221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности психологической работы с детьми дошкольного возраста

Специфика работы психолога в детском саду

В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривал­ся как период, в течение которого психическое и личностное раз­витие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позво­лит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребен­ком 6—7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости. Другой крайностью, обесценивающей значение дошкольного детства как самостоятельного и самоцен­ного этапа человеческой жизни, является стремление сократить его посредством раннего обучения и педалирования возможно­стей ребенка.

Современные позиции ученых и практиков согласуются в по­нимании детства как фундамента человеческой жизни. Психолог несет профессиональную ответственность за ход и качество лич­ностного и психического развития маленького ребенка, который является очень сложным объектом психологического сопровож­дения.

Специфика работы психолога с дошкольникамив первую оче­редь связана с тем, что:

1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих пробле­мах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в разви­тии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;

2) запрос на психологическую помощь формулируется не са­мим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы;

3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;

4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызыва- — I ет необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ре­бенка;

5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;

6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;

7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возрас­та не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром пред­метов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;

8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной дея­тельности со взрослыми, обусловливающей необходимость учас­тия педагогов и психолога в деятельности детей;

9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.

Рассмотрим особенности работы детского психолога в основ­ных направлениях его деятельности.

Особенности психодиагностической работы в детском садуобу­словливаются следующими показателями нормативно-возрастно­го и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

Блок I. Психологические показатели:

способов взаимодействия с реальностью (познавательные, ком­муникативные и рефлексивные способности);

денностной системы (нравственная позиция ребенка);

возрастной компетентности (детские виды деятельности: про­дуктивные и процессуальные);

Блок II. Психофизические показатели психофизиологических осо­бенностей:

лабильность нервной системы.

Блок III. Психолого-педагогические показатели:

обучаемость и предпосылки учебной деятельности;

специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.);

достижения (знания, умения и навыки).

Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодей­ствия педколлектива дошкольного учреждения с детьми:

стиль взаимоотношений в возрастной группе (взрослый — ре­бенок);

воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошколь­ного воспитания);

образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада);

психологическая личностно-эмоциональная стабильность пе­дагогических кадров (членов педагогического коллектива).

Показатели особенностей семецных отношений:

стиль взаимоотношений в семье;

воспитательная стратегия родителей (лиц, их заменяющих);

сформированность и активизация (актуализация) родительской позиции (негативной, позитивной);

психологическая (личностно-эмоциональная) стабильность ро­дителей.

Процедура психологического обследованиядетей дошкольного возраста состоит из пяти этапов.

медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;

социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребен­ка на основе анкетирования родителей;

педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;

семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родите­лями и значимыми взрослыми в семье ребенка.

знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной: тестирование.

4. Интерпретационный: составление психологического заклю­чения и сопутствующих документов на основе обработки и анали­за диагностических данных.

констатация результатов обследования в процессе беседы;

рекомендации родителям или воспитателям.

Выделяются специфические правила тестирования детей до­школьного возраста:

удержание единой пространственной позиции психолога с ре­бенком («глаза в глаза»);

предоставление первоначального свободного выбора сфер дея­тельности (игра, рисунок, общение и др.);

чередование сфер деятельности в используемых тестах (обще­ние—конструирование—движение—рисование);

временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка); #

регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечи­вается чередованием вербальных и невербальных средств;

регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках;

дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов;

варьирование процедуры тестирования, которое обеспечива­ется недирективными инструкциями исменой структурных эта­пов тестирования, использованием всех видов помощи при вы­полнении тестовых заданий.

Перейдем к рассмотрению специфики психокоррекционной ра­боты с дошкольниками.Оптимальными формами ее осуществле-

ния являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с до­школьниками используется широкий арсенал средств: изобрази­тельно-графические, музыкально-ритмические, предметно-мани-пуляционные, вербально-коммуникативные; она опирается на осо­бые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Же­лательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и пред­мету коррекции.

Читать еще:  Психология мальчика 7 8 лет

В коррекционной работе с дошкольниками психолог руковод­ствуется следующими правилами:

1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешатель­ства;

2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестив­ные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адап­тированные к дошкольному возрасту;

3) коррекционные воздействия осуществляются только при на­личии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;

4) пространство коррекционных воздействий ограничено нор­мой и пограничными состояниями развития ребенка.

Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения пси­хического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофи­лактические мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:

двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день;

двигательно-организующая (регуляционная) — от 5 до 10 мин;

имитационно-выразительная (идентификационная) — от 10 до 30 мин.

Комплексы релаксационных упражнений могут быть исполь­зованы на физкультурных занятиях или в качестве пауз между раз­ными видами деятельности. Отдельные упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими уп­ражнениями при обучении детей плаванию, а также использовать при подготовке детей ко сну.

Практический материал упражнений на психомоторную орга­низацию состоит из подвижных игр, которые способствуют удер­жанию психоэнергетического тонуса и служат профилактикой ги­перактивности, гипоактивности, двигательной расторможеннос-ти, двигательного автоматизма у детей. Практический материал иден­тификационной деятельности составлен из выразительных этю-Дов, имитационных игр и тренингов смоделированных ситуаций.

Психологическое консультированиев условиях детского сада но­сит профилактический и образовательный характер. Предметом

информирования являются причины и признаки отклонении, их возможные последствия для развития детей.

Соблюдение специфических правил и требований, касающих­ся как деятельности в целом, так и ее отдельных форм, методов и средств, поможет психологу более эффективно осуществлять воз­растной и индивидуальный подход к детям в процессе их психо­логического сопровождения. Эта специфика должна быть отраже­на в перспективном плане работы педагога-психолога.

План работы педагога-психолога

3 адач иПути и средства их реализацииРезультаты
Подготовительный этап
1. Изучение адаптации воспитанников к ус­ловиям жизни в дет­ском садуИзучение программы детского сада Лзучение литературы по проблеме адаптации Беседы с педагогами и родителями Наблюдение за детьмиРекомендациив помощь тедагогам и родителям
2. Обеспечение благо­приятных условий для психоэмоционального благополучия и обще­го развития детейПсихопрофилактика Диагностика психоло­гического микрокли­мата в группах Диагностика эмоцио­нальных состояний детей Анализ жалоб родителей Исследование инстру­ментария и средств развития детей в дет­ском садуДоклад и проект реше­ния педагогического совета по проблеме
3. Создание информа­ционной базы здо-ровьесберсгающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаАнализ литературе! по теме Изучение опыта рабо­ты детских садов Наблюдение практи­ки детского сада Консультации с мето­дистом, медработни­ком, инструктором по физкультуреБанк информации о технологиях для мето­дического кабинета детского сада
4. Изучение уровня творческого потен­циала педагоговИзучение литературы по психологической экспертизе профес­сиональной компстент-Выступление на педсо­вете и консультации педагогов по итогам диагностики, форми-
ности воспитателя и психологии педагогиче­ского творчества Подбор методик и диа­гностика потенциала воспитателейрование групп само- и взаимопомощи
5. Работа по форми­рованию благоприят­ной психологической атмосферы в педкол­лективеИсследование микро­климата в педкол- , -чсктиве Разработка програм­мы тренинга педаго­гического общения и личностного роста для воспитателей ПсиходиагностикаКонсультации для администрации Реализация программ
Основной этап Работа с детьми Развитие личности дошкольника Формирование психо­логической готовно­сти детей к школьно­му обучениюПервичная диагнос­тика готовности детей к школьному обучению Исследование инди­видуально-типологи­ческих особенностей детей Исследование лично­стных особенностей детей Изучение медицин­ских карт детей Коррекционно’-развива-ющая работа Психогимнастика для детей Развивающие занятия для детей (познава­тельные психические процессы) Школы для самых ма­леньких

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10547 — | 7758 — или читать все.

Особенности психологической работы с детьми дошкольного возраста

Цели деятельности педагога-психолога:

  • создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;
  • содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;
  • формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов.

Задачи деятельности педагога-психолога:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
  • формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
  • психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ПМПк.

Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ является феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 2 до 7 лет.

Предмет – охрана и укрепление психического здоровья ребенка.

Основные субъекты профессионального взаимодействия педагога-психолога : дети, педагоги и родители.

Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить программу обучения и воспитания ребенка в его индивидуальную программу развития, путем вовлечения ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога по ФГОС ДО:

  • Психологическая диагностика
  • Психопрофилактика и психологическое просвещение
  • Развивающая работа и психологическая коррекция
  • Психологическое консультирование

Обычно родителей волнует следующий вопрос: что же будет делать с малышом в детском саду этот загадочный психолог? Поэтому подробно раскрою направления работы педагога – психолога, касающиеся непосредственно работы с дошкольниками – это психологическая диагностика, профилактика и коррекционно-развивающая работа.

Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду проводится по согласию родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Проводится:

  • Обследование детей раннего возраста для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников среднего(4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
  • Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет).
  • Психодиагностическое обследование детей с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

Особенности работы с детьми разного возраста. (для педагогов и воспитателей)

Педагог – психолог

Павлова

Екатерина

Сергеевна

Особенности работы с детьми разного возраста.

(для педагогов и воспитателей)

Дошкольный возраст

Особенность дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно раз­витую память, не могут удержать весь объем задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом или воспитателем задачу. Чтобы этого не происходило, необ­ходимо, особенно на первых порах, использовать по­этапное обучение, целый ряд дидактических игр и обязательно систематически возвращаться к пройден­ному учебному материалу. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.

Еще одна особенность работы связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами тор­можения.

Советы для взаимодействия: специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тес­но связана с игрой, особенно при обучении детей млад­шего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обу­чения предлагается что-то сделать для игры. Педагог должен создавать обстановку доброжелатель­ности, уважение к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребен­ка самостоятельности.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Советы для взаимодействия: большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте возникает ощущаемая потребность в актив­ности; горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может вылиться в ка­кое-либо действие; формируется собственная точка зрения на взаимоот­ношения между людьми, на моральные требования и оценки, развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди свер­стников и взрослых; не принимает на веру все, что слышат от взрослых, способны противостоять

влиянию окружающих; могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что

они сами считают несомненным и правильным; стремление к объединению в различные

группы, быть как все, не отстать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера.

Советы для взаимодействия: проводите как можно больше массовых игр, коллективно-творческих дел, не забывайте о спортивных играх; помните, что дисциплина может страдать из-за «группового* авто­ритета, вводите в деятельность элементы соревновательности, так как этот возраст подчиняет свои интересы интересу команды; используете общий энтузиазм,

Выбор игры: игра должна быть осмысленная, деятельная, доста­точно сложная; может быть рассчитана на длительную подготовку, дей­ствительно нужная, полезная самим и окружающим людям.

Юность 15-17 лет-это пора достижений, стремительного наращивания знаний, становления нравственности и открытия «Я»,обретения новой социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощущения образа жизни, пора мучи­тельных и тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Это шаг в зрелость, пора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора

всепоглощающего стремления к общению, ведущей чертой яв­ляется жажда самовыражения и самораскрытия. Они хотят больше самостоятельности, любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу сво­его «Я», пытаются оценить себя сами. Для них характерна повышенная кри­тичность, часто в позиции «со стороны».

Советы для взаимодействия:

руководство поведением дол­жно быть без излишнего вмешательства и угроз со стороны взрослых; необходимы условия для отдыха; необходимо понимание взаимоотноше­ния полов.

Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста

Особенности психодиагностики дошкольников

Критерии психологической готовности ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение

  • 1. Ребенок должен владеть основными навыками самообслуживания.
  • 2. Ребенок соглашается ненадолго отпустить маму от себя.
  • 3. У ребенка появляется интерес к другим детям.

Психологическое обследование ребенка в детском саду проводится, обычно, по просьбе воспитателя. Перед обследованием психолог беседует с воспитателем. Он выясняет, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании. Собираются первоначальные сведенья о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе, поможет психологу создать представления о ребенке.

Забирая ребенка из группы на обследование, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. Установление контакта — это необходимое условие для получения достоверных результатов. Иногда сами методики предлагаются ребенку на следующий день.

Пути установления контакта могут быть различными. Можно вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, чтобы дать привыкнуть ему к новой обстановке. Можно предложить ребенку интересную игрушку и попытаться организовать интересную игру. Иногда эффективнее оказывается спокойная беседа. психологический готовность ребенок дошкольный

Обследование проводится за маленьким столиком. Ребенка нужно посадить рядом с собой. Лучше не сажать лицом к окну, воспитателя (родителей), если они захотят присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, за его спиной.

Ребенку можно предложить выбрать, что он хотел бы делать сначала: поиграть, порисовать или поговорить.

В первой части обследования лучше всего предлагать методики на изучение интеллекта. В целом, обследование должно занимать от десяти до двадцати мнут. Чем младше ребенок, тем короче обследование.

Важное условие психодиагностического обследования дошкольника, это приспособление его к индивидуальным особенностям ребенка, а именно: его темпу, уровню утомляемости и т.д.

Если ребенок утомился, то необходимо дать возможность ребенку отдохнуть, сделать перерыв в обследовании. Поиграть или сделать несколько спортивных упражнений. По ходу обследования психолог ведет протокол, где фиксирует уровень выполнения заданий, отношение ребенка к тестированию, высказывания ребенка.

Если обследование проводится по просьбе родителей, то оно проводится в их присутствии.

В подготовительной группе, обследование умственного развития может проводиться с семью-десятью детьми. Детей сажают за раздельные столики и на таком расстоянии, чтобы исключить возможность копирования решений. Столики расставляют так, чтобы психологу хорошо была видна работа каждого. Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, а в случае затруднений или непонимания обращаться к взрослому.

Для таких обследований целесообразно комплектовать группы детей примерно с одинаковой скоростью выполнения заданий.

Цель, которая стоит перед психологом — это создание психологического портрета ребенка. Его первая задача — ограничение нормы от патологии. Дифференциация разных форм патологий не входит в задачи детского психолога.

Неправильно использовать перед обследованием следующие фразы:

« Я сейчас проверю…»

Правильно: «Я хочу с тобой поиграть…», «Давай посмотрим вместе новую книжку…», «У меня есть новые картинки, я хочу их тебе показать…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector