221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первоклассник не хочет делать уроки советы психолога

13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Выяснить причину – 50% успеха

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.
Читать еще:  Психологические особенности современных дошкольников

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Если первоклассник не хочет делать уроки.
материал (1 класс)

Уважаемые родители первоклассников! Казалось бы ещё вчера вы гордо рассказывали своим знакомым о том, с какой радостью ваш малыш пошёл в школу, как ему нравится быть самостоятельным и самому готовить домашнее задание. И вдруг ребёнок наотрез отказывается делать уроки. Почему? В сегодняшней рассылке мы дадим ответ на этот вопрос и надеемся, что наши советы помогут вам и вашему первокласснику достойно справиться с проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
esli_pervoklassnik_ne_hochet_delat_uroki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Если первоклассник не хочет делать уроки…

У многих детей эйфория по поводу новой «школьной» жизни очень скоро проходит. Ведь ребёнок сталкивается с тем, что он должен выполнять какие-то обязанности (например, готовить домашнее задание), и не выполнять их нельзя. Малышу бывает довольно трудно заставить себя делать уроки. Эта неохота вырастает до таких размеров, что ребёнок начинает отлынивать от школы. Он часто ленится, оставляя всё на «авось». Но ребёнок вырастет, а «авось» останется. Лень можно побороть только усилием воли и дисциплиной. Ребёнок может придумывать различные отговорки, только чтобы не делать уроки – от «у меня сегодня голова болит» до «вот ещё один мультик посмотрю, отдохну, и потом сделаю домашнее задание». Родителей такие заявления зачастую ставят в тупик – вроде бы и попускать нельзя капризам, а, с другой стороны, вдруг и правда разболелся?

Выйти с честью из этой сложной педагогической ситуации можно лишь одним способом – чёткой установкой режима.( Подробнее о режиме первоклассника читайте в статье «Режим дня в жизни младшего школьника» ). После школы необходим отдых, который должен занимать один час времени. Этот отдых не подразумевает беганья по квартире или игру в футбол. Необходим покой, чтобы ребёнок мог расслабиться. Затем следует выполнение домашнего задания. (О том, как родители могут помочь первокласснику при выполнении домашнего задания читайте в статьях «Папа решает, а Вася сдаёт» и «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков» .)

Первое время при выполнении домашнего задания посидите с ребёнком рядом, даже если у него нет при этом никаких проблем. У некоторых детей основная проблема состоит в том, что они не знают и не умеют того, что должны знать и уметь семилетние дети. Другие при первой же трудности бросают работу, мол, не получается и не надо. Присмотритесь, подумайте, какая помощь нужна вашему ребёнку. С первых дней учёбы не допускайте отставания, помогите овладеть навыками, которые пригодятся в школе. Предложите ребёнку самостоятельно выполнить часть работы. И не надо всё немедленно исправлять. Наблюдая и анализируя свои ошибки, ребёнок сам придёт к нужному результату. Постепенно увеличивайте объём самостоятельной работы. Присутствуйте в комнате и помогайте по первому зову. Вы должны показать ребёнку, что он сумеет преодолеть любые трудности, он должен быть уверен, что вы обязательно поможете ему. Но запомните – ребёнок должен делать уроки самостоятельно! Не выполняйте за него домашнее задание, а только помогайте ему советами. Иначе он «сядет вам на шею». А чтобы малыш не отвлекался, поставьте перед ним песочные часы.

Если родителям приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно у них возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребёнок будет делать уроки сам?» А между тем, самостоятельность редко появляется сама по себе. Как ни парадоксально, самостоятельность детей – это результата ряда последовательных действий взрослых. Какие же действия родителей будут способствовать формированию самостоятельности первоклассников? Ответить на этот вопрос поможет правило, сформулированное Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?»: «Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребёнок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объём, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребёнка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с вашей помощью, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
Если ваш ребёнок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью взрослых только в случае серьёзных затруднений, — это серьёзный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь. И, наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребёнка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии к неуверенности.

И последнее, о чём ещё хотелось бы упомянуть. Часто так получается, что право устать мы, взрослые, оставляем только за собой. И по возвращении из школы, вроде как по свежей памяти, сразу заставляем ребёнка учить уроки. При этом хотим быстро и качественно получить результат. В ином случае – одёргивание, мораль и даже… побои. А учёба зачастую используется как мера наказания: «Будешь баловаться – сядешь делать уроки»! Этим вообще можно отбить охоту учиться.

Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой

Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учительницы начальных классов Серпуховой Валентины Давыдовны, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

Переход от дошкольника к первокласснику — огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи. С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.

Самая распространенная родительская ошибка — это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь во что бы то ни стало, как можно раньше, обучить ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей — поддержание интереса к знаниям в целом.

Кроме того, не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя — учительница и новые обязанности. А родители вместо того, чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого взрослые, боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.

Наиболее распространенные проблемы первого класса:

  • ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое;
  • ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием;
  • малышу тяжело просидеть без движения 45 минут;
  • ребенку не нравится учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи

И общие советы, как их преодолеть

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.

Непременным атрибутом учебы являются — школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки — первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда — дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов — малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша — возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша «Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появиться позитивная установка «Я сам все могу».

Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

Как мы усваиваем информацию

Учеба — это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Вот их наиболее распространенное распределение.

Руки — 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз — он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы кроха не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.

Рот — 70% того, о чем мы говорим — откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Уши — лишь 20% того, что ребенок слышит — он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.

Глаза — 30% того, что малыш видит — он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.

К какому типу относиться ваш ребенок?

Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:

Кинэстический тип. Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.

Визуальный тип. Его основной канал восприятия — зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты.

Аудитивный тип. Усваивает информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам наоборот необходим фон — приглушенная спокойная музыка. Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или магнитофон.

Как родителям перестать делать уроки за ребенка и не сойти с ума

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Учебный год в самом разгаре, и многие родители уже успели устать. Ведь кроме профессиональных задач и хлопот по дому большинство взрослых берет на себя школьные дела своих детей, и это изрядно утомляет. Как же сделать так, чтобы передать учебу в руки школьника и перестать его постоянно контролировать? Об этом — в нашей статье.

Нередко родители ждут окончания учебного года даже с большим нетерпением, чем их дети. AdMe.ru уверен, что этого можно избежать. Мы нашли ответы на вопрос, как облегчить школьные будни.

1. Не делайте уроки за ребенка

Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка. В 7 лет привычку учиться гораздо проще сформировать, чем в 12. Роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, при необходимости — помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Покажите сыну или дочери, как собирать портфель, как заполнять дневник, в какой последовательности выполнять домашние задания, и отойдите в сторону.

Если вы проверяете задания и заметили ошибку — предложите ребенку самому найти и исправить ее, но не давайте готовых решений. Проверку постепенно можно свести лишь к факту выполнения заданий: если задано 4 упражнения — 4 и должны быть сделаны. С таким подходом ребенок будет допускать ошибки, но только так и сформируется его ответственность. Это сделает его успеваемость реальной, а не искусственной.

2. Научите ребенка учиться

Первые домашние задания могут вызывать у ребенка замешательство: с чего начать? Родителям важно научить ребенка, как правильно делать уроки. Объясните, почему нужно делать вещи в определенном порядке, проговорите всю последовательность действий вслух, можно даже написать и разместить над письменным столом небольшую памятку.

После этого останется сделать лишь все действия по шагам. Обратите внимание, чтобы упражнение было выполнено полностью. Научите ребенка пользоваться справочной литературой, энциклопедиями. Это чаще гораздо лучший помощник, чем интернет: так легче найти информацию и не отвлекаться на лишнее.

3. Правильно организуйте рабочее пространство

Место, где занимается ребенок, сильно влияет на его продуктивность. Организуйте рабочую зону так, чтобы у ребенка было достаточно освещения, все необходимое можно было легко достать, уберите все лишнее, чтобы не отвлекаться. Сгруппируйте книги, тетради, материалы, пособия — так найти нужную информацию будет проще. Если в семье есть братья и сестры — сделайте так, чтобы они не мешали школьнику сосредоточиться во время выполнения уроков.

4. Научите его чувствовать время

Дети часто не чувствуют время: не знают, сколько прошло, а сколько еще осталось. Решить эту проблему можно при помощи обычного будильника или песочных часов. Для начала попробуйте замерять вместе с ребенком, сколько минут у него занимают повседневные дела: посмотреть мультфильм, поесть, навести порядок в комнате, сделать домашнее задание по математике. Вы можете объяснить ребенку, что уроки займут столько же времени, как, например, прогулка с собакой.

Перед началом выполнения заданий заведите будильник. Это настроит ребенка на работу, поможет ему не затягивать процесс: чем дольше ребенок проводит за уроками, тем ниже его эффективность. Оптимальное время для выполнения в старших классах — не более 2 часов, а в начальных — не больше 30 минут. Дальше детям уже сложно сосредоточиться.

5. Научите его расставлять приоритеты

Чтобы облегчить обучение и жизнь в целом, научите ребенка выделять главное. Например, при выполнении уроков важно уметь оценивать: 1) объем заданного, что из него понятно, а что нет; 2) на какие задания уйдет больше времени, а на какие меньше; 3) что из уроков ребенок осилит сам, а где ему может понадобиться помощь.

Если научить ребенка этому, он будет свободнее ориентироваться в том, что можно сделать легко и быстро самостоятельно, а что можно посмотреть в энциклопедии или спросить у папы или мамы позже. Это здорово выручит детей на контрольных и экзаменах: они не потратят все время на выполнение одного, самого сложного, задания, а оставят его напоследок.

6. Мотивируйте

Почаще хвалите ребенка за старания, за хорошие отметки, не принимайте это как само собой разумеющееся. Для детей начальных классов можно использовать доску мотивации. На листке бумаги напишите цели («заправить постель», «сделать домашние задания», «выгулять/ покормить собаку, «вынести мусор»), рядом — день недели. За каждое выполненное задание — плюсик. В конце недели — вознаграждение — например поход всей семьей в кино или на каток.

Или можно использовать такой вариант мотивации: «Ты делаешь уроки — и мы все вместе идем гулять/ пить чай/ смотреть фильм». Чаще показывайте ребенку, как он может практически применять свои знания. К примеру, умеешь считать, складывать, вычитать — сможешь посчитать сдачу в магазине, выучил таблицу умножения — знаешь, сколько чупа-чупсов можно купить на 100 рублей.

7. Учите его грамотно разговаривать и задавать вопросы

Все дети, которые идут в школу, умеют разговаривать, но далеко не все умеют правильно доносить информацию, излагать свои мысли. Кому-то мешает застенчивость, кто-то просто не знает, как это правильно сделать.

Учите ребенка выражать свое мнение, правильно обращаться с просьбой. Научите вашего школьника разговаривать с преподавателем: ребенок не должен бояться задавать вопросы, переспрашивать столько раз, сколько ему требуется, чтобы понять тему и выполнить задания. Даже если ребенок посещал детский сад, ему бывает сложно привыкнуть к новой обстановке.

8. Помогите ему подружиться с одноклассниками

Для ребенка очень важны отношения с одноклассниками. От того, как они сложатся, во многом зависит уверенность и успеваемость ребенка. Сейчас дети нередко учатся далеко от дома и их после уроков сразу забирают родители. Одноклассники не успевают близко познакомиться, подружиться — им просто не хватает времени. Родителям стоит помочь найти детям друзей в классе: предложить вместе погулять, пригласить одноклассников домой для игры, общения, на чай с тортом.

9. Ваши отношения — на первом месте

Не зацикливайте внимание на успеваемости ребенка — ведь это не единственное и не самое главное в ваших отношениях. Интересуйтесь жизнью ребенка, его увлечениями, чувствами, наблюдениями, желаниями, друзьями. Будьте не контролером для ребенка, а скорее его «болельщиком»: узнавайте, как обстановка в школе, выслушивайте и поддерживайте его. Показывайте, что у вас с ним общая жизнь, что его дела не менее важны, чем ваши. Больше времени проводите вместе, копите общие яркие и счастливые воспоминания.

10. Помните, что оценки не определяют успешность ребенка

Страх родителей перед плохими оценками ребенка — это прежде всего страх за его будущее, а оценка сама по себе показывает лишь то, как он усвоил преподаваемый материал. Плохие оценки вовсе не означают, что он глуп, ленив, безответственен и не сможет работать. Это говорит лишь о том, что у ребенка по каким-то причинам нет желания учиться или он не может это делать в силу сложности программы. Может, вы выбрали лучшую математическую гимназию в городе, а ребенку там слишком тяжело?

Если у сына или дочери никак не получается учиться только на 4 и 5 — это не приговор. Среди успешных бизнесменов троечников значительно больше, чем отличников. Вся разгадка в том, что такие люди легче относятся к ошибкам, потому что у них с детства выработался стойкий иммунитет к ним. Их тройки — не результат их лени или низкого интеллекта, а доказательство того, что у них нет интереса к школьной программе. Если это ваш случай — попробуйте сосредоточить внимание ребенка на тех предметах, которые действительно ему по душе.

А ваши дети самостоятельно делают уроки? Есть ли у вас успешный опыт приучения их к самостоятельности в обучении? Делитесь с нами в комментариях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector