221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические исследования детей

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Читать еще:  Страхи детства психология

Исследование психологических особенностей детей

Показатели психического развития ребенка

Психическое развитие – это закономерное изменение процессов в психике во времени, которое выражено в качественных, количественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие является процессом, т.к. носит динамический характер, ‒ возникнув еще до рождения ребенка, развивается и продолжается всю жизнь человека. В процессе психического формирования совершается накапливание качественных и количественных переустройств психики, которые обеспечивают развитие и деятельность личности.

К показателям психического формирования ребенка относят:

  • формирование познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие);
  • развитие концепции личностных отношений (эмоции, установки, мотивы, потребности, ориентации ценностного уровня и др.);
  • овладение системой различных практических и умственных действий, которые обеспечивают возможность творческой, продуктивной деятельности.

Для оценки общего уровня психического формирования ребенка рекомендуют первоначально составить о нем общее представление на базе оценки его соматотипа (пикнический, астенический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – фиминность), позы (напряженная, сцепленная, расслабленная, подавленная), лица (широкое-узкое, полное-худое, нежное-грубое, красивое-неправильное), пантомимики и мимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предметом психологического исследования представляются психологические факты:

Умственные и физические действия ребенка. При этом принципиально осмыслить, чем они обусловлены, на что сориентированы, как подготовлены.

Речь ребенка. Оцениваются следующие характеристики речи:

  • голос (монотонный-красочный);
  • темп (быстрый-замедленный);
  • разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый);
  • дикция, словарь, применяемый ребенком (бедный-богатый, изысканный-разговорный, уровень грамотности и др.).

Также при анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

Социальное поведение ребенка. При его оценке необходимо направлять внимание на:

  • характер определения контакта ребенком (фамильярно, поспешно, смело, с охотой или сдержанно, с осторожностью);
  • характер и течение приспособления ребенка в процессе исследования (медленно или быстро);
  • степень социальной активности (неадекватная-адекватная ситуации);
  • выражение качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает собственное превосходство, неподчиняющийся, надменный, иронический, ненастойчивый, скромный, неуверенный, инициирующий сострадание, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, старающийся угодить, выражающий содействие, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

На основе оценки данных качеств можно осознать тактику и мотивы поведения ребенка.

Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития

Метод наблюдения (в особенности результативный метод т.к. собираются факты истинного поведения ребенка, он предстает как целостная личность, можно понаблюдать характер взаимоотношений с окружающими). Для увеличения эффективности представленного метода необходима оптимальная организация (например, составление карточек формирования ребенка).

Беседа (рекомендуется при деятельности с детьми в возрасте от 6 до 15 лет). Для беседы могут быть следующие темы: семья, родители, участие в работе дома, время досуга, самооценка, школа, опасения и сомнения, состояние здоровья.

По итогам проведенной беседы и наблюдения с ребенком необходимо сделать аргументированные заключения о его психологических особенностях. При этом необходимо оценить темперамент ребенка и его характер.

Эксперимент (в наибольшей степени приемлемая форма ‒ изучение при помощи тестов).

Тест ‒ стандартизированное задание для установления степени развития у ребенка разных психических процессов.

Тестирование позволяет установить уровень сформированности качеств ребенка, провести вторичное, т. е сравнительное исследование, обеспечивает одномоментный сбор наибольшего объема информации, не требует долговременной специальной подготовки.

Особенности исследования детей раннего и дошкольного возрастов

Дети дошкольного возраста имеют поведенческих и психологических особенностей, знание которых очень важно для того, чтобы приобрести надежные сведения в ходе их исследования. К данным особенностям, прежде всего, относится сравнительно невысокий уровень самосознания и сознания. Когнитивное формирование в этом возрасте еще не закончено.

Потому, реализуя исследование дошкольников, в особенности раннего возраста, необходимо принимать во внимание, что тестовые задания не должны требовать от дошкольника произвольного высокоразвитого управления собственными процессами познания. Необходимо чтобы задания в тесте одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной области. Это даст возможность адекватно дать оценку уровню произвольности процессов познания и истинный уровень их формирования.

У старших дошкольников уже есть компоненты произвольности в управлении собственными процессами познания. Исследование детей данной возрастной группы, должно быть обращено как на детализированное исследование формирование природных, или непроизвольных, процессов познания, так и на своевременное установление и четкое отображение произвольных когнитивных действий и реакций. Методы поведенческого и личностного изучение детей до 4 лет не должны содержать в себе вопросы и задания, которые ориентированы на самосознание дошкольника и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку качеств своей личности.

Особенности исследования младших школьников

К моменту поступления детей в школу значительно увеличиваются их индивидуальные отличия в степени психологического формирования (моральное, интеллектуальное) значит, они по-разному проявляют реакцию на одни и те же инструкции и исследовательские ситуации.

Отдельным младшим школьникам вполне доступны тесты, которые предназначены для изучения взрослых людей, другим (в меньшей степени сформированным) – исключительно методики, которые рассчитаны на дошкольников в возрасте 4-6 лет. Это в особенности относится к методикам, в которых применяются вербальные самооценки, рефлексия и др.

Особенности исследования подростков и старших школьников

Необходимость в самопознании в представленном возрасте бывает в такой степени сильной, что часто перевешивает отсутствие прямого интереса к тестовым заданиям.

Выбирая необходимый комплекс методик, которые предназначены для разностороннего исследования старших школьников, нужно ориентироваться на то, что существенно и актуально как раз для юношеского возраста (стремление к процессу самопознания, самосовершенствованию, исследованию собственных взаимоотношений и ощущений). Отдельные ограничения могут затрагивать лишь тесты, которые связаны с личностной сферой и областью межличностных отношений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Методы научно-психологического изучения детей

Уровень развития теории определяет стратегии и методы, которыми пользуются в исследованиях. Достоверные данные можно получить только с помощью научных методов, которые обеспечат объективность исследования.

Научное исследование начинается с фиксации, накопления фактов, подвергают теоретическому анализу.

Психологический факт — полученный в процессе наблюдения, эксперимента исследования результат.

Читать еще:  Психолого педагогическая концепция технократического воспитания

Он является внутренней сущностью человеческих проявлений, поэтому его можно изучать только опосредованно. Например, радость ребенка от того, что она нарисовала рисунок, выражается во внешних проявлениях: высказываниях, мимике, пантомимике, а психическое явление переживания радости является невидимым. Четко объективируются психические процессы и состояния в действиях и речи ребенка. Невербальные проявления (мимика, жесты, интонация) используются как дополнительные психологические факты. Они выражают общее эмоциональное состояние, отношение к тому, что малыш делает, о чем говорит. От уровня объективности собранных психологических фактов зависит уровень их исследования. С этой целью исследователь должен владеть методами изучения детской психологии.

Методы изучения детской психологии — способы выявления фактов, характеризующих психическое развитие ребенка.

Каждая мать, воспитатель и т.д. имеют возможность наблюдать за развитием ребенка. Однако в их повседневных впечатлениях главное и второстепенное не блещет, а наука требует достоверных и объективных фактов, не зависели бы от личного впечатления наблюдателя и могли быть проверены путем получения их заново другим исследователем.

Детская психология приобретает психологические факты благодаря сравнению особенностей детей разного возраста: изучая длительное время одних и тех же детей и фиксируя изменения, происходящие с ними, или изучая детей каждой возрастной группы, выясняя различия между ними на разных возрастных этапах.

Методы исследования в детской психологи разделяют на основные (наблюдение и эксперимент), которые обеспечивают достоверную информацию о специфике детского развития, и вспомогательные (тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрический метод), использование которых предоставляет информацию иллюстративного плана для построения гипотез и предположений.

Психологическое исследование начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Всегда актуальным является изучение влияния деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками на развитие психики, становления личности. Часто оно обусловлено необходимостью исследовать особенности новым условиям воспитания и обучения детей на определенном этапе развития общества.

На основе общих проблем определяют задачи, объект и предмет конкретного исследования. Объектом исследования является контингент детей, которые находятся в поле зрения исследователя. Важными параметрами при этом выступают их возраст, пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада, дети, которые воспитываются дома), состояние здоровья и т. Предмет исследования определяется сути исследовательской проблемы; при изучении влияния игры на отношения между детьми предметом исследования могут быть психологические особенности формирования отношений в группе сверстников.

После выяснения объекта и предмета исследования формулируют исследовательскую гипотезу — предвидение, возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Чаще всего она устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между ними и условиями жизни детей. Гипотеза должна учитывать результаты предыдущих исследований, общие законы развития психики, педагогический опыт. Она должна быть доступной для проверки, без чего невозможно доказать ее истинность или ложность.

Успех исследования обеспечивается методической изобретательностью исследователя, умением оптимально сочетать методики в соответствии с поставленной целью.

В зависимости от задач изучения особенностей психики ребенка определяют стратегию, общий путь психологического исследования. В детской психологии такими стратегиями могут быть: трансверсальном, лонгитюдном и экспериментально-генетическая (формовочная).

1. трансверсальном стратегия — исследование путем «поперечных срезов». Для этого подбирают однородные группы детей, которые отличаются по какой существенным признаком (по возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении и т.п.) и сравнивают их по уровню развития определенной психологической характеристики. Например, при изучении памяти подбирают детей трех-, четырех- и пятилетнего возраста. С помощью определенных методов в них изучают основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество усвоенных объектов, продолжительность хранения информации и др.). На основе сравнения полученных данных делают выводы о возрастных особенностях памяти. Эта стратегия делает возможным получение за сравнительно короткое время статистически достоверных данных о возрастные различия психических процессов, психического развития ребенка. Однако в ходе исследования детей разного возраста не позволяет исследовать процесс, природу, движущие силы развития, учесть его индивидуальные особенности.

Чем меньше возрастная разница между детьми, которых исследуют, тем большими возможностями обладает исследователь для отслеживания существенных сдвигов в развитии психики ребенка. Выбор групп, как правило, зависит от процесса, оказался в поле зрения исследователя, длительности его изучения: чем выше темп развития процесса, тем меньше должны быть промежутки между отдельными «срезами».

2. лонгитюдном стратегия — систематическое изучение развития одних и тех же детей в течение длительных отрезков их жизни. Организовывать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому ограничиваются небольшим их количеством. Лонгитюдное исследование позволяет узнать качественные изменения в развитии психических процессов, личности ребенка, выяснить их причины. Оно может быть выборочным (изучение одной стороны поведения, одного психического процесса) и комплексным (исследования психического развития ребенка в целом).

Задача исследователя заключается в выявлении изменений в психике и поведении ребенка при переходе от одной стадии развития к другой. Например, при необходимости оценить влияние программы, по которой работает дошкольное учреждение, внимание сосредотачивают на детях, которые только начали его посещать, их развитие прослеживают течение 4-х-5-ти лет. На основе выявленных тенденций делают вывод о положительном или негативном влиянии программы на развитие ребенка.

Лонгитюдное исследования является трудоемким и требует много времени. Его результаты не всегда целесообразно распространять на всех детей. Для получения оптимальных выводов нужно сначала выяснить путем возрастных «срезов» общие тенденции в развитии определенной психической деятельности, затем провести лонгитюдное исследование проблемных вопросов, которые требуют дополнительного изучения.

3. Экспериментально-генетическая (формовочная) стратегия — изучение психики детей в процессе ее активного формирования. Эта стратегия основывается на теоретических положениях Л. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. Во время экспериментально-генетического исследования не только описывают или измеряют определенное пси-хичне явление, но и активно формируют его.

На основе формовочной стратегии создают эффективные методы изучения, воспитания и обучения детей.

Сбор психологических фактов зависит от того, как совершенно исследователь владеет методами изучения детской психологии. Объективно собраны психологические факты программируют процесс дальнейшего исследования.

Психологическое обследование ребенка

Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принци­пов, сформулированных ведущими специалистами в области спе­циальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмо­ционально-волевую сферу, личностное развитие).

Методы психологического изучения детей:

— изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения ребенка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Метод изучения документации позволяет специалисту-психо­логу определить, в каких направлениях следует строить дальней шее обследование ребенка.

Читать еще:  Зона ближайшего саморазвития это в психологии

— метод наблюдения (психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть направленным, т. е. определяться задачей исследования).

— метод беседы (с помощью беседы выясняются осо­бенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с лицами из его микросоциально го окружения, с самими ребенком. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения).

— метод опроса педагогов (родителей) / осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип) /

— метод экспериментального изучения ребенка / осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик; их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить. Выбор методик определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания, уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений./

— складывание пирамидки (применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления);

— складывание разрезных картинок (применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления);

— «доски Сегена» (применяется для исследования наглядно-действенного мышления);

— сюжетные вкладки (близка к методике «Доски Сегена», применяется для выявления объема восприятия);

— « Почтовый ящик» (применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяя выявить способность ребенка к осмыслению нового способа действия);

— Кубики Кооса (направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры /по чертежу/ и ее последующему синтезу /из кубиков/);

— установление последовательности событий (предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок);

— классификация предметов (применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования);

— исключение неподходящего предмета /четвертый лишний/ (предназначена для исследования умения обобщать и давать логическое объяснение их правильности);

— «отыскивание чисел» (используется для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям; 2кл.мас.шк.или 4кл спец.кор.шк.8 в.);

— проба на совмещение признаков (используется для изучения умственной работоспособности детей и подростков);

— заучивание 10 слов (одна из наиболее часто применяющихся методик. Предложена А.Р.Лурия и используется для оценки состояния памяти, исследования утомляемости, активности внимания);

— опосредованное запоминание (по А.Н. Лентьеву).

— тест Векслера (оценивает интеллект человека с помощью количественного показателя – коэффициент интеллектуального развития).

— тест «Прогрессивные матрицы Равена»

— тест структуры интеллекта Амтхауэра

При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и Е. П.Торренса в классическом варианте, как правило, не исполь­зуются, однако широко используется модификация методики Е.П.Торренса «Дорисуй фигуру». При изучении детей дошколь­ного возраста используются также такие задания, как «Разрезные картинки», «Нарисуй целое» (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева). При изучении школьников с интеллектуальными нарушениями могут использоваться задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу (О. В. Боровик).

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы.

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения ин­формации об обследуемом, непосредственно не отражающей его личностные особенности. Личностные опросники, как это явствует из названия, пред­назначены для измерения личностных особенностей.

В основу построения проективных методик положено пред­ставление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочте­ниях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, харак­теризующие личность.

В клинической практике широко используются тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тематический апперцеп­тивный тест (ТАТ), тест Роршаха, тест цветовых предпочтений Люшера.

На основании ряда формальных показателей этих методик вы­деляются следующие признаки:

— относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

— отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного от­ношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

— общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств (а не измерение какой-либо отдельной психической функции).

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной вари­ант предложен К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф, использо­вавшей рисунок человека для оценки умственного развития.

При психологическом обследовании детей и под­ростков широкое распространение получили также рисуночные тесты «Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи».

При обследовании детей с нарушениями раз­вития очень важно учитывать такие показатели, как уровень сфор­мированности изобразительной деятельности и состояние зритель­ного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития

По мнению многих отечественных и зарубежных исследовате­лей, нейропсихологические методики целесообразно применять в комплексе клинико-психологического изучения аномальных де­тей, так как полученные таким образом данные позволяют оце­нить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса, речи, памяти — тех функций, которые обеспечивают возможно­сти овладения элементарными школьными навыками (чтением, письмом, счетом, решением арифметических задач).

Данные нейропсихологического исследования ребенка с нарушениями развития позволяют уточнить структуру нарушений его познавательной деятельности, что чрезвычайно важно при решении вопросов прогноза и индивидуализации пси­холого-педагогической помощи.

В зависимости от работоспособности ребенка исследование мо­жет проводиться в один, два, реже — в три сеанса продолжитель­ностью около 1 ч.

Используется следующая схема обследования:

— различение ритмических последовательностей;

— воспроизведение позы пальцев; — пробы Хэда;

— проба «перебор пальцев»;

— воспроизведение графического образа;

— воспроизведение ритмических последовательностей;

— складывание фигур из палочек;

— решение задач с кубиками Кооса;

— условные двигательные задачи;

— понимание логико-грамматических конструкций;

— заучивание 10 слов;

Существует несколько модификаций нейропсихологической методики для обследования детей. Специально для нейропсихологического обследования старших дошкольников методика была адаптирована Т. Н. Волковской (1999). Для обследования млад­ших школьников можно рекомендовать вариант, предложенный И. Ф. Марковской.

Оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих показателей:

— тяжесть (интенсивность) и распространенность (экстенсив­ность) нарушений психических функций;

— ведущий фактор, препятствующий выполнению заданий;

— восприимчивость ребенка к помощи, предлагаемой в про­цессе проведения эксперимента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector