221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог перед школой что спрашивает

Проверка психологической готовности и умственного развития или что должен знать ребенок в 7 лет перед школой: тестирования, необходимые навыки и умения

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Как сделать ингаляции ребенку при сухом кашле в домашних условиях? У нас есть ответ!

Как избавиться от лунатизма у ребенка? Методы лечения описаны в этой статье.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Уровень знаний перед школой

Психологи и педагоги рекомендуют ознакомиться с требованиями для первоклашек. Если перед школой ребёнок может выполнить большинство заданий, ему будет проще успевать за программой.

Вопросы на собеседовании:

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.

Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года?
  • Чем отличается осень от весны?
  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Каких диких животных ты знаешь?
  • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
  • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
  • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
  • Назови цифры и числа до 10 или 20.
  • Реши примеры на сложение/вычитание.
  • Реши задачу.
  • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

  • Назови цвета, оттенки.
  • Расскажи, чем отличаются картинки.
  • Подели булочку поровну, на две/три части.
  • Напиши под диктовку или спиши с доски.
  • Нарисуй зайца (медведя, человека).
  • Найди в слове нужную букву.
  • Покажи гласные/согласные.
  • Назови слова на заданную букву.
  • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
  • Обведи рисунок по контуру.
  • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
  • Проведи волнистую и прямую линию.

Психологическая и эмоциональная готовность

Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

  • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Готов ли будущий первоклассник принять их?
  • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
  • Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания)?
  • Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
  • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
  • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
  • Есть ли у него мотивация к учёбе?
  • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?

Большинство ответов положительных? Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Что делать? Посоветуйтесь с хорошим психологом, попробуйте наверстать упущенное. Дополнительные занятия помогут сгладить острые углы при переходе в новую среду. Чем раньше вы проверите психологическую и эмоциональную готовность к обучению, тем проще исправить недочёты.

Невнимание к проблеме, надежда «на авось» нередко провоцирует проблемы:

  • появляются психологические травмы у сына или дочки;
  • часто возникает отвращение к учёбе;
  • маленький ученик не хочет идти в школу. Появляются надуманные предлоги «болит живот/голова/нога», «сегодня первого урока нет» и так далее;
  • постепенно развивается упрямство или, наоборот, ребёнок становится слишком податливым, «затурканным», готовым выполнять все требования, лишь бы его не ругали;
  • исчезает желание проявлять своё «Я», маленькая личность прячется в «скорлупу»;
  • детки боятся переспросить, не понимают материал, пытаются заслужить уважение друзей не знаниями, а неординарными поступками или рискованными выходками. Некоторые неуспевающие ученики становятся «местными клоунами», дразнят ребят, срывают уроки, но боятся рассказать о своих проблемах с учёбой, учителем, одноклассниками;
  • маленькие проблемы постепенно обрастают новыми, ребёнка сложно мотивировать для получения знаний.

Как оказать первую помощь, если ребенка укусил клещ? Прочтите полезную информацию.

О преимуществах и пользе детского питания Симилак написано по этому адресу.

На странице http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/akvamaris.html узнайте инструкцию по применению препарата АкваМарис Строг для детей раннего возраста и подростков.

Необходимые общие навыки и умения:

  • часы, дни недели, месяцы, времена года;
  • звери, птицы, домашние животные;
  • овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
  • всё о себе и родителях;
  • названия профессий;
  • погодные, природные явления;
  • праздники;
  • свои увлечения;
  • интересы семьи;
  • понятия «лево-право»;
  • цвета и оттенки;
  • желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

  • чтения;
  • пересказа;
  • развития речи, зрительной, слуховой памяти;
  • логического мышления;
  • счёта;
  • ориентирования в пространстве.

Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение.

Возьмите на заметку:

  • многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти;
  • родители правы, но в такой ситуации ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.

Полезные советы:

  • важный момент: найдите хорошего педагога. От того, каким будет первый Учитель, во многом зависит настрой ребёнка, дальнейшее развитие, отношение к учёбе;
  • чем выше уровень знаний, интеллекта будущего первоклассника, тем проще ему адаптироваться;
  • не лишайте ребёнка детства, но обязательно готовьте его к школе;
  • обязательно проводите занятия в игровой форме с 3,5–4 лет. При сильной загруженности на работе водите малыша в «Школу радости» или развивающий детский центр, дома закрепляйте знания;
  • неподготовленный ученик всегда будет страдать. Разница лишь в том, как первоклашка будет выражать свои мысли: бурно, с капризами, агрессией или тихо страдать в душе. Любой вариант – это сильный стресс для маленькой личности. Помните об этом.
Читать еще:  Сын без отца психология

Теперь вы знаете, какие вопросы часто задают на собеседовании при поступлении в первый класс, понимаете, какие ориентиры взять за основу. В 6–7 лет дошкольник должен быть психологически готов к учёбе. Если вы нашли пробелы в воспитании, обучении, постарайтесь исправить их с помощью опытного психолога.

Видео — советы психолога о подготовке детей к школе:

Тесты для детей 6-7 лет при поступлении в школу

Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Каковы же требования и вступительные тесты при поступлении в школу выдвигаются для детей 6-7 лет, рассмотрим в материалах этой статьи.

Основные требования к зачислению в первый класс

Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.

Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.

Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.

Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.

Тестирование по состоянию здоровья

Тестирование детей по состоянию здоровья – ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.

Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.

Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.

Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов:

  • хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации);
  • окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации);
  • отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка);
  • стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения);
  • кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки);
  • логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата);
  • невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка);
  • гинеколог (для девочек).

Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.

Тестирование интеллектуальных способностей

Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.

Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.

Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.

Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.

Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.

Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.

Тесты для будущих первоклассников

Для собеседования будет выбран класс, по времени общение учителя с ребенком займет около 15-20 минут. Ребенку будет предложено несколько заданий различной тематики (на логику, мышление, математику и грамматику, и другие тесты), будет задано несколько вопросов.

В этом разделе мы приведем несколько тематических тестов для подготовки ребенка к началу обучения к школе. Повторимся, что все тесты носят рекомендательный характер и не являются показателем к зачислению или не зачислению малыша в школу.

Тест №1 – Общие сведения

Ребенок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя.

  1. Назвать свое имя и фамилию
  2. Назвать свою полную дату рождения
  3. Назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну)
  4. Назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности
  5. Назвать братьев и сестер, если такие есть, их возраст, и род деятельности (школьники, дошкольники и т.д.)

Оценивание результатов осуществляется субъективным путем: хорошим результатов считается, если ребенок дал полные развернутые ответы на поставленные вопросы, плохим – если нет ответов ни на один вопрос. Однако и тут следует учитывать степень зажатости и смущенности ребенка во время собеседования.

Тест №2 – Общие знания

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Назвать дни недели, месяцы, времена года, или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток.
  2. Назвать по 5 имен мальчиков и девочек (отдельно).
  3. Назвать известные ребенку музыкальные инструменты.
  4. Назвать по 5 диких и домашних животных (отдельно).
  5. Назвать по 5 диких и домашних птиц (отдельно).
  6. Назвать по 5 названий деревьев, кустарников, грибов.
  7. Назвать по 5 комнатных и уличных цветов.

Оценивание результатов: 10-14 баллов – отличный результат. 6-9 баллов – хороший результат, 2-5 баллов – удовлетворительный результат, менее 2 балов – неудовлетворительный результат. Учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №3 – Математические знания и ориентация в пространстве

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребенка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Посчитать от одного до десяти и назад.
  2. Назвать по порядку четные цифры от нуля до десяти и назад.
  3. Назвать по порядку нечетные цифры от единицы до девяти и назад.
  4. Уметь определять числа-соседи.
  5. Уметь определять состав числа.
  6. Уметь определять геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, количеству и прочее.
  7. Уметь выполнять простые арифметические действия с числами.
  8. Понимать и уметь показать направления сторон (право, лево, верх, низ).
  9. Понимать и уметь ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).
  10. Понимать и уметь ориентироваться во временах года (зима, весна, лето, осень).

Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №4 – Грамота и развитие речи

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребенка и его грамматические знания. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Уметь отличать гласные звуки от согласных.
  2. Уметь отличать твердые от мягких звуков.
  3. Уметь определять количество звуков в слове.
  4. Уметь составлять простые предложения с заданным словом.
  5. Рассказать стихотворение.
  6. Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.
  7. Уметь подбирать синонимы к заданному слову.
  8. Уметь подбирать антонимы к заданному слову.
  9. Понимать, и уметь отличать понятия «высокий-выше-самый высокий и другие варианты.
  10. Уметь группировать предметы по общим признакам.
Читать еще:  Развивающие методы психологии

Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №5 – Логика и внимание

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор.
  2. Найти отличия на предложенных картинках.
  3. Выполнить определенную последовательность из 3-5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).
  4. Уметь объяснять простые явления (например, почему снег тает в комнате).

Вопросы на логику и внимание можно найти самостоятельно и основательно подготовиться с ребенком к предстоящему тестированию.

По результатам всех тестов учитель определит уровень подготовки ребенка к началу обучения и при необходимости даст родителям полезные рекомендации. Скорость чтения во многих школах не проверяется, достаточно того, чтобы ребенок знал буквы и умел сливать слоги.

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников или как подготовится к тестированию

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме.

Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.

Советы родителям перед школой

Ольга Правосудова
Советы родителям перед школой

Советы родителям перед школой

Содержание статьи:

— Тестирование перед поступлением в школу

— Уровень знаний перед школой

— Психологическая и эмоциональная готовность

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. Но собеседование с психологом — обязательный пункт. Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний. Детки, с которыми родители занимались, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в учебное заведение.

Подводные камни.

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре. Причин несколько: стеснение, робость перед чужим человеком, волнение; боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен; особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа. Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Вывод:

*учите своих детей общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми; чаще создавайте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;

*больше общайтесь с сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;

*учите задавать вопросы, развивайте любознательность;

*напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;

*учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;

*учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования:

Наблюдая как ведёт себя ребёнок с психологом, взрослые увидят сына или дочку «со стороны», понаблюдают за реакцией будущего первоклашки на вопросы, поймут сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дают полезные советы, подсказывают, на что обратить внимание. Есть выгода и для будущего первоклашки: ребёнок впервые останется один на один с настоящим учителем, будет общаться сам, без родителей. После первого собеседования деткам будет проще на втором, третьем тестировании: они смогут уверенно отвечать на вопросы, выполнять задания.

Уровень знаний перед школой:

Если перед школой ребёнок может выполнить большинство заданий, ему будет легче справиться с программой первого класса.

Вопросы на собеседовании:

*Как тебя зовут (полные данные? Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).

*Полный адрес проживания.

*Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?

*Чем занимаются родители?

*Зачем ты идёшь в школу?

*Расскажи, чем ты любишь заниматься.

*Где левая/правая рука?

*Прочти короткий текст.

*Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

* Какое сейчас время года? Чем отличается осень от весны?

*Каких домашних животных ты знаешь? Каких диких животных ты знаешь?

*Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).

*Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее?

*Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.

*Назови цифры и числа до 10 или 20.

*Реши примеры на сложение/вычитание. Реши задачу. Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

*Назови цвета, оттенки.

*Расскажи, чем отличаются картинки.

*Подели булочку поровну, на две/три части.

*Напиши под диктовку или спиши с доски.

*Нарисуй зайца (медведя, человека).

*Найди в слове нужную букву.

*Покажи гласные/согласные. Назови слова на заданную букву.

*Сравни предметы по длине/ширине/высоте.

*Обведи рисунок по контуру.

*Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.

*Проведи волнистую и прямую линию.

Психологическая и эмоциональная готовность.

Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

*Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы?

*Готов ли будущий первоклассник принять их?

*Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?

*Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания?

*Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?

*Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?

*Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?

*Есть ли у него мотивация к учёбе? Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение? Большинство ответов положительных?

*Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Необходимые общие навыки и умения:

*часы, дни недели, месяцы, времена года;

*звери, птицы, домашние животные;

*овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;

*всё о себе и родителях;

*погодные, природные явления;

* цвета и оттенки;

*желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

Чтения; пересказа; развития речи, зрительной, слуховой памяти; логического мышления; счёта; ориентирования в пространстве.

Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение. Возьмите на заметку: многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти. Это не так. Знайте, вашему ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.

Полезные советы: обязательно готовьте ребёнка к школе; обязательно проводите занятия в игровой форме с 3,5–4 лет. Неподготовленный ученик всегда будет страдать. Разница лишь в том, как первоклашка будет выражать свои эмоции: бурно, с капризами, агрессией или тихо страдать в душе. Любой вариант – это сильный стресс для маленькой личности. Помните об этом.

Читать еще:  Исследование в детской психологии применяемое длительное время

Теперь вы знаете, какие вопросы часто задают на собеседовании при поступлении в первый класс, понимаете, какие ориентиры взять за основу.

Фотоотчет «Лето перед школой» «Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный.

«Ребёнок и компьютер». Советы родителям Наверняка, многие родители сейчас сталкиваются с компьютерным бумом, которому оказались подвержены их дети. Что можно наблюдать почти во.

Рекомендации родителям «Организация спокойных игр перед сном» Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребёнка трудно уложить вечером спать. Ребёнок бегает, играет и не слушается родителей. И.

Готовность ребенка к школьному обучению или О чем будет спрашивать психолог

При поступлении в школу вашему ребенку предстоит пройти собеседование с психологом. Для чего оно нужно, как проходит собеседование — об этом в статье «из первых рук»

Готов ли ребенок к школе? Этим вопросом задаются родители, похоже, уже с 2-х — 3-х летнего возраста своего чада. Школы развития, почти принудительная социализация, подготовительные курсы. И никакой гарантии, что ребенок хорошо адаптируется и в школе проблем не будет. Бывает наоборот – практически никаких занятий, а в школе у ребенка все нормально, ну, во всяком случае, так утверждает мама. Да и еще напасть – предстоит собеседования со школьным психологом. Что будет на собеседовании с учителем, можно предположить: игры со словами, счет, чтение, возможно, логические ряды. А вот психолог? К чему готовиться?

Диагностика школьной готовности психологом начинается с того момента, когда ребенок вошел в кабинет…

Вот заходит молодой человек, а родители привычно снимают с него куртку, шапку, приглаживают волосы (мда, кто ж тебе в сентябре, ребенок, куртку с шапкой снимет, стресс – все разделись, а ты не успел, да еще вещи постоянно теряются). Девочка – зашла и, театральным жестом закрыв лицо руками, отворачивается к стене. Мама: «Она у нас такая стеснительная, с ней надо подружиться». А в классе 25 детей, и каждый имеет право на доброжелательное внимание и особое отношение. Интересно, будет ли готова мама объяснять дочери в сентябре, что учитель не может спрашивать только ее, хвалить только ее. А если учитель сегодня уделил особое внимание другому ребенку, то это совсем не значит, что учитель тебя не любит.

Важная процедура – знакомство. Называю себя, говорю, что я психолог. Спрашиваю, знает ли, зачем сюда пришел. Частые ответы: «В школу записываться» (ну, я-то в школу не записываю). Иногда пожимает плечами, иногда говорит, что родители сказали, что надо в школу идти. Называет свои фамилию, имя, отчество (отчество могут назвать далеко не всегда.) Как зовут маму, папу? Иногда вдруг совсем детсадовское — «папа Дима», ладно, может, волнение, поможем. Домашний адрес. Камень преткновения: кем работают родители. Ответы: «на работе; за компьютером; директором; не знаю, они мне не говорили».

Папы и мамы! Даже первокласснику можно объяснить, кто такой менеджер, программист, бухгалтер. Ему же очень надо знать про вас, про свою семью больше. Это то, что будет его поддерживать в нелегкий период адаптации к школе. Да и связь с вами крепче будет.

Беседуем о школе. Вопрос «Хочешь ли в школу?» можно не задавать, даже если не хочет, не скажет. А вот интересно, как ты думаешь, какой у тебя будет любимый предмет в школе? КАК химия? Вынуждена тебя огорчить, малыш, химию в первом классе не изучают. Но посыл интересный… А сколько лет в школе учатся, знаешь? А сколько уроков в день будет? Если не знает, рассказываю. Интересна реакция: «Письмо каждый день? У-у-у, я это не люблю…» (а вот это вопрос уже к родителям: когда ваш ребенок успел приобрести негативное отношение к письму?). А читать любишь? А какую тебе вчера книжку читали? Родители начинают объяснять, что именно вчера так сложилась ситуация… (Знали бы вы, что именно это же самое сказали уже родители троих детей до вас).

А теперь давай сыграем в школу. Я буду давать тебе задания, а ты их постараешься выполнить.

Память. Сколько слов запоминает из 10 случайных простых слов (лес, окно, вода). 3-4 – маловато. А если я еще раз слова скажу, сколько сможешь повторить?

Мальчик. Запомнил с первого предъявления четыре слова.Читаю слова еще раз – повторяет пять, но… других. Читаю еще раз – снова пять, и снова нет слов из предыдущего повтора. А теперь представьте, если учитель на уроке попросила его повторить правило.

Снова мальчик. Запомнил 7 слов, но … «гроза» вместо «грома», «лоб» вместо «носа». Запоминаешь ассоциативно? Молодец. Но хорошо ли ты слышал те слова, которые я произносила? И умеешь ли отличать похожее от одинакового? А если я прочитаю тебе небольшой рассказ, несколько предложений, сможешь ли запомнить, о чем он был?

А картинки как запоминаешь? Можно смотреть полминуты, потом я картинки закрою, а ты мне скажешь, что запомнил… А интересно, почему ты взглянул на картинки и отвернулся со словами «Я запомнил». Ты еще не знаешь, что узнать и запомнить – это не одно и то же? И никогда не играл в «Парочки» и «Что изменилось?». Это очень увлекательные игры! Только не на компьютере. Карточки надо руками, а не «мышкой» переворачивать. Правда, для такой игры нужен партнер. А мама так устала вечером…

Осведомленность. Основа мышления. Несколько лет наблюдаю интересную картину. Осведомленность будущих первоклассников стала мозаичной. Может знать планеты Солнечной системы и не знать, кто такой карась. А как называется столица нашей Родины?

Собеседование в тот раз проходило 10 мая. Вчера был праздник, цветы ветеранам, салют. Какой праздник был вчера? – День Победы. Скажи, пожалуйста, а какую победу мы празднуем? Кто кого победил? – Молчание, вопросительный взгляд в сторону родителей.

Есть такое задание. Я называю слова, а ты к моим словам придумай два своих, чтобы подходили. Я начинаю «Стул, диван…» Здесь проблем, обычно не бывает: «стол, кресло и т.д» Иногда пугаются, что слишком просто, начинают искать подвох. А как все это одним словом назвать ? Правильно, мебель.

Девочка. Я называю: «Москва, Париж…», продолжает «Арбат, Штальман» А как назвать все это одним словом? Магазины…

Исключение лишнего. Я тебе назову слова (покажу картинки). Все слова (картинки) друг к другу подходят, а одно лишнее. Найди его. «Молоко, сметана, колбаса, сыр, ряженка…». Варианты: «нет лишнего; ряженка, мы ее не покупаем, а что такое ряженка (помните про осведомленность?), сыр, он твердый…» Задание очень показательное. Для того, чтобы обобщать и сравнивать, необходимо уметь относить предмет к определенной категории. А для этого нужно понимать, что здесь главное. В нашем примере – не твердость, а сырье (молоко или мясо).

Это наболевшее. В погоне за творчеством мы иногда забываем дать основы. В тетрадке для младшей группы «Раз ступенька, два ступенька» есть недопустимые, на мой взгляд, задания: «Две рыжие кошки, черная кошка, рыжая собака (картинки). Кто здесь лишний?» Предполагается, что правильных ответов два: собака, потому что все остальные кошки. Черная кошка, потому что остальные — рыжие. Так нельзя. Ребенок должен сначала усвоить, что принадлежность к кошачьему племени важнее цвета. Из той же тетради, только для другой группы: собака, шкаф, стол на трех ножках. Кто здесь лишний… Какие варианты будут, уважаемые родители?

Задания на аналогии. Это многим взрослым знакомо: что подходит к ноге так же, как перчатка к руке? Стол-скатерть, пол — … (выбери из моих слов: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди). Знаете, какой ответ самый частый после правильного? Пыль! Что же у нас на полу-то лежит… Задание это сложное, логическое мышление только начинает развиваться. Именно с этим заданием плохо справляются шестилетки, год — разница серьезная. И еще это задание хорошо показывает, понимает ли ребенок, что между предметами/явлениями есть связь. А то иногда возникает проблема определить связь между градусником и температурой.

А мы продолжим. Можешь ли скопировать образец? Вырезать кружок из бумаги? Завязать шнурок на моем планшете-шнуровке?

Все это время ребенок себя как-то ведет, ему интересно или нет, он сталкивается с неудачей и реагирует на нее. Это бывает показательней, чем само выполнение заданий.

И еще… Если мы с будущим первоклассником встретились первый раз, можно предположить, что на результаты диагностики повлияла незнакомая ситуация и волнение. Пусть встреча со школьным психологом не становится для Вашего ребенка стрессом.

…Сегодня мы идем к школьному психологу, который хочет познакомиться с ребятами, поступающими в первый класс. Он предложит тебе интересные задания, а ты их постараешься выполнить. Если нам эти задания понравятся, мы сможем поиграть в них дома…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector