221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продуктивная деятельность это в психологии

Продуктивная и репродуктивная деятельность

1. Продуктивная и репродуктивная деятельность

Продуктивная деятельность деятельность с целью получения продукта обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.

П. д. д. формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие П. д. д. определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т. д.

При репродуктивной деятельности возможно формирование конкретной, замкнутой цепочки целей, последовательно проходя по которой человек двигается по кругу. Посредством смысла, результат любого шага трансформируется в цель для шага последующего. При этом, круг замкнутый, устойчивый, неизменный.

Репродуктивная деятельность предполагает повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата. Репродуктивная деятельность всегда целенаправленна. Реализация репродуктивной деятельности возможна только в одном случае. Ее результат, является промежуточным шагом, ступенькой на пути достижения личной цели человека.

Кроме того, характерным признаком репродуктивной деятельности является реализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторенных в прошлом действий.

2. Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere — сходиться) — форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Личность проявляется прежде всего в способности к созданию нового. Поэтому задача личностного подхода формирование поисковой активности, развитие дивергентного мышления. Можно было бы сформулировать эту задачу иначе: развитие способности к творчеству. Однако на практике понятие творчества часто подвергается искажению. С творчеством связывается не способ жизни, а только особые виды деятельности. Творчество же предполагает, что человек способен к нестандартным, но подходящим к данной ситуации решениям в любой сфере жизни, будь то общение или решение учебной задачи. В узком смысле мышление понимается как процесс решения задач. При этом дивергентное мышление используется для задач, имеющих несколько вариантов решения. Дивергенция это расхождение. Конвергентное мышление применяется при решении задач с единственным ответом. Задача «дать определение, что такое стул», требует конвергентного мышления, а вот задача «определить, какой стул удобнее», адресована дивергентному мышлению, способному продуцировать альтернативные варианты решения.

3. Сходство и различие художественного, технического и научного творчества

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяясубъекта в интенциях, «кипящем котле» его эмоций, образах-символах и «фантазмах».

Основная коллизия психологии творчества художественного, технического, научного: как соотнести изучение творческой личности, ее духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры?

Запечатленность психической организации человека в формах этого бытия неоднородна. Одно дело плоды научного и технического творчества, другое художественного. Ведь никто не предположит, что обсуждая устройство реактора или константы теории относительности, удастся извлечь сведения, касающиеся психологии.

При обращении же к продуктам художественного творчества предполагается, будто из самой их ткани можно извлечь психологическую информацию. Личностное начало здесь просвечивает повсеместно. Если по техническим устройствам или математическим формулам судить о муках, в которых они родились, не берутся, то в художественных текстах ищут их следы. Такое стремление поддерживается, в частности, тем, что в этих текстах заключены образы и переживания живых лиц, тогда как машина или формула относятся к «безличностным» объектам. Стало быть, в искусстве оседают результаты процесса познания человека человеком, т. е. процесса, в котором проявляются свойства характера, стиль поведения и мышления, пристрастия и страсти не только изображенных героев, но и автора их «словесных (живописных, музыкальных и т. п.) портретов».

Поскольку акт художественного творчества порождает произведение, ранее не существовавшее, люди оказываются застигнутыми врасплох, не успевают «подготовиться» к восприятию произведения. Тот язык, на котором произведение впервые создается (литературный, живописный, архитектурный, политический), станет общепонятным лишь для следующего поколения, в то время как непосредственно окружающие художника люди вынуждены пользоваться этим новым языком, почти совсем его не понимая. Новый язык незаметно для общества формирует будущие правила социального поведения, вот почему общество боится потерять и старается, во что бы то ни стало усилить контроль за художественным творчеством как наиболее эффективным методом внутривидовой экспертизы и прогноза.

Детская продуктивная деятельность и творчество как социальные явления

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: «Детская продуктивная деятельность и творчество как социальные явления»

Понятие и структура детской продуктивной деятельности

Понятие и структура детского продуктивного творчества

Понятие и структура детской продуктивной деятельности

Детская продуктивная деятельность предполагает создание ребенком определенного продукта (изделия). В дошкольный период такими продуктами являются рисунки, аппликации, поделки из бумаги, картона, природного, бросового, пластического материалов и т.д. В ходе ПД дети активно осваивают способы обработки художественных материалов и овладевают изобразительными, пластическими и конструктивными умениями. При этом от дошкольников не требуется создание принципиально нового продукта.

ПД – деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Продуктивность – качество деятельности, которое характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели

Продукт деятельности – результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи.

Продуктивное мышление – тип мышления, дающий новый конечный продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и умения применять их в новых условиях.

Продуктивное воображение – процесс создания принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца.

Продуктивное восприятие – отражение ребенком предмета или явления вцелом при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Читать еще:  Психология ребенка 2 5 лет

Продуктивный подход – способ деятельности, позволяющий формировать умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.

Наиболее активно ПД исследовалась в 2 половине 20 в., начале 21 В.В. Давыдовым, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцевой, В.В.Краевским, И.Я.Лернером, Г.П. Щедровицким и др.

Творческая деятельность более широкое понятие, т.к. направлена н создание качественно новых общественных ценностей.Стимулом служит проблемная ситуация, которую невозможно решить стандартным способом.

Б.Г. Мещеряков определил ПД как процесс получения продукта, обладющего определенными заданными качествами.

Подходы в развитии детской ПД:

Структурные компоненты ПД

Мотив – эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности. Личный мотив: «мне нравится эта открытка, хочу сделать такую же». Общественный мотив: «Скоро праздник, нам нужно сделать подарки для мам».

Цель – осознанное представление ребёнка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих последовательность. Ьлизкая цель реализуется в ближайшее время, не очень масштабна: «Я приду домой и нарисую такие же цветочки». Дальняя цель связана с временной отсрочкой: «Наши работы мы весной отправим н конкурс».

Действие по своему характеру близко к понятию «поведение» — ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, т.е. действие – некоторые виды поведения.

Продуктивные действия – это определенная система поступков, средств, методов, используя которые ребенок или группа детей получает конкретный продукт (материальный или духовный), представление о них, делает выводы. Основ продуктивного действия – совместная работа ребенка с педагогом или другими детьми.

Структурные элементы продуктивного действия:

Понятие и структура детского продуктивного творчества

Детское продуктивное творчество – сознательный процесс корреляции ребенком своих представлений, впечатлений, умений, составляющих личный опыт, художественный потенциал с доступными средствами выразительности, выработанными в ходе социо-культурного развития общества.

Процесс развития ДПТ связан с художественной обработкой материалов, результатом которого становится оригинальный продукт, не похожий на те, что были созданы ребенком ранее.

Личный опыт представлен направлениями в развитии: познавательное, эстетическое, эмоциональное, коммуникативное. В дошкольном периоде личный опыт складывается постепенно: от простого экспериментирования с изобразительным материалом к свободному владению изобразительными, конструктивными и пластическими умениями.

Художественный потенциал в большей степени проявляется в раннем возрасте, поскольку дети свободнее в своих эстетических проявлениях – для них не существует эмоциональных, интеллектуальных, изобразительных рамок. Потенциал без освоения ребенком элементарных правил, законов изо искусства не реализуется.

Доступные выразительные средства – система исторически сложившихся способов и приемов создания художественного образа – цвет, форма, композиция, классические и неклассические художественные техники.

ДПТ – не только 1 из первых способов познания окружающего мира ребенком, но и наиболее доступное средство отражения им собственного отношения к миру, отображения своих впечатлений, эмоциональных переживаний. Развитие ДПТ целесообразно вести в 2 направлениях: 1 – создание условий для проявления художественно-изобразительного потенциала детей; 2 – целенаправленное обучение дошкольников различным видам ПД и разным способам обработки художественного материала.

Ценностный – дети расширяют познавательную сферу, приобретают новые навыки и умения, что оказывает влияние на их развитие, раскрывает внутренний культурный, эстетический, художественный потенциал.

Системный – применение различных пед технологий для выстраивания образовательной модели.

Процессуальный – обусловлен тем, что творчество – динамичное явление, движение ребенка от цели к результату. Динамика заключается в общем и индивидуальном росте эстетической культуры дошкольника и их художественной образованности.

Результативный – получение детьми конкретных результатов, многогранного художественно-изобразительного опыта в ходе освоения содержания образовательной модели.

Продуктивная и репродуктивная деятельность

Главная > Изложение >Психология

1. Продуктивная и репродуктивная деятельность

Продуктивная деятельность деятельность с целью получения продукта обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.

П. д. д. формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие П. д. д. определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т. д.

При репродуктивной деятельности возможно формирование конкретной, замкнутой цепочки целей, последовательно проходя по которой человек двигается по кругу. Посредством смысла, результат любого шага трансформируется в цель для шага последующего. При этом, круг замкнутый, устойчивый, неизменный.

Репродуктивная деятельность предполагает повторение ранее уже отработанного метода достижения заранее известного результата. Репродуктивная деятельность всегда целенаправленна. Реализация репродуктивной деятельности возможна только в одном случае. Ее результат, является промежуточным шагом, ступенькой на пути достижения личной цели человека.

Кроме того, характерным признаком репродуктивной деятельности является реализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторенных в прошлом действий.

2. Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere — сходиться) — форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Личность проявляется прежде всего в способности к созданию нового. Поэтому задача личностного подхода формирование поисковой активности, развитие дивергентного мышления. Можно было бы сформулировать эту задачу иначе: развитие способности к творчеству. Однако на практике понятие творчества часто подвергается искажению. С творчеством связывается не способ жизни, а только особые виды деятельности. Творчество же предполагает, что человек способен к нестандартным, но подходящим к данной ситуации решениям в любой сфере жизни, будь то общение или решение учебной задачи. В узком смысле мышление понимается как процесс решения задач. При этом дивергентное мышление используется для задач, имеющих несколько вариантов решения. Дивергенция это расхождение. Конвергентное мышление применяется при решении задач с единственным ответом. Задача «дать определение, что такое стул», требует конвергентного мышления, а вот задача «определить, какой стул удобнее», адресована дивергентному мышлению, способному продуцировать альтернативные варианты решения.

Читать еще:  Психологические особенности детей среднего возраста

3. Сходство и различие художественного, технического и научного творчества

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяясубъекта в интенциях, «кипящем котле» его эмоций, образах-символах и «фантазмах».

Основная коллизия психологии творчества художественного, технического, научного: как соотнести изучение творческой личности, ее духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры?

Запечатленность психической организации человека в формах этого бытия неоднородна. Одно дело плоды научного и технического творчества, другое художественного. Ведь никто не предположит, что обсуждая устройство реактора или константы теории относительности, удастся извлечь сведения, касающиеся психологии.

При обращении же к продуктам художественного творчества предполагается, будто из самой их ткани можно извлечь психологическую информацию. Личностное начало здесь просвечивает повсеместно. Если по техническим устройствам или математическим формулам судить о муках, в которых они родились, не берутся, то в художественных текстах ищут их следы. Такое стремление поддерживается, в частности, тем, что в этих текстах заключены образы и переживания живых лиц, тогда как машина или формула относятся к «безличностным» объектам. Стало быть, в искусстве оседают результаты процесса познания человека человеком, т. е. процесса, в котором проявляются свойства характера, стиль поведения и мышления, пристрастия и страсти не только изображенных героев, но и автора их «словесных (живописных, музыкальных и т. п.) портретов».

Поскольку акт художественного творчества порождает произведение, ранее не существовавшее, люди оказываются застигнутыми врасплох, не успевают «подготовиться» к восприятию произведения. Тот язык, на котором произведение впервые создается (литературный, живописный, архитектурный, политический), станет общепонятным лишь для следующего поколения, в то время как непосредственно окружающие художника люди вынуждены пользоваться этим новым языком, почти совсем его не понимая. Новый язык незаметно для общества формирует будущие правила социального поведения, вот почему общество боится потерять и старается, во что бы то ни стало усилить контроль за художественным творчеством как наиболее эффективным методом внутривидовой экспертизы и прогноза.

4. Способы определения креативности

Слово «креативность» происходит от латинского «creare», что означает порождать, создавать, творить. Уже согласно этому, креативность есть процесс, который развивается и который хранит в себе происхождение и цель.

Определение признаков креативности, оценки и креативных качеств учащихся относятся:

— беглость — способность выдвигать большое количество идей;

— гибкость — способность легко переключаться на другие идеи;

— оригинальность — способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных;

— разработанность — способность детализации предложенного задания;

— воображение — умение строить модель различных видов творческой деятельности;

— чувство новизны — количество выделенных учеником личных творческих продуктов;

— интуиция — умение угадывать результат выполняемого творческого задания;

— придумывание — умение предлагать способ решения проблемной ситуации пли сюжета творческой работы;

— художественное творчество — умение показывать художественными средствами смысловую идею объекта.

1. Креативность — это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью — эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Для анализа уровня развития креативного потенциала учащихся нами применена креативная шкала, предложенная Л.К.Веретенниковой:

высокий уровень; выше среднего;средний;ниже среднего;низкий.

Дадим характеристику этих уровней:

— высокий уровень — характеризуются широким кругом интересов, знаний, осознанным отношением к делу, самостоятельностью мышления, творческой активностью, дивергентностью мышления, быстротой решения проблемной задачи, критичностью ума, предложением многих вариантов решения проблемы.

— уровень выше среднего — характеризуются следующими показателями по сравнению с высоким: уже круг их интересов и знаний, их отличает более медленный темп решения творческой задачи, ограничено количество предлагаемых вариантов выхода из ситуации.

-средний уровень — характеризуются проявлением креативности в отдельных видах деятельности.

— уровень ниже среднего — не имеют ярко выраженного интереса к чему-нибудь, но проявляют избирательную активность и работоспособность; они испытывают трудность в решении творческих задач.

— низкий уровень — отличаются от предыдущих слабыми знаниями в разных областях, равнодушием к проблеме, отсутствием навыков и умений в учебном процессе.

Констатирующий эксперимент выявил, что первоначальный уровень креативного потенциала учащихся весьма низкий. Основной контингент учащихся по всем параметрам был отнесен к среднему, ниже среднего и низкому уровням развития креативного потенциала.

5. Способность к творчеству различных типов людей по Фромму

Говоря о творчестве, Фромм подразумевал творческую личность или творческую способность личности, а не сам продукт творчества. Творчество для него это состояние человека, делающее возможным созидание. То есть творчество не что иное, как патентное состояние. И при этом вовсе не является обязательным условием появление результата творчества — предмета. Исток творческого начала, по его убеждению, находится в естественной потребности живого организма к адаптации в окружающей среде. По его мнению, правильнее всего было бы определить суть творчества как естественную «способность человека воспринимать и реагировать на происходящее с ним. Очень точно. Суть творчества в отыгрывании живого организма на раздражители окружающей среды.

Фромм, также, говорит о том, что людям свойственно необоснованно обесценивать свое повседневное обывательское творчество и за настоящее стоящее искусство принимать лишь великие галерейные и вечные произведения именитых мэтров. То есть человек часто попросту не видит и не замечает того, что должен и может видеть и замечать, в том числе и за собой. Большинство людей, по его мнению, напрочь лишены должного эмоционального реагирования на окружающий нас мир и предметы. Людей поглотило рацио и расчет. Вместо того, что бы жить чувственно, люди стали жить расчетом и логикой, вместо того, что бы переживать объекты, люди теперь их лишь распознают. Эти мысли очень созвучны мыслям философа Николая Бердяева.

Разъясняя разницу творческого и нетворческого взгляда на нечто, Фромм говорит, что в нетворческом подходе заложена абстракция — размытое усреднение или не способность видеть уникальность объекта: дерево как дерево. «И, напротив, при подлинном живом восприятии абстрактный подход невозможен. В этом случае дерево становится совершенно конкретным и неповторимым. Такого дерева не отыскать во всем мире, ибо именно его видит глаз, именно оно находит отражение в сознании человека, и тем самым он оказывается с ним в определенных взаимоотношениях, становясь как бы его творцом».

Читать еще:  Сказка как метод психологической коррекции

Творчество человека заключено, в его готовности открыто, без страхов и бегства реагировать на то, что преподносит ему внешний мир через его же внутренний мир. Эти страх и бегство в большей части неосознанны. Психологические защиты срабатывают автоматом, отсекая и перерабатывая «лишнее», а значит, человек не осознает многое, что следовало бы осознавать.

Фромм: «Какие же условия необходимы для того, чтобы человек обрел такое творческое состояние, при котором его восприятие окружающего мира было на уровне интуиции, было бы подобно озарению? Первым таким условием является способность человека удивлятьсяСпособность удивляться — это способность принимать, ожидать и видеть новое.

Способность сосредоточиться это вторая отличительная черта творческой личности, считает Фромм.

Третьей отличительной чертой творческой личности Фромм видит способность человека к самопознанию. Собственная идентификация, целостное ощущение своего «я» необходимы каждому.

Еще одной чертой творческой личности по Фромму является способность правильного отношения к конфликту, имея в виду бегство от всего пугающего и опасного. Он настаивает на встрече с конфликтом «лицом к лицу и умении его разрешить». Фромм: «Конфликты — это источник стремления человека к самосовершенствованию, развития его сил и основа становления его характера». преподносит. У человека есть и должен быть выбор, кроме одного — конформизма. Человек не должен сдаваться на волю собственного бессилия, что-то изменить. Стараться изменить — это и есть творчество. Иначе человек рискует превратиться в вещь.

Детская продуктивная деятельность и творчество как социальные явления

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: «Детская продуктивная деятельность и творчество как социальные явления»

Понятие и структура детской продуктивной деятельности

Понятие и структура детского продуктивного творчества

Понятие и структура детской продуктивной деятельности

Детская продуктивная деятельность предполагает создание ребенком определенного продукта (изделия). В дошкольный период такими продуктами являются рисунки, аппликации, поделки из бумаги, картона, природного, бросового, пластического материалов и т.д. В ходе ПД дети активно осваивают способы обработки художественных материалов и овладевают изобразительными, пластическими и конструктивными умениями. При этом от дошкольников не требуется создание принципиально нового продукта.

ПД – деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Продуктивность – качество деятельности, которое характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели

Продукт деятельности – результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи.

Продуктивное мышление – тип мышления, дающий новый конечный продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и умения применять их в новых условиях.

Продуктивное воображение – процесс создания принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца.

Продуктивное восприятие – отражение ребенком предмета или явления вцелом при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Продуктивный подход – способ деятельности, позволяющий формировать умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.

Наиболее активно ПД исследовалась в 2 половине 20 в., начале 21 В.В. Давыдовым, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцевой, В.В.Краевским, И.Я.Лернером, Г.П. Щедровицким и др.

Творческая деятельность более широкое понятие, т.к. направлена н создание качественно новых общественных ценностей.Стимулом служит проблемная ситуация, которую невозможно решить стандартным способом.

Б.Г. Мещеряков определил ПД как процесс получения продукта, обладющего определенными заданными качествами.

Подходы в развитии детской ПД:

Структурные компоненты ПД

Мотив – эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности. Личный мотив: «мне нравится эта открытка, хочу сделать такую же». Общественный мотив: «Скоро праздник, нам нужно сделать подарки для мам».

Цель – осознанное представление ребёнка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих последовательность. Ьлизкая цель реализуется в ближайшее время, не очень масштабна: «Я приду домой и нарисую такие же цветочки». Дальняя цель связана с временной отсрочкой: «Наши работы мы весной отправим н конкурс».

Действие по своему характеру близко к понятию «поведение» — ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, т.е. действие – некоторые виды поведения.

Продуктивные действия – это определенная система поступков, средств, методов, используя которые ребенок или группа детей получает конкретный продукт (материальный или духовный), представление о них, делает выводы. Основ продуктивного действия – совместная работа ребенка с педагогом или другими детьми.

Структурные элементы продуктивного действия:

Понятие и структура детского продуктивного творчества

Детское продуктивное творчество – сознательный процесс корреляции ребенком своих представлений, впечатлений, умений, составляющих личный опыт, художественный потенциал с доступными средствами выразительности, выработанными в ходе социо-культурного развития общества.

Процесс развития ДПТ связан с художественной обработкой материалов, результатом которого становится оригинальный продукт, не похожий на те, что были созданы ребенком ранее.

Личный опыт представлен направлениями в развитии: познавательное, эстетическое, эмоциональное, коммуникативное. В дошкольном периоде личный опыт складывается постепенно: от простого экспериментирования с изобразительным материалом к свободному владению изобразительными, конструктивными и пластическими умениями.

Художественный потенциал в большей степени проявляется в раннем возрасте, поскольку дети свободнее в своих эстетических проявлениях – для них не существует эмоциональных, интеллектуальных, изобразительных рамок. Потенциал без освоения ребенком элементарных правил, законов изо искусства не реализуется.

Доступные выразительные средства – система исторически сложившихся способов и приемов создания художественного образа – цвет, форма, композиция, классические и неклассические художественные техники.

ДПТ – не только 1 из первых способов познания окружающего мира ребенком, но и наиболее доступное средство отражения им собственного отношения к миру, отображения своих впечатлений, эмоциональных переживаний. Развитие ДПТ целесообразно вести в 2 направлениях: 1 – создание условий для проявления художественно-изобразительного потенциала детей; 2 – целенаправленное обучение дошкольников различным видам ПД и разным способам обработки художественного материала.

Ценностный – дети расширяют познавательную сферу, приобретают новые навыки и умения, что оказывает влияние на их развитие, раскрывает внутренний культурный, эстетический, художественный потенциал.

Системный – применение различных пед технологий для выстраивания образовательной модели.

Процессуальный – обусловлен тем, что творчество – динамичное явление, движение ребенка от цели к результату. Динамика заключается в общем и индивидуальном росте эстетической культуры дошкольника и их художественной образованности.

Результативный – получение детьми конкретных результатов, многогранного художественно-изобразительного опыта в ходе освоения содержания образовательной модели.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector