221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наблюдение психолога за детьми дошкольного возраста

Журнал наблюдения (педагога-психолога ДОУ)
методическая разработка на тему

Журнал содержит таблицу с графами, удобными для заполнения, а так же возможные критерии наблюдения за детьми индивидуально и в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhurnal_nablyudeniya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация /фрагмент ситуации

Ф.И. ребенка, группа

Ориентирование на требования педагога : не подчиняется, ситуативно (когда), полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам : не проявляется, проявляется.

Умение регулировать эмоции : не владеет регуляцией, импульсивность в пределах нормы, может «отложить» эмоциональное проявление.

Включенность в деятельность группы : играет один (какое время дня), наблюдает со стороны, играет избирательно, играет со всеми (вид игры, длительность).

Целенаправленность поведения : мало целенаправленное, в основном цель удерживает, хотя отвлекается, целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям : адекватен, неадекватность, импульсивность; манера действий адекватна, хотя импульсивна.

Импульсивность : наличие выраженной импульсивности, непоследовательности; ситуативно регулируется внешним контролем; регулируется внешним контролем; присутствует некоторый уровень произвольности.

Особенности аффективного и эмоционального поведения : психический тонус пассивный; психический тонус активный, требует динамичности; часто сниженное настроение; эмоциональный фон ровный, чуть повышен; чрезмерно повышенное настроение

Адекватность аффективных реакций : адекватность; не типичная (при агрессии молчит, не реагирует); проявляет агрессию в ответ на обиду; старается построить отношения; эмоциональная пассивность, подчиняемость; нет дистанции в общении со взрослым; умеет понять эмоции другого, попытка объяснить.

Установление контакта : быстро, медленно, навязчив, ненавязчив

Наличие социальных навыков : здравствуйте, спасибо

Перечень признаков невротического поведения :

игра руками, одеждой;

кусание ногтей, губ; сосание пальца;

вертит головой, жмет плечами;

Физическая: ломает игрушки или постройки, рвет книги, ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова, когда не слышит взрослый.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова в присутствии взрослого.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет, пугает других детей.

В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя, щиплет себя, просит себя ударить, наказать.

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, книгу, плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово.

В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

В речи: говорит часто слова «не хочу», «не буду», «нет».

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себе внимание в ущерб организации занятия, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица, слезы.

Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышения голоса.

Активная/реактивная: сам провоцирует конфликт/отвечает конфликтно на конфликтную ситуацию (действия со стороны других).

Вследствие эгоцентризма: не учитывает интересов и желаний сверстников.

Как недостаточность опыта: не может построить отношения в игре, в совместной деятельности.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Как центробежная тенденция: когда все дети вместе, стремится уединиться.

Эмоциональная поглощенность действиями: входит в помещение и сразу идет к игрушкам, занят своим делом, не обращая внимания на окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает обращенную речь, не реагирует на переход с обычной речи на шепот.

Зрительный контакт: избегает смотреть в глаза и в лицо собеседнику, может закрывать глаза.

В физических действиях и в мимике: передразнивает движения других.

Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительно изменения в поведении.

В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения вниз.

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

В речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», не отвечает на вопрос, хотя знает ответ.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, менее вариативное поведение, чем в привычной ситуации.

Конкретные: страх пылесоса, собаки, темноты, от порывов ветра, грозы и т.п.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей, страх публичного выступления, страх остаться одному.

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит.

Во взаимоотношениях: спит вместе с родителями, стремится быть поближе к взрослому.

В движениях: двигательно скован.

В речи: запинается.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

В познавательной активности: не знает чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.

В речи: говорит слишком тихо.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Отношение к себе: считает, что все для него (игрушки, конфеты и т.п.).

Взаимоотношения: навязывает другим свои игры или желания.

В речи: часто использует в речи местоимение «Я».

Избегание умственных усилий

Свободная деятельность: не смотрит мультики, самостоятельно не играет в развивающие игры по возрасту.

Организованные занятия: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действие по образцу и т.п.)

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.

Содержание помощи ребенку: приходится несколько раз словесно повторять задание, требуется сочетание слова и показа способов действий.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания и т.п.

Двигательная расторможенность ( гиперактивность )

Планирование действий: поспешно планирует собственные действия.

Темп действий: темп убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше условленного сигнала.

Длительность сдерживания гиперактивности: встает в первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.

Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса, не контролирует громкость речи.

Темп речи: темп убыстрен, говорит взахлеб.

Социальные отношения: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Не понимание сложных словесных конструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Не понимание простых словесных конструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.

Взаимоотношения: навязчив в общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу.

Чувства и эмоции: застревает на обиде.

Трудность переключения: с трудом переключается.

Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книгу, устает на первой части занятия.

Физическая: устает от физической нагрузки, на прогулке, требуется варьирование сложности задания не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течении дня (чередование повышенной и пониженной), теряет работоспособность в первой трети занятия.

Схема наблюдения, которая применяется при изучении поведения детей в процессе их совместной деятельности.

Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение

Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим

Советует, руководит, причем учитывает мнение других

Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания.

Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает

Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия.

Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

Проявляет антагонизм, унижает других, защищая и утверждая себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макет журнала учётв деятельности педагога-психолога ДОУ.

Я думаю, что любому молодому специалисту хотелось бы иметь под рукой рабочий журнал, в котором были бы собраны все формы документов, необходимых в работе педагога-психолога.В своем рабочем журнале я п.

Документ, регаламентирующий деятельность педагога-психолога. Необходим для для количественного анализа всех видов деятельности специалиста.

Документ, регаламентирующий деятельность педагога-психолога. Необходим для составления аналитического отчета деятельности специалиста за год, а также перспективного планирования работы на .

Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей.

Макет журнала учёта видов деятельности педагога-психолога ДОУ.

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)

Ф.И.О. ребенка________________ Возр_____________

Дата заполнения____________ Заполнил: родитель, психолог, педагог_________

Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте, которые не указаны.

АГРЕССИВНОСТЬ. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника; походя, ударяет встречных; кусается; плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. Какреакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стукнуть еще раз

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово

НЕГАТИВИЗМ. В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. Как отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет»

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого. Как ориентация на собственное со
стояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость). В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности. Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса

КОНФЛИКТНОСТЬ. Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками. Как трудность переключения: не уступает игрушек

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ. Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих. Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику; Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей

ДУРАШЛИВОСТЬ. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях. Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка. Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стесняется новых людей. Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности. И реакция на новизну: ребенок проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной. В деятельности: затрудняется в принятии решения в условиях выбора, дефицита времени

СТРАХИ. Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра . Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение

ТРЕВОГА. В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому

СКОВАННОСТЬ. В речи: запинается в речи. В движениях: двигательноскован; неловок в новой ситуации

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ. В познавательной активности: ни чем не интересуется; не знает чем себя занять. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает

ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все внимание окружающих для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: использует местоимение «я»

ИЗБЕГАНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ. Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: переспрашивает условия выполнения задания

РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (двигательная).И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. Избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений); действует раньше условленного сигнала. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (речевая). Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

НЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ. Сложных: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого. Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ. В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпимость к замечаниям. И трудности переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность осмысления материала в условиях дефицита времени. Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение, глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжимание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потирание, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесывание

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия. Физическая: быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; необходимо варьирование сложности задания, требующего физических усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности

Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей

выраженность симптома: 0 — никогда, 1 — иногда, 2 — часто, 3 — почти всегда, 4 — непрерывно.

симптомы или виды расстройств
негативизм, упрямство
демонстративность
агрессивность
конфликтность
вспыльчивость
обидчивость
дурашливость, гипертимность
пониженный фон настроения
нерешительность
страхи, тревожностьz
скованность
заторможенность
эгоцентричность, эгоистичностьz
эмоциональная отгорожен ность
избегание умственных усилий
дефицит внимания
гиперактивность
многоречивость
псевдоглухота
не понимание простых словесных инструкций
не понимание сложных словесных инструкций
застреваемость
сниженная умственнаяная работоспособность
сниженная физическая работоспособность
Ф.И.О. ребенка Дата заполнения Кто заполнил

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9216 — | 7812 — или читать все.

Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов

Татьяна Щербакова
Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды

Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка,которая должна:

— Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.

— Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.

— Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.

— Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).

— Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.

— Быть абсолютно понятной родителям.

— Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.

— Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.

— Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Дополнительные эффекты наблюдения:

Наблюдение – это:

— проверка и воспитание своей объективности и проницательности,

— вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,

— формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,

— формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.

Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.

Дневник наблюдений за ребенком

Педагоги___ Группа___

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ возраст___

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дата наблюдения

Настроение утром,в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Проблемы для обсуждения, предложения коллегам

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.

Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость:В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм:В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность:В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость):Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность:Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость:Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность:В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи:Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога:В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность:В движениях: двигается скованно.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность:В познавательной активности: не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность:Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.

В речи: часто использует местоимение «я».

Избегает умственных усилий:В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

Дефицит внимания:Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.

Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность):Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность:Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость:В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

Памятки по организации наблюдений с детьми дошкольного возраста Вот и наступило долгожданное время года-лето! Прекрасная пора для организации и проведения разносторонней работы с детьми в природе: наблюдений.

План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Читать еще:  Психология мальчика 9 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector