221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные методы детской психологии

Вопрос №33.Методы исследования в детской психологии

Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог М.Я.Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации PI большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных
исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный,
вспомогательный.

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9819 — | 7504 — или читать все.

Читать еще:  Развитие восприятия в дошкольном возрасте психология

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

Читать еще:  Ребенок 2 5 года развитие и психология

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Принципы и методы детской психологии

Детство — период самого интенсивного роста и развития человека, причем не только физического, но и психического. За пять-шесть лет ребенок проходит впечатляющий путь: формируются его интересы, привычки, черты характера, изменяется восприятие и мышление, совершенствуются навыки общения.

Особенности психики ребенка изучает особый раздел возрастной психологии, который так и называется — психология детского возраста. Детская психология как наука и как источник информации об уникальном внутреннем мире маленького человека имеет огромную значимость и практическую ценность. Безусловно, очень важна детская психология для родителей и тех, кто планирует ими стать, она является ключом к пониманию ребенка и продуктивному общению с ним.

Что исследовать

Предмет детской психологии составляют закономерности психического развития ребенка. Исследовать их непросто, ведь в отличие от взрослого, который обладает определенным опытом, знаниями и способен анализировать свои внутренние переживания, ребенку это сделать чрезвычайно трудно. Часто судить о его психической жизни можно лишь по поведению, которое, разумеется, не всегда может дать четкую картину происходящего.

Каждый ребенок индивидуален, но тем не менее все этапы детства в норме характеризуются теми или иными чертами развития психики. Отсюда вытекают задачи детской психологии, которые в целом можно свести к одной: описание и объяснение психической жизни в каждом возрастном периоде. Эта основная задача (ее можно считать целью науки) подразумевает множество более мелких.

  • Выявление факторов становления психики ребенка.
  • Определение наиболее подходящих с разных точек зрения условий для образовательно-воспитательного процесса.
  • Изучение происхождения психических функций.
  • Изучение новообразований в психике на каждой ступени развития.
  • Исследование внешних проявлений психических процессов.

Глядя на список задач, стоящих перед наукой, становится ясно, как тесно детская психология связана с педагогикой. С какими еще дисциплинами можно найти точки пересечения?

Детская, как и любая возрастная психология, основывается на общей психологии. Она пользуется знаниями, накопленными в ней, а также в философии, ведь, как известно, психология «выросла» на идеях философов.

С другой стороны, она и сама служит базой, обеспечивающей богатым теоретическим материалом другие науки. Среди них уже упоминавшаяся педагогика, педагогическая психология, а также детская практическая психология.

Детскому психологу также нужны знания по истории, культурологии и социологии, которые позволяют учитывать историко-культурный фон, на котором формируется психика ребенка. Кстати, перспективы, которые порождает изучение психики ребенка с учетом влияния на него общества и его требований, стали толчком к возникновению новой междисциплинарной области знаний.

В настоящее время набирает силу социальная психология детства, рассматривающая внутренний мир ребенка с учетом его общественных связей и конкретных социально-культурных условий воспитания и развития.

Пользуясь достижениями смежных дисциплин и результатами собственных научных изысканий, детская возрастная психология решает стоящие перед ней проблемы. Какие же вопросы детской психологии можно считать самыми значимыми для науки?

Это, к примеру, проблема объективной возрастной периодизации, проблема неравномерности развития детской психики, соотношение наследственных факторов и факторов среды в процессе психического развития, связь этого процесса с обучением и воспитанием.

Каким образом исследовать

Какими способами детская психология изучает психику растущего человека? Иначе говоря, каковы методы детской психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но у каждого из них далеко не один вариант проведения.

Наблюдение — первый из методов детской психологии, если считать по хронологии. Долгое время он был и единственным — в то время, когда дисциплина развивалась как сугубо описательная. Каким бывает наблюдение?

  • Сплошным или выборочным.
  • Единовременным или длительным.
  • Включенным или скрытым.

Сплошное наблюдение дает представление об общей картине поведения ребенка. Такой вариант наблюдения актуален, когда исследователю заранее неизвестно, что именно из поведения ребенка будет представлять для него научную ценность. При выборочном наблюдении психолог заранее определяет те психические реакции или состояния, на которые ему необходимо обратить внимание.

Единовременное наблюдение обычно выбирается, если стоит задача сравнить поведение групп детей, отличающихся по возрасту, полу, социальной принадлежности или другим признакам, в одной и той же ситуации. Дает представление о поведении, характерном в целом для группы детей. Длительное (пролонгированное) наблюдение позволяет сопоставить не групповые, а индивидуальные особенности поведения одного ребенка на разных этапах его развития.

Читать еще:  Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития

Включенным называется такое наблюдение, при котором исследователь взаимодействует с ребенком, отмечая при этом, как он реагирует на определенные слова или действия. При скрытом наблюдении создаются максимально естественные для ребенка условия, и он не только никак не контактирует с психологом, но и не подозревает о его существовании.

Исследования с помощью психологического эксперимента дают возможность целенаправленно вызывать у ребенка те явления психики, которые необходимо изучить.

Эксперимент может проводиться в лабораторных условиях, что довольно затруднительно в случае работы с детьми, потому как они нередко смущаются, боятся и отказываются сотрудничать в непривычной обстановке. Наиболее эффективными считаются эксперименты в естественных условиях.

Также можно разделять эксперименты по тому, формируют ли они новую способность у ребенка (или новый ее уровень) или только фиксируют уже имеющуюся. В первом случае можно говорить о формирующем эксперименте, во втором — о констатирующем. Обычно эти два вида сочетаются в одном исследовании. Психологические тесты, предлагаемые детям, также можно назвать разновидностью эксперимента.

Эти базовые методы — наблюдение и эксперимент — дополняются методом беседы (интервью) и анализом деятельности ребенка (рисунков, сочинений и так далее). Последний способ исследования всегда отмечен субъективной точкой зрения конкретного психолога, поэтому в фундаментальных научных разработках может применяться только в совокупности с другими методами.

Применяя эти или другие методы исследования, детский психолог руководствуется определенными принципами, важнейший из которых — гуманистическая установка и исследовательский оптимизм. Такой подход подразумевает ответственность психолога, его тактичное обращение с ребенком, осторожность при проведении исследования.

Также нужно помнить о принципах научности (изучение проводится только после того, как полностью усвоены основные понятия детской психологии, получены необходимые навыки) и детерминизма (обусловленности поведения как внешними причинами, так и внутренними). Кроме того, важен системный, комплексный подход, учет индивидуальности каждого ребенка. Эти принципы детской психологии должны сопровождать любое исследование. Автор: Евгения Бессонова

Методы детской психологии

В зависимости от понимания предмета науки существуют и разные методы его изучения; разные взгляды на предмет науки порождают разные стратегии исследования.

1 этап развития психологии (Древняя Греция, Рим) — душа. Стратегия исследования определяется теми целями и задачами, которые стоят перед наукой на данной этапе. На первом этапе развития психологии основной задачей является накопление фактов и решению этой задачи соответствует стратегия наблюдения (В Прейер «Душа ребенка»).

2 этап. Предмет исследования — сознание. Основной метод — интроспекция. Задача данного этапа — изучение того или иного явления. Для этого соответствует стратегия «констатирующего эксперимента» (позволяет констатировать особенности развития детей). Но данный вид эксперимента не дает возможности выявить, что происходит за воспринимаемой картиной; не подводит к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

3 этап. Предмет науки — поведение. Методы: наблюдение, эксперимент, тест, беседа. Задачей выступает потребность узнать и увидеть причины психического развития. Этому способствует стратегия «формирующего эксперимента», суть которого: исследование формирования психических процессов психики ребенка. Л.С.Выготский вводит экспериментально-генетический метод (развивающий эксперимент), который позволяет выявить особенности развития высших психических функций.

В рамках последней стратегии существует несколько направлений:

  1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, согласно которой развитие высших психических функций связано с употреблением речи, символов и знаков — без этого нет индивиудального развития.
  2. Концепция деятельности А.НЛеонтьева. Всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и после становится функцией самого организма. Развитие происходит от деятельности к функции.
  3. Теория формирования умственных действий. Формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, через речевую форму переходя в умственный план.

Контрольный эксперимент позволяет выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

Метод — это путь познания, способ исследования, посредством которого познается предмет науки. В науке существуют следующие методы изучения психики ребенка: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности); методы обработки данных (количественные, качественные)

В детской психологии выделяют: основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (дополнительные) методы: беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение. Виды (сплошное; выборочное; включенное; скрытое; одноразовое; длительное). Цель использования — точное и систематическое описание в течение более или менее длительного времени особенностей поведения, деятельности ребенка, которые выполняются в естественных условия

Достоинства: исследование ребенка в естественных условиях; получение предварительных фактов. Недостататки: трудоемкость; ожидание возникновения интересующих явлений; невоспроизводимость ряда явлений.

Эксперимент. Виды: констатирующий; формирующий; контрольный; естественный; лабораторный.

Цель: целенаправленный вызов и исследований интересующих явлений психики.

Достоинства: исследователь сам может создавать и видоизменять условия исследования; — можно проводить с большим количеством испытуемых

Недостатки: высокая психологическая образованность исследователя; искажение картины поведения ребенка или отказ от деятельности при необычных лабораторных условиях.

Тест. Виды: экспресс; срезовый. Цель: краткий экспериментальный метод для выявления уровня психического развития. Достоинства: краткость; стандартизированность; большое количество испытуемых. Недостатки: не учитывается психологический анализ ответов испытуемых; недостаточная объективность ответов

Беседа. Цель: четкая формулировка вопросов для уточнения каких-либо особенностей поведения ребенка. Достоинства: общение ребенка со взрослым; необычные факты, получаемые в результате беседы с малышом. Недостатки: использование только с 4-х лет; неумение ребенка выразить в словах свои мысли и переживания; последовательность и четкость формулировки вопросов с целью избежания подсказки.

Анализ результатов детской деятельности. Виды: рисунки; поделки; словотворчество. Цель: исследование эмоционального состояния ребенка, особенностей восприятия и характера отношений с окружающими. Достоинства: достоверность данных. Недостатки: высокая квалификация исследователя и большой опыт работы с материалом; неизбежный субъективизм исследователя при анализе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector