221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наблюдение в возрастной психологии

19. Наблюдение как метод возрастной психологии.

Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях, в работе с детьми. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о детях. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты, в конечном счете, должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет, — ежемесячно; в дошкольном детстве, от трех до шести-семи лет, — как минимум один раз в полгода; в младшем школьном возрасте — раз в год и т.д. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями (имеются в виду научные наблюдения, сопровождаемые ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения).

Общие требования к записи наблюдений: 1. Основное требование — запись наблюдения должна бытьфактологична, то есть читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами. «Всякий факт, всякое наблюдение должно быть зафиксировано в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное». 2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие. 3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность.

Запись наблюдений в поисковом исследовании. Поскольку при проведении поисковых исследований предварительные знания изучаемой действительности минимальны, задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии, запись должна быть достаточно полной, чаще всего она производится в виде свободного описания в понятиях естественно сложившегося языка. Записывать нужно события как таковые — что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем.

Сплошной протокол представляет собой обычную без какой-либо заранее внесенной на лист, где ведется запись, рубрикации. Чтобы запись была полной, он пишется во время наблюдения и требует, во-первых, полного сосредоточения наблюдателя на наблюдении и фиксации, и, во-вторых, весьма желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию. Дневниковая форма записи наблюдений используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы, как например в лонгитюдных исследованиях психического развития ребенка. Дневник ведется в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей.

Шкалирование в наблюдении осуществляется в основном методом балльных оценок. Дифференцированность оценки интенсивности растет пропорционально количеству баллов на шкале. Обычно используются 3-10-балльнные шкалы. Балл может быть выражен не только числом, но и описательным прилагательным, например: очень сильный, сильный, средний, слабый, очень слабый. Иногда применяется графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной отрезка на прямой, крайние точки которой отмечают нижний и верхний баллы. Этот способ применяется иногда для тестирования индивидуальных характеристик человека. Хронометраж является одним из вариантов метода временных промежутков. Для хронометрирования в процессе прямого наблюдения поведенческого акта или какого-либо другого внешнего проявления нужно: а) уметь его быстро и точно выделять из наблюдаемого поведения (квалифицировать); б) заранее установить так называемые фиксационные точки — что считать началом и концом акта; в) иметь аппаратурное оснащение в виде хронометра, секундомера или часов с секундной стрелкой. Выбор измерителя времени диктуется не только требуемой точностью измерения и наличными возможностями, но и некоторыми этическими моментами, обусловленными тем, что хронометрирование деятельности наблюдаемого человека может быть ему неприятно и мешать.

Главное достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

Метод наблюдения в возрастной психологии. Виды.

Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась в наблюдении за процессами развития (дневниковые записи). Одним из первых исследователей осуществивших наблюдение за развитием ребенка был Ч.Дарвин (1881 год). Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанность к взрослому в конце 5-го месяца жизни т.д.

Первой книгой по детской психологии стала книга немецкого физиолога В.Прейера «Душа ребенка» (1882 год). В его исследовании ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца 3-го года жизни, ежедневно в одни и те же интервалы времени.

Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, В.Штерн (1871-1938 гг.) использовал дневниковые записи, которые вел со своей женой, для обоснования своих гипотез.

Ж.Пиаже (1896-1979 гг.), выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылается на наблюдения за собственными внуками.

Д.Б.Эльконин (1904-1984 гг.) использовал наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Существовали целые научные учреждения за детьми, где метод наблюдения за детьми был основным. В 1920 году Н.М.Щелованов организовал клинику нормального развития детей. Велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему получили немало классических работ по детской психологии. Впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, особенности развития ходьбы, предметные манипуляции детей.

  • Сплошное – охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка. Задача: описать общую картину поведения.
Читать еще:  Воспитание детей школьного возраста советы психолога

Выборочное – фиксирует какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее.

  • Скрытое – фигура наблюдателя не привлекает к себе внимания (Гезелово зеркало, кинокамеры).

Включенное – наблюдающий не только известен объекту наблюдений, но может участвовать в совместной с ним деятельности (играет, кормит, читает).

  • Одноразовое (срезовое) – проводится один раз, единовременно (сравнение девочек и мальчиков в одних и тех же ситуациях).

Длительное (пролонгированное) – в течении длительного времени и осуществляется за одними и теми же детьми. Сравнивает разные этапы.

Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформированы цели и от того, насколько ясно исследователь представляет себе, что он будет наблюдать.

Достоинства метода наблюдения:

-он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка;

-дает много «живых» интересных фактов;

-он позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни;

-он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

-требует высокой психологической образованности;

-огромная затрата времени;

Метод эксперимента в возрастной психологии. Виды.

Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок.

Метод эксперимента оказался эффективным, экономичным и нашел широкое применение в психологии вообще и в возрастной психологии в частности.

Специфика эксперимента заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Эксперимент в детской психологии должен быть приближен к естественным условиям. Он так и называется естественный эксперимент. В отличие от лабораторного, который может проходить в любых ситуациях с применением самой сложной аппаратуры (эксперимент с детьми лучше проводить в форме игры, или привычных для ребенка занятиях – рисование, конструирование, отгадывание загадок и т.п.).

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.

Тест – это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях.

Выполнение заданий объективно оценивается в баллах, для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить нормально ли для своего образа развит ребенок или отклоняется от нормы.

Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку здесь как бы одномоментно снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Иногда стратегия срезов соединяется со способами пролонгированного исследования (сначала первый срез, через некоторое время у тех же детей второй срез т .д.)

Генетико-моделирующий или формирующий эксперимент – его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали. (Исследователь заранее формирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем состоят условия ее эффективного развития. Затем, основываясь на своей гипотезе, он создает (моделирует) эти условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию формирующих или развивающих воздействий. После этого, исследователь выясняет, произошли ли какие-либо изменения в той психической способности, развитие которой изучается.

Разные виды эксперимента могут сочетаться между собой в одном и том же исследовании (заключительный эксперимент называется контрольным).

Кроме основных методов – наблюдение и эксперимент – в возрастной психологии используются и вспомогательные методы:

  • Анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок и т.п.) – в детских рисунках отражаются эмоциональные состояния ребенка, особенности восприятия, характер отношений с окружающими.
  • Метод беседы (или интервью) – возможно использовать только после 4-х лет, когда детки достаточно хорошо владеют речью.

Таким образом, основными методами возрастной психологии являются наблюдении и эксперимент. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов деятельности и метод беседы.

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 1179 ;

Метод наблюдения в возрастной психологии

Метод объективного наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.

Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Но наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, ведь его основная цель – научное объяснение причин того или иного явления.

М. Я. Басов (1892–1931) рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии [1] . В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Басов составил специальную схему, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости или же большей характерности порыва, одномоментного усилия. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.

Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н. М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х гг. организовал клинику нормального развития детей. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей [2] позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (появление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных. В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может только строить догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

Читать еще:  Ребенок не слушается в садике советы психолога

В работе В. И. Ленина «Об условиях надежности психологического эксперимента» [3] (1941) было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении интеллектуальной задачи вроде той, которые использовал в опытах с обезьянами В. Келлер (например, достать высоко подвешенный предмет), дошкольники действительно, не мудрствуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети (7-12 лет) не используют палку, находящуюся в поле зрения, и они как будто не в состоянии решить простую задачу. Оказывается, что школьники внутренне переформулировали условия и усложнили задачу, поскольку очевидный способ показался им не тем, чего от них ждут.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: ориентирами при отборе становятся новизна, значимость качеств и возможностей ребенка (как описано в дневнике наблюдений психолога В. С. Мухиной «Близнецы» [4] ). При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А. Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых восьми лет жизни).

Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых (можно исследовать и самых маленьких); длительное прослеживание процесса изменений психики ребенка позволяет выявить переломные моменты – так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.

Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ребенка раннего возраста, использован метод «открытого наблюдения со скрытыми целями» [5] . Были выделены ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки), расцененные как адекватная модель для изучения системы взаимоотношений «мать – ребенок» и качеств матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметным действиям.

Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Читать еще:  Психология возрастные особенности детей

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры.

При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела, теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия.

С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector