221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая сказка для детей 6 лет

Картотека сказок «Психологические сказки для малышей»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Психологические сказки для детей

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, использует метафорические ресурсы сказки. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия, т.е. работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Применяется для работы как с детьми, так и со взрослыми. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Ведь если нет двух одинаковых жизней, — значит и нет общих на всех способов приближения к счастью.

Каждая из сказок имеет определенную направленность.

Такая сказка – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Что могут дать психологические сказки детям?

1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».

2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху»

3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Направленность : Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза : «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал , и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

— Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

Направленность : Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных

Ключевая фраза : «У меня не выйдет!»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.

Был у него один-единственный друг-Барсучонок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.

А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное.

Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения

— Почему Зайчонку было плохо и грустно?

— Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

Сказкотерапия

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

Сказкотерапия для детей.

Духовная природа человека соткана из множества образов, символов и смыслов, корни которых уходят глубоко в предыдущие поколения. Жизненный опыт, накопленный нашими предками, не пропадает зря, а является нам сквозь мифы, сказки и притчи.

Задолго до первых рукописей и книг легенды и сказания передавались из уст в уста. Они помогали человеку разобраться в себе и окружающем мире, давали примеры образа действий и поступков, учили добру и злу, открывали смысл жизни. Знакомые с детства, дошедшие до нас сказки, имеют огромную силу. Минуя рациональный рассудок и логику, эта сила образов и аллегорий воздействует на наши чувства и эмоции, проникает в бессознательное и отражается в повседневной деятельности.

Что такое сказкотерапия.

Согласитесь, было бы большим упущением не использовать такой значительный ресурс на благо себе. Ведь сказка может воспитать ребенка, а так же помочь в решении каких либо проблем. И совершенно неудивительно, что сказка превращается в тонкий, и в то же время мощный инструмент психологической помощи.

Практическая психология знает много эффективных подходов и методик, с помощью которых психотерапевты помогают детям справиться с их проблемами, решить проблемы характера, наладить отношения, справиться с трудностями.

Один из таких методов, метод психологической работы с детьми является сказкотерапия.

И так давайте знакомится с таким интересным направлением.

Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии! Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.

Какая польза от сказок для детей.

Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.

С помощью сказок ребенок сможет:

  • Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
  • Фантазировать и развивать воображение;
  • Расширять свои знания об окружающем мире;
  • Сформировать положительные черты характера;
  • Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • Находить поддержку;
  • Скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
  • Решить проблемы своего характера;
  • Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
  • Справляться с психосоматическими проявлениями.

Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.

С какого возраста можно заниматься.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.

Читать еще:  Воспитание мальчика 3 4 года советы психолога

Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.

В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.

В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку.

Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Как заниматься.

В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.

Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.

Психотерапевтические сказки – это когда в сказке решается проблема ребенка. То есть подбирается сказка именно под конкретную проблему ребенка. В этой истории, сказочный сюжет схож с реальной проблемой ребенка. В сказке присутствует решение проблемы.

Дети воспринимают сказочные истории, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок и вместе с героем погружается в его трудности и радости, «примеряет» на себя происходящие обстоятельства в сюжете. У ребенка есть возможность оценить себя со стороны. И если в обычной жизни он столкнется с примерной ситуацией, то он будет уверенней решать такой вопрос, так как он покажется ему знакомым.

Работа с психотерапевтическими сказками.

  1. Определитесь, какая проблема есть у ребенка. А может вы, что-то хотите подкорректировать.
  2. Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
  3. Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка. Но растолковывать мораль не надо.
  4. Обсудите с ребенком прочитанное, пускай он выскажет свое мнение.
  5. Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
  6. Постоянно использовать психокорекционные сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
  7. Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.

Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.

Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.

Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным. Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.

Кроме того, сказкотерапия для детей отлично совмещается с методами арт-терапии. Например, сказочная песочная терапия нравится, как детям, так и взрослым, и решает при этом широкий спектр психологических и педагогических задач. С помощью сказкотерапии вы смоделируете будущее Вашего ребенка, чтобы претворить в жизнь, написанную вами чудесную и яркую сказку!

Интересно почитать

Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!

Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.

Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – удивился он.

— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?

— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.

— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.

— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.

— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.

— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.

— Это не я, — захныкал он.

— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.

— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…

— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.

Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.

— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…

— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.

Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.

Читать еще:  Детский психолог агрессия

— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.

Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.

И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Психологическая сказка для детей 6 лет

15-04-2012 Hits:4519 Видеорубрика Administrator

Данное авторское видео любезно предоставлено Агеевым П. К. «Ты всех краев дороже мне. » А. Блок Часть 1 Часть 2 Часть 3 П/С Смирновское

Развивающие Видео уроки

15-04-2012 Hits:3250 Видеорубрика Administrator

Развивающие Видео уроки Поем русский алфавит Числа — урок 1 — Учимся считать! Буквы — урок 2 — Азбука в цирке.

День победы 2012

15-04-2012 Hits:3128 Видеорубрика Administrator

Данное авторское видео любезно предоставлено Владимиром Воробьевым. П/С Смирновское

Полезные ресурсы

Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»

Герб

Сельского поселения

Смирновское

Загружены новые фотографии! Смотрите альбомы 2016 — 2017 в наших мероприятиях.

Психологические сказки для детей

Принцесса

Она была совсем маленькая и не знала, что хорошо, а что плохо.

Когда она падала — начинала плакать, а когда не получалось — тоже.

Она хотела стать принцессой и поэтому старалась никого не слушаться и ни в чем никому не уступать, даже папе с мамой.

Однажды она сидела в своей кроватке и плакала упрямыми слезами, а ее любимая кошка Машка ходила вокруг, терлась мордочкой и мурлыкала, словно пыталась ей что-то сказать в утешение.

Пора было ложиться спать, а ей не хотелось. Если честно, то у нее давно слипались глаза, но она ни за что не хотела даже себе в этом признаться.

— А ты закрой глазки и поспи, — услышала она голос кошки Машки.

— Ой, разве ты умеешь разговаривать? — очень удивилась Катя.

— Днем не умею, а ночью я отлично разговариваю и даже сказки умею показывать, — ответила Машка, — вот закрой глаза и я тебе покажу волшебную сказку, в которой ты сможешь стать даже принцессой.

Катя очень хотела стать принцессой, и она послушно закрыла глаза. И вдруг оказалась в каком-то совершенно незнакомом месте. Дома в ее городе была ночь и зима, а здесь было лето, светило солнышко и пели птички. Вокруг гуляли дети: мальчики и девочки, но взрослых нигде не было видно.

Вдруг к Кате подбежала незнакомая девочка и сказала:

— Ты что тут сидишь, пойдем скорее, в школе для принцесс скоро начнутся занятия!

Катя удивилась, но пошла за девочкой. Они вошли в красивый дом, больше напоминавший дворец и пошли по коридору с множеством дверей. На каждой было что-то написано.

— Здесь учат слушаться, — объясняла девочка (ее звали Наташей), — а там учат правильно исправлять свои ошибки, а это самый трудный класс, в нем учат доделывать все до конца.

— Странно, — удивилась Катя, — я думала, что принцессам это не нужно, ведь у них есть слуги.

— Это ты, в какой сказке вычитала? – возмутилась Наташа, — в нашей сказке все принцессы самостоятельные и всё умеют делать сами и даже пользоваться волшебной палочкой.

Услышав о волшебной палочке, Катя притихла и перестала спорить. Кому же не захочется увидеть волшебную палочку и хоть немного подержать ее в руках?

Около дверей с надписью «Исправление ошибок» Наташа сказала:

— Тебе сюда. Светлана, — обратилась она к подошедшей девочке, — принимай новенькую принцессу.

В классе было много девочек – все нарядные, в разноцветных чудесных платьицах.

— Вот бы мне такое, — подумала Катя, и в эту минуту Светлана сказала:

— Проходи в гардеробную и выбери себе платье по вкусу.

Катя вошла в дверь, на которую показывала девочка, и остолбенела — в комнате висело множество чудесных платьев, которые тут же стали кричать:

— Надень меня! Надень меня! Нет, меня!

Катя так растерялась, что схватила первое попавшееся платьице, быстро оделась и выскочила из комнаты.

В классе уже шли занятия, и Светлана говорила нараспев:

— Повторять полезно, повторять не стыдно,

Ошибаться можно – это не обидно.

Ошибку исправить каждому приятно,

Лучше пораньше вернуться обратно.

Я начну сначала, снова повторю,

Пробовать помногу раз – это я люблю.

Тут раздался звонок с урока и … Катя проснулась.

«Я начну сначала, снова повторю, пробовать помногу раз – это я люблю… – пробормотала Катя, просыпаясь.

Наконец, она проснулась окончательно и увидела кошку Машку, дремавшую на одеяле.

— Странный какой-то сон мне приснился, — сказала ей Катя.

Она собралась уже звать маму, чтобы та помогла ей одеться, но, взглянув на свой стульчик с одеждой, изумленно замолчала. На стульчике висело то самое замечательное платье для принцесс, которое она видела во сне.

Читать еще:  Психологическое наблюдение за ребенком

— Значит, я действительно стала принцессой, — обрадовалась Катя, — но принцессы ведь всё умеют делать сами, придется одеваться самой.

Кошка повернулась и посмотрела на Катю. Девочке показалось, что она улыбается.

— Что ты так хитро смотришь? Я теперь все буду доделывать до конца, и не буду огорчаться, если ошибусь. Я теперь принцесса, а принцессам ошибаться не стыдно, потому что они знают, как исправиться.

В это время в комнату вошли мама и папа и сказали:

— С днем рождения, наша принцесса!

— О, ты уже сама надела новое платье! – удивилась мама, – совсем большая стала!

— Знаешь, я купил тебе необычный подарок, — сказал папа, — вот эту красивую палочку. Она переливается всеми цветами радуги и ею можно жонглировать при помощи двух других палочек.

— Спасибо папочка! Я знаю, они волшебные! – обрадовалась Катя.

— Да это выглядит волшебно, — согласился папа, — но нужно много терпения, чтобы этому научиться.

— Ничего, папочка, у принцесс всего много. И терпение найдется.

— Ты действительно стала совсем взрослая и самостоятельная, — обрадовалась мама, — однако пойдем в гостиную, там тебя бабушка с дедушкой уже ждут с подарками.

Олененок становится старшим братом

Жил-был маленький олененок. Жил он с мамой и четырьмя старшими братьями, которых очень любил. Они, в свою очередь, тоже его очень любили, и поэтому постоянно старались его всему научить.

— Скорее запоминай, какие растения самые полезные, — торопила мама.

— Прыгай повыше, — советовал самый ловкий брат.

— Учись получше прятаться, — советовал самый осторожный.

— Когда же ты сможешь бегать с нами наперегонки? – спрашивали быстрые близнецы.

Малыш изо всех сил пытался следовать советам старших, но у него все равно всё получалось хуже чем у братьев. Из-за этого олененок никак не мог почувствовать себя совсем счастливым. Страшно рассказывать, но он уже не мог любить своих близких также легко как раньше. Он даже слегка завидовал своим старшим братьям, и поэтому часто на них обижался.

Вот и на этот раз обиженный олененок отправился в свое тайное убежище в кустах и затаился. Время шло, и злость почти прошла, но домой идти еще не хотелось.

— Как же мне стать не хуже братьев? — стал размышлять олененок вслух.

Он думал, что здесь один, и его никто не слышит, но, вдруг, он заметил, что прямо перед ним на пеньке сидит лесной гном. Гномы, как известно, появляются, где хотят и когда хотят.

— Ты почему такой невеселый? — спросил у олененка гном.

— Я совсем маленький и не могу все делать так хорошо, как мои старшие братья. Я, наверное, хуже всех, — с грустью ответил оленен¬ок.

— Ты очень умный, — возразил гном, — но на этот раз ты ошиба¬ешься. Ты лучше всех своих братьев умеешь рассказывать.

— Рассказывать? – удивился олененок, — может ты и прав, но ко¬му это нужно? Другое дело уметь прыгать и быстро бегать.

— Но пока ты можешь рассказывать обо всем, что знаешь, своей младшей сестричке, а когда вырастешь…

— Какой сестричке, — забыв о вежливости, перебил гнома олененок, — нет у меня никакой младшей сестрички!

— Раньше не было, а теперь есть. Беги домой и увидишь. Позд¬равь от меня маму, — крикнул вслед обрадованному олененку гном.

У страха глаза велики

Папа олененка очень любил путешествовать. Вот и в этот раз он вернулся из далекой восточной страны. Папа никого не забыл, и все получили по подарку.

Еще он привез удивительную фарфоровую фигурку оленя с рожками и копытцами, сверкающими золотом. Стоило до нее дотронуться, как олень начинал скакать, и откуда-то из глубины раздавался мелодичный звон. Все смотрели, как олень перебирает всеми четырьмя ножками с золотыми копытцами, и не могли насмотреться.

Особенно радовалась младшая сестричка Лу. Она снова и снова просила, чтобы ей разрешили дотронуться до статуэтки. Получив разрешение, Лу подвигала стул к комоду, на котором стоял красавец-олень. Затем, вскарабкавшись на стул, она осторожно дотрагивалась до оленя и замирала в ожидании чуда. Каждый раз, когда олень начинал свой бег на месте, Лу хлопала в ладоши и прыгала от восторга, рискуя свалиться со стула.

Олененку тоже хотелось прыгать от восхищения как Лу, но, глядя на старших братьев, олененок сдерживался:

— Я же уже взрослый, — думал он про себя.

Назавтра, когда сестренку отвели в детский сад, а братья ушли в школу, олененок остался дома один. Он вспомнил про златорогого оленя, и отправился в гостиную, чтобы, пока никто не мешает, как следует рассмотреть фигурку. Он легко вспрыгнул на стул у комода и дотронулся до фигурки. Олень снова заскакал на одном месте, издавая приятные звуки. Олененку нестерпимо захотелось узнать: откуда доносится звон, и благодаря чему фарфоровый олень так замечательно скачет. Он дотронулся до него смелее, и голова оленя оказалась у него в руках. В один миг он разобрал всего оленя на части.

— Здорово! Ноги оленя движутся оттого, что они свободно висят на тонких проволочках, — размышлял вслух олененок, — но откуда же появляются звуки?

В это время хлопнула дверь, и кто-то вошел в дом. Олененок вздрогнул и случайно столкнул заднюю часть фигурки с комода. Она упала на пол и со звоном раскололась на две половинки, которые все еще продолжали позванивать.

Сердце олененка больно сжалось от ужаса и жалости. Он кое-как приладил осколки на место и быстро ушел к себе в комнату. Весь день олененок болезненно прислушивался к разговорам, боясь, что кто-нибудь вспомнит про статуэтку и захочет ею полюбоваться. Его воображение рисовало ужасные картины, в которых разгневанные братья выгоняли его из дому, а папа с мамой соглашались с братьями и отворачивались от него со словами:

— Нам не нужен сын, разбивший такую чудесную вещь!

Наконец, из детского сада вернулась сестра и с порога начала просить показать ей оленя.

Сердце олененка снова замерло, но мама ее остановила:

— Давайте сначала поужинаем, а потом все вместе пойдем и полюбуемся этим чудным оленем.

Олененок тихо сидел за столом и с ужасом ждал, что же сейчас будет.

После ужина все как вчера собрались около комода, на котором стоял златорогий красавец. Сестренка залезла на стул … и фигурка разлетелась на части.

— Это не я! Я была осторожна! – зарыдала сестренка.

Этого олененок вынести уже не мог и, заикаясь, сказал:

— Это я . я хотел посмотреть, … а она упала.

Все молча уставились на олененка, а папа сказал:

— Да. Очень жаль оленя. Давайте попробуем его склеить.

— А можно? – растерянно спросил олененок.

— Конечно можно, правда, он уже не будет таким новым, но бежать сможет, — примиряющее улыбнулся папа.

— А музыка? Музыка будет? – еще всхлипывая, спросила сестричка Лу.

— Будет тебе музыка, — сказала мама и погладила сестренку по голове.

Оленя склеили и поставили обратно на комод, после чего все почувствовали себя уставшими и отправились спать.

Когда перед сном мама пришла поцеловать олененка, он сказал:

— Жаль, что я весь день боялся все рассказать.

— Да, у страха глаза велики, — сказала мама и поцеловала его еще раз.

Как олененок подружился с сестренкой

Маленький олененок жил в большой дружной семье. Кроме мамы и папы олененок больше всех любил старшего брата Роба, а вот на крошечную сестричку Лу, которая еще даже, как следует, ходить не умела, он частенько сердился.

Папа всегда был на работе, братья в школе. Мама, правда, обычно оставалась дома, но все время была занята сестричкой.

Иногда старшие братья подобно вихрю влетали в дом, хватали со стола что-нибудь съедобное, ерошили олененку челку и снова куда-то убегали. Олененок чувствовал себя никому не нужным и часто убегал вглубь леса, прятался там ото всех и грустил.

— Наверное, я самый некрасивый, — думал он, — и поэтому меня никто не любит.

Однажды олененок вернулся домой с прогулки и почувствовал, что в доме что-то неладно.

Мама, папа и Роб были дома, но как потерянные бегали по квартире и доставали какие-то странные вещи: грелку, градусник и сушеную траву. Оказалось, что сестричка заболела.

— Понятно, — подумал олененок, если бы заболел я, то никто бы и беспокоиться не стал.

Но все-таки зашел к сестре в комнату.

Она лежала, не шевелясь, и тяжело дышала. Ее всегда веселые и шаловливые глазки потухли и смотрели в пустоту. Олененок испугался. Первый раз в жизни он по-настоящему испугался не за себя, а за другого.

— Мама, — тихо попросил олененок, — давай я построю домик для Лу.

— Да милый, поиграй с сестрой. Сейчас папа сходит за врачом, а Роб сбегает в аптеку.

Ты мне очень поможешь, если побудешь с сестрой, пока я приготовлю ужин.

— А если бы заболел я, то папа тоже бы пошел за врачом, а Роб в аптеку? – спросил Олененок.

— Конечно, а как же иначе? — удивилась мама.

Мама ушла на кухню, а олененок остался с сестрой. Он построил ей домик и стал придумывать всякие смешные штуки, стараясь ее развеселить. Но сестра только смотрела своими огромными глазами и даже не улыбалась. Наконец, он наступил на собственный домик и растянулся на полу. Лу рассмеялась. Услышав грохот, в комнату вошли мама и брат, который уже вернулся с лекарством для малышки.

— Я хотел рассмешить Лу и упал, — извиняющимся голосом сказал Олененок.

— Молодец! – засмеялся Роб, — ради сестры лба не пожалел, — и ласково взъерошил ему челку.

Через несколько дней Лу стало лучше, но она ни на шаг не отходила от олененка. Олененка это даже смущало, но он терпел, так как знал, что его все любят, и ему хотелось любить в ответ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector