221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные методы исследования в детской психологии

Методы исследования в детской психологии.

метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка.

Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

вспомогательные методы.

К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки.

Вопрос №33.Методы исследования в детской психологии

Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог М.Я.Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Читать еще:  Почему ребенок обманывает родителей советы психолога

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации PI большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных
исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный,
вспомогательный.

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Методы детской психологии

В зависимости от понимания предмета науки существуют и разные методы его изучения; разные взгляды на предмет науки порождают разные стратегии исследования.

1 этап развития психологии (Древняя Греция, Рим) — душа. Стратегия исследования определяется теми целями и задачами, которые стоят перед наукой на данной этапе. На первом этапе развития психологии основной задачей является накопление фактов и решению этой задачи соответствует стратегия наблюдения (В Прейер «Душа ребенка»).

2 этап. Предмет исследования — сознание. Основной метод — интроспекция. Задача данного этапа — изучение того или иного явления. Для этого соответствует стратегия «констатирующего эксперимента» (позволяет констатировать особенности развития детей). Но данный вид эксперимента не дает возможности выявить, что происходит за воспринимаемой картиной; не подводит к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

3 этап. Предмет науки — поведение. Методы: наблюдение, эксперимент, тест, беседа. Задачей выступает потребность узнать и увидеть причины психического развития. Этому способствует стратегия «формирующего эксперимента», суть которого: исследование формирования психических процессов психики ребенка. Л.С.Выготский вводит экспериментально-генетический метод (развивающий эксперимент), который позволяет выявить особенности развития высших психических функций.

В рамках последней стратегии существует несколько направлений:

  1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, согласно которой развитие высших психических функций связано с употреблением речи, символов и знаков — без этого нет индивиудального развития.
  2. Концепция деятельности А.НЛеонтьева. Всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и после становится функцией самого организма. Развитие происходит от деятельности к функции.
  3. Теория формирования умственных действий. Формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, через речевую форму переходя в умственный план.
Читать еще:  Если ребенок грызет ногти психология

Контрольный эксперимент позволяет выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

Метод — это путь познания, способ исследования, посредством которого познается предмет науки. В науке существуют следующие методы изучения психики ребенка: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности); методы обработки данных (количественные, качественные)

В детской психологии выделяют: основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (дополнительные) методы: беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение. Виды (сплошное; выборочное; включенное; скрытое; одноразовое; длительное). Цель использования — точное и систематическое описание в течение более или менее длительного времени особенностей поведения, деятельности ребенка, которые выполняются в естественных условия

Достоинства: исследование ребенка в естественных условиях; получение предварительных фактов. Недостататки: трудоемкость; ожидание возникновения интересующих явлений; невоспроизводимость ряда явлений.

Эксперимент. Виды: констатирующий; формирующий; контрольный; естественный; лабораторный.

Цель: целенаправленный вызов и исследований интересующих явлений психики.

Достоинства: исследователь сам может создавать и видоизменять условия исследования; — можно проводить с большим количеством испытуемых

Недостатки: высокая психологическая образованность исследователя; искажение картины поведения ребенка или отказ от деятельности при необычных лабораторных условиях.

Тест. Виды: экспресс; срезовый. Цель: краткий экспериментальный метод для выявления уровня психического развития. Достоинства: краткость; стандартизированность; большое количество испытуемых. Недостатки: не учитывается психологический анализ ответов испытуемых; недостаточная объективность ответов

Беседа. Цель: четкая формулировка вопросов для уточнения каких-либо особенностей поведения ребенка. Достоинства: общение ребенка со взрослым; необычные факты, получаемые в результате беседы с малышом. Недостатки: использование только с 4-х лет; неумение ребенка выразить в словах свои мысли и переживания; последовательность и четкость формулировки вопросов с целью избежания подсказки.

Анализ результатов детской деятельности. Виды: рисунки; поделки; словотворчество. Цель: исследование эмоционального состояния ребенка, особенностей восприятия и характера отношений с окружающими. Достоинства: достоверность данных. Недостатки: высокая квалификация исследователя и большой опыт работы с материалом; неизбежный субъективизм исследователя при анализе.

Классификация методов детской психологии

В психологических исследованиях изучаются психические факты, их механизмы и закономерности. Главной особенностью психического факта является то, что он составляет внутреннее существо человеческого поведения, а потому доступен изучению лишь косвенно (С. Л. Рубинштейн, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, А. В. Петровский). Например, ребенок испытывает радость от того, что нарисовала рисунок: улыбается, демонстрирует рисунок взрослым, комментирует свой успех. Однако само переживание радости остается скрытым. Опосредованное изучение психических явлений означает, что исследователь опирается на внешние их показатели — действия ребенка и его речи — где объективируются (выявляются) психические процессы и состояния. Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи.

Специфика предмета детской психологии определяет и особенности психологического исследования. Изучение психики ребенка составляет сложную задачу ученых, а также педагогов. Средствами психологического исследования выступают методы — определенные пути сбора научных фактов, которые затем служат предметом теоретического анализа. Методы психологии отражают специфику психологических фактов или явлений.

Методы детской психологии можно разделить на четыре группы.

1 группа отличается по организационным критерием и включает:

o сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предполагает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп с целью выявления его динамики;

o лонгитюдный — предполагает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

o комплексный — в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи).

2 группа это эмпирические методы (исследовательские), к которым относятся:

o эксперимент — естественный, лабораторный.

3 группа — психодиагностические методы — проявляют актуальный уровень развития психики или личности ребенка (тесты).

4 группа — дополнительные методы, которые сами по себе не обеспечивают достаточной объективности результатов — анализ продуктов деятельности, анализ классных и школьных документов, биографические методы, беседа, интервью.

5 группа — методы обработки результатов, включающих количественную обработку методами математической статистики (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы) и качественную обработку путем дифференциации результатов по типам, видам, вариантами, их категоризацию.

ВЫВОДЫ о классификации методов детской психологии:

— Исследование психических фактов ребенка носит опосредованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, прежде всего в речи и поведении;

— Методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности.

Наблюдение как метод детской психологии

Наблюдение предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов согласно объектом. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог

Читать еще:  Психология детей 7 лет мальчики

М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ребенка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых. Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения.

Различают несколько видов наблюдения:

полное и частичное;

включено и невключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речь или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. В то же время этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первый попавшийся проявление поведения может быть интерпретирован как закономерный и устойчивый. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разноцветная палитра фактов, и очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:

— Требовательность как устойчивая характеристика личности малыша;

— Переутомление или болезнь ребенка;

— Переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;

— Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.

Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены. искаженно. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичностью взгляда» на ребенка, предполагает обращение к мнению родителей и других взрослых, которые работают с ней.

Проведение наблюдений за поведением ребенка требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задачи фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола — «фотографический запись», который, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп. Запись подробно отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на нее.

Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.

Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет сбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, потому что не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамику исследования, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования — эксперимент.

ВЫВОДЫ о наблюдении как метод детской психологии:

— Психологическое наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов;

— К проведению психологического наблюдения составляют его план, определяют цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов;

— Чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения;

— Объективность результатов наблюдения определяется его систематичностью и беспристрастной позиции исследователя;

— Проведение психологических наблюдений за поведением ребенка требует специальной подготовки исследователя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector