221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог перед школой

Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования

Подготовка к школе: что должен уметь будущий первоклассник

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Записывая ребенка в первый класс, родители неизбежно задумываются о готовности к обучению своего сына или дочери. Попытаемся сжато сформулировать те навыки и умения, которыми должен обладать любой ребенок, чтобы поступить в нормальную, массовую школу и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальном ее звене.

Итак, поступающий в школу ребенок должен:

  1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
  2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы и ягоды?» и т.д.
  3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
  5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1, 2. 20; 20, 19. 1).
  6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  7. Владеть навыком обобщения по признаку. То есть из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
  8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно он. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
  9. Находить сходство и различия между предметами.
    • Что общего между морковкой и картошкой?
    • Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.
    • А чем они отличаются друг от друга?
    • Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
  1. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т.д.)
  2. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
  3. Запомнить 5–7 из 10 четко названных простых слов.
  4. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  5. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  6. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше: обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?»
  7. Знать 10–12 основных цветов.
  8. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т.д.).

В большинстве школ тестирование при поступлении сейчас не проводится. Есть и такие учебные заведения, для которых данный список умений и навыков будет слишком короток или прост. То, что мы перечислили — базовый уровень: если он есть, значит, ребенку в принципе по силам учиться и осваивать программу начальной школы.

Что спрашивает психолог у первоклашек при поступлении?

Опытные мамы, кто проходил психолога перед поступлением в 1-ый класс, нужны ваши советы.

Сегодня подала документы в 1-ый класс , мы в МО (запись у нас с 1 февраля), так секретарь очень советует записаться на беседу к психологу с ребенком, т.к. она тоже будет в комиссии решать к какому учителю распределят. У нас планируется 6 классов, выбрать учителя нельзя, но карандашиком написать можно ФИО.
Вот думаю идти или нет. Что там будет психолог спрашивать?
Посмотрите ниже список, что ещё могут спросить?
=============================
Что необходимо знать первокласснику:
-Собственное Ф.И.О.
-Дату своего рождения
-Ф.И.О. родителей
-Ф.И.О. братьев и сестёр
-Ф.И.О. бабушек и дедушек
-Домашний адрес
-Профессии родителей (название должности и объяснение собственными словами рода деятельности родителя)
-Писать своё имя
-Иметь связь с родителями (сотовый телефон или знать номер телефона для связи с родителями)
-Завязывать шнурки
-Самостоятельно одеваться/раздеваться
-Знать алфавит
-Знать цифры
-Читать по слогам
-Считать в пределах 20
-Перерисовывать рисунок (домик).
===========================================
Что желательно знать первокласснику:
Какое животное больше лошадь или собака?
Утром мы завтракаем, а в полдень…
Какие ты знаешь полевые цветы?
Небо голубое, а трава…
Яблоки, груши, сливы, виноград – это…
Почему раньше, чем проедет поезд, на переезде опускают шлагбаум?
Что такое Москва, Одесса, Киев?
Маленькая корова – это телёнок, а маленькая собачка? Маленькая овечка?
Что такое спорт?
Для чего нужны книги?
Что общего у самолёта и поезда?
================
что ещё могут спросить? Программа в школе с 2015 года у всех «Школа России» ((( а мы на подготовке занимались — 21век.

Читать еще:  Психологические сказки для школьников

Все в кучу
Если ребенка будут тестировать, то возьмите пособие узоровой и нефедовой «1000 самых частых вопросов при поступлении в школу», уберите из них названия земноводных и драгоценных камней и получится примерно то что обычно интересует. Только если ребенок не готовился, то эти пособия — это недели три активных занятий.
Если же там в самом деле будет психолог или кто-нибудь отличный от тупого тестирования, то возможны разные варианты. Может наблюдать за ребенком и задавать вопросы не чтобы узнать — знает или нет, а чтобы посмотреть на реаккцию.. может начать проверять память.. может просто поговорить с ребенком на тему которая должна быть ребенку понятна.. (на взгляд психолога. и тут не угадаешь).
Вы лучше разыщите тех кто ходил к этому психологу Надежнее

Скорее всего спросят ребенка чем он любит заниматься. В одном месте после этого спросили «чем НЕ любишь»..
Если скажет «люблю читать» — спросят что последнее читал и что понравилось.
Могут попросить рассказать стих..

Как проходит прием у психолога перед школой?

Перед школой ребенок должен получить медицинскую карту с осмотром всех врачей, включая психолога. Именно этого специалиста родители опасаются больше всего, поскольку к будущему школьнику предъявляются очень высокие требования. Во времена, когда сами родители поступали в школу, они могли не уметь читать и писать, то сейчас будущий первоклассник должен все это знать. Помимо знаний, психолог также проверяет психологическую готовность к школе и степень развития психических процессов.

Редакция сайта ННмама.Ру обратилась к психологическому центру «Отражение», где нам ответили на самые распространенные вопросы родителей.

Отвечает специалист Центра психологической помощи «Отражение» Сердюк Алена, психолог, гештальт- терапевт.

Зачем проводится прием-консультация с психологом перед школой – чтобы оценить готовность ребенка к школе или выявить нарушения в развитии?

Консультирование психологом ребенка перед школой — это общепринятая практика. Оно направлено на выявление особенностей развития 6-7-летнего ребенка с целью ознакомить с ними родителей и понять, какой ребенок и какая семья приходит в школу.
Специалист озвучивает особенности ребенка, которые могут поддерживать его в учебном процессе — гибкость мышления, стрессоустойчивость, адаптивность и т.д. и особенности, которые будут несколько мешать осваивать новые знания. Это, например, гиперактивность, высокая впечатлительность, тревожность.

Сколько по времени длится прием у психолога?

Какие вопросы задает психолог на приеме?

Существует масса методик, которые оценивают уровень зрелости ребенка. Обычно это вопросы, касающиеся самого ребенка и окружающего мира.
Для примера могу привести ряд вопросов:
1. Назови свое имя, фамилию и отчество?
2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения?
3. Какое сейчас время года? (следующее время года, предыдущее время года)
4. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
5. Где ты живешь? Назови свой адрес.
6. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?

Вопросы на выявление уровня знаний:
— Посчитай от 1 до 10 и обратно.
— Что меньше (больше) — 2 или 5?
— Каких домашних животных ты знаешь? А диких? Назови перелетных (не перелетных) птиц.
— Какие дни недели тебе известны? Месяцы года? Какие праздники проходят в этом месяце

Также ребенку могут предложить нарисовать себя или выполнить тест. Например, на листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.

Читать еще:  Психология сказка терапия

Также психолог может предложить составить рассказ по карточкам, причем карточки нужно будет поставить в нужной последовательности.

Стоит ли специально готовить будущего школьника и учить ответы на стандартные вопросы?

Не нужно специально готовить ребенка к беседе, достаточно дать ему понять, что результат тестирования не повлияет на ваши отношения. Скажите будущему первокласснику, что вы поддержите его/ее и будете на «его/ее стороне «.

Специалист оценивает только ребенка или родителей тоже?

Что будет, если ребенок не ответит на вопросы, задаваемые психологом? Его не примут в школу?

Психолог может порекомендовать в каком возрасте ребенку пойти в школу, исходя из личностных особенностей, основное решение принимаете, вы, родители. Школа не может не принять ребенка в школу.

Может ли психолог поставить диагноз ребенку на таком приеме? Или для этого требуется еще один или несколько встреч?

Диагнозов психолог не ставит, он дает заключение. Если есть необходимость, психолог может попросить вас прийти еще раз.

Можно ли пройти прием у психолога в частном психологическом центре? Такое заключение примут?

Провести обследование может любой частный центр, в котором работают дипломированные специалисты.

Развивашки, персональные педагоги, танцы… Нужно ли всё это для психологической подготовки детей к школе?

Сейчас в моде записывать ребёнка на различные «развивашки» чуть ли не с пелёнок. В год показывают ему карточки с буквами, пытаясь научить читать. В два разговаривают, как со взрослым. В три отдают на танцы. В четыре у него уже есть свои «репетиторы». В пять отправляют в местный детский развивающий центр. А в шесть вдруг психолог выносит вердикт, что он совсем не готов идти в 1 класс и постигать гранит науки. Такая ситуация — далеко не редкость в наши дни.

Есть и другая крайность — родители, выступающие за беззаботное детство. Они предоставляют малыша самому себе, считая, что его и так скоро нагрузят в школе, так пусть хоть до неё побегает и отдохнёт. Ни развивающих занятий, ни социализации, ни базового воспитания — и в таких случаях психолог выносит всё тот же вердикт.

Родители должны чётко понимать, в чём заключается психологическая подготовка к школе, когда она начинается и какова их роль в этом процессе.

Со скольких лет начинать

Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.

Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.

Составляющие элементы

Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

Читать еще:  Психология детей от 1 до 2 лет

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, паззлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

  1. Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
  2. Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
  3. Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.
  4. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.
  5. Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
  6. Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки. Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.
  7. Дозировано развивайте когнитивную сферу: память, мышление, воображение, внимание.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

Упражнения

Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.

Развитие памяти и внимания

Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.

Развитие воображения

Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.

Развитие мышления

Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.

Развитие речи

Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.

Развитие мотивации

Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.

Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.

Программа

Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.

Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.

Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector