221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет и методы детской психологии

Предмет и принципы детской психологии
учебно-методический материал

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
predmet_i_printsipy_detskoy_psihologii_1.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и принципы детской психологии 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

2. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант — причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с

той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

3. Принципы изучения психики ребенка

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Предмет, задачи и методы детской психологии.

Предмет, задачи и методы детской психологии.

Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до окончания жизни изучает возрастная психология.

Предметом исследования детской психологии являются возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах его детского развития.Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

В детской психологии обычно выделяется:

· младенческий возраст — от рождения до 1 года;

· раннее детство — от 1 года до 3 лет;

· дошкольный возраст — от 3 до 6-7 лет (поступление в школу).

Обычно используются следующие основные методы психологического исследования развития детей.

· Беседа с детьми разного возраста. Этот метод позволяет изучить их интересы, потребности, мотивы поведения, а также знания, представления, отношение к окружающему миру.

· Наблюдение за ребенком или группой детей. Используя этот метод, нужно уметь поставить (сформулировать) цель наблюдения, составить план, выделить объекты, определить признаки (симптомы) наблюдения, на которые необходимо обратить внимание, распределить по времени процесс наблюдения и так далее.

· Эксперимент направлен на изучение особенностей сенсорного воспитания, изобразительной, игровой, учебной деятельности; индивидуальных различий детей определенного возраста по определенному психическому проявлению.

· Социометрия позволяет изучать взаимоотношения детей в группе, а также положение, которое занимает ребенок среди сверстников.

· Изучение результатов деятельности детей по их рисункам, лепке, аппликации и так далее.

· Близнецовый метод основан на наблюдении за детьми, имеющими одинаковую наследственность, но находящихся в разных социальных условиях и стилях воспитания.

2. Характеристика периода новорожденности.»Комплекс оживления» у младенца.

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка.Период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

· — Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

· — Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Предмет, задачи и методы детской психологии.

Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до окончания жизни изучает возрастная психология.

Предметом исследования детской психологии являются возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах его детского развития.Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

В детской психологии обычно выделяется:

· младенческий возраст — от рождения до 1 года;

· раннее детство — от 1 года до 3 лет;

· дошкольный возраст — от 3 до 6-7 лет (поступление в школу).

Обычно используются следующие основные методы психологического исследования развития детей.

· Беседа с детьми разного возраста. Этот метод позволяет изучить их интересы, потребности, мотивы поведения, а также знания, представления, отношение к окружающему миру.

· Наблюдение за ребенком или группой детей. Используя этот метод, нужно уметь поставить (сформулировать) цель наблюдения, составить план, выделить объекты, определить признаки (симптомы) наблюдения, на которые необходимо обратить внимание, распределить по времени процесс наблюдения и так далее.

· Эксперимент направлен на изучение особенностей сенсорного воспитания, изобразительной, игровой, учебной деятельности; индивидуальных различий детей определенного возраста по определенному психическому проявлению.

· Социометрия позволяет изучать взаимоотношения детей в группе, а также положение, которое занимает ребенок среди сверстников.

· Изучение результатов деятельности детей по их рисункам, лепке, аппликации и так далее.

· Близнецовый метод основан на наблюдении за детьми, имеющими одинаковую наследственность, но находящихся в разных социальных условиях и стилях воспитания.

2. Характеристика периода новорожденности.»Комплекс оживления» у младенца.

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка.Период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

· — Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

· — Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Детская психология. Предмет, метод и стратегия исследований детской психологии.

Карина Альфредовна. Детская психология.

Требования для автомата:

1) Пропуск максимум 2 раза за семестр.

3) Таблица по возрастам.

4) Реферат (ДО 15 ДЕКАБРЯ).

Детская психология. Предмет, метод и стратегия исследований детской психологии.

Смирнова. Детская психология. –главный учебник.

Предмет детской психологии. Детство как предмет науки.

Детская психология – это отрасль психологии, изучающая психическое развитие ребенка

Детская психология изучает особенности формирования различных видов деятельности ребенка, качества его личности, возрастные и индивидуальные способности и развитие детей. Детская психология имеет дело с особыми единицами анализа: возраст или период развития. По определению Выготского, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возрастного периода определяется внутренним содержанием.

1) Хронологический или паспортный

3) Психологический возраст

Развитие – всеобщая форма существования психики, качественное изменение, характеризующееся возникновением новообразования. Развитие имеет определенную направленность (прогрессивное и регрессивное развитие).

1) Стабильная (постепенная, литическая, медленная)

Для этих форм характерно чередование.

Источником развития является внутреннее противоречие (русские исследователи). Один из важных принципов развития– гетерохронность, неравномерность.

Специфика детского развития.

Она заключается в чрезвычайной пластичности человеческого мозга, которая и обеспечивает психическое развитие. Отличие человека от животного состоит в том, что у животных, определенные формы поведения передаются по наследству или приобретаются в процессе индивидуального опыта отдельной особи. У ребенка нет биологических предопределённостей в развитии и поведении. У человека свойственные ему формы поведения передаются путем наследования путем культурно-исторического опыта.

Вывод: таким образом психическое развитие ребенка осуществляется специфичным, отличным от развития животных путем. Оно происходит через присвоение культурно-исторического опыта, превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные индивидуальные ценности и способности. Важнейшей задачей детской психологии является выяснение способностей и общих закономерной общего развития ребенка и объяснение его причин, установление возрастных периодов развития и причин перехода от одного периода к следующему.

Практические задачи детской психологии:

1) Контроль за психическим развитием ребенка с целью коррекции

2) Определение условий развития с целью их улучшения

3) Прогноз стабильности и изменчивости свойств индивида

4) Объяснение целей развития и коррекции

5) Планирование коррекционных мероприятий

История развития детской психологии.

Причина возникновения детской психологии:

1) Социальная – усиление роли семейного воспитания, общество понимает необходимость воспитания ребенка. В конце 19 века появляется классно-урочная система в школах.

2) Появление закона биологической эволюции Чарльза Дарвина. Вильгельм Прейер в 1882 году издает книгу «душа ребенка», где описал наблюдения за собственным сыном, становится основоположником детской психологии. Он изучал развитие волевых качеств, органов чувств, общее развитие и прочее. Пусть это было наивно по нашим временам, но тогда это было рывком в науке.

Вильям Штерн, Курт Коффка, Карл Бюллер, Альфред Бинне, А. Гизелл, Жан Пиаже – приняли попытки обобщать труды. Сеченов, Ушинский, Лазурский, Бехтерев. Блонский, Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия. Запорожец, Эльконин и др.

Понятие детства. Детство как социум, культурный феномен.

Детство– это этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и оканчивающийся включением во взрослую жизнь. До 16 века период детства не рассматривали, ребенок был как полуфабрикат. В 17 веке ребенок наделен душой, а детство период подготовки во взрослую жизнь. В 18 веке было принято жестокое воспитание и тотальный контроль, наказание. И только в 19 веке общество стало предписывать любовь к ребенку и гуманное отношение к нему. Люди осознали необходимость создания специального института, который стал бы заниматься воспитанием ребенка.

Социокультурная природа детства – положение об исторической обусловленности детства принадлежит Эльконину.

1) История детства тесно связана с историей человечества.

2) Продолжительность детства меняется с течением времени, с изменениями, происходящими в обществе.

3) Продолжительность напрямую зависит от уровня материальной и культурной зависимости.

Детская психология в системе наук (самостоятельно).

Методы детской психологии, стратегии исследования психического развития ребенка.

Метод – это общий подход, способ исследования.

1) Наблюдение – это систематическое наблюдение в течении определенного длительного времени за особенностями поведения и высказываниями ребенка в естественных, специально неизменяемых условиях. Требования – систематичность, чтобы ребенок не знал о наблюдении, подробное описание фактов, параллельность наблюдения, объективность наблюдения. Виды: сплошное (охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка) или выборочное (фиксирует какую-то одну особенность, выбранную или определенную заранее), включенное (обеспечивает участие взрослого в деятельности ребенка) или скрытое (фигура взрослого скрыта от ребенка, для этого используют зеркало Гизелла), одноразовое (одновременное сравнительное изучение испытуемых, компактный, нетрудоемкий и сравнительно недорогой метод, но возраста могут не совпадать, имеется ввиду паспортный и психологический возраст) или срезовое, длительное (изменение в психологическом развитии группы или одного человека на протяжении длительного времени, например, дневники родителей. Это пример лангитюдного развития. Позволяет проследить новых способностей и интересов ребенка, описать различные стадии его развития, дает возможность изучить кризисные и переломные моменты. Очень трудоемкие и дорогие исследования, со временем происходит утрата репрезантивной выборки, возникает привыкание к методикам, с возрастом может быть необъективен) или пролонгированное. Все эти методы не предполагают контроля за условиями факторами влияющими на развитие ребенка. Пассивное наблюдение, невмешательство в процесс развития.

2) Эксперимент. Формирующая стратегия более современна. Это процесс активного вмешательства, построение психического процесса с заданными свойствами. Первоначально идею высказал Выготский, продолжил и развил Леонтьев и Гальперин («концепция планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности»).

Эксперимент призван устанавливать причинно-следственные связи. К психологическому методу относится тест – это стандартизированная методика психологического измерения, когда детям в строго определенных условиях предлагают специально подобранные задания. Результаты ребенка сравнивают с возрастной нормой, что и позволяет определить возрастной уровень развития ребенка.

Этические принципы при проведении эксперимента:

2) Обязательное информирование родителей.

3) Принцип конфиденциальности.

4) Принцип оказания психологической помощи.

5) Для контрольной группы дать такую же выгоду как и для экспериментальной.

2) Анализ фактов, аннулирование гипотез.

3) Организация и проведение эксперимента для проведения эксперимента.

4) Анализ полученных результатов и подтверждение гипотезы или ее опровержение, выдвижение новой, если надо.

1) Стандартизированная беседа – в соответствии со строгим сценарием.

2) Клиническая беседа – направлена на изучение определенного процесса.

Очень важен метод беседы. Ни тест, ни наблюдение не дают такой информации, как беседа. Раньше врачи могли определить болезни еще по тому, как человек входить в кабинет, стучится в дверь и садится.

Метод изучения кросс-культурных различий – сравнивают особенности развития детей в разных культурах и разных странах.

Метод исследования продуктов деятельности (рисунки, поделки, сочинения). Проецируются особенности личности и индивидуальности ребенка. Особенности отношения к семье и прочим вещам.

Методы реконструкции онтогенетического развития. Основан на изучении жизненного пути определенного человека.

Метод педагогического и обучающего эксперимента. Берутся 2 группы и проводяться эксперименты по тем или иным методикам.

Д/З: Найти описание и характеристику детей – маугли. Прочитать про экспериментальный метод.

Детская психология – не всё, но многое о ней

Детская психология-это отрасль возрастной психологии, которая изучает, грубо говоря, душу ребенка. Хотя почему грубо? В буквальном переводе именно так звучит: “изучает душу ребенка”. Как он развивается психически, насколько закономерно его развитие. Почему так важна детская психология для родителей? Потому что основы характера закладываются у малыша в раннем возрасте, примерно в 3-6 лет. В раннем возрасте малыш еще не понимает многих вещей. Поэтому главная задача родителей – наладить отношения со своим сыном или дочерью.

Методы детской психологии

Наблюдение – среди особенностей метода можно назвать:

  • Связь наблюдателя и того, за кем идет процесс наблюдения.
  • Наблюдение окрашено эмоционально.
  • Сложность (иногда – даже невозможность) провести наблюдения еще раз.

Беседа – очень распространенный в детской психологии эмпирический метод. В педагогике беседа ставит своей целью проникнуть во внутренний мир ребенка. Этот Он считается ненадежным.

Интервью – его ещё называют целенаправленным опросом. Интервьюер не должен превращать интервью в обычную болтовню.

Анкетирование. Это когда испытуемый отвечает на вопросы, подготовленные заранее. Анкеты бывают:

  • Открытые, в них нужно самому конструировать ответы.
  • Закрытые, где дитя выбирает один из вариантов ответа.
  • Именные, в которых известна фамилия испытуемого.
  • Анонимные, – те, в которых не указывается имя и фамилия.

Тестирование – от других методов отличается по следующим причинам:

  1. Максимально точные результаты.
  2. Этот метод достаточно простой и доступный.
  3. Его можно автоматизировать.

Есть еще метод эксперимента, когда малыша помещают в специально созданные для этого условия и проверяют реакции его психики.

Что такое детская практическая психология? Ее задачи

Это отрасль психологии, направленная на оказание психологической помощи детям. В другом значении прикладная психология о детстве.

В общем, детская психология это наука, которая посвящена закономерностям развития ребенка. Причем не в физическом смысле, а в психическом. Какие задачи детской психологии? На этот вопрос два ответа:

  1. Понять самого ребенка.
  2. Понять, как он взрослеет, и предсказывать, как он прореагирует на различные ситуации.

Вопросы детской психологии

Более половины населения нашей планеты – дети. Но они практически не защищены законом. Так было до 1959 года. Именно в этом году ООН приняли декларацию прав ребёнка.

В ней содержится 10 принципов. Смысл их выглядит так:

  1. Правила этого документа должны признаваться всеми гражданами Земли, и нет разницы, какая у них раса и/или национальность.
  2. Малышам с рождения обеспечена специальная защита. И им должны быть предоставлены все условия для развития.
  3. Каждому человеку с момента рождения должны принадлежать имя и гражданство.
  4. Малыш должен пользоваться всеми благами соцобеспечения. Для этого ему должно принадлежать право на здоровый рост и получение новых навыков. Для этого его матери должен обеспечиваться дородовой и послеродовой уход. У него должно быть право на нормальное питание, жилище, он должен получать нормальное медицинское обслуживание, должны дети иметь право и на развлечения.
  5. Ребёнок является пока неполноценным членом общества. Поэтому он должен спать больше. Ему должны оказываться забота, необходимая ему в силу его состояния. Он также должен получать образование.
  6. Малыш должен, когда это возможно, расти в любви и понимании со стороны своих родителей.
  7. Все дети имеют право на получение образования. Должно быть обязательным и бесплатным.
  8. Ребенка нужно защищать от жестокого обращения и эксплуатации любых форм.
  9. Дети должны ограждаться от любой дискриминации. Расовой, религиозной и всех остальных.
  10. Все меры защиты и помощи должны быть первыми по отношению к детям.

Именно такие вопросы затрагивает детская психология как наука.

Детская возрастная психология. Что означают кризисы разных лет

Современным родителям знакомы понятия «возрастная психология» , «кризис 3 лет», «этапы развития» детей, но основная часть из них не понимает, что за ними кроется. Малыш развивается и это делится на следующие этапы:

  1. длинные и спокойные.
  2. короткие, но очень бурные. Такие этапы называют кризисами.

По возрастной психологии, если ребёнок развивается нормально, периоды нормального поведения чередуются с кризисами.

Кризисы обычно следующие:

Любой возрастной отрезок обладает своей уникальностью. Это подтвердит любая чуткая мама. Но на что смотрят ученые, разделяя детский возраст по периодам?

  • Узнал ли малыш что-то новое?
  • Какие отношения у него с окружающим миром?
  • Какое дело является для него наиболее важным?

Почему каждому родителю должна быть известна психология детства

Потому что малыш не является маленькой копией своих родителей. Он живет и развивается по своим законам. Если родители понимают своего кроху, и без лишних отступлений помогает ему расти.

Детская психология изучает закономерности психического развития малыша. Её связь с педагогикой очень тесна. Настолько же тесна ее связь с такой областью знаний, как психология детского возраста. А также с возрастной физиологией и морфологией

О важности творчества в развитии детей

Важным в развитии ребенка является творчество. Поэтому психология детского творчества должна быть знакома родителям. Потому что занятия искусством полезны и для них тоже. Занятие любым видом творчества приносят пользу людям, независимо от их возраста и сферы работы, если речь идет о взрослом.

Развитие креативного мышления в любом возрасте приносит личности следующую пользу:

  • Человек, постоянно развивающий свое творческое мышление, работает быстрее, потому что он начинает думать юыстрее.
  • Он меньше подвержен стрессу, и это улучшает его общее самочувствие.

Что такое социальная психология детства, ее предмет и принципы

Она рассматривает детство как совместную деятельность малыша с миром и другими людьми( как взрослыми, так и сверстниками) .а также закономерности порождения этих отношений, их целенаправленного формирования в конкретной исторической и соц. ситуации развития.

Предмет детской психологии – это сам ребенок, его психическое развитие на протяжении всего периода детства. Детская психология изучает этот предмет вместе с другими науками:

Принципы детской психологии:

  • Любой малыш постоянно нуждается в заботе и защите от внешних факторов, которые могут ему навредить.
  • Любое исследование психики ребенка должно быть максимально деликатным.
Читать еще:  Воспитание ребенка 6 лет психология советы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×