221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы психологии дошкольного возраста

Предмет и принципы детской психологии
учебно-методический материал

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
predmet_i_printsipy_detskoy_psihologii_1.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и принципы детской психологии 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

2. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант — причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с

той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

3. Принципы изучения психики ребенка

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Принципы изучения психики ребенка дошкольного возраста

Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9907 — | 7690 — или читать все.

Принципы изучения психики дошкольника

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Принципы изучения психики дошкольника

Чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!», т.е. не нанеси какой-либо ущерб ребенку, его здоровью, психическому состоянию, социальному статусу и т.д. К малышу следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь развитию дошкольника, а не затормозить его. Изучение ребенка проводится прежде всего с целью тщательного контроля за ходом психического развития, для того чтобы как можно раньше обнаружить и исправить возможные отклонения. К тому же нужно верить в будущее ребенка. Исследование предполагает не только установление уровня его развития, но и выявление скрытых резервов. Важно установить не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, т.е. достигнутый уровень развития, но и потенциальные возможности влияния на этот процесс, в том числе исходя из понятия зоны ближайшего развития. Ее составляет область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективы развития ребенка. Следует учитывать характер и объем помощи, которую оказывает ребенку взрослый, педагог, исследователь.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно понять законы детского развития и особенности детской психики на каждом возрастном этапе. Поэтому исследователю, педагогу необходимо быть психологически компетентным, знать детскую психологию, а также не допускать предвзятого отношения как к отдельному ребенку, так и к детской группе. Выбранные для исследования методы должны соответствовать его целям, условиям организации, а также возрасту, полу детей.

Принцип всесторонности и целостности исходит из того, что целостность человеческого развития является его специфическим качеством. Поэтому психическое развитие представляет собой не просто сумму развития отдельных изолированных способностей. В нем проявляется единство развития человека как индивида, личности, субъекта познания, деятельности, общения, как индивидуальности.

Принцип комплексности , системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени и не только психологами, но и педагогами, врачами, родителями. При этом исследуются не отдельно определенные параметры, а целенаправленно прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого качества, свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изолированно, одно качество непременно влечет за собой другое. Поэтому нельзя делать заключение о развитии ребенка только на основании исследования его внимания, памяти или каких-либо других отдельно взятых психических функций.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин внешнего и внутреннего порядка. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом нужно помнить, что причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в особенностях его собственной активности и деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, в предшествующих этапах его развития.

Принцип развития психики , сознания в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в стадии становления, и основным условием их развития является та или иная деятельность. Например, развитие способности к регуляции рисовальных движений руки происходит в изобразительной деятельности. Деятельность — это не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения. Так, чтобы выяснить условия формирования трудовых навыков, нужно организовать труд ребенка. Сознание руководит деятельностью, помогает поставить ее цель, наметить пути осуществления, проконтролировать достижение результата, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка, т.е. по внешним проявлениям (выразительные движения, действия, продукты детского творчества и т.д.) можно судить о внутренней психической жизни ребенка.

Принцип возрастного , индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Поэтому важно понять специфические особенности онтогенеза данного ребенка, соотнести их с возрастной нормой, но не по количественным показателям психического развития, а на основе анализа социальной ситуации развития, уровня освоения характерных для данного возраста деятельностей, сформированности основных новообразований, чтобы помочь ребенку как личности, уникальному «Я» выявить свои возможности на пути самоопределения, самоутверждения, самореализации.

Принципы и методы детской психологии

ПЛАН

1. Принципы изучения психики ребенка

2. Классификация методов детской психологии

3. Наблюдение как метод детской психологии

4. Эксперимент в детской психологии

5. Методы беседы и изучения продуктов деятельности детей

6. изучения психики ребенка педагогом

Литература

1. Басов М. Я. Избран. психологические произведения / Под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. — Педагогика, 1975. — 432 с.

2. Возрастная психология / Под ред. Г. С. Костюка. — М .: Просвещение, 1976.

3. Запорожец А .. В. Избр. психол. труды в 2 т. — М .: Педагогика, 1986.

4. Комментарий к базовому компонента дошкольного образования в Украине: Научно-метод. пособие / Наук. ред. А. Л. Кононко. — М .: Редакция ж-ла «Дошкольное воспитание», 2003. — 243 с.

5. Люблинская А. А. Детская психология. — М .: Высшая школа, 1974.- 356 с.

6. Максименко С. Д. Теория и практика психолого-педагогических исследований. — НИИПИ, 1990. — 240 с.

7. Малыш Программа воспитания детей дошкольного возраста / Плохий С. П., Кулачкивська С. Е., Ладывир С. А., Пироженко Т. А. и др. — М .: АПНУ, Ин-т проблем воспитания. — 286 с.

8. Павелко Р. В., Цигипало А. П. Детская психология: Учеб. пособие.

— М .: Академ-выдал, 2008. — 432 с.

9. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М .: Школа-Пресс, 1997. — 383 с.

10. Урунтаева ГА. Дошкольная психология. — М .: Изд. Центр «Академия», 1997. — С. 3-28.

Принципы изучения психики ребенка

Маленький ребенок нуждается в постоянной заботе и защите окружающих от вредных для ее развития внешних воздействий. Особая уязвимость, пластичность детской психики приводит подход взрослого к исследованию внутреннего мира ребенка, построенный на основе принципа гуманизма и педагогического оптимизма с требованием «Не навреди». Исследования детской психики не только выявляет закономерности ее развития, но и вызывает свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая положительный развивающий эффект. Педагогу следует соблюдать при этом особую осторожность, деликатности, такта, чтобы уберечь ребенка от возможных неблагоприятных воздействий своего исследования.

Чтобы выполнить первый принцип, педагог должен глубоко знать детскую психологию, новейшие ее достижения, обладать достаточной проницательностью во внутренний мир ребенка, пониманием его неповторимости и специфичности по сравнению со взрослым человеком. Этого требует второй принцип — эффективности и научности.

Принцип детерминизма активно разрабатывался С. Л. Рубинштейном. Его сущностью является основополагающая закономерность психики: внешние воздействия действуют через внутренние условия. Развитие психики ребенка зависит от воздействия на нее взрослых, сверстников, но в одинаковой ситуации разные дети по-разному реагируют на эти воздействия, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, внутренней активности.

При исследовании детской психики важно не просто зафиксировать определенный факт, но и необходимо его объяснить, а для этого выяснить его причину: под воздействием чего у ребенка возникают те или иные проявления поведения, закладываются положительные или отрицательные черты характера и тому подобное.

Из принципа детерминизма происходит принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности (также разработан С. Л. Рубинштейном). Психика и деятельность выступают как две стороны одного явления. Деятельность — внешняя сторона психики, а психика — внутренний план деятельности. Деятельность определяется замыслом, целью, программой ее достижения, то есть сознанием. И, наоборот, на создание замыслов, программ влияет практика. С одной стороны, сознание управляет деятельностью, а с другой, осложнения деятельности, овладение новыми ее видами обогащает, расширяет сознание.

Таким образом, деятельность одновременно и обусловлена сознанием, и сама предопределяет ее. Этот принцип имеет важное значение для определения методов психологического исследования. Поскольку в нем утверждается взаимосвязь психики с деятельностью, то методологическое обоснование получает возможность изучать психические явления через деятельность, доступную для объективного наблюдения. Детерминизм открывает путь для использования объективных методов, в том числе эксперимента, в психологии.

Индетерминизм — позиция противоположна принципу детерминизма — утверждает замкнутый характер психики, ее полную независимость от внешних условий, отрицая, что можно узнать о переживаниях человека по его поведению. Единственно возможным методом при этом остается самонаблюдение или интроспекция. Фактически же предметом изучения с помощью интроспекции выступает сознание. Но человек не осознает всех своих психических проявлений. Бессознательное оказывается за рамками изучения, невозможно исследовать этим методом и психику ребенка, и животные. Вместе с тем, этот метод может использоваться как прием в исследованиях, построенных на объективных методах.

Основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности. Главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход.

Принцип развития психики и сознания в деятельности утверждает, что деятельность выступает как условие не только проявления, но и развития психики ребенка. Рубинштейн сформулировал основы детской психологии: «Воспитывать и обучать ребенка, изучая ее. Изучать ребенка, воспитывая и обучая ее». Воспитание и обучение по своей сути является организацией деятельности ребенка.

Для изучения и одновременно развития психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность. Например, творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при создании сказки.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать НЕ разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах. Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.д., но процессы эти индивидуально неповторимы.

ВЫВОДЫ о принципах детской психологии:

— Исследования детской психики построенное на таких принципах, как принцип гуманизма и педагогического оптимизма; детерминизма; взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности; принцип развития психики и сознания в деятельности; комплексности, системности и систематичности исследования; эффективности и научности; возрастного индивидуального и личностного подхода;

— Основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности;

— Главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Развитие внимания психология кратко
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector