221madou.ru

Мама и Я
55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация психологические особенности детей 4 5 лет

Родительское собрание «Психологические особенности детей 4-5 лет
презентация к уроку (средняя группа) на тему

В презентации освещены основные новообразования данного возрастного периода. описаны особенности возраста. Разработаны рекомендации для родителей по взаимодействию с деьми 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihologicheskie_osobennosti_detey_4-5_let.pptx434.29 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Психологические особенности детей 4-5 лет Материал подготовила: педагог-психолог Бондарева Т атьяна Николаевна

Особенности возраста Ведущая потребность- познавательная активность; потребность в общении; Ведущая деятельность- сюжетно-ролевая игра; Ведущая функция – наглядно-образное мышление

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. Р азвивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. идеальный возраст для того, чтобы сделать первые шаги на компьютерном экране. Занятие на компьютере не должно превышать 10 мин. Д ети больше всего боятся потерять любовь и внимание взрослых. Часто это проявляется в том, что ребенок отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваша любовь и внимание к ребенку помогут преодолеть все страхи. Главное — больше общайтесь с малышом, вызывайте у него самые разнообразные положительные эмоции.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности . Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников . Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Память развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов (5 картинок) Внимание: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. Объем 5-6 предметов . Речь: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и крыша) Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Лепит из пластилина, шнурует ботинки. Коммуникативная сфера Умение работать в паре со сверстникам по заданию взрослого Умение брать на себя роли предложенные взрослыми

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Презентация «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Возрастные особенности детей 4-5 лет Подготовила педагог-психолог Некрасова Н.Н.

Психологический портрет Период от 4 до 5 лет – продолжение периода самоутверждения. Ребенок приписывает себе качества, которыми не обладает, но хотел бы обладать. Твердит, что он самый-самый (смелый, сильный, ловкий). И верит в это, и обижается, когда ему не верят.

Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки, вплоть до капризов и продуманных истерик. Хотя он уже усвоил нравственные нормы. Весь в эмоциях: то загорается, то потухает. Он уже умеет скрыть обиду, сдержать слезы или страх. Может быть то всемогущим, то неуверенным и застенчивым.

В 5 лет – пик страхов. В 4-5 лет – страх темноты, глубины, одиночества, сказочных персонажей, воров, нападения, пожаров. Больше всего ребенка мучает страх наказания родителями за шалости и баловство. Формируются стереотипы полового поведения: девочки предпочитают тихие «семейные» игры, а мальчики – азартные, соревновательные, технические средства. В игре обычно формируется самооценка. К 5 годам ребенок знает себе цену. И в игре уже проявляется – лидер он или нет, в чем слабости его характера, в чем сила.

Умнеет на глазах, словарный запас растет. Что будет? Зачем? Для чего? Появляются успехи в рисовании, лепке, гимнастике, танцах. После 4,5 лет многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития детей, но и не форсируйте его. Не следует ставить задачу научить их читать как можно раньше. С каждым ребенком действуйте, исходя из его темпа запоминания и степенью заинтересованности в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты характера. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления, учитывая индивидуальные особенности, темперамент и принимайте ребенка независимо от его поведения.

Взаимоотношения со сверстниками На 5-м году жизни меняется характер взаимоотношений с детьми. Ребенок уже не может обходиться без ровесников. Общение с вами, даже очень занимательное, не способно заменить общение со сверстниками. Это связано с переходом к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Сюжетно-ролевые игры на 1-м месте. Нельзя играть во «врача» без «пациента», в «продавца» без «покупателя», в «маму» без «детей». Около 4-х лет партнером по игре могла быть игрушка, а теперь появился интерес к взаимодействию с настоящим партнером сверстником.

Возрастает сопереживание сверстнику. Однако, оно зачастую неадекватно – успехи сверстника могут огорчать, а неудачи – радовать. Дети начинают хвастать, завидовать, конкурировать, конфликтовать. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Достоинства, которыми обладает ребенок, приобретают значимость, только когда их оценивает кто-то другой. Потребность в признании и уважении сверстников оказывается главной.

Взаимоотношения с родителями Воспитывают до 5 лет, потом уже перевоспитывают. 5 лет – это последний возраст, когда ребенок безгранично и во всем доверяет своим родителям и другим близким взрослым. Потом такого уже не будет. 5-летнему важна оценка значимого взрослого.

В 4-5 лет ребенок воспринимает взрослого как источник новых знаний и очень остро нуждается в уважении взрослого. Близкий взрослый может повлиять на успешность ребенка в коллективе, обогатив игровой и коммуникативный арсенал ребенка. Взрослый должен учить его понимать чувства и желания другого, сопереживать и выражать свое сочувствие и уважение.

Как воспитать послушание: единство требований приводит к формированию устойчивых привычек; проявление такта, терпения; объяснение, почему надо мыть руки, нельзя шуметь, обижать. Ребенок реагирует не только на то, что вы потребовали, но и на то, как (спокойно, ласково или грубо, обидно). Требования должны выполняться обязательно. Повторить еще раз более категорично. Не послушается – оставить в покое и не общаться. Важно, чтобы не накапливался опыт непослушания.

Объяснять причину запретов и запрещать то, что действительно нельзя делать. Заменить угрозу обещанием, т.к. невыполнимые угрозы подрывают доверие к родителям. «Не уберешь игрушки – выкину»; «Перестань реветь – уйду». Лучше делать упор на «+» – «… не успеем почитать». Не говорить «Ты грязнуля» – «У тебя грязно». Дети легче откликаются на ободряющие слова и хуже – на унижающие. Следует осторожно подходить к использованию запретов и наказаний. Не спешите с наказаниями – выясните причину. Дети редко действуют преднамеренно. Угрозы – как приглашение к действию «Вот только сделай» (залезь, сорви, тронь). Лучше делать акцент на чувствах «Я волнуюсь», «Мне обидно», «Я горжусь». Положительные поступки ребенка не оставлять без внимания. Крик действует, пока ребенок к нему не привыкнет. Нужно, чтобы он понимал смысл ваших слов. Ребенку важно чувствовать и знать, что его любят.

Психическое развитие Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

Ребенок должен уметь: Складывать разрезанную картинку из 5-6 частей; Находить и объяснять несоответствия на рисунках; Находить и объяснять отличия между явлениями; Находить в группе слов лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее; Называть обобщающим словом каждую группу предметов: домашние и дикие животные, птицы, насекомые, ягоды, овощи и фрукты; Определять последовательность событий.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В 5 лет интенсивно развивается память ребёнка — он может запомнить уже 5-6 предметов из 10, изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий.

Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года, части суток. Различают правую и левую руку.

Эмоции. 4-летние дети – уравновешенные и жизнерадостные существа. Главными источниками эмоций – жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадают люди. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость. Отношения со сверстниками начинают вызывать сильные эмоции.

Мелкая и крупная моторика Завязывать узлы на толстой веревке; Резать ножницами; Лепить из пластилина и глины фигурки животных, различные предметы; Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш; Аккуратно раскрашивать картинки не выходя за контур. Надевать и снимать лыжи, ходить по ровной лыжне, ступающим и ходящим шагом; Садиться на велосипед и сходить с него, кататься на 2-х колесном велосипеде по прямой; Самостоятельно одеваться и раздеваться; Самостоятельно есть, и пить, правильно пользоваться вилкой, помогать накрывать на стол; Самостоятельно мыть руки и лицо, чистить зубы.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Презентация на тему «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Презентация на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет». Автор: Julinika. Файл: «Возрастные особенности детей 4-5 лет.ppt». Размер zip-архива: 224 КБ.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Презентацию подготовила: Михалева Н.А

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья

Ребенок в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем мире.

Этические представления

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения

Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует своё магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи

Отношения со сверстниками У ребенка появляется большой интерес к

ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение(игры в больницу, магазин, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать

вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Дошкольный возраст 5 – 6 лет

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение

Новообразования: — предвосхищение результата деятельности; — активная

планирующая функция речи; — внеситуативно — деловая форма общения со сверстниками.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра-

Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает прежде всего в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника.

Основные новообразования познавательного развития дошкольника 1

Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие воображения. Данный процесс становится возможным благодаря речи и происходит вместе с ней. Основная особенность развития воображения — постеленное обособление мира фантазии от реальности.

2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности.

3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания

Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов» является память. Именно благодаря ей происходят вес существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника, В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память.

Возрастной кризис В период кризиса развитие ребенка принимает бурный и

стремительный характер. Длительность и острота протекания кризисов зависят от индивидуально-психологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей семейного воспитания. Негативизм, упрямство, конфликтность и другие негативные проявления, сопровождающие кризисные периоды, могут обостряться в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общении и деятельности и смягчаться при гибком и вариативном стиле взаимодействия с ним.

Рекомендации для взрослых: 1. Обучать детей умению планировать

предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи; 2. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества; 3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности 4. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка; 5. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. .

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в

развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов Восприятие продолжает развиваться

Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память

К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Мышление

Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Кризис семи лет

У детей данного возраста обобщение переживания выражается в потере непосредственности поведения. Манерничанье и кривляние связаны прежде всего с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает заранее подготовленную позицию. видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда неестественность поведения: неустойчивость, непоследовательность эмоций» беспричинные смены настроения. В этот период возникают трудности в отношениях ребенка со и взрослыми. Ребенок не реагирует на просьбы и замечания взрослых. делает вид. что не слышит их. Наблюдается непослушание, споры с окружающими и возражения по всяким поводам. В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение.

Презентация на тему: Психологические особенности ребенка 4-5 лет

Первый слайд презентации: Психологические особенности ребенка 4-5 лет

Задание выполнили студентки ХГФ 102 группы Мирова Елисавета и Зайцева Александра

Слайд 2

С переходом в среднюю группу детского сада «Лукоморье» мы наблюдали за девочкой Яной, которая проявляла многие из черт сангвинической темперамента: Преобладает веселое, жизнерадостное настроение; Энергичная; Способна быстро схватывать новое; С увлечением берется за любое новое дело; Общительная и отзывчивая; Речь отчетливая, сопровождается выразительной мимикой; Настойчива в достижении поставленной цели.

Слайд 3

Социальная ситуация развития: Проявляется стремление к самостоятельности (любит все делать сама, без помощи воспитателя) Наблюдается активная любознательность (задает очень много вопросов). Активно общается со сверстниками. Взаимоотношения с ними характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.

Слайд 4

Ведущая деятельность: Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра) В 5-летнем возрасте игровая деятельность преобладает также как и у 3-4-леток. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Яне интересны игры связанные с профессией, т.к. в ее возрасте важную роль занимает сюжетно-ролевая игра. Заметно смешение вымысла с реальностью. Общение Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.

Слайд 5

Творческая деятельность У 5-леток начинается стадия развития интеллекта – когнитивная стадия (предоперационная стадия ), которая неразрывно связана с творчеством. Яна учится мыслить логично и совершать последовательные операции, которые мы наблюдали в течение занятия с воспитателем. Девочка самостоятельно сделала сложную аппликацию, в которой были последовательные шаги.

Слайд 6

Коммуникация Важнейшими новообразованиями являются : завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Яна общительна, поэтому у нее не возникает сложностей в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Слайд 7

Психические особенности: Яна очень живая девочка, что проявляется в ее эмоциональной активности. Любит находится в центре внимания. С интересом включается в любой вид деятельности. Мимика яркая. Активность выше среднего.

Слайд 8

Познавательные процессы: Развитие образного мышления; Возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание; Устойчивость внимания увеличивается; Воображение заметно проявляется в игре и творчестве; Развивается произношение звуков и дикция, пополняется словарный запас. Могут называть свои ощущения в речи, ощущения опредмечиваются.

Слайд 9

Выводы: У 5-леток формируется логика, мышление. Большую роль занимает воображение и сюжетно-ролевая игра. Внимание непроизвольное, кратковременное. Речь опосредованная. Коллективные занятия помогают развитию социальной адаптации. У ребенка начинает складываться собственное мнение Общение со взрослыми ситуативно-личностное. Заявления о самостоятельности и индивидуальности.

Слайд 10

Список используемой литературы: В.С.Мухина «Возрастная психология» Л.Ф. Обухова «Возрастная психология» Л.А.Регуш «Практикум по наблюдению и наблюдательности» Записи с практикумов по психологии.

Читать еще:  Предметом детской психологии является изучение
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
СлайдТекст
1