка, который живёт внутри каждого из нас. Особенность метода в том, что он практически не имеет возрастных ограничений – начинать работать с малышом можно, как только он станет понимать обращенную речь (с года–полутора лет). Чаще всего сказкотерапию применяют для работы с детьми и подростками, тем не менее, она подходит и для взрослых клиентов. Сказкотерапевт действует мягко и ненавязчиво, он не поучает и не наставляет, но в то же время на примерах вымышленных сказочных персонажей помогает ребёнку уяснить простые человеческие истины, понять, что хорошо, а что плохо, задаёт правильные психологические установки, помогая справиться с проблемой, найти выход из трудной ситуации, при этом не озвучивая её напрямую, а смоделировав в сказочном повествовании.

Для ребёнка сказка – это способ познания. При помощи сказочных образов, метафор, сюжетов, он знакомится с окружающим миром и отношениями между людьми. При этом сказки понятны, слушать их интересно и увлекательно, они развивают мышление, аналитические способности, фантазию, учат находить выходы из любых жизненных ситуаций.

Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи сказкотерапии, довольно широк, вот лишь некоторые из них:

  • различного рода страхи, фобии;
  • психосоматические расстройства;
  • гиперактивность, тревожность;
  • поведенческие расстройства;
  • заикание;
  • проблемы с самооценкой;
  • невротические расстройства (энурез, энкопрез, расстройства сна, аппетита, речи);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • детские капризы;
  • депрессия;
  • проблемы с социализацией, общением, адаптацией в коллективе (например, при переходе из детского сада в школу);
  • детская ревность;
  • переживание потери (близких людей или домашних животных);
  • проблемы ребёнка, страдающего от негативного психологического климата в семье.

В зависимости от ситуации сказкотерапевт может использовать в работе какую-нибудь известную сказку или сочинить её вместе с ребёнком, или предложить клиенту придумать её самостоятельно.

Основные функции сказок:

  • передача ребёнку определённых знаний, умений, и навыков (для этого существуют так называемые дидактические сказки. В конце такой сказки помещается нетрудное задание для проверки и повторения полученной информации);
  • влияние на становление и развитие личности, формирование и укрепление её качеств;
  • коррекция имеющейся психологической проблемы (задача сказкотерапевта показать сначала неэффективный путь выхода из сложной ситуации, а затем уже указать на существующие альтернативные способы. После прочтения сказки очень важную роль играет обсуждение услышанного, необходимо, чтобы первым высказался клиент);
  • воздействие на психику человека, оказание поддержки в сложной психологической ситуации, укрепление веры в себя (для этих целей применяются былины, притчи или сказания, исполненные мудростью поколений в вопросах взаимоотношений между людьми и человека с миром);
  • снятие напряжения (достигается при помощи медитативных сказок. Специалисту необходимо увлечь слушателя, полностью расслабить его и повести за собой в сказочный мир, буквально погрузив его в свою историю. Такие сказки воздействуют непосредственно на бессознательное).

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Коррекция сказкотерапией

После выявления проблемы, которую необходимо скорректировать, сказкотерапевт может сам написать подходящую для конкретного ребёнка сказку или предложить малышу сочинить её вместе. Важно, чтобы история развивалась по определённому алгоритму. В начале происходит знакомство с главным героем (для маленьких детей лучше использовать образы животных, а детям с пяти лет можно рассказывать про волшебников и принцесс. В зависимости от возраста ребёнка сюжет сказки усложняется). Затем главный герой сталкивается с какими-то трудностями, которые очень похожи на проблемы малыша. Далее даётся подробное описание того, каким образом главный герой решает справиться со сложностями, возникшими на его пути. Затем герой превозмогает трудности, извлекает из случившегося урок и живёт лучше прежнего. Ребёнку интересно слушать сказку, он подсознательно сравнивает себя с главным героем, хочет подражать ему и незаметно для себя усваивает то, что хочет донести до него сказкотерапевт. Кроме того, сочиняя сказку вместе с ребёнком, специалист может предложить несколько способов решения проблемы главного героя и вместе с малышом выбрать наиболее правильный. Такой подход учит думать, всесторонне анализировать ситуацию и свои действия.

На примере художественных (народных или авторских) сказок также можно наглядно показать ребёнку, как разрешить те или иные сложности, какие черты характера лучше развивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Сказкотерапия подходит не только для индивидуальной работы, но и для групповой. Занятия с несколькими детьми возможны, например, в детском саду или в школе. Также психолог может проводить групповые сеансы сказкотерапии с детьми из одной семьи, переживающими какое-то общее потрясение (утрата близкого, развод родителей, переезд на новое место жительства).

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Читать еще:  Воспитание мальчика 10 лет советы психолога

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Читать еще:  Наблюдение в возрастной психологии

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8 – 9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2 – 3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3 – 4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4 – 5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5 – 6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Читать еще:  Психология мальчиков 12

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10 – 12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сказкотерапия для детей и взрослых как метод психологической коррекции

На протяжении веков старшее поколение рассказывало младшим сказки, былины, всевозможные притчи и т.д. При этом они остаются не только средством развлечения и проведения досуга, но и передачи жизненного опыта, правил поведения и устоев, сформировавшихся в обществе. Сказкотерапия – это еще и метод лечения.

Сказкотерапия – что это?

Речь идет о методе, позволяющем развить в человеке творческие способности, расширить сознание, научиться конструктивно взаимодействовать с окружающим миром и побороть в себе внутренние страхи и комплексы. Сказкотерапия как метод психологической коррекции изучался многими известными психологами – Фрейдом, Зинкевич-Евстигнеевой, Лисиной, Вачковым и др. Особую важность сказка имеет для ребенка, ведь вовремя рассказанная былина может иметь тот же эффект, что и психологическая консультация для взрослого.

Сказкотерапия в психологии

Лечение сказкой помогает профессионалу решать его повседневные задачи. Сказкотерапия в психотерапии выступает не просто особым направлением, а вмещает в себя достижения педагогики, психологии, психотерапии, философии и традиций многих культур. Самые разные проблемы детей и взрослых – агрессивность, замкнутость, фобии, страхи и другие поддаются коррекции сказками. Особую роль в психологическом воздействии играет метафора. От точно подобранной метафоры зависит эффективность сказкотерапевтического приема.

При этом для каждого клиента подбирается соответствующий его проблеме жанр – детектив, любовная история, фэнтези, легенда, былина, миф и др. При работе с ребенком даже нет надобности что-то анализировать и делать выводы: работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне. При этом специалист устраняет не симптомы проблемы, а саму причину и в этом заключается главное преимущество сказкотерапии.

Сказкотерапия – виды сказок

Сказки делят по жанрам, по отдельно взятым детским проблемам и др. Выделяют следующие виды сказкотерапии:

  • дидактические сказания;
  • психокоррекционные;
  • психотерапевтические;
  • медитативные.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева включает в этот список еще и народные, художественные, авторские народные выдумки. К народным относят мифы и легенды, в которых волшебство и чудеса способствуют духовному развитию, животные воспитывают сострадание, а всевозможные страшилки помогают подготовиться и стойко перенести жизненные невзгоды. Художественные произведения вмещают весь опыт и наработки прошлых поколений, а авторские выдумки помогают тем, кто потерял надежду и не видит выхода из сложившегося положения.

Психологические сказки

Такие виды сказок берут на себя следующие функции:

  1. Воспитывают ребенка. Посредством услышанного малыш учится жить в социуме, перенимает правила и нормы поведения, принятые в обществе, усваивает моральные императивы.
  2. Психологические сказки для взрослых учат ответственности, стойкости перед жизненными невзгодами, заботе о ближних. Ведь в таких историях добро всегда побеждает зло, но главному герою приходится потрудиться, чтобы правда восторжествовала.
  3. Являются инструментом норратива – повествования. При этом слушающий накладывает рассказ о чужой жизни на сценарий собственной, что формирует правильную модель поведения.
  4. Психотерапии. Сказкотерапия помогает человеку избавиться от проблем, фобий и страхов.

Психотерапевтические сказки

Эти рассказы раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают взглянуть на ситуацию под другим углом. У них не всегда бывает счастливый конец, но значение неизменно проникновенно и проницательно. Такие приемы сказкотерапии заставляют человека задуматься о смысле жизни, отношении к близким и своей второй половинке, проблемах смерти и бытия и т.д. Специалист использует такие рассказы в тех случаях, когда другие психологические техники не дают результата. Путем философствования на выбранную тему удается достичь нужного эффекта.

Психокоррекционные сказки

Метод помогает ребенку осознать свою проблему и найти конструктивный выход из нее. При создании рассказа в его основу кладут идентичную проблему, но не имеющую прямого сходства с уже имеющейся. В ходе повествования вырисовывается замещающий опыт, который психолог и предлагает ребенку для решения своей проблемы. Тем, кто интересуется, какие виды сказок использует специалист, можно ответить, что в сюжете главный герой всегда сталкивается с той же проблемой, что и ребенок. В результате находит правильное решение, справляется с трудностями и извлекает урок из своих действий.

Медитативные сказки

Уже по названию легко понять, что такие рассказы сродни медитации. Их читают, создав определенные условия: приглушив свет, включив подходящую для релаксации музыку и заняв удобную позу. Подобная методика сказкотерапии позволяет полностью погрузиться в процесс для накопления положительного образного опыта, избавиться от психоэмоционального напряжения и создать лучшую модель взаимоотношений, развить личностный потенциал. Отличительной особенностью этого вида сказок является полное отсутствие злых героев и конфликтов.

Дидактическая сказка

Этот тип самый простой и ненавязчивый. Его часто применяют при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Методы сказкотерапии в этом случае преследуют цель передать ребенку какой-то новый навык, знание или умение. Закрепить результат помогает небольшое задание, которое малыш выполняет дома. Дидактические сказки могут быть предназначены и для взрослых, например, рассказывать о необходимости предохраняться. Но в основном их применяют по отношению к детям, помогая научиться вежливости и тактичности, усвоить правила дорожного движения и др.

Сказкотерапия для взрослых

Работать со сказкой можно самыми разными способами:

  1. Обсудить уже существующую былину.
  2. Сочинить сказку самостоятельно.
  3. Инсценировать уже написанный рассказ. То есть разыграть его как в театре.
  4. Выразить свои эмоции с помощью бумаги, кисти и красок.

Сказкотерапия как метод психокоррекции большое значение придает сочинительству, так называемым клиентским сказкам. При этом само написание рассказа осуществляется в три этапа:

  1. Замедление. Этот творческий процесс призван успокоить и настроить человека на написание рассказа. Психолог может предложить ему немного отвлечься и нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или поработать с глиной. Настроиться помогает и чтение специально отобранной сказки.
  2. Написание истории. Сказкотерапия – это непосредственный перенос на бумагу своих эмоций, чувств, переживаний, выраженных в форме волшебного творчества.
  3. Прочтение рассказа, завершение. На этом этапе клиент зачитывает специалисту свою историю, а после они вместе разбираются, в чем смысл сюжета, что хотел человек этим сказать.

Примеры сказок для взрослых:

  1. Сказка о счастливой Звезде.
  2. Сказка про Триединое Государство.

Психология жертвы – сказкотерапия для взрослых

Существует немало пособий и методик, использующих терапию сказками в качестве помощи людям с установками на поведение жертвы. Особый интерес представляет такая сказкотерапия для женщин. Известный автор М. Одинцова так и назвала свою книгу: «Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых». В своей работе она растолковывает само понятие «жертва», описывает, как такая модель поведения подавляет личностный потенциал, не давая развиваться и расти. Цель сказкотерапии – преодолеть пораженческую психологию и выйти на новый – конструктивный уровень жизненного творчества.

Сказкотерапия – уверенность в себе

Неуверенные в себе люди просто малоинформированные, ведь неуверенность – это незнание. Однако, напрямую диктовать правила поведения и говорить: «Делай то и делай так», нельзя, ведь это вызовет обратную реакцию. Сказкотерапия со взрослыми и маленькими детьми заключается в том, чтобы подтолкнуть человека измениться. Сказка ничего не навязывает и не диктует, а просто предлагает различные пути решения проблемы.

Сказкотерапия в бизнесе

Практика сказкотерапии приносит свои плоды не только в образовании, психологии, но и профессиональной деятельности. На всевозможных тренингах и семинарах специалисты приводят в пример сказки, которые учат общаться с коллегами и партнерами. Актуальность сказкотерапии остается высокой, ведь это мощный инструмент ведения бизнеса. Сказочные истории иллюстрируют основные принципы работы в команде, помогают осознать деструктивность техник манипуляции и др. С их помощью можно сформировать личный и командный бренд, продвинуть свой товар или услугу на рынке.

Сказкотерапия – книги

К популярным изданиям относят:

  1. «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку» И.В. Вачкова. Его книги по сказкотерапии предназначены для учителей, психотерапевтов, студентов. Они помогают развить в себе потенциальные способности, реализовать мечту, приобрести знания, которые помогут в жизни.
  2. «Сказки и сказкотерапия» Д. Соколова. Книгу написал терапевт по профессии и сказочник по жизни. В основе рассказанных историй лежат психологические теории и психотерапевтические техники, которые автор отработал на себе сам. Многие из них использовались в реальной терапевтической работе с пациентами.
  3. «Психотерапевтические сказки и игры» С.А. Черняевой. В издании собраны сказочные истории и методические рекомендации по работе с ними. Приводятся примеры работ и описания игр, которые можно применить в психотерапии. Сказкотерапия может помочь родителям, имеющим проблемных детей, психологам, педагогам и др.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector