221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в доу логоритмика

Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

«…Чем лучше у ребенка развита моторика,

тем лучше у него будет развита речь»

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ — создание необходимых условий для их всестороннего развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ является тесное взаимодействие в коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_k_prezentatsii.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.

«…Чем лучше у ребенка развита моторика,

тем лучше у него будет развита речь»

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ — создание необходимых условий для их всестороннего развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ является тесное взаимодействие в коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.

Задачи по выполнению поставленных целей определяют:

  • комплексное компенсаторное воздействие на детей с ОВЗ по коррекции речи и базовых психических процессов;
  • работу по укреплению здоровья воспитанников;
  • интегрированные связи между разными сферами деятельности ребёнка.

Осуществление всех этих задач невозможно без комплексного сопровождения всех участников педагогического процесса.

Комплексное сопровождение — это система профессиональной деятельности команды специалистов создающей условия (социальные, педагогические, психологические), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество.

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

В своей работе мы используем логоритмические упражнения, т.к считаем, что данный метод является эффективным для преодоления речевых нарушений у дошкольников.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика является формой активной терапии, по преодолению речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Часто у детей-логопатов наблюдается недоразвитие отдельных психомоторных функций (внимание, память, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук, общая моторная неловкость). Они отличаются и рядом личностных особенностей (снижена работоспособность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, плаксивость).

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учит передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить призвольное внимание.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

На своих совместных занятиях мы применяем следующие виды логоритмических гимнастик, как с музыкальным сопровождением, так и без него:

— логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Елены Алексеевны Алябьевой, нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.

Логопедическая ритмика по методике А.Я.Мухиной (эвритмия), предполагает пропевание звуков в сочетании с движениями, воздействует на морально-психологическую и сенсорно-моторную сферу ребенка );

— артикуляционная гимнастика ( данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В группе ТНР артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. При проведении артикуляционной гимнастики используем музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики );

— дыхательная гимнастика ( работу над дыханием осуществляют логопед и педагог-психолог. Широко используются «ветерки», мыльные пузыри, «вертушки»; в группе и кабинетах много пособий для развития правильного речевого дыхания. Родители не остаются в стороне: для них оформлена папка-передвижка );

— пальчиковая гимнастика ( штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв пластилином и методом «тычка», работа с разным конструктором, игры с крупами – «крупотерапия»; работа с бархатной бумагой, ватой и шнурками );

— психогимнастика (специальные упражнения, этюдов, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также коммуникации и раскрепощенности )

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача учителя-логопеда – развитие речи и коррекция высших психических функций этому способствует. Развитие речи для педагога-психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Логоритмика. Что это и для чего

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Что же такое логоритмика для детей?

Как надо проводить занятия?

Как подобрать логоритмические упражнения?

В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.

Что такое логоритмика

Логоритмикаэто игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны.

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подуем на плечо”.

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

Потом повторим все опять —

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

Для развития силы голоса

можно использовать такой прием:

петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).

“Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)

Так стучит молоток.

Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем — Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

К нам домой сейчас привез.

Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки).

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) —

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) —

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

На тебе водички («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой).

Спрыгни с веточки ко мне,

Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой).

Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Упражнения на развитие мимики

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.

Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

Участники воображают, что они медвежата. Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Артикуляционные упражнения

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?”

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот.

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Детям постарше подойдет такой вариант:

Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

Коррекция звукопроизношения

Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор (надо имитировать звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса).

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет (нужно тянуть гласный «у» с выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой губы. При этом высота звука волнообразно изменяется — вверх и вниз).

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (ребенок тянет «ту-ту-у-у»).

Набирает поезд ход ( произнести «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа),

Свою песенку поет (прошипеть на выдохе «пш-ш-ш»).

На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке),

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

Нужно стучать ложками, при этом произнося слоги. Причем первые два слога произносятся тихо, а третий-громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:
    • куклы,
    • игрушки,
    • куклы-рукавички,
    • деревянные ложки или палочки,
    • кубики,
    • кольца от пирамидки,
    • колокольчики,
    • бубен, погремушки,
    • мячики и т.п.
  • Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
  • Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

Результаты

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

  • четкое произношение;
  • хорошую артикуляцию;
  • правильное речевое дыхание;
  • выразительную мимику;
  • отличную моторику;
  • хорошее чувство такта и ритма;
  • плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект

Консультация для воспитателей «Роль логоритмики в развитии речи»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок»

Консультация для воспитателей.

Тема: «Роль логоритмики в развитии речи»

Учитель-логопед: Торговцева Ирина Валентиновна

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Логоритмика — помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель — преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.

Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений и т.п.

Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.

В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения.

Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего занятия. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.

Все занятия имеют сюжетную основу.

Многолетняя работа по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

• активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие слухового и зрительного восприятия;

• увеличение объема памяти;

• развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

• развитие двигательных кинестезий;

• формирование двигательных навыков;

• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;

• развитие правильного дыхания;

• развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствуют возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические задачи, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

Логоритмические занятие включает следующие элементы:

• логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;

• пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;

• упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

• упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушения у детей и целями занятия. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т. п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

В планировании занятий используется принцип наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем (время года, сбор урожая т.д). Основа занятий может быть разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия. Фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Все упражнения проводятся на основе подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом по кругу или полукругом. Такое расположение позволяет ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Успешность работы педагога зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии.

В работе использовала литературу следующих авторов: М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий» (для разных возрастов), Н.В. Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду», О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАТИКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные движения и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАТИКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Л. Р. Сергеева, учитель – логопед

А. В. Чернышова, педагог – психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — «Детский сад №5» компенсирующего вида г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАТИКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные движения и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Необходимое условие работы на логоритмических занятиях — создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Именно с этой целью активно используют элементы психогимнастики.

В настоящее время большинство специалистов: Алябьева Е.А., Чистякова М.И., Ванюхина Г.А. склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма учащегося, без развития общего, эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Психогимнастика – целостное упражнение, его элементы используются во всех играх и заданиях на формирование эмоциональной стабильности.

Мимика – движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она тесно связана с артикуляцией и, стимулируя учащихся изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у них не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности подвижности мышц губ и щек. Выразительные движения лица и тела. Такие тренировки помогают детям осмыслению сцепления определенных мускулов лица с определенными переживаниями
Регулярное проведение логоритмики с элементами психогимнстики позволит:

выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания; стабилизировать общий тонус организма;

улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

формировать двигательные умения и навыки, развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений, ориентировку в пространстве; укреплять костно-мышечный аппарат;

улучшить фонематический слух;

оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение;

тренировать психомоторные реакции (мимику, пантомимику, тактильную моторику).

В каждое логоритмическое занятие с элементами психогимнстики включены подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры, способствующие развитию музыкальных способностей детей, игры-упражнения для развития моторики кистей и пальцев рук, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнения для развития просодической стороны речи, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики.

Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает стихи современных детских поэтов и малые формы русского фольклора: потешки, поговорки, заклички, прибаутки, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. Игры – потешки и хороводные игры полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да»), что стимулирует речевую активность детей.

Значительная роль в работе отводится совершенствованию ритмического строя речи, то есть играм, созданным на материале стихотворных текстов. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует речевому развитию детей — формированию слоговой структуры слова и развитию активного словаря.

Особое место занимают игры, направленные на формирование мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей и пальцев рук, сопровождаемые ритмическим, несложным речевым (лексически и фонетически) и музыкальным сопровождением. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе и развитием мелкой моторики.

При использовании на логоритмических занятиях мимических упражнений, на начальных этапах их рекомендуется выполнять перед зеркалом, чтобы дети имели возможность контролировать свои движения. В этот период можно не только разучивать отдельные статические позы, но и демонстрировать последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения.

Движения и речевой материал предварительно не разучивается,
проводится по подражанию с учителем – логопедом. Начинать можно с этюдов типа «Удивление» и «Сердитый дедушка», «Зеленый чай» тренировала мышцы, отвечающие за брови, нос и губы.

Примерный конспект логоритмического занятия с элементами психогимнстики « Во саду ли, в огороде» по теме «Овощи, фрукты»

закрепить знание детей об овощах и фруктах;

развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного движения на другие;

учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

формировать правильную артикуляцию во время пения.

развивать общую и мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сад к нашей бабушке. Будем помогать ей собирать урожай в саду и в огороде. (дети идут по кругу).

Логопед: недавно прошел дождик и появились большие лужи. Нам надо их обойти или перепрыгнуть (дети идут с высоко поднятыми коленями чередуя их с прыжком).

Л: Наконец мы приехали. А как здесь легко дышится! Воздух какой чистый!

Упражнение на дыхание: на 1 – вдохнули,

на 2 – поем гласные звуки А, О, У, И

Л: вот вышла наша бабушка нас встречать.

Воспитатель надевает платок, берет корзинку и предлагает детям поиграть.

Бабушка: Ребята, скажите, пожалуйста, что сажают в огороде, а что в саду? (ответы детей)

Игра «Фрукт или овощ ?»

Перед вами 2 ведерка – одно зеленое, другое красное . Я буду называть фрукты или овощи. Если назову фрукт, вы кладете его в красное ведерко, если овощ – в зеленое.

Этюд «Мы пришли в огород, где растет много овощей».

Дети надевают шапочки разных овощей и выполняют движения под стихотворный рассказ учителя – логопеда:

Вот все рядышком сидят (дети сидят на стульях)
И на солнышко глядят (Жмурятся).
Выбегает тут редиска (выбегает ребенок — «редиска» кланяется, кружится на носочках, улыбается, садится на место).
Поклонилась низко – низко,
На носочках покружилась
И на место воротилась.
Выходит ребенок — «помидор», важно осматривает всех детей.
Мимика. Плечи развернуты, слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

Вот протопал очень важно,
Посмотрел на всех отважно
Очень красный, сочный, сладкий,
Дождем вымытый на грядке, помидор.
А зеленая капуста. (Выразительные движения. Хлопает в ладоши, прыгает, пританцовывает, делает руки в стороны, поворачивается вправо-влево, садится).
Растопырив листья густо,
Прошуршала, прошумела
И на место тихо села.
Вышла важная картошка. (Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо – влево, на лице улыбка, кружится, садится на место).
Поплясав еще немножко,
Повертелась, покружилась,
И на место воротилась.
А за ней сердитый лук
(Выходит ребенок — «лук», под музыку П. Хоффера « Битва», сдвинув брови, сощуренные глаза нижняя губа закушена, высоко поднимая колени, и садится на место).
По дорожке прошагал
И на грядку снова встал.
Выполняются пластические этюды.
Изобразить капусту на грядке, кабачок, подставивший солнышку бочок, соленые огурцы в банке.

Физминутка «Сажаем огород». Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

Упражнение на развитие мелкой моторики, слухового внимания в сочетании с музыкой «Щи – талочка». Музыка М. Гоголевой.

Чищу овощи для щей. Хлопки в ладоши

Сколько нужно овощей ? развести руки в стороны;

Три картошки. Показать три пальца на левой руке;

Две морковки. Показать два пальца на левой руке;

Лука тоже три головки, показать три пальца на правой руке;

Да петрушки корешок, показать один палец на правой руке;

Да капустный кочешок, показать один палец на правой руке;

Потеснись – ка ты, капуста, работают локтями;

От тебя в кастрюле пусто, руки развести в стороны;

Раз, выставляют большой палец;

Огонь зажжен, хлопнуть в ладоши;

Кочерыжка, правой рукой показать в центр круга;

Выйди вон! большим пальцем левой руки показать назад .

Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан»

С барабаном ходит Ёжик.

На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.

Целый день играет ёжик:

С барабаном за плечами…

Ёжик в сад забрел случайно.

Очень яблоки любил он.

Барабан в саду забыл он.

Ночью яблоки срывались,

И удары раздавались:

Ой, как зайчики струхнули!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Подвижная игра «Фрукты-толстячки и фрукты-худышки»

Логопед выбирает играющих.

Логопед –Ты будешь толстенькое яблочко, а ты – худая слива. Справа от меня сидят фрукты-худышки (дети втягивают щеки), слева – фрукты-толстячки (дети надувают щеки). Встретились толстячки и худышки (дети в зеркале смотрят друг на друга), удивились худышки:

— Ах, какие вы, фрукты, толстые! (дети смотрят на толстяков, подняв брови вверх и широко раскрыв глаза)

— Не такие уж мы толстые! (Дети хмурят брови, морщат губы и сердито смотрят на худышек).

— О! Да вы еще сердитые! (дети округляют губы, как при произнесении звука О, раскрывают широко глаза и поднимают брови)

Ещё больше рассердились толстячки:

— У-у-у? Мы действительно сердитые. (Дети вытягивают губы в трубочку, сводят брови, сердито глядят на худышек). Сморщили нос худышки:

— Ф-фу! Не хотим с вами в одном саду расти. (Дети морщат носы и шепотом произносят: фу).

Скривили губы толстячки:

— Пф! Ну и не надо! (дети изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, шепотом говорят: пФ).

Логопед – Ребята, давайте помирим наши фрукты. (Дети протягивают друг другу руки).

Упражнения для развития речевых и мимических движений.
— Посмотрите, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости:
Он во рту у нас живёт,
Никогда не устаёт,
Что это?
— Язычок очень любит есть фрукты, хотите поесть их в месте с ним? У меня на подносе кусочки фруктов. Закройте глаза, я буду вас угощать ими, а вы отгадайте, что я вам дала. И отвечайте на вопрос: какой это фрукт (твёрдый, мягкий, сладкий, кислый).
Развитие лексико — грамматического строя речи

Л: Бабушка приготовила для нас угощения – соки. Давайте посмотрим, какие же соки она сделала?

Сок из моркови – морковный;

Развитие чувства ритма, темпа, слухового восприятия

Л: давайте еще раз вспомним какие овощи и фрукты мы знаем и отхлопаем по слогам эти слова.

Яблоки – яб-ло-ки и т.д.

Л: Давайте на прощание для нашей бабушки споём песню «Урожайную» (сл. Т.Волгиной, муз. А.Филипенко).

Л: Чем мы сегодня занимались, о чем говорили?

Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Волковой Г.А.. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.

Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль.: Академия развития, 2006. – 8 с.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет / Под ред. М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

Читать еще:  Кризис 7 лет психология
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector