221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы детской психологии таблица

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

Читать еще:  Развитие ребенка в 4 года девочка психология

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Классификация методов детской психологии

В психологических исследованиях изучаются психические факты, их механизмы и закономерности. Главной особенностью психического факта является то, что он составляет внутреннее существо человеческого поведения, а потому доступен изучению лишь косвенно (С. Л. Рубинштейн, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, А. В. Петровский). Например, ребенок испытывает радость от того, что нарисовала рисунок: улыбается, демонстрирует рисунок взрослым, комментирует свой успех. Однако само переживание радости остается скрытым. Опосредованное изучение психических явлений означает, что исследователь опирается на внешние их показатели — действия ребенка и его речи — где объективируются (выявляются) психические процессы и состояния. Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи.

Специфика предмета детской психологии определяет и особенности психологического исследования. Изучение психики ребенка составляет сложную задачу ученых, а также педагогов. Средствами психологического исследования выступают методы — определенные пути сбора научных фактов, которые затем служат предметом теоретического анализа. Методы психологии отражают специфику психологических фактов или явлений.

Методы детской психологии можно разделить на четыре группы.

1 группа отличается по организационным критерием и включает:

o сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предполагает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп с целью выявления его динамики;

o лонгитюдный — предполагает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

o комплексный — в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи).

2 группа это эмпирические методы (исследовательские), к которым относятся:

o эксперимент — естественный, лабораторный.

3 группа — психодиагностические методы — проявляют актуальный уровень развития психики или личности ребенка (тесты).

4 группа — дополнительные методы, которые сами по себе не обеспечивают достаточной объективности результатов — анализ продуктов деятельности, анализ классных и школьных документов, биографические методы, беседа, интервью.

5 группа — методы обработки результатов, включающих количественную обработку методами математической статистики (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы) и качественную обработку путем дифференциации результатов по типам, видам, вариантами, их категоризацию.

ВЫВОДЫ о классификации методов детской психологии:

— Исследование психических фактов ребенка носит опосредованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, прежде всего в речи и поведении;

— Методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности.

Наблюдение как метод детской психологии

Наблюдение предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов согласно объектом. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог

М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ребенка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых. Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения.

Читать еще:  Психология воспитания мальчика 7 лет

Различают несколько видов наблюдения:

полное и частичное;

включено и невключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речь или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. В то же время этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первый попавшийся проявление поведения может быть интерпретирован как закономерный и устойчивый. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разноцветная палитра фактов, и очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:

— Требовательность как устойчивая характеристика личности малыша;

— Переутомление или болезнь ребенка;

— Переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;

— Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.

Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены. искаженно. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичностью взгляда» на ребенка, предполагает обращение к мнению родителей и других взрослых, которые работают с ней.

Проведение наблюдений за поведением ребенка требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задачи фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола — «фотографический запись», который, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп. Запись подробно отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на нее.

Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.

Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет сбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, потому что не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамику исследования, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования — эксперимент.

ВЫВОДЫ о наблюдении как метод детской психологии:

— Психологическое наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов;

— К проведению психологического наблюдения составляют его план, определяют цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов;

— Чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения;

— Объективность результатов наблюдения определяется его систематичностью и беспристрастной позиции исследователя;

— Проведение психологических наблюдений за поведением ребенка требует специальной подготовки исследователя.

Методы детской психологии

В зависимости от понимания предмета науки существуют и разные методы его изучения; разные взгляды на предмет науки порождают разные стратегии исследования.

1 этап развития психологии (Древняя Греция, Рим) — душа. Стратегия исследования определяется теми целями и задачами, которые стоят перед наукой на данной этапе. На первом этапе развития психологии основной задачей является накопление фактов и решению этой задачи соответствует стратегия наблюдения (В Прейер «Душа ребенка»).

2 этап. Предмет исследования — сознание. Основной метод — интроспекция. Задача данного этапа — изучение того или иного явления. Для этого соответствует стратегия «констатирующего эксперимента» (позволяет констатировать особенности развития детей). Но данный вид эксперимента не дает возможности выявить, что происходит за воспринимаемой картиной; не подводит к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

3 этап. Предмет науки — поведение. Методы: наблюдение, эксперимент, тест, беседа. Задачей выступает потребность узнать и увидеть причины психического развития. Этому способствует стратегия «формирующего эксперимента», суть которого: исследование формирования психических процессов психики ребенка. Л.С.Выготский вводит экспериментально-генетический метод (развивающий эксперимент), который позволяет выявить особенности развития высших психических функций.

Читать еще:  Психологические сказки сказки 3 года

В рамках последней стратегии существует несколько направлений:

  1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, согласно которой развитие высших психических функций связано с употреблением речи, символов и знаков — без этого нет индивиудального развития.
  2. Концепция деятельности А.НЛеонтьева. Всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и после становится функцией самого организма. Развитие происходит от деятельности к функции.
  3. Теория формирования умственных действий. Формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, через речевую форму переходя в умственный план.

Контрольный эксперимент позволяет выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

Метод — это путь познания, способ исследования, посредством которого познается предмет науки. В науке существуют следующие методы изучения психики ребенка: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности); методы обработки данных (количественные, качественные)

В детской психологии выделяют: основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (дополнительные) методы: беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение. Виды (сплошное; выборочное; включенное; скрытое; одноразовое; длительное). Цель использования — точное и систематическое описание в течение более или менее длительного времени особенностей поведения, деятельности ребенка, которые выполняются в естественных условия

Достоинства: исследование ребенка в естественных условиях; получение предварительных фактов. Недостататки: трудоемкость; ожидание возникновения интересующих явлений; невоспроизводимость ряда явлений.

Эксперимент. Виды: констатирующий; формирующий; контрольный; естественный; лабораторный.

Цель: целенаправленный вызов и исследований интересующих явлений психики.

Достоинства: исследователь сам может создавать и видоизменять условия исследования; — можно проводить с большим количеством испытуемых

Недостатки: высокая психологическая образованность исследователя; искажение картины поведения ребенка или отказ от деятельности при необычных лабораторных условиях.

Тест. Виды: экспресс; срезовый. Цель: краткий экспериментальный метод для выявления уровня психического развития. Достоинства: краткость; стандартизированность; большое количество испытуемых. Недостатки: не учитывается психологический анализ ответов испытуемых; недостаточная объективность ответов

Беседа. Цель: четкая формулировка вопросов для уточнения каких-либо особенностей поведения ребенка. Достоинства: общение ребенка со взрослым; необычные факты, получаемые в результате беседы с малышом. Недостатки: использование только с 4-х лет; неумение ребенка выразить в словах свои мысли и переживания; последовательность и четкость формулировки вопросов с целью избежания подсказки.

Анализ результатов детской деятельности. Виды: рисунки; поделки; словотворчество. Цель: исследование эмоционального состояния ребенка, особенностей восприятия и характера отношений с окружающими. Достоинства: достоверность данных. Недостатки: высокая квалификация исследователя и большой опыт работы с материалом; неизбежный субъективизм исследователя при анализе.

Методы исследования в детской психологии.

метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка.

Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

вспомогательные методы.

К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector