221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические методы для дошкольников

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
картотека по теме

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodiki_emocialnoy_psihologicheskoy_diagnostiki1.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Методики психологической диагностики.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира

Краткое описание методики

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

«Человек под дождем»

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

«Домики» Ореховой О. А.

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Интервью «Волшебный мир»

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Психологическая диагностика в детском саду

Большинство родителей задают вопрос: «Зачем проводится психологическая диагностика в детском саду и нужна ли она вообще»? Ответ- несомненно, необходима, она позволяет оценить творческие и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее эффективные методы развития малыша. А также, благодаря диагностике, у ребенка можно своевременно выявить разного рода проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять на процесс развития и существенно осложнить обучение.

Виды психодиагностики детей В ДОУ

При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений.Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В противном случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив, начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт. Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д.

На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их устойчивость.

Большинство педагогов-психологов проводят психологические диагностики в ДОУ по определенному плану, который включает в себя несколько этапов.

Скрининговое тестирование – проводится среди группы детей одной возрастной категории. Позволяет выделить малышей, обладающих различными творческими способностями. Кроме того, благодаря этому тестированию оценивается адаптация малыша в социуме.

Углубленное или целевое тестирование – проводится среди детей, которые обладают определенными особенностями и отклонениями: творческие и интеллектуальные способности, различные отклонения при адаптации в социуме и т. д. Психологическая диагностика дошкольников путем углубленного тестирования подразумевает под собой разделение детей на группы: по возрасту и виду особенностей или отклонений.

Динамическое тестирование – проводится для определения адаптации и развития дошкольника в динамике. При проведении подобных исследований психолог оценивает насколько малыш восприимчив к обучению.

Итоговое тестирование – заключающий метод, в котором специалист подводит итоги о развитии и психологическом состоянии малыша. Заключающий метод состоит из нескольких этапов: наблюдательный, экспериментальный, тестовый. Стоит отметить, что особое значение при подведении итогов играет общение с дошкольником.

Благодаря этому тестированию педагог-психолог может составить объективное мнение о состоянии и развитии дошкольника.

Что оценивает психолог

При общении с дошкольником, психолог уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Если малыш угрюмый и зажатый, возбудимый и отвлекаемый или всячески избегающий любого контакта — это свидетельствует о каких-то сложностях в его развитии. Не менее важно и другое:

внешний вид малыша (чистота одежды, тела и лица);

инициативность в общении;

усидчивость в процессе диалога;

интерес к обсуждаемой теме;

общее самочувствие дошкольника;

умения и знания малыша с учетом его возрастной категории;

состояние основных физических функций;

Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия. Эффективность их оценивается в последующих психологических диагностиках в детском саду.

Методы проведения психодиагностики в зависимости от возраста

Когда проводится психологическая диагностика в детском саду, педагог-психолог должен быть объективным и учитывать возраст малыша. Именно поэтому детей делят на возрастные группы.

Тестирование детей в возрасте 3–4 лет

Для оценки развития детей от трех до четырех лет некоторые педагоги используют четыре метода тестирования. Все исследования проводятся в игровой форме и доставляют ребенку минимальные неудобства. Все действия оцениваются в баллах, которые после проведения исследования суммируются.

«Коробка форм» – для определения уровня восприятия формы и размера предметов. Проводится подобное тестирование очень просто: перед малышом ставят коробку, в которой проделаны прорези под фигурки различной формы. Дошкольник должен складывать в ящик предметы через прорези, которые соответствуют форме фигуры. Если ребенок делает все правильно и опирается только на визуальное соотношение, то малыш получает 2 балла. Если примеривает фигурки к прорезям, то один.

«Матрешка из трех частей» – позволяет определить степень развития процесса мышления. Взрослый разбирает матрешку и ставит перед малышом. Дошкольник должен собрать матрешку вновь и расположить фигурки по размеру.

«Разрезные картинки» – для оценки качества восприятия, мышления и визуально-моторной координации. Проводится по методу мозаики. Большую картинку разрезают на несколько частей и выкладывают их перед малышом. Он должен собрать картинку.

«Цветные кубики» – визуальное и слуховое восприятие цветовой гаммы. Педагог берет кубик одного цвета и предлагает малышу показать другой, но с таким же оттенком. Затем дошкольнику перечисляют цвета, и он должен указать их на кубиках нужного оттенка.

После того как психологическая диагностика в ДОУ подошла к концу, педагог суммирует все баллы, и если малыш не набрал необходимую сумму, то дошкольника и психолога ожидает совместная работа по коррекции психоэмоционального или интеллектуального развития.

Тестирование детей в возрасте 4–5 лет

Психологическая диагностика в детском саду для средней группы (4–5 лет) может включать в себя пять методов тестирования.

«Покажи и назови» – дошкольнику задают загадки и предлагают найти ответ на расположенных перед ним картинках.

«Восемь предметов» – перед малышом выкладывают различные картинки с изображением людей, животных и т. д. Дошкольник должен внимательно их изучить и запомнить, что изображено. После этого рисунки убирают, и дошкольник по памяти перечисляет, что он видел.

«Лабиринт» – малышу показывают картинку с изображением лабиринта, он должен нарисовать на нем проход от одного предмету к другому.

«Найти такую же картинку» – перед малышом выкладывают похожие картинки и показывают одну из них. Дошкольник должен найти такую же.

«Найди домик» – выкладывают ячейки с изображением: животных, овощей, посуды и одежды, а также картинки, например, с изображением: тарелки, огурца, кошки, и свитера. Дошкольник должен распределить их по соответствующим ячейкам.

Подобные виды тестирования позволяют определить уровень: мышления, зрительного восприятия и памяти малыша.

Тестирование детей в возрасте 5–6 лет

К детям в этом возрасте требования становятся еще выше. Примерные задания выглядят следующим образом:

«Несуразица» – малышу показывают картинку, на которой изображены различные нелепицы: кот летает, или рыбы сидят на дереве. Дошкольник должен определить, что на рисунке изображено неправильно.

«Времена года» – малышу предъявляют картинки с изображением времен года, но в различной последовательности. Дошкольник должен показать их в правильной закономерности.

«Рыбка» – выкладывают разноцветные треугольники и квадраты и выкладывают их форме рыбки. Дошкольник должен угадать, что изображено. После этого ее разбирают, и малыш собирает рисунок вновь.

«Человек» – малышу дают чистый лист бумаги и простой карандаш с ластиком. Дошкольник должен изобразить фигуру человека, желательно с соблюдением всех пропорций.

«Что нарисовано» – малышу показывают различные картинки с изображением: геометрических фигур, силуэтов людей и животных. Дошкольник определяет на что похожа, демонстрируемая ему картинка

Желательно, чтобы при этом тестировании малыш набрал как можно больше баллов, поскольку следующий год является подготовительным к школе.

Тестирование детей в возрасте 6–7 лет

В этом возрасте малышу предстоит подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития. Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам, которые предлагались прежде. Будущему школьнику предлагается еще серия заданий для определения его личностной готовности, например, для определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса.Кроме того, важно учитывать, как ребенок адаптируется в коллективе.

Психологическое тестирование в центре Сократ

Благодаря психологической диагностике развития малыша в центре «Сократ», удается выявить различные отклонения в мышлении и развитии дошкольника и скорректировать их.

кризис переходного возраста, связанный с формированием у малыша характера в возрасте 3-4 лет;

капризность, агрессивность, задиристость, тревожность. Если малыш не слушается и часто капризничает, то благодаря коррекционно-развивающей программе, которую предлагает центр Сократ, можно в короткие сроки избавиться от негативных проявлений;

задержка умственного и речевого развития. При прохождении тестирования, в 98% случаев удается выявить отклонения в развитии личности дошкольника и его познавательной сферы. Кроме того, педагог-психолог может сразу же подобрать методику коррекции различных отставаний;

плохая адаптация в социуме (застенчивость, страх общения и т. д.) – с ребенком работают лучшие психологи, которые подберут оптимальную методику избавления от трудностей общения и нарушений поведения.

В онлайн-режиме можно пройти тест на выявление способностей ребенка http://cokrat.com/test. Он не заменяют консультацию специалистов, но помогает определить сильные стороны малыша.

В центре Сократ работают лучшие психологи, прошедшие обучение французской методике комплексного психологического обследования, широко применяемой и признанной в странах Европы. Они найдут подход к любому малышу. Благодаря тестированию специалисты выявляют не только отклонения в поведении и развитии, но и определяют способности ребенка, дают практические рекомендации по обучению и воспитанию. Педагоги-психологи подбирают и успешно реализуют индивидуальную программу коррекции выявленных отклонений. Пройдя процедуру комплексного психологического обследования в центре Сократ, родители доверяют своего малыша специалистам, которые полноценно подготовят его к поступлению в школу и дадут родителям перечень рекомендаций по успешному прохождению адаптационного периода, развитию учебных навыков и формированию у ребенка позиции ученика.

Вспомогательные методы исследования психологии дошкольника

В психологии дошкольника используются вспомогательные методы: тестирование, анкетирование, метод беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности, метод анамнеза, метод кросс-культурных различий, метод сравнительного онтогенеза. Вспомогательные методы схематически представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Вспомогательные методы исследования психологии дошкольника

Тестирование. Метод исследования с помощью тестов носит сравнительный характер и представляет собой стандартизированную процедуру оценки каких-либо качеств психических процессов с помощью специальных заданий — стандартизированных тестов. Все процедуры при тестировании жестко определены, регламентированы и унифицированы. Тестирование состоит в сравнении данных, полученных при выполнении заданий обследуемым ребенком, с нормативными данными, полученными в результате статистической обработки данных по большому количеству детей разных возрастов, стандартизации и валидизации этих данных.

Тестирование в детской психологии используется с начала XX в., когда были созданы знаменитые шкалы оценки умственного развития детей Вине — Симона для дифференциации детей с умственным развитием при поступлении в школу. С этого времени тестирование прочно вошло в детскую психологию, разработано множество тестов интеллекта (для определения IQ), тестов достижений (для определения сформированное™ знаний и умений в результате обучения), личностных тестов (шкалирования различных качеств личности).

Ограничениями тестового метода являются строгая фиксированное™ процедуры, жесткая связь между условиями тестирования и результатом (правила тестирования не должны нарушаться); сложные требования к надежности и валидности теста. Однако достоинства метода неоспоримы. Это универсальность оценок, четкие, воспроизводимые критерии оценки психических показателей, повторяемость результатов и возможность сравнения показателей на самых разных выборках.

Проективные тесты — методики изучения психики, преимущественно личности, основывающиеся на утверждении, что в восприятиях, психических процессах и явлениях, интерпретациях событий находят отражение личностные качества человека, в том числе и в дошкольном возрасте. Так, тематический проективный рисунок «Я играю в детском саду» становится показателем эмоционального самоощущения ребенка в образовательном учреждении, отражает особенности общения и взаимоотношений ребенка, его самоотношение и направленность активности.

Преимущество проективных тестов — отсутствие для испытуемого «правильного» ответа, закрытость цели тестирования, что вкупе снижает действие защитных механизмов психики и позволяет получить информацию о глубинных характеристиках личности. Однако отсутствие стандартизации, опора главным образом на клинический опыт специалиста существенно ограничивают исследовательские возможности использования проективных тестов.

Анкетирование. Анкетирование и опросники предназначены для получения общей информации о ребенке, событиях его жизни, отношениях с окружающими. В силу возраста анкетирование в психологии дошкольника используется, как правило, в работе с родителями или педагогами, которые предоставляют различную информацию о ребенке, отвечая на заранее сформулированные вопросы. Некоторые простые варианты анкетирования проводятся с детьми, но ответы записывает сам экспериментатор. Анкетирование в работе с маленькими детьми не является достаточно надежным методом, так как всегда остается открытым вопрос о том, правильно ли ребенок понял содержание вопроса и включился ли он в решение той задачи, на которую нацелен исследователь.

Беседа (интервью). Это достаточно распространенный метод исследования психологии дошкольника, он подразделяется на стандартизованную, свободную и клиническую беседу. Стандартизованная беседа проводится на основе заранее определенного плана вопросов, фиксированного количества вопросов и критериев их анализа. При свободной беседе у исследователя есть только общий план интервью и он волен менять или добавлять вопросы в зависимости от направления беседы и ответов ребенка. В беседе могут использоваться закрытые вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» (например, «Тебе нравится ходить в детский сад?»); открытые вопросы, ответ на которые заранее не определен («В какие игры ты любишь играть?»), и проективные вопросы, которые позволяют смоделировать ситуацию или мысленно идентифицироваться с каким-либо героем («Что бы ты сделал, если стал настоящим волшебником?»).

Метод клинической беседы, автором которого является Пиаже, представляет собой вариант эксперимента, направленного на проверку гипотезы через вопросы, построенные специальным образом. Пиаже предъявлял к вопросам для клинической беседы с ребенком следующие требования [1] :

  • — они не должны быть связаны с практическим опытом ребенка, не должны иметь отношения к тем знаниям окружающего мира, которые он полз’чает непосредственно;
  • — не имеют стандартной, жесткой регламентации, строятся без определенной процедуры и последовательности;
  • — направлены на проверку экспериментальной гипотезы и должны строиться так, чтобы в ответах ребенка получить доказательства гипотезы или факты, ее опровергающие.

В качестве примера метода клинической беседы можно привести разговор Ж. Пиаже с девочкой (6 лет) о правилах игры. Беседа позволяет прояснить представления ребенка о возникновении игровых правил и их универсальности.

Экспериментатор’. В этой игре есть вещи, которые надо делать, и такие, которых делать не надо?

Девочка: Да. Вещи, которые надо делать, — это правила игры.

Экспериментатор: А ты могла бы придумать новое правило?

Экспериментатор: А если сказать, что «островком» будет третий вылетевший? Девочка: Да.

Экспериментатор: А это подойдет для игры или не подойдет?

Девочка: Это подойдет.

Экспериментатор: А это правило правильное, как и другие?

Девочка: Менее правильное.

Девочка: Потому что нужно, чтобы «островком» был последний. Экспериментатор: А если бы так играли все, это правило стало бы правильным? Девочка: Нет.

Девочка: Потому что так не играют.

Экспериментатор: А как появились правила?

Экспериментатор: А если ребенок придумает новое правило, это будет принято? Девочка: Это не будет принято.

Девочка: Потому что они не знают всего как следует.

Метод анализа продуктов деятельности. Метод состоит в анализе и интерпретации продуктов деятельности ребенка, например рисунков, сочиненных историй или сказок, поделок и конструкций. В отличие от проективных методов анализ продуктов деятельности ориентирован на исследование познавательных процессов (мышление, память, восприятие, внимание, воображение) и не оценивает скрытые, внутренние личностные характеристики. Так, рисунок в исследованиях подобного рода анализируется прежде всего как показатель развития мышления, графических навыков и пространственных представлений ребенка.

Метод анамнеза. В психологии дошкольника метод представляет собой составление истории психического развития ребенка, сбор данных относительно нормативных показателей психического развития, условий развития, системы отношений и о социальном окружении ребенка. Целью метода является поиск ключевых событий в жизни ребенка, повлиявших на траекторию его развития. Если исследователь анализирует достаточное количество случаев идеографического жизнеописания, это позволяет получить обобщенную информацию сходства и различий в предыстории определенных поведенческих явлений, особых вариантов развития психики.

Выделяют три основных варианта реализации метода анамнеза.

    1. Биографический метод, или метод исследования отдельного случая ( [2] .

Достоинством метода анамнеза является, с одной стороны, получение детализированных описаний психического развития в контексте социального взаимодействия, а с другой, — возможность взглянуть на психическое развитие шире и получить информацию из разных контекстов развития ребенка. Кроме того, метод анамнеза — это фактически единственный метод научного изучения исключительных, редких проявлений вариантов развития.

Метод кросс-культурных различий является сравнительным исследованием особенностей умственного и личностного развития детей, принадлежащих к разным культурам и обществам. Сравнительный анализ чаще всего строится в отношении систем воспитания, социализации и обучения детей. Метод позволяет масштабно увидеть влияние социального окружения, принципов устройства общества на психическое развитие ребенка. Так, И. С. Кон приводит данные кросс-культурных различий в роли институтов социализации в разных обществах. Показано, что по мере усложнения совокупной общественной деятельности все более дифференцированными и одновременно обезличенными становятся институты социализации детей.

Метод сравнительного онтогенеза представляет собой изучение развития психики ребенка параллельно с детенышами антропоидов. В начале XX в. ученые разных стран, в том числе и в России (например, в семье Н. Н. Ладыгиной-Котс), брали на воспитание детенышей шимпанзе и сравнивали различные показатели развития и созревания у ребенка и обезьяны. Основными показателями являлись восприятие, мелкая и крупная моторика, понимание речи, предметная деятельность. По большинству показателей ребенок неизменно опережал в развитии младшего брата по разуму, однако исследования позволили выявить важные показатели развития и соотношение процессов психического развития и биологического созревания.

Интересно, что уже в XXI в. японские психологи опровергли некоторые данные, полученные методом сравнительного онтогенеза. Главным аргументом, опровергающим несовершенство психики детенышей антропоидов, стало отсутствие материнской заботы и воспитания. Если ребенок рос в семье под чутким присмотром матери, которая с опережением реагировала на его потребности, включалась в его развитие, то детеныш шимпанзе рос сиротой и был лишен адекватного (видоспецифичного) материнского ухода. Известно, что самки человекообразных обезьян — очень терпеливые и внимательные матери, много времени уделяющие обучению потомства. Отсутствие такого ухода не позволило детенышам антропоидов проявить все свои психические способности, так как они росли фактически в депри- вированных условиях.

Обобщая обзор методов изучения психологии дошкольника, следует отметить, что в работе с детьми особые требования предъявляются к исследовательским моделям с точки зрения принятия ребенком задачи, ее понимания и реализации именно той деятельности и тех психических процессов, которые экспериментатор предполагает изучать. В качестве иллюстрации этого утверждения рассмотрим исследование, которое столкнулось с такой проблемой.

Цель исследования — подтвердить гипотезу о принципиальных различиях практического интеллекта ребенка раннего возраста и высших приматов. Ребенку предлагалась Келеровская задача, требующая использования орудия. В комнате находится этажерка с яркими игрушками, такой высоты, что достать игрушку можно только используя скамеечку. В решении задачи обезьянами проявилась классическая трехфазная структура интеллектуального решения: 1) период хаотических проб, пауза и бездействие; 2) ага-реакция (инсайт) и 3) решение задачи. Трехлетний ребенок входит в комнату, видит игрушку, обращается к взрослому, тот ему ее не достает, ребенок плачет, требует, потом прекращает попытки. Видит скамеечку, подтягивает ее к этажерке, залезает и достает игрушку.

Дети раннего дошкольного возраста демонстрировали ту же схему решения. Единственное отличие от приматов состояло в том, что ребенок пытался сразу привлечь внимание взрослого. Выяснилось, что в три года дети решают эту задачу так же, как шимпанзе, зато в четыре — лучше.

Наконец, в комнату пригласили ребенка шести лет, который должен был, по мнению исследователей, решить задачу сразу. Но вместо того чтобы взять скамеечку, тот пытался дотянуться до игрушки, прыгая и прыгая, пока терпение экспериментатора не лопнуло. Он спросил: «Что же ты все прыгаешь? Ты подумай». Ребенок ответил: «Думать некогда, доставать надо». Эта фраза доказывает, что задача достать игрушку была им принята.

Пробы повторились. Экспериментатор снова не выдержал и обратил внимание ребенка на скамеечку. Тот ответил: «Ну со скамеечкой каждый дурак сумеет, а ты попробуй подпрыгни!» Этот факт свидетельствует о том, что ребенок подменил задачу на интеллект (достать игрушку) задачей самопознания в действенной форме (исследованием собственных возможностей и способностей) [3] .

Обучение и воспитание детей – методики развития детей дошкольного возраста

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

Методика Никитиных – сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает чтение по слогам и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему раннего обучения детей чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Автор предлагает проводить обучение чтению с помощью карточек.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

В книге Лупан можно найти подробные рекомендации по обучению детей:

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.

Читать еще:  Психология дошкольника особенности возрастного развития
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×