221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет задачи и методы детской психологии

Предмет и принципы детской психологии
учебно-методический материал

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
predmet_i_printsipy_detskoy_psihologii_1.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и принципы детской психологии 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

2. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант — причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с

той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

3. Принципы изучения психики ребенка

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНИКА

В результате освоения данной главы студент должен: знать

  • предмет, задачи и методы психологии дошкольника;
  • общее содержание развития в детстве;уметь
  • применять методы психологии в изучении различных сторон жизни дошкольника;
  • соотносить задачи изучения психологии дошкольника с современной ситуацией развития ребенка;
  • научными методами изучения психологии дошкольника;
  • практическими приемами реализации задач изучения дошкольного возраста.

Психология детства в наши дни сталкивается с явными изменениями онтогенеза психического развития, которые обусловлены принципиальными трансформациями условий и факторов психического развития ребенка, появлением новых институтов социализации и даже определенными изменениями в психофизиологических показателях созревания детей, которые не могут не влиять на психическое развитие и становление личности. По общему признанию многих разиоотраслевых специалистов (психологов, педагогов, педиатров, физиологов), дети становятся другими, картина детства с точки зрения нормативов и универсальных показателей неудержимо меняется, причем меняется разнонаправленно. Одни параметры развития устаревают, и большинство современных детей опережает их, а по другим направлениям развития дети массово демонстрируют отставание, которое воспринимается уже нормативно (например, отставание в развитии речи). Но еще более важными являются трансформации самих направлений, векторов формирования сознания и личности, когда появляются новые движущие силы психического развития, меняется роль ведущих (ранее) типов деятельности или на смену им приходят другие.

Интерес к психологии дошкольника и выделение ее в самостоятельную область знаний обусловлены рядом причин. Эти причины можно разбить на две большие группы. Первая связана с традиционным содержанием психического развития ребенка и высокой ответственностью социального окружения за этот процесс, поскольку именно в первые годы жизни закладываются основы личности, а различного рода отставания и отклонения в развитии могут нанести серьезный ущерб всему онтогенезу психики.

Интенсивность психического развития. В дошкольном возрасте наряду с процессами созревания происходит активное формирование всей психической сферы — серьезный скачок происходит в развитии всех психических функций и сознания. Масштабность изменений можно проиллюстрировать, скажем, динамикой развития мышления, три основных этапа которого ребенок проходит в дошкольном возрасте: от нагляднодейственного к наглядно-образному и словесно-логическому. Аналогичную скорость мы наблюдаем в развитии внимания: переход от непроизвольного к произвольному и зачаткам послепроизвольного внимания, параллельно с которым стремительно меняется и структура речи. Память развивается настолько интенсивно, что Л. С. Выготский поместил ее на вершину иерархии психических функций в дошкольном возрасте (у ребенка появляются произвольные формы памяти, словесная память, усложняется структура всех видов памяти, она подчиняется мышлению и речи) [1] . Значимость изучения возрастного периода развития, в котором фактически выстраивается вся базовая структура когнитивных процессов, трудно переоценить.

Формирование основ личности. Согласно всем психологическим концепциям и периодизациям психического развития именно дошкольный период детства связан с формированием базовых структур личности — основных представлений о себе, структуры идентичности, системы отношений с ближайшим и далеким окружением. Недаром в традиционных культурах говорили: «Отдай мне дитя до семи лет, а дальше — делай, что хочешь». Многие философские и религиозные системы подчеркивают важность этого периода как уникальной возможности заложить основы личности, ее социоморальные и ценностные ориентиры, направить развитие черт характера. Для 3. Фрейда фаллический период развития (от трех до 6—7 лет) — возраст принципиального формирования структуры личности, в котором задействованы уже все три компонента: ид, эго и супер-эго. А. Н. Леонтьев характеризует дошкольное детство как период фактического складывания личности ребенка. Д. Б. Эльконин показал преимущественное развитие мотивационно-личностной сферы в дошкольном периоде детства. Большинство авторов говорит о характерологическом дебюте в возрасте 5—7 лет и об интенсивном присвоении личностью моральных установок и ценностей.

Начало социализации. Психика дошкольника особенно сензитивна к усвоению социальных норм и правил, ребенок расширяет круг своего общения (добавляются сверстники и взрослые — не члены семьи, социальные взрослые). Происходит включение в общество и познание законов, по которым оно функционирует, формируются фундаментальные основы картины мира.

Начало целенаправленного обучения. В дошкольном возрасте начинается первоначальное целенаправленное, осознанное обучение и научение. Влияние обучающего воздействия окружающей среды на ребенка 4—7 лет чрезвычайно высоко. Психогенетические близнецовые исследования показывают, что именно до семи лет психика максимально изменчива и чувствительна к внешнему воздействию. В дальнейшем возрастает влияние генетических факторов, и возможности обучения подчиняются логике наследственных ограничений.

Своевременная корректировка психического развития. Исторические наблюдения показывают, что отсутствие воспитания и обучения в период до 5—6 лет, исключенность ребенка из общества (дети-маугли, тяжелые формы депривации) ведут к необратимым изменениям в траектории психического развития. Закрываются возможности развития речи, высших форм мышления, социализации и формирования человеческого сознания. С другой стороны, именно в этом возрасте компенсаторные возможности психики колоссальны, и вовремя предпринятая коррекционная, терапевтическая работа с детьми с различными отклонениями в развитии психики позволяет преодолеть многие трудности. Так, коррекционная работа с дизлексией в 6—7 лет позволяет сформировать полноценные навыки чтения более чем у 80% детей, тогда как коррекция в 9—10 лет обеспечивает результат менее чем в 50% случаев, а эффективность работы с дизлексией в 12—13 лет — менее 15%. Важно отметить также, что симптомы психопатологии, которые можно будет окончательно дифференцировать не раньше подросткового возраста, при корректной диагностике позволяют адаптировать стиль воспитания и стиль общения с ребенком в соответствии с особенностями его развития и индивидуальными нуждами уже в дошкольном возрасте. Это дает возможность сформировать более адаптивный вектор развития ребенка.

Вторая группа причин — современные факторы, обусловливающие необходимость целенаправленного, тщательного изучения психического развития дошкольника, связаны с динамикой современной картины детства и глобальных трансформаций общества.

Изменения в стадиях онтогенеза. Современное детство постепенно отклоняется от традиционных периодизаций психического развития, но отклонения происходят как в сторону ускорения (акселерации) развития, так и в сторону замедления. Например, очевидно обнаруживается большая зрелость доношенных новорожденных, что обеспечивает более ранний и мощный старт в развитии. Такие показатели, как зрительное и слуховое сосредоточение, младенцы демонстрируют существенно раньше традиционных нормативов. С другой стороны, психологическая зрелость дошкольников к семи годам по многим показателям (например, произвольность поведения) вызывает вопросы. Изучение психологии дошкольника нуждается в уточнении и конкретизации нормативных показателей развития для современных детей и анализе направления и значения обнаруживаемых сдвигов.

Изменения требований общества. Мы наблюдаем изменение требований, которые общество предъявляет к развитию дошкольников. Ориентиром для родителей все чаще становится не средняя норма и умеренные показатели, а высокая норма и завышенные ожидания. Если в середине XX в., когда собственно и создавались основные периодизации психического развития, при поступлении в школу в семь лет дети не умели читать совсем, то сейчас требования к навыкам чтения негласно предъявляются детям, еще не посещающим школу, а при поступлении в школу в шесть лет большинство детей владеют базовыми навыками грамоты. Ожидания общества обеспечивают расширение направлений развития ребенка, но также могут вести и к его невротизации или астенизации. Исследование возможностей детской психики в свете меняющихся ориентиров развития современного общества — принципиальная задача психологии дошкольника.

Изменение роли институтов социализации. Традиционные институты социализации меняют свою структуру: становятся общепринятыми новые формы семьи (нуклеарпая, неполная, приемная), расширяется многоуровневая система образования, появляются новые институты социализации. Сегодня дошкольник — эго не малыш, изолированный в замкнутой системе семьи, а активный ребенок, с которым общество считается на самых разных уровнях (экономическом, информационном, социальном, юридическом и др.). Влияние новых институтов социализации, таких как средства массовой информации (информационная социализация), система экономики (потребительская социализация) и др., нуждается в глубоком изучении, так как степень включенности дошкольников в новые системы отношений растет. Влияние традиционных институтов социализации также меняется. Обедненные контакты со взрослыми, модифицированные разнообразными технологическими средствами (телевидение, мобильные телефоны), меняют характер эмоционального и коммуникативного развития, одновременно способствуя формированию созависимых отношений. Уже не первое поколение растет «в зоне доступа», что ограничивает способность принимать самостоятельные решения, осуществлять альтернативный выбор и действовать независимо.

С другой стороны, постиндустриальное общество формирует новые условия социализации, разрушая межгосударственные границы, расширяя пространство развития, открывая альтернативные варианты взросления и присвоения идентичности. И вот уже родители воспитывают своих детей по «японской» или «немецкой» модели, или с детства готовят ребенка к жизни в другом обществе.

Помимо этого, непрерывное и масштабное воздействие средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК) уже приводит к тому, что у детей меняются сенсорные и эмоциональные пороги чувствительности — они воспринимают только высокий темп подачи информации, которая должна быть чрезвычайно насыщена стимулами разных модальностей. СМИ и СМК становятся потенциальным стрессором и источником аддикций.

Первоначальная ступень образования. Принципиальным вызовом современности становится меняющаяся на всех уровнях система образования. Детство не может не меняться в ситуации, когда всеобщим становится раннее и сверхраннее развитие. В соответствии с новыми стандартами образования дошкольный возраст утвержден как первоначальная, но полноценная ступень обучения. Разнообразие образовательных моделей расширяет пространство социализации и индивидуализации дошкольников.

Психологизация всех видов деятельности в области развития дошкольника. Психология достигла такого уровня, когда психологические знания повышают эффективность работы с детьми фактически всех видов специалистов. Общество предъявляет высокие требования к уровню психологической подготовленности педагогов и, соответственно, к способности психологии вооружать любого специалиста «работающими», хорошо алгоритмизированными технологиями применения психологических знаний. Кроме того, педагог призван готовить ребенка к жизни в обществе, а наиболее надежным фактором такой подготовки на данный момент является психологизация образования, позволяющая реализовать индивидуальный потенциал личности и сформировать гибкие модели поведения.

Изменение ведущего типа деятельности. Трансформации сюжетноролевой игры связаны с рядом объективных причин. Мир взрослых высокотехнологичен и не понятен — в него почти невозможно играть. На смену игре приходят разнообразные варианты моделирования. Культура игры и игровая культура в современном мире теряют свои позиции. Очевидная тенденция индивидуализации российского общества находит свое отражение в разобщенности детей, отсутствии «дворовых ватаг» и шумных компаний. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Рынок игрушек перенасыщен, но большинство из них ориентированы на индивидуальное пользование, гораздо реже выпускаются игрушки, направленные на развитие способностей к совместным действиям. Передача традиций игр от старших детей — младшим, от взрослых — детям утрачивается. В городской однодетной семье у ребенка, не посещающего детский сад, возможности приобщиться к игровым ценностям, правилам и традициям крайне ограничены. Необходимо изучать влияние игры и совместно с детьми открывать те формы игрового моделирования продуктивных видов деятельности, которые готовят ребенка к жизни в современном обществе.

1.Предмет и задачи детской психологии.

Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.

Предмет детской (возрастной) психологии

По Марцинковской – возрастная (детская) психология изучает закономерности формирования психики ребёнка, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к понимению природы, функций, генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменения в процессе деятельности, при общении, познании.

Также, составляющими предмета детской психологии являются:

— факторы, закономерности и условия психического развития ребёнка;

— периоды развития, их смена и переходы от одного возраста к другому;

— развитие психики в связи с развитием деятельности ребёнка, его общением с другими людьми, познании им окружающего мира и формирование его личности (В.С.Мухина).

Важными задачами детской психологии являются:

— раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

— установление возрастных периодов этого развития;

— выяснение причин перехода от одного периода к другому.

— научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

— определение эталонов зрелости индивида, личности;

— выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни;

— прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов.

Важнейшая задача детской психологии – выяснение условий психического развития.

Детская психология опирается на общую психологию. Сопоставление тех или иных психических явлений в их полной, развернутой взрослой» форме с начальными ранними стадиями дает возможность понять перспективы и содержание их становления и развития в детском возрасте. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важное значение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы развития психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д. Ушинскии, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

2.Краткая характеристика основных исторических периодов становления детской психологии.

Сущностное психологическое изучение развития человека сформировалось как ветвь сравнительной психологии довольно поздно — в конце XIX в.

Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях, медицины и философии, пытающейся заложить минимальное обоснование, объяснение развития.

Среди философов были материалисты, считавшие, что развитие психики связано с соединением естественных начал (воды, огня, земли и воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души). Материалисты (Гераклит, Демокрит) считали, что душа и тело едины, и не видели особых различий между душой человека и животных. Идеалисты (Сократ и Платон) рассматривали душу как не связанную с телом и имеющую божественное происхождение. Первые попытки объяснения можно связать с возникновением философских систем, отвечающих на вопрос «почему?», поставленный в отношении хода развития, выраженного в дифференциации на возрасты (развитие = смена возрастов, почему возрасты сменяются?).

Так, Аристотель (384-322 гг. до н.э.), давая объяснение развитию, соответствующим образом представил и первую возрастную периодизацию, состоящую из трех этапов:

2) от 7 до 14 лет (до наступления половой зрелости);

3) от наступления половой зрелости до 21-го года.

Если ранее предлагаемые возрастные деления не имели под собой иной теоретической основы, то Аристотель взял за основу процессы развития, происходящие в самом человеке. Он был первым, кто выдвинул идею развития.

В Средние века идея развития почти не получила продолжения, будучи подавлена христианскими религиозными догматами.

И только эпоха Возрождения знаменует собой переход от средневековых традиций, в значительной мере сковавших развитие науки, культуры и искусства, к новому мировоззрению.

В основе возрастных делений, как и прежде, лежит педагогический опыт обучения лиц определенного возраста.

Специфической формой объяснения в Средние века и в эпоху Возрождения была философская схоластика, которую более интересовали сами объяснительные категории, а не содержание реальных процессов, стоящих за ними.

Наука на протяжении многих лет по сути безмолвствовала: христианство наложило табу на медико-физиологические исследования и практику.

XVII век не отличается резким поворотом к идее развития, но характеризуется существенным сдвигом в направлении перехода от описания и абстрактных моделей к эмпирической, опытной проверке выдвигаемых гипотез о развитии.

В педагогике появляется фигура Яна Амоса Коменского (1592— 1670), который на педагогической почве возродил идею Аристотеля о жизни как внутреннем развитии.

Осознание наличия в человеческом развитии дифференцированных этапов и, в частности, такого своеобразного периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. Коменским, будет с этого момента вплоть до сегодняшнего дня повторяться в трудах педагогов, правда, каждый раз с новыми вариациями (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци, А. Дистервег и др.). В философии одним из первых, кто указал на необходимость эмпирических исследований в детском и юношеском возрасте, был Д. Локк : ребенок — это не маленький взрослый и что взрослые совершают грубые ошибки, ложно оценивая возможности и потребности ребенка с точки зрения собственных представлений об их характере.

В XVIII в. идея развития начинает занимать умы многих исследователей. Книга Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», где общество впервые открыло для себя необходимость войти во внутренний мир ребенка, желание прислушаться к таинственному росту его личности, угадать пути его развития.

В конце XVIII в., появилась первая книга, положившая начало научному изучению детской души, врача и философа Д. Тидемана — «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка».

И. Г. Песталоцци хотел бы построить весь процесс обучения ребенка на психологической основе. Теория элементарного образования, предложенная И. Песталоцци, дальше развивает идею дифференциации обучения.

XIX век оказывается очень плодотворным для психологии развития в плане рассмотрения идеи развития, экспериментальных исследований и практики работы с развивающимся человеком.

Ф. В. Шеллинг рассматривал процесс развития с двух сторон — онтологической; (бытие, единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной) и гносеологической. Он доказывает единство живой и неживой природы, раскрывающееся в эволюционном процессе.

Развитие выступает у Ф. Шеллинга как открытое обнаружение того, что еще в неразличимом виде уже имелось в самом «начале».

Гегель разработал систему категорий, из анализа взаимодействия которых можно было бы выводить законы развития бытия, считал, что в природе имеется «дух развития».

В 1882 г. появилась книга физиолога В. Прейера «Душа ребенка»,с ней часто связывают становление детской психологии как самостоятельной научной отрасли.

Детская психология – не всё, но многое о ней

Детская психология-это отрасль возрастной психологии, которая изучает, грубо говоря, душу ребенка. Хотя почему грубо? В буквальном переводе именно так звучит: “изучает душу ребенка”. Как он развивается психически, насколько закономерно его развитие. Почему так важна детская психология для родителей? Потому что основы характера закладываются у малыша в раннем возрасте, примерно в 3-6 лет. В раннем возрасте малыш еще не понимает многих вещей. Поэтому главная задача родителей – наладить отношения со своим сыном или дочерью.

Методы детской психологии

Наблюдение – среди особенностей метода можно назвать:

  • Связь наблюдателя и того, за кем идет процесс наблюдения.
  • Наблюдение окрашено эмоционально.
  • Сложность (иногда – даже невозможность) провести наблюдения еще раз.

Беседа – очень распространенный в детской психологии эмпирический метод. В педагогике беседа ставит своей целью проникнуть во внутренний мир ребенка. Этот Он считается ненадежным.

Интервью – его ещё называют целенаправленным опросом. Интервьюер не должен превращать интервью в обычную болтовню.

Анкетирование. Это когда испытуемый отвечает на вопросы, подготовленные заранее. Анкеты бывают:

  • Открытые, в них нужно самому конструировать ответы.
  • Закрытые, где дитя выбирает один из вариантов ответа.
  • Именные, в которых известна фамилия испытуемого.
  • Анонимные, – те, в которых не указывается имя и фамилия.

Тестирование – от других методов отличается по следующим причинам:

  1. Максимально точные результаты.
  2. Этот метод достаточно простой и доступный.
  3. Его можно автоматизировать.

Есть еще метод эксперимента, когда малыша помещают в специально созданные для этого условия и проверяют реакции его психики.

Что такое детская практическая психология? Ее задачи

Это отрасль психологии, направленная на оказание психологической помощи детям. В другом значении прикладная психология о детстве.

В общем, детская психология это наука, которая посвящена закономерностям развития ребенка. Причем не в физическом смысле, а в психическом. Какие задачи детской психологии? На этот вопрос два ответа:

  1. Понять самого ребенка.
  2. Понять, как он взрослеет, и предсказывать, как он прореагирует на различные ситуации.

Вопросы детской психологии

Более половины населения нашей планеты – дети. Но они практически не защищены законом. Так было до 1959 года. Именно в этом году ООН приняли декларацию прав ребёнка.

В ней содержится 10 принципов. Смысл их выглядит так:

  1. Правила этого документа должны признаваться всеми гражданами Земли, и нет разницы, какая у них раса и/или национальность.
  2. Малышам с рождения обеспечена специальная защита. И им должны быть предоставлены все условия для развития.
  3. Каждому человеку с момента рождения должны принадлежать имя и гражданство.
  4. Малыш должен пользоваться всеми благами соцобеспечения. Для этого ему должно принадлежать право на здоровый рост и получение новых навыков. Для этого его матери должен обеспечиваться дородовой и послеродовой уход. У него должно быть право на нормальное питание, жилище, он должен получать нормальное медицинское обслуживание, должны дети иметь право и на развлечения.
  5. Ребёнок является пока неполноценным членом общества. Поэтому он должен спать больше. Ему должны оказываться забота, необходимая ему в силу его состояния. Он также должен получать образование.
  6. Малыш должен, когда это возможно, расти в любви и понимании со стороны своих родителей.
  7. Все дети имеют право на получение образования. Должно быть обязательным и бесплатным.
  8. Ребенка нужно защищать от жестокого обращения и эксплуатации любых форм.
  9. Дети должны ограждаться от любой дискриминации. Расовой, религиозной и всех остальных.
  10. Все меры защиты и помощи должны быть первыми по отношению к детям.

Именно такие вопросы затрагивает детская психология как наука.

Детская возрастная психология. Что означают кризисы разных лет

Современным родителям знакомы понятия «возрастная психология» , «кризис 3 лет», «этапы развития» детей, но основная часть из них не понимает, что за ними кроется. Малыш развивается и это делится на следующие этапы:

  1. длинные и спокойные.
  2. короткие, но очень бурные. Такие этапы называют кризисами.

По возрастной психологии, если ребёнок развивается нормально, периоды нормального поведения чередуются с кризисами.

Кризисы обычно следующие:

Любой возрастной отрезок обладает своей уникальностью. Это подтвердит любая чуткая мама. Но на что смотрят ученые, разделяя детский возраст по периодам?

  • Узнал ли малыш что-то новое?
  • Какие отношения у него с окружающим миром?
  • Какое дело является для него наиболее важным?

Почему каждому родителю должна быть известна психология детства

Потому что малыш не является маленькой копией своих родителей. Он живет и развивается по своим законам. Если родители понимают своего кроху, и без лишних отступлений помогает ему расти.

Детская психология изучает закономерности психического развития малыша. Её связь с педагогикой очень тесна. Настолько же тесна ее связь с такой областью знаний, как психология детского возраста. А также с возрастной физиологией и морфологией

О важности творчества в развитии детей

Важным в развитии ребенка является творчество. Поэтому психология детского творчества должна быть знакома родителям. Потому что занятия искусством полезны и для них тоже. Занятие любым видом творчества приносят пользу людям, независимо от их возраста и сферы работы, если речь идет о взрослом.

Развитие креативного мышления в любом возрасте приносит личности следующую пользу:

  • Человек, постоянно развивающий свое творческое мышление, работает быстрее, потому что он начинает думать юыстрее.
  • Он меньше подвержен стрессу, и это улучшает его общее самочувствие.

Что такое социальная психология детства, ее предмет и принципы

Она рассматривает детство как совместную деятельность малыша с миром и другими людьми( как взрослыми, так и сверстниками) .а также закономерности порождения этих отношений, их целенаправленного формирования в конкретной исторической и соц. ситуации развития.

Предмет детской психологии – это сам ребенок, его психическое развитие на протяжении всего периода детства. Детская психология изучает этот предмет вместе с другими науками:

Принципы детской психологии:

  • Любой малыш постоянно нуждается в заботе и защите от внешних факторов, которые могут ему навредить.
  • Любое исследование психики ребенка должно быть максимально деликатным.
Читать еще:  Психологические сказки для детей 3 4 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector