221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы детской психологии и их классификация

Классификация методов детской психологии. Основные и вспомогательные методы исследования

Основываясь на методологических принципах, а также системности, комплексности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов.

Организационные методы. Метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития. Сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Лонгитюдный метод прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Метод срезов и лонгитюдный метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом.

Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях с детьми. Бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований: — четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность, планомерность.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления.

Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования: лабораторный, естественный, формирующий (изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием).

Любой вид эксперимента включает следующие этапы:

1. Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче.

2. Планирование хода эксперимента.

3. Проведение эксперимента: сбор данных.

4. Анализ полученных экспериментальных данных.

Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Классификация: тесты вербальные и тесты практические; групповые и индивидуальные; тесты интеллекта и тесты личности; тесты скорости и тесты результативности; компьютерные тесты.

Социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Беседа — широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Интервью как специфическая форма беседы.

Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов деятельности.

Экспертная оценка как метод изучения также может быть определена в ходе беседы, интервью.

Проективные методы — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать.

группы проективных методик:

1) конститутивные — структурирование стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха);

2) конструктивные — создание из деталей осмысленного целого (например, тест Мира);

3) интерпретативные — истолкование события, ситуации (тест тематической апперцепции);

4) катартические —игровая деятельность в организованных условиях (психодрама);

5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему ( «Дом-дерево—человек»);

6) импрессивные — предпочтение одних стимулов другим (выбор цвета в методике Люшера);

7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Классификация методов детской психологии. Основные пути исследования детской психики

1 группа отличается по организационным критерием и включает:

* сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предполагает одновременное изучение определенного психического явления вразных возрастных групп с целью выявления его динамики;

* лонгитюдный — предполагает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

* комплексный— в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи).

2 группа это эмпирические методы (исследовательские), к которым относятся:

* наблюдения; * самонаблюдения; * эксперимент — естественный, лабораторный.

3 группа — психодиагностические методы — проявляют актуальный уровень развития психики или личности ребенка (тесты).

4 группа — дополнительные методы, которые сами по себе не обеспечивают достаточной объективности результатов — анализ продуктов деятельности, анализ классных и школьных документов, биографические методы, беседа, интервью.

5 группа — методы обработки результатов, включающих количественную обработку методами математической статистики (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы) и качественную обработку путем дифференциации результатов по типам, видам, вариантами, их категоризацию.

Можно выделить три основные стратегии исследований – исследование путем «поперечных срезов», «продольное» изучение (лонгитюдная стратегия) и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования (формирующая стратегия). Исследование путем «поперечных срезов». Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому либо существенному признаку – возрасту, полу, времени пребывания в образовательном учреждении, и сравниваются по уровню развития какой-либо психологической характеристики. Недостатком этой стратегии является то, что мы почти ничего не можем узнать о природе и движущих силах самого процесса развития. Кроме того, при таких массовых обследованиях, когда полученные результаты усредняются, невозможно учесть индивидуальные особенности, которые могут быть значительными. При «продольном» (логитюдном) исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении продолжительных отрезков жизни. Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а иногда даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике и в содержании психического развития. Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях Л.С. Выготского, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально-генетического исследования мы не просто измеряем, то или иное психическое явление, а стремимся его активно сформировать, исходя из предположений о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Особое значение данной стратегии заключается в том, что на ее основе создаются эффективные методы не только изучения, но и обучения и воспитания детей.

Читать еще:  Как воспитать сына настоящим мужчиной советы психологов

Наблюдение как метод детской психологии. Виды и техника наблюдений. Особенности организации стандартизированного наблюдения

Наблюдение — это систематическое целенаправленное прослеживание проявления психики человека в определенных условиях. Различают два виданаблюдения: сплошное и выборочное. Сплошное — когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. При выборочном наблюдении внимание обращается только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие требования: — предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. — проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. — наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах, наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности систематичным. Важно учитывать ранее полученные сведения (соблюдать преемственность). Метод самонаблюдения (в виде самоконтроля) не является самостоятельным, основным методом познания сущности психических явлений. Беседа, устная/письменная имеет целью выяснение ограниченного круга вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, причем содержание беседы определяется заранее, продумывается план выяснения намеченных вопросов (требуется спец.подготовка, время на проведение исследования). Устный опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психич. процессов. Возможны наблюдения при помощи технических средств (видео, диктофона)

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 737 ;

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Читать еще:  Психология возрастные особенности детей

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Классификация методов детской психологии

В психологических исследованиях изучаются психические факты, их механизмы и закономерности. Главной особенностью психического факта является то, что он составляет внутреннее существо человеческого поведения, а потому доступен изучению лишь косвенно (С. Л. Рубинштейн, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, А. В. Петровский). Например, ребенок испытывает радость от того, что нарисовала рисунок: улыбается, демонстрирует рисунок взрослым, комментирует свой успех. Однако само переживание радости остается скрытым. Опосредованное изучение психических явлений означает, что исследователь опирается на внешние их показатели — действия ребенка и его речи — где объективируются (выявляются) психические процессы и состояния. Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи.

Специфика предмета детской психологии определяет и особенности психологического исследования. Изучение психики ребенка составляет сложную задачу ученых, а также педагогов. Средствами психологического исследования выступают методы — определенные пути сбора научных фактов, которые затем служат предметом теоретического анализа. Методы психологии отражают специфику психологических фактов или явлений.

Методы детской психологии можно разделить на четыре группы.

1 группа отличается по организационным критерием и включает:

o сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предполагает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп с целью выявления его динамики;

o лонгитюдный — предполагает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

o комплексный — в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи).

2 группа это эмпирические методы (исследовательские), к которым относятся:

o эксперимент — естественный, лабораторный.

3 группа — психодиагностические методы — проявляют актуальный уровень развития психики или личности ребенка (тесты).

Читать еще:  Нейропсихологические упражнения для детей 3 лет

4 группа — дополнительные методы, которые сами по себе не обеспечивают достаточной объективности результатов — анализ продуктов деятельности, анализ классных и школьных документов, биографические методы, беседа, интервью.

5 группа — методы обработки результатов, включающих количественную обработку методами математической статистики (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы) и качественную обработку путем дифференциации результатов по типам, видам, вариантами, их категоризацию.

ВЫВОДЫ о классификации методов детской психологии:

— Исследование психических фактов ребенка носит опосредованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, прежде всего в речи и поведении;

— Методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности.

Наблюдение как метод детской психологии

Наблюдение предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов согласно объектом. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог

М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ребенка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых. Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения.

Различают несколько видов наблюдения:

полное и частичное;

включено и невключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речь или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. В то же время этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первый попавшийся проявление поведения может быть интерпретирован как закономерный и устойчивый. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разноцветная палитра фактов, и очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:

— Требовательность как устойчивая характеристика личности малыша;

— Переутомление или болезнь ребенка;

— Переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;

— Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.

Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены. искаженно. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичностью взгляда» на ребенка, предполагает обращение к мнению родителей и других взрослых, которые работают с ней.

Проведение наблюдений за поведением ребенка требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задачи фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола — «фотографический запись», который, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп. Запись подробно отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на нее.

Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.

Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет сбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, потому что не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамику исследования, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования — эксперимент.

ВЫВОДЫ о наблюдении как метод детской психологии:

— Психологическое наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов;

— К проведению психологического наблюдения составляют его план, определяют цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов;

— Чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения;

— Объективность результатов наблюдения определяется его систематичностью и беспристрастной позиции исследователя;

— Проведение психологических наблюдений за поведением ребенка требует специальной подготовки исследователя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector