221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наблюдение и эксперимент в психологии

Экспериментальный метод. Наблюдение и эксперимент.

Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.

Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное.

Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель пси­хологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психоло­гическое содержание.

Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели. Это связано с особенностями восприятия, являющегося основным механизмом наблюдения. Цель наблюдения становится средством управления восприятием, обеспечивающим изобретательность, видение одних предметов и отнесение в фон других. Необходимость цели возникает в связи с тем, что наблюдение происходит в естественных условиях жизни человека, где в поток жизнедеятельности естественным образом включены самые разнообразные психические особенности в их единстве. Цель помогает из естественного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть.

После определения цели перед наблюдателем встает вопрос: что нужно фиксировать, на что смотреть при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо, во-первых, понимать, какое психическое явление составляет предмет наблюдения. Это знание должно включать не только понятие о данном явлении, но и характеристику многообразия его проявлений, свойств, закономерностей протекания, формы существования.

Во-вторых, следует познакомиться в литературе с методами или методиками, в которых уже выделены признаки изучаемого психического явления, составляющие объект наблюдения.

В-третьих, выбор объекта наблюдения, раскрывающего психическую сущность наблюдаемого явления, интерпретация и понимание наблюдаемого зависят от концептуального подхода к предмету наблюдения.

В психологии многие явления трактуются с различных теоретических позиций. Нет единого понимания способностей, мотивов, эмоций, мышления, темперамента и др., поэтому важно знать специфику того подхода, с позиций которого будут рассматриваться предмет наблюдения. Только с учетом этого знания решается вопрос о том, что нужно наблюдать для изучения выбранного предмета.

Еще один вопрос, который решает специалист в период подготовки к проведению наблюдения, — выбор ситуации наблюдения. Психические явления могут иметь как ситуативный, так и устойчивый характер. Зная об этом и учитывая цели наблюдения, необходимо определить, будут ли ситуации варьировать и охватывать все возможное их разнообразие или, наоборот, наблюдение будет проводиться в одной и той же многократно повторяющейся ситуации. В первом случае можно установить те признаки наблюдаемых психических явлений, которые имеют устойчивый, а не ситуативный характер, а во втором – те, которые обусловлены выбранной ситуацией.

Какой бы характер не имели ситуации наблюдения, основное, общее требование к ним состоит в том, что они должны быть естественными для наблюдаемого человека, он должен жить своей обычной жизнью. Изучение естественного поведения является одним из достоинств наблюдения.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может на­блюдать:

1) речевые акты (содержание, последовательность, часто­ту, продолжительность, интенсивность и т.д.);

2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;

3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанционно между ними, скорость и направление движений и пр.);

4) физические воздейст­вия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Главными особенностями метода наблюдения, по мнению В.Н. Дружинина, являются:

— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется од­новременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подго­товленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию. Объективное наблюде­ние, сохраняя свое значение, по большей части должно допол­няться другими методами исследования.

К процедуре наблюде­ния предъявляются следующие требования:

1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исс­ледуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходи­мой информации (как наблюдать?);

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести за­писи?);

5. Обработка и интерпретация полученной информации (ка­ков результат?).

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюда­теля и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдате­ля.

К объективным недостаткам прежде всего относят:

1. Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более ши­рокие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

2. Сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог за­фиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

3. Высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

1. Различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

2. Несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оце­нить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, пра­вильной ее оценке.

3. На качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблю­даемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.

Читать еще:  Психолог перед школой

Это ожидание может быть ре­зультатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоп­риятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать не­оправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению дея­тельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего.

4. Результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его со­средоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты по­ведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблю­даемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по ана­логии с собственными мыслями и чувствами.

Итак, наблюдение – древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество – это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основными недостатками являются – ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, ос­нованного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.

Экспериментв психологии — это специально организованная (в есте­ственных или искусственных условиях) процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, хотя бы одно из ко­торых относится к категории социально-психологических (процессов, состояний или свойств).

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем:

1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей.

С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из новейших экспериментов отличаются большой строгостью методики; по простоте, изяществу и точности результатов они иногда не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.

Краснов А.Н. считает, что «в отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт».

Специфика экспериментальных методов, таким образом, состоит в том, что они предполагают:

1) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;

2) изменение этих условий в ходе исследования.

Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

5.Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, их общая характеристика

Метод наблюдения — это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений — метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)

Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом — наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом — до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету — в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету — у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующими условий:

1) целеустремленность — определение цели, задачи исследования;

2) природные условия — типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

Эксперимент — основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

Читать еще:  Психолого педагогическая концепция технократического воспитания

Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

6.Объективность психологических исследований и особенности психологической интерпретации полученной информации

Наряду с рассмотренными методами, предназначенными для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки полученных в результате психологических исследований данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа полученных данных.

При изучении психических явлений психология не может ограничиться исследованием единичных факторов, как бы интересны они сами по себе ни были. Психические процессы – массовые явления, и поэтому присущие им закономерности могут быть выявлены лишь путем исследования массовых факторов. Только исследование достаточного числа лиц позволяет сделать выводы, характеризующие действительные, а не случайные особенности и закономерности изучаемого явления. Необходимость изучать массовые явления заставляет психологию прибегать к статистическим методам исследования.

Статистические методы исследования применяются при анализе полученных в исследовании материалов. Однако правильное применение методов статистики выдвигает серьезные требования и к методике собирания материала в процессе исследования.

предметом объективного психологического наблюдения могут являться только внешние реакции, различные движения, жесты и ничего больше, потому что только они – объективные факты. Но наблюдение, которое ограничилось бы внешними реакциями, могло быть объективным,но оно не было бы психологическим.Описание поведения, которое может представлять какой-либо интерес в психологическом плане, всегда должно содержать в себе психологическое истолкование.

Попытки количественной оценки психологических явлений стали предприниматься тогда, когда возникла необходимость сделать психологию более точной и полезной наукой. Благодаря этому становится возможным предсказывать разнообразные явления (в том числе и психологические) на основе статистических законов. Для познания этих законов безнадежно изучать каждого человека в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а основным методом – вариационная статистика.

Уже первые серьезные попытки решить проблему количественных измерений в психологии позволили открыть и сформулировать несколько законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических единицах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера – Вебера, Вебера – Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также относительный и абсолютный пороги ощущений.

Впоследствии математика широко вошла в психологические исследования, что в определенной степени повысило их объективность и способствовало превращению психологии в одну из наиболее целесообразных с практической точки зрения наук. Широкое внедрение математики в психологию определило необходимость разработки методов, позволяющих многократно проводить однотипные исследования, т.е. потребовало решить проблему стандартизации процедур и методик. Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наименьшей вероятности ошибки при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде всего обеспечить использование одинаковых методов, стабильно, т.е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику.

Объективность психологических исследований

Пс исследование – это процесс движения к цели познания через решение текущих задач. Три вида исследований: Поисковое – проводится в самом начале научного познания объекта. Цель – получение начальной инф для формирования общих представлений о путях дальнейших действий. Задачи: классификация изучаемых объектов, выявление их важнейших свойств и характеристик, возможных границ наблюдения. Структурное Цель – дальнейшее сужение круга изучаемых вопросов, концентрация усилий на важнейших моментах. Задача: выявление взаимосвязей между структурными элементами изучаемого объекта и его связей с внешней средой. Эксперимент – полное погружение в сущность изучаемого объекта. Цель – выявление причинно-следственных связей, запускающих механизмы функционирования изучаемого объекта. Исследование включает в себя ряд этапов. 1 ориентировочный Предварительное наблюдение за объектом исследования; формирование догадки о возможной связи каких-то фактов между собой. 2–теоретический Задачи: формирование проблемы и темы иссл; определение объекта и предмета иссл; определение экспериментальных задач и гипотез иссл; методы иссл. 3– методический Разработка методики эксперимента и экспериментального плана. 4– эксперимент Сбор материала– проведение опытов. 5– обработка полученных в ходе эксперимента данных применение количеств-й и качеств-й обработки полученной инф (методы математич. статистики, компьютерные программы), чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу. 6 этап – анализ и интерпретация полученных данных. Осуществляется анализ и научная интерпретация полученных данных. Формулирование новых гипотез и разработка практич. рекомендаций.

Методы исследования в психологии — как ученые получают данные

Методы исследования в психологии включают в себя разные способы, с помощью которых ученые могут получать новые данные. Это средства, позволяющие узнать исчерпывающую информацию о течении психических процессов у человека. Что при необходимости дает возможность назначить нужную коррекционную работу.

Методы исследования полностью учитывают не только поведение и реакции самого человека, но и окружающую обстановку для того, чтобы более точно понять его психику.

Какие методы исследования в психологии существуют

В современной психологии выделяется два основных метода: наблюдение и эксперимент. Конкретный способ зависит от поставленной цели. В некоторых случаях могут использоваться взаимодополняющие методы, чтобы обеспечить наилучшее качество получаемых данных с одного человека, для последующей оценки его состояния.

В психологии существуют такие дополнительные методы как:

Методы психологии всегда используются системно и комплексно, но при этом весьма целенаправленно, только под конкретную задачу.

С их помощью можно получить необходимые данные. Однако стоит рассмотреть основные методы.

Метод наблюдения в психологии

Наблюдение является наиболее эффективным способом. В этом случае специалист с расстояния наблюдает за человеком и не никак не вмешивается в ситуацию, что позволяет увидеть его естественное поведение. Срезом называется краткий период наблюдения. Но иногда оно может длиться вплоть до нескольких лет. Этот вариант получения информации называется люнгитюдинальным.

Не всегда отдельные индивидуумы могут стать объектами наблюдения. В некоторых случаях специалист может отслеживать какое-то определенное качество. Такое наблюдение называется выборочным. Соответственно, существует и сплошное наблюдение.

Включенное наблюдение подразумевает полноценное участие наблюдателя в жизни коллектива. Этот метод исследования в психологии нередко используется для изучения школьных организаций или применяется в других учебных заведениях. Правильно построенное наблюдение позволяет изучать психику человека в разных жизненных условиях, например, во время работы или игры.

Обычно из испытуемых никто не знает о наличии наблюдателя. Это дает возможность получить более полную психическую картину.

Метод эксперимента в психологии

Данный метод более чем другие, эффективен в исследовании психики человека, предоставляет больше сведений и полностью раскрывает картину поведения при определенной ситуации. Суть метода заключается в создании определенных условий, где объект исследования сможет проявить какие-либо качества.

Читать еще:  Поведение ребенка 5 лет психология

Существует два типа эксперимента:

  1. Лабораторный. Лабораторные эксперименты проводятся в психических лабораториях, где имеется подходящая аппаратура. Минусом являет то, что исследуемый всегда знает о проведении над ним эксперимента, что способно вызывать излишнее напряжение и нехарактерные реакции на внешние раздражители.
  2. Естественный. Исследования проходят в естественных условиях и обычно исследуемый даже не подозревает об эксперименте. В этом случае можно наблюдать поведение человека в привычной среде, где все реакции будут полностью естественными. В результате данный метод исследование считается более эффективным, если сравнивать его с лабораторным. Иногда психологи начинают выступать перед группами людей, чтобы проследить за их реакцией.

Данные методы исследований в психологии успешно используются специалистами по всему миру, для изучения человеческой психики в различных ситуациях.

Видео-лекция — методы исследования психологии

Наблюдение и эксперимент в психологии

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейна предполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пырьев расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

Классификация методов психологии по Б.Г.Ананьеву:

организационныеметоды обработки данныхинтерпрета-ционныеэмпирические
Сравнительный метод (срезовый)
— разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее.
количественный (методы математико-статистического анализа данных)Генетический (вертикальные связи)
фило- и онтогенетический
Самонаблюдение (интроспекция)
Лонгетюдный — одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет.качественный (методы качественного описания)Структурный (горизонтальные связи)- типологизация, классификация и прочие видыНаблюдение — систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды.
Комплексный — группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи.Эксперимент:

  • Формирующий
  • Полевой
  • Естественный
  • Лабораторный
  • Констатирующий и др.
Психодиагностические методики (тест, интервью, анкетирование, беседа, проективные методики)
Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)
Анализ процессов и продуктов деятельности
(детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее, художественное творчество, изготовленные изделия, сочинения и др.)
Социометрия —
исследование межличностных отношений в группе. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

источник

Типы психологических экспериментов

Эксперимент – это проведение исследований в специально созданных управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

Особенность экспериментального метода:

4)выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия, но и их количественные соотношения, т.е., в результате эксперимента можно получить количественные закономерности. И основная задача психологического эксперимента — сделать доступным для внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:

3)проведение эксперимента, сбор экспериментальных данных.

Другие методы психологического исследования

Виды (типы) наблюдений.

Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также может быть

  • явной, известной (исследователь сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность.)В психологии это чаще называется естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства).
  • скрытой, неизвестной членам наблюдаемой группы (исследователь не воздействует на ситуацию активно и его возможное влияние на ход и результат эксперимента рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.

Кроме того, Внешнее наблюдение можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение.

Наблюдение в психологии

Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наменование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых тестовых задач

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

Применяют собственную творческую продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма

По адресату используемого тестового материала

Апеллирующие к сознанию испытуемого

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

В них диагностируется и оценивается единственное качество

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия

Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

Классификация тестов

Признак группы

Название вида теста

Краткая характеристика вида теста

По предмету тестирования

(какое качество оценивается)

Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

По особенностям используемых задач

Практические тестовые задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.

Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

По объекту оценки

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

Тесты состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.

Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector