221madou.ru

Мама и Я
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нейропсихологические упражнения для детей 3 лет

Нейропсихологические упражнения для детей Памятка для педагогов

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕН НА ТО, ЧТОБЫ ОТКОРРЕКТИРОВАТЬ НАРУШЕНИЯ В ПСИХИКЕ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 12 ЛЕТ. В детском возрасте применяют две методики коррекции: двигательную и когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Нейропсихологические упражнения для детей

Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.

Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.

В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.

Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.

Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Многие дети с удовольствием играют в эту игру. Он вроде как сам становится роботом и выполняет заданные ему команды. Специалист подает команду » левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее». Все команды должны задаваться постепенно, чтобы ребенок не запутался и не стал нервничать, очень важно, чтобы ребенок усвоил успех выполнения команд. Подобные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок наблюдал, как он выполняет упражнения и двигается, как робот. Через 2-3 занятия ребенок усвоит, где лево и право и будет выполнять все команды четко. Выполнять упражнения нужно не более получаса, чтобы ребенок не устал и у него не исчез интерес. Через 3-4 занятия можно добавить движений: выполнять их над головой, под носом, за ухом, перед глазами. После добавлять элементы выше и ниже. Движения можно уже выполнять без зеркала, закрыв глаза. Когда робот четко отработает упражнения можно добавить еще одну игру.

Нужно подавать команды, но выполнять все неправильно, чтобы ребенок исправлял сам ошибку и делал все так, как было задано. Таким образом, хорошо концентрировать внимание ребенка.

Взрослый превращается в капризного фотографа, который никак не может рассадить игрушки, чтобы сделать фото. В этом случае к игре привлекают ребенка и просят рассадить игрушки правильно: булку справа от медведя, слона слева от куклы, построить за игрушками пирамидку из кубиков. Перед игрушками выложить коврик из пазлов. Сделав фото, можно изменить положение игрушек. После на компьютере рассматривая фото, можно спросить у ребенка, где какая игрушка находится.

«Что сначала, что потом?» .

Детям задают вопросы: Какое время года закончилось? Какое время сейчас? Какое будет потом? С какого времени года начинается год? После какого сезона идет весна? Можно разложить перед ребенком картинки и предложить ему разложить их по порядку − по временам года.

«Найди такую же цифру» .

Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.

«Узнай цифру на ощупь» .

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру, например 1.

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

«Большие, маленькие, средние» .

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

Любую картинку из книги или открытку, разрезают на 6-8 частей и предлагают ребенку собрать картинку.

«Язык на звук» — включение слухового внимания.

И.П. лежа на спине.

Инструкция: «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой, объяснить, откуда доносится звук)»

Более сложный вариант с использованием двух звуков шума.

После задания ребенок должен получить обратную связь – оценку своих действий.

Время выполнения примерно 1 минута.

Подъем рук и ног на счет

И.П. лежа на спине. Одновременно под счет поднимается рука и нога (одноименные и/или разноименные) .

Инструкция: «Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимать руку и ногу. На счет «5» рука и нога должны «смотреть» в потолок».

Важно, чтобы движения были синхронны, равномерны, движения должны выполняться без покачивания, плавными, без фиксирующих точек.

Счет в пределах 10 любой.

И.П. сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, перекаты на «круглой» спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится рука взрослого) , подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения им можно держать игрушку) .

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

«Качалка на животе» – выстраивание вертикали

И.П. лежа на животе. Руки захватывают голеностоп.

Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие.

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

«Бревнышко» — выстраивание горизонтальной линии

И.П. лежа на спине.

Задача ребенка – докатиться от одной игрушки до другой, поставленной по прямой линии, удержав линию. Сначала это линия может быть лентой.

Читать еще:  Психология дошкольного возраста лекции

Руки могут быть вытянуты вверх или прижаты к телу. В процессе выполнения упражнения необходимо добиться плавности движений.

И.П. – лежа на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу.

Важно добиться координированной работы рук и ног.

И.П. лежа на спине, руки согнуты в локтях, держатся за плечи, ноги согнуты в коленях.

Не касаясь головой пола и делая круговые движения руками «плыть на спине» .

Важна работа плечевого пояса, координация рука – нога.

«Большая гусеница» — стадия сидения.

И.П. Сидя, руки упираются в пол сзади туловища.

Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.

И.П. Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях.

Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах» .

И.П. стойка на согнутых руках и ногах животом вверх.

Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ передвижения отрабатывается отдельно) .

И.П. как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком. Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями.

Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.

«Кошка» , «кошка на локтях» (базовая) – координация 4-х точек.

И.П. стоя на коленях и на предплечьях или на локтях взгляд направлен вперед. Сначала отрабатывается передвижение с удерживанием равновесия, потом одностороннее, разностороннее. Обращать внимание, что бы ладони и мыски лежали на полу.

«Мостик» — вектор меняется на боковой.

И.П. опора на ладони и колени животом вниз, движение боком приставным шагом, по заданной траектории.

«Носочки – ладошки» — разведение синкенезий.

И.П. сидя на полу, ноги прямые, спина опирается на стену, руки согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу.

Движения кисть – носочек одноименные и разноименные.

Стоя на ногах ребенок должен пройти вдоль стены, как будто это скала. Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать» только одну конечность.

Одноименные и разноименные шаги. На каждый шаг рука касается противоположного плеча.

Эти упражнения являются основными (базовыми) в двигательной программе.

Нейропсихологические приемы в помощь учителю начальной школы

Активные игры помогают бороться с безграмотностью — в этом убеждены специалисты пермского учебного центра «Современное образование». На педагогическом фестивале «Генерация-2019» представители центра Марина Сорокина и Наталья Полыгалова познакомили учителей с принципами нейропсихологии, – науки, которая позволяет избавить младшеклассника от многих проблем с учебой. Успехи в этой практике иногда сравнимы с чудом — но, если разобраться, все вполне логично и даже очевидно.

Не педагогикой единой.

Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.

Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия. Во время Великой Отечественной войны врачу приходилось работать с травмами головы без должных диагностических инструментов. Он практически угадывал, с какой травмой имеет дело. На помощь пришли разнообразные тесты. В мирное время методика тестов продолжила развиваться, раскрывая ученым секреты мозга. 20-30 лет назад появилось ответвление науки — детская нейропсихология.

Как работает нейропсихология? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Как понять, что ребенку нужна помощь нейропсихолога?

Мозг — инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте.

Признаки нейропсихологических проблем

  • плохо запоминает информацию,
  • не может сосредоточиться,
  • плохо себя контролирует,
  • медленно читает,
  • неловок в движениях,
  • истощен (нет энергии),
  • плохо спит,
  • пишет буквы зеркально,
  • имеет навязчивые движения,
  • обладает макро- или микропочерком,
  • имеет несформированность межполушарного взаимодействия.*

Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять. К слову, распространенная «болезнь» современных родителей, в том числе самых любящих и заботливых, – они берут абсолютно все решения на себя и буквально отбирают у ребенка самоконтроль и самодостаточность. Но без этих качеств человек развиваться не может.

Примеры упражнений и игр для развития мозга

Дыхательная разминка
Дыхание — самый простой, самый привычный процесс, которым легко руководить. Существует множество дыхательных упражнений (их можно без труда найти в интернете), через которые дети учатся концентрироваться и управлять своими органами.

Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше.

«Пальчиковые» упражнения
Моторика — наше все (особенно, если речь идет о письме). Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

Проговаривание слов
Проговаривание орфограмм, увы, сегодня не в моде. Более того — учитель может и отругать ученика: «Что ты шепчешь на диктанте?». Но речеголосовой аппарат имеет мышечную память, что можно успешно использовать при развитии грамотности. Кроме того, проговаривание развивает внимание.

Игра с мячом
Учитель задает вопрос и кидает мяч ученику. Ученик должен бросить мяч учителю и дать ответ на вопрос. Так параллельно с познавательным действием развивается координация.

Игра с хлопками
Перед уроком учитель объявляет: «Если на занятии я хлопну один раз в ладоши, все тоже должны хлопнуть. Если два раза — затопать ногами. Если три раза — крикнуть „Ура“». Такое задание помогает сохранять внимание учеников на протяжении всего урока.

Игра «Солнечная система»
Учитель условно распределяет планеты по пространству класса, указывая рукой: «Здесь у нас Марс, здесь Юпитер. » и т.д. Несколько раз повторяет с детьми это расположение, чтобы ученики запомнили. Далее дети закрывают глаза. Учитель дает команды указать с закрытыми глазами на планеты определенными руками и пальцами. Например: «Покажите безымянным пальцем левой руки на Венеру и указательным пальцем правой руки на Меркурий». Аналогично можно распределять в пространстве любые понятия и образы, связанные с темой урока.

Упражнение «Задай вопрос»
Учитель говорит утверждение с научным фактом и дает задания ученикам: «Задайте мне по этому утверждению такой вопрос, чтобы на него можно было ответить „да“», «Задайте по этому утверждению такой вопрос, чтобы ответ был „возможно“» («нет», «информации нет в утверждении»).

Читать еще:  Картотека игр по психологии для дошкольников

Игра «Услышь слово»
Ученик выходит из кабинета. Учитель распределяет среди оставшихся детей несколько слов (например, один ряд — одно слово). Ученики должны говорить их хором. Важно задать темп, потому что все говорят по-разному. Далее ученик возвращается в класс. Он слушает, как одноклассники хором проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как можно больше слов. Если у ребенка возникают сложности с восприятием, каждый ряд говорит свое слово отдельно.

Упражнение «4 за 4»
Дети получают задание: за 4 минуты написать мини-сочинение из 4 предложений. Обязательные условия: в заголовке 2 слова, у сочинения есть начало и конец. Хотя это творческое задание, ученики обычно пишут что-то банальное. Но если учитель начинает вслух зачитывать самые красивые сочинения, то мотивация резко возрастает, и в следующий раз дети выдают замечательные художественные тексты.

Упражнение «Метод замещающего онтогенеза»
Во время выполнения этого физического упражнения ребенок условно повторяет весь путь от рождения до года. Движения:

  1. рождение, прохождение через родовые пути,
  2. лежит на спине, зрительно осваивает пространство,
  3. поворачивается с боку на бок, на живот,
  4. ползает по-пластунски,
  5. поднимает руки, упирается,
  6. поднимает голову, охватывает пространство вертикально,
  7. садится,
  8. ползает на четвереньках,
  9. встает, сначала с помощью рук, потом без,
  10. ходит, сначала с помощью, потом без.

Педагогическая игра «Раньше и сейчас»
Цель – помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.
Правила: Ребятам раздаются таблички (скачать можно в приложении), которые они заполняют сами, а потом на доске заполняется общая сводная таблица. После того как таблица будет заполнена, ведущий предлагает детям посмотреть, что в них изменилось. В результате обсуждения делается вывод о том, что человек постоянно меняется в лучшую сторону.

Конечно, далеко не с каждой проблемой позволит справиться простая игра. В некоторых случаях нужно обратиться к специалисту-нейропсихологу. Всегда важна поддержка родителей, понимание ими проблемы. И нужно находить на уроках повод для похвалы — это окрыляет детей.

* Несформированность межполушарных взаимодействий – синдром, отличающийся характерным набором признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий:

  • несформированность координации рук;
  • обилие реверсий (зеркальности), которое может обнаружить себя при интерпретации сюжетных картин (особенно серии сюжетных картинок), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти и т.д.; отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой (рисунок, копирование, проба «Коврики» т.п.);
  • несформированность фонематического слуха, что особенно ярко выражается на следах памяти и в письме;
  • нестабильность номинативной функции речи (функция называния);
  • «краевые» эффекты при исследовании памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны, иногда ребенок этим и ограничивается.

Нейропсихологические занятия от 3 до 5 лет

Эта программа рассчитана на детей от 3 до 5 лет , и особенно её можно рекомендовать детям, которые:

Все задания и упражнения этой программы, направлены на профилактику и (или) коррекцию задержки речевого и моторного развития ребенка.​ Основной целью программы является развитие определенных отделов головного мозга, в результате чего происходит активизация речи, моторных навыков, внимания, памяти, мышления, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, улучшается контроль за своим поведением. Кроме того, занятия по программе нейропсихологической коррекции не только позволяют ребенку эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывают общее позитивное воздействие на общее физическое и личностное развитие: у ребенка улучшается координация и ловкость, повышается выносливость, улучшается организованность, повышается самооценка и уверенность в себе, раскрываются потенциальные возможности ребенка.

Выполнение нейрокоррекционных упражнений, адаптированных специально для детей 3-5 лет, позволит создать хорошую базу для гармоничного развития ребенка, успешной подготовки к школьному обучению в дальнейшем.

Как правило, программа состоит из нескольких блоков:

Основной блок:

  • разминка;
  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • растяжки;
  • ползания.

Дополнительный блок:

  • различные виды массажей;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на равновесие;
  • артикуляционная гимнастика;
  • логоритмические упражнения;
  • задания на развитие психических функций (внимания, памяти, фонематического слуха и т.д.) и другие игры и упражнения.

«Наполнение» данного блока зависит от запроса родителей и потребностей ребенка.

Занятия с нейропсихологом проводятся 2-3 раза в неделю. При этом обязательным условием является присутствие родителей на занятиях один раз в неделю: родители тщательным образом все записывают и затем отрабатывают дома с детьми упражнения, выполняемые на занятии. Программа рассчитана на ежедневное выполнение. Кроме того, родителям можно (и даже нужно) задавать в течение занятия вопросы, чтобы не оставалось никакой неопределенности или неясности. « Домашние задания » выполняются, как правило, в течение 5—14 дней, в зависимости от возраста и успехов ребенка. Детки до 5 лет выполняют упражнения с помощью взрослого.

Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия

Дата публикации: 05.08.2019 2019-08-05

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Калашникова О. А. Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия // Молодой ученый. — 2019. — №31. — С. 131-134. — URL https://moluch.ru/archive/269/61871/ (дата обращения: 22.03.2020).

Пояснительная записка

В настоящее время большое количество детей демонстрирует задержки и искажение двигательного развития. Двигательное развитие ребёнка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности:

– Рождение ребёнка (ребёнок проходит родовые пути);

– В положении на животе поднимает голову и охватывает глазами пространство;

– Поворачивается на один бок, на другой, на живот;

– Поднимает руки, упирается;

– Ползает на четвереньках;

– Встаёт сначала с помощью рук, потом без;

– Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Конкретному определённому возрасту соответствуют определённые двигательные навыки.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками ПЭП (перинатальной энцефалопатии) — перинатального поражения центральной нервной системы, которые объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему развивающегося плода. В дальнейшем у ребёнка в медицинской карте могут появиться диагнозы: СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление), ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания).

Самыми характерными признаками детей с подобными диагнозами являются такие изменения в поведении ребёнка, как трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций (нарушение сна, страхи, тики, энурез, заикание, повышенная тревожность), эмоциональная неустойчивость, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Изменение поведения таких детей сводятся к чрезмерной активности, причём она не имеет определённой цели, ничем не мотивирована и часто зависит от ситуации (наступает в новой, незнакомой обстановке, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не может сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается. Таким детям так же свойственны быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. В любую минуту у такого ребёнка может возникнуть ярость и даже агрессия.

Они предпочитают играть с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда отрицательно относятся к окружающим. Дети потом трудно поддаются обучению в школе (чтению, письму, счёту), но это связано не с задержкой развития или снижением интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом пространственных взаимоотношений.

Занятия по нейропсихологической коррекции рекомендуются детям, имеющим следующие проблемы:

– Рождение с помощью кесарева сечения;

– Повышенный или пониженный тонус;

– В анамнезе — ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

Читать еще:  Ребенок какается психолог

– Мало ползал или вообще не ползал;

– Гиперактивен или излишне медлителен;

– Импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;

– Не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;

– Имеет задержку формирования мелкой моторики рук;

– С трудом высиживает 15 минут на одном месте;

– Невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;

– Часто отвлекается, не может сосредоточиться;

– Неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребёнка (Семенович, Умрихин, Цыганюк, 1992; Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович. 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2008), предпочтение отдаётся телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.

«Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребёнка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В свою очередь межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга…» (А. В. Семенович).

Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл занятий для детей от 4 до 7 лет с моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений и формирование межполушарных связей.

Особенности организации занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю

Длительность занятий 30 минут.

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия состоит из четырёх основных блоков упражнений:

– Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия;

– Упражнения двигательного репертуара.

Задачи на Iи II полугодие

  1. Дыхательные упражнения снабжают кислородом все органы и ткани организма, оптимизация тонуса мышц, снижение возбудимости, улучшение общего состояние организма.
  2. Глазодвигательные упражнения расширяют объём зрительного восприятия, что влияет на такие психические функции как речь, внимание, память.
  3. Развитие межполушарного взаимодействия способствует слаженной работе полушарий мозга, что облегчает обучение.
  4. Активизация визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия;
  5. Упражнения двигательного репертуара способствуют оптимизации и стабилизации тонуса, что является одним из самых важных задач коррекции и сопровождения развития ребёнка.

Примечание: все поставленные задачи решаются на протяжении всех занятий.

Прогнозируемые результаты работы

  1. Оптимизация тонуса мышц, снижение возбудимости;
  2. Расширение объёма зрительного восприятия;
  3. Включённость в работу обоих полушарий головного мозга, улучшение взаимодействия и синхронизации работы правого и левого полушарий;
  4. Способность к расслаблению, релаксации;
  5. Способность к саморегуляции (произвольный самоконтроль).

Ограничения ипротивопоказания

  1. Дети с повышенной эпилептической готовностью;
  2. Дети с психиатрическими синдромами;
  3. С осторожностью выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьёзной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.

Планирование нейропсихологических занятий сэлементами развития межполушароного взаимодействия сдетьми 4–7 лет.

Занятие 1

«Вдох— выдох»

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребёнок делает выдох через широко открытый рот (шумно). Выполнять 5 раз.

Лёжа. Спомощью взрослого. Рот закрыт.

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.

Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый располагает ручку над глазами ребёнка (над переносицей) и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.

Глаза ребёнка следят за кончиком ручки, при этом голова не двигается. Необходимо на 1–2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

  1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

«Ночь»

Вспомогательные материалы: цветные карандаши, фломастеры.

Объясняет взрослый: Приближалась ночь. Два маленьких ежонка спешили домой по лесной тропинке.

Возьми цветные карандаши и аккуратно раскрась ежат, стараясь не выходить за контур рисунка, сначала правой рукой, затем левой. Теперь возьми два карандаша и одновременно двумя руками нарисуй на спинках ежат иголочки.

Хотя ежата и торопились, но ночь застала их в пути. В лесу стало очень темно.

Возьми в правую и левую руку синие карандаши и закрась все пространство листа, изобразив ночь. При закрашивании меняй силу нажима на карандаш. Внизу листа сила нажима на карандаш должна быть сильнее, чем вверху.

Ежата недовольно зафыркали: «Ах, как же стало темно!»

«Пофыркай вместе с ежатами, выполни такое упражнение: и. п. сидя, спина ровная, закрой левую ноздрю, прижав её указательным пальцем правой руки (перекрёстное движение), затем выполни шумный вдох. Не выдыхая, поменяй позицию рук на противоположную, т. е. закрой правую ноздрю левым указательным пальцем и выполни «шумный» выдох, затем снова вдох. Повтори упражнение 3–4 раза.

  1. Упражнение двигательного репертуара

«Лодочка»

И. п. Ребёнок лежит на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые.

Ребёнок приподнимает прямые руки и ноги, прогибается и качается на животе вперёд — назад. Выполнять 5–6 раз.

Если у ребёнка не получается самостоятельно выполнить упражнение, взрослый поддерживает ноги ребёнка под коленями (чуть выше сгиба), а руки под сгибом локтей, и помогает ребёнку в освоении этого движения. Это упражнение можно сделать по частям, а затем переходить к качанию.

По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3–5 секунд и опускает (ноги не поднимает). По команде взрослого «два» ребёнок поднимает прямые ноги, держит их поднятыми 3–5 секунд и опускает (руки не поднимает). По команде взрослого «три» ребёнок поднимает прямые руки и ноги, держит их поднятыми 3–5 секунд, затем качается.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector