221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические основы дошкольного воспитания

Психологические основы обучения дошкольников

Отрывки из статьи “Психологические основы обучения дошкольников” Е.Н. Рубина — журнал «Начальная школа плюс До и После» №05 за 2007г.

После присоединения России к Болонской конвенции переход средней школы на 12-летнее обучение стал, по сути, решенным вопросом. Таким образом, обучение практически всех детей будет начинаться с 5–6 лет, т.е. с возраста, во всех прежних психолого-педагогических традициях трактуемого как дошкольный.

Развитие внимания, памяти, воображения

Л.С. Выготский формулирует положение о неравномерности психологического развития, подчеркивая, что «в ходе психологического развития изменяются и растут не только отдельные психологические функции, но главным образом изменяются соотношения между функциями, так что на каждой возрастной ступени существует своя специфическая для данного возраста система отношений между функциями…» [2, с. 94].

Разумеется, нас прежде всего интересует, какая психологическая функция является доминирующей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отвечает на этот вопрос однозначно: «…функция, которая выделяется как доминирующая. и становится в максимально благоприятные условия развития в дошкольном возрасте, – это функция памяти» [2, с. 107].

Память, внимание и воображение в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. После вступления ребенка в дошкольный возраст эти функции характеризуются теми же особенностями, что и в раннем возрасте, – непроизвольностью и непреднамеренностью. Изменения в этих сторонах умственного развития до определенного момента отмечаются только количественные – возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отличается очень быстрой переключаемостью: появление нового предмета сразу отрывает ребенка от его прежнего занятия, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время.

В дошкольном возрасте дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, хотя непроизвольное внимание преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Произвольное внимание формируется при самом непосредственном участии взрослых, которые не просто включают ребенка в новые виды деятельности, но и организуют его внимание при помощи различных ситуативных средств, а также речи, являющейся средством организации внимания. Сначала взрослые обращаются к ребенку со словесными указаниями, затем ребенок начинает самостоятельно словесно обозначать те предметы и явления, на которые ему необходимо обратить внимание, чтобы добиться результата, т.е. дает себе словесную самоинструкцию. Постепенно развивается планирующая функция речи, и ребенок становится способным заранее настроить свое внимание на предстоящую деятельность.

Остановимся на соотношении непроизвольной и произвольной памяти. Память дошкольника носит преимущественно непроизвольный характер, а у младших дошкольников это вообще единственная форма запоминания. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка – он запоминает то, что произвело на него впечатление, было интересным. Несмотря на то что запоминание непроизвольно, оно может быть точным и прочным. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Произвольные формы запоминания начинают складываться в возрасте 4–5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок прежде и чаще всего сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или делал. Задача запомнить возникает в результате накопления опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам, их в той или иной мере подсказывают ему взрослые, помогая ему овладеть умением использовать вспомогательные средства.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания нового. Первоначально это, естественно, происходит внутри игры. О связи развития воображения и игры свидетельствует немало фактов.

Л.С. Выготский писал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра» [1, с. 7].

Было также показано, что в дошкольном возрасте вполне возможно целенаправленное воздействие на развитие воображения ребенка с помощью специальных заданий (О.М. Дьяченко была разработана соответствующая программа для детей 3–7 лет).

Очень важное значение имеет для развития воображения художественная деятельность, конструирование, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Несмотря на то что первоначально эти средства имеют игровую форму, они обладают особыми целями – они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими (лепка, танцы, конструирование).

Умственное воспитание направлено на формирование у дошкольников определенного уровня знаний, элементарных познавательных умений (например, умения сравнивать и обобщать) и познавательных мотивов (любознательности). Оно призвано формировать у ребенка способность осуществлять различные виды предметного и умственного экспериментирования. Умственное воспитание реализуется средствами игры, конструирования, труда и обучения.

Особенности мышления детей дошкольного возраста

Поскольку основной вид мышления дошкольника – это образное мышление, дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Что же касается логического мышления, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения понятием числа), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

К концу дошкольного возраста у детей расширяется круг задач, доступных их мышлению: формируется умение выполнять довольно сложные задания, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умение использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий, овладение которыми происходит в дошкольном возрасте по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. Переход от действий на уровне наглядно-действенного мышления к действиям, совершаемым в уме, при решении задач с косвенным результатом происходит в среднем дошкольном возрасте. Этот переход становится возможным, потому что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Многие виды знаний усваиваются ребенком легче, если они даются в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений, а не в форме словесного объяснения.

Большое значение в развитии мышления дошкольника имеет также то, что представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность и ребенок овладевает умением оперировать наглядными образами.

И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются, поэтому между словами-представлениями ребенка и словами-понятиями взрослого имеются очень существенные различия: представления отображают действительность более ярко и живо, но, в отличие от понятий, не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью.

Несмотря на то что систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения, некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения. В его основу должны быть положены особые внешние ориентировочные действия детей с изучаемым материалом. Ребенок получает средство, орудие, необходимое для того, чтобы при помощи собственных действий выделить в предметах или отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дошкольника учат правильно применять это средство и фиксировать результат (например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей детей учат пользоваться такими средствами, как меры). Дальнейший ход формирования понятия состоит в том, чтобы организовать переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями. Получая соответствующее задание, ребенок постепенно перестает использовать реальную меру, а вместо этого рассуждает о количествах, имея в виду возможность измерения.

Таким образом, обязательным становится этап, на котором ребенок заменяет реальное действие развернутым словесным рассуждением, воспроизводя в словесной форме все основные моменты этого действия. В конечном счете рассуждение начинает вестись не вслух, а про себя, оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. В дошкольном возрасте, однако, полной отработки усваиваемых ребенком действий с понятиями еще не происходит. Ребенок большей частью может применять их, только рассуждая вслух.

Читать еще:  Детская психология 5 6 лет для родителей

Особый вид отвлеченного логического мышления, которым начинают овладевать дети в дошкольном возрасте, – действия с числами и математическими знаками. Нередко у одних и тех же детей сосуществуют разные способы применения числа и счета, решения элементарных арифметических задач (например, действия с числовым рядом и действия с образами). В дошкольном возрасте очень важно формировать отвлеченное понятие числа, действия с числами и математическими знаками без опоры на образы, что возможно при условии специальной отработки математических понятий и действий.

Возникновение воли как способности к управлению поведением

У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Именно в дошкольном возрасте возникает воля как способность сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Постепенно, очень нелегко, у ребенка возникает способность управлять своим телом: не вертеться, не вскакивать. «Дошкольник также начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением, и позднее, при помощи взрослых, формируется произвольность этих процессов» [8, с. 230].

Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около 4 лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок. Управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей с 4-летнего возраста, когда, пытаясь, например, решить головоломку, они пробуют разные варианты соединения частей в целое, последовательно переходя от одного варианта к другому.

«Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными» [8, с. 230–231]. Для дошкольника характерно появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Это умение находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Если задание, данное ребенку, требует сложной системы действий (например, сделать аппликацию по образцу), то воспитателю необходимо тщательно продумать и организовать его работу. Расчленение задания на последовательные звенья, напоминание о способах достижения цели по ходу выполнения задания не только помогают ребенку организовать свои действия, но и повышают общую целенаправленность действий, формируют умение выполнять их самостоятельно и последовательно.

На протяжении дошкольного детства ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий (например, сделать подарок для мамы, помочь товарищу), хотя это умение требует подкрепления внешними обстоятельствами (влияние воспитателя).

Очень важно также отметить, что «выполнение волевых действий у ребенка зависит от речевого планирования и регуляции» [8, с. 235]. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться выполнения цели.

Психологические основы дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и основных форм обучения детей в возрасте от рождения до поступления в школу.

Проблемы реального воплощения психологических теорий в дошкольную педагогику

Психологические основы в дошкольной педагогике представлены трудами таких ученых как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и т.д. Каждый из них внес значительный вклад в представление значимости психологических основ дошкольной педагогики и психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.

Однако, в настоящее время большинство идей, предложенных данными исследователями, не нашли своего отражения в дошкольной педагогике, так и оставшись на уровне идей и мыслей.

Современная дошкольная педагогика и в теории, и на практике, опирается на психологию. Доказательство тому – значительное количество психологических терминов, таких как «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность» и т.д. Однако в реальности их использование на практике в полной мере сталкивается с рядом проблем.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Например, очень просто сказать, что полноценное развитие ребенка эффективно осуществляется в процессе игры и достаточно сложно действительно учить играя.

Для разрешения данных проблем используются некоторые методологически и теоретические основы психологии, являющиеся фундаментов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и неотделимы от данного возраста.

Именно поэтому многие специалисты все чаще говорят о необходимости более разностороннего и глубокого использования знаний и методов психологии в практике дошкольного обучения. В связи с чем, в последнее время во многих ДОУ были введены ставки психологов, а высшие школы, занимающиеся подготовкой специалистов стали готовить специалистов-психологов, для работы в детских садах. Однако, как показывает практика, не всегда деятельность психолога в ДОУ способствует повышению уровня подготовки. Это связано с тем, что порой психологи, воспитатели и заведующие ДОУ не всегда точно представляют каковы их функции в организации полноценного и качественного развития детей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, психологические основы дошкольного образования представляют собой определенные знания, методику, идеи и т.д., которые педагогика заимствует у психологии

Роль психологии в дошкольной педагогике

Роль психологии в дошкольной педагогике связана с рядом противоречий, в первую очередь это обусловлено тем, что и педагогика, и психология пот отношению к ребенку являются равноправными процессами.

Дошкольная педагогика направлена на подготовку полноценных членов современного общества. Поэтому с точки зрения педагогики, воспитатель – это представитель общества, социальный статус которого имеет под собой определенный психологический смысл.

Таким образом, педагог, является не только человеком, который передает детям знания, но и выступает по отношению к ним в определенной социальной роли.

В отличие от педагога, психолог в области дошкольного образования, представляет собой не общество, а конкретного ребенка. Психолог знает закономерности становления и развития личности детей в рамках онтогенеза. Он ясно и четко понимает, что необходимо сделать, для того чтобы у ребенка появилось стойкое стремление к получению знаний, а также что нужно сделать для облегчения его пути развития.

Несмотря на разные функции педагога и психолога, их деятельность не противоречит друг другу, а напротив, подкрепляет и дополняет. С помощью психолога, воспитатель способен организовать действительно эффективный педагогический процесс, направленный на полноценное развитие ребенка.

Исходя из данных умозаключений, более десяти лет была разработана уникальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Золотой ключик». Данная программа предусматривает такую организацию процесса воспитания и обучения детей, при которой с детьми занимаются одновременно два педагога. Один педагог – это воспитатель, который постоянно занимается с ребенком, организуя разные виды деятельности, а второй – это психолог, который находится рядом с ребенком или даже чуть позади него. Например, воспитатель предлагает ребенку определенную игру, а психолог выясняет его чувства, эмоции, переживания и т.д. в процессе данной игры.

Организуемая таким образом работа была названа «парной педагогикой», которая помогает ребенку эффективнее и успешнее обучаться. Потому второй педагога (психолог), отождествляется с ребенком и делает его более успешным, находчивым, смелым, развитым.

В настоящее время не во всех ДОУ имеется квалифицированный психолог, в связи с чем, внедрение данной программы в образовательный процесс невозможен.

В том случае, если заведующий детским садом понимает значимость использования психологических основ в дошкольном образовании, то он стремится создать все необходимые условия для успешной реализации программы «Золотой ключик». Для этого чаще всего одного из воспитателей группы отправляют на специальное психологическое обучение. Конечно, они не становятся профессиональными психологами, но вполне способны обеспечить ребенку дошкольного возраста необходимые условия для полноценного обучения, воспитания и развития.

Таким образом, психологической основой дошкольной педагогики является понимание значимости дошкольного детства с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые педагог должен учитывать при организации воспитательно-образовательного процесса.

Выделяют четыре основных характеристики возрастных периодов:

  1. Социальная ситуация развития
  2. Центральная психическая функция
  3. Центральное психологическое новообразование
  4. Ведущая деятельность

Каждый период, каждый психологический возраст имеет свою особую характеристику. Вот с этими специфическими характеристиками дошкольного периода и связаны психологические основы образования в этом возрасте.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Психологические основы стандартов дошкольного образования

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

МКДОУ №388 д/с «Малышка» комбинированного вида

Читать еще:  Психолог дошкольного возраста

Доклад к педагогическому совету:

«Психологические основы стандартов дошкольного образования»

Анисова Лариса Федоровна

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому «Закону об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Но что значит – «стандартизация образования дошкольников?»

До вступления нового закона в силу, в дошкольных учреждениях действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программе дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Принципиальное отличие стандарта от ФГТ заключается в том, что в нем устанавливаются еще и требования к результатам.

Надо ли менять систему дошкольного образования? Для этого сначала надо ответить на вопрос о роли общественного дошкольного образования в жизни ребенка. Зачем современному ребенку в России нужен детский сад?

Этот вопрос требует специального осмысления. Так, есть родители, которые считают, что детский сад – это, как говорил Г.А. Ягодин (в прошлом начальник Комитета по образованию СССР), своеобразная «камера хранения». Если одних родителей такое положение дел вполне устраивает, то другие записывают ребенка в разные кружки и студии, полагая, что научиться чему-то нужному и полезному он сможет только там.

С психологической точки зрения детский сад нужен дошкольникам не только и не столько для обучения дошкольников; он нужен, в первую очередь, для общения. Ребенок в детском саду должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми. Он должен, согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные позиции и роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной деятельности. Все это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности ребенка, которая предшествует коллективным видам деятельности. Индивидуальная деятельность обеспечивает необходимые условия для нормального, адекватного возрасту функционирования нервной системы малыша, позволяет ему спонтанно расслабиться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность.

На определенном этапе развития индивидуальная деятельность трансформируется в совместную деятельность детей и их общение. Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только человеку. То, чему человек учится и что осваивает, необходимо для того, чтобы управлять собственными психическими процессами, своим поведением и своей психикой. Культурный человек – это человек, умеющий управлять самим собой.

Считая культурно – историческую концепцию в качестве основания для разработки стандартов дошкольного образования и модернизации системы дошкольного образования, необходимо понимать, что система образования будет направлена на развитие у детей способности к управлению собственными поведением и деятельностью. В этом нет ничего принципиально нового. Практически всегда образовательные программы строились с учетом того, что основное достижение ребенка дошкольного возраста связано с возникновением произвольности, то есть способности управлять собственным поведением и деятельностью.

Такое понимание соотношения обучения и развития в корне меняет задачи обучения. Обучение, направленное на формирование способности управлять собой, всегда будет иметь развивающий характер. Такое обучение с самого начала предполагает, что его основным результатом является развитие, а не – пусть даже очень важные – знания, умения, навыки.

Итак, программы дошкольного образования, построенные с учетом соответствующих стандартов, должны обеспечивать ребенку культурное развитие, а это значит, что в программах и стандартах должны быть предусмотрены все необходимые условия для полноценного общения ребенка с окружающими. Чем эффективнее и полноценнее будет развивающая образовательная среда, тем более совершенной будет система дошкольного образования.

Психологическая основа развития системы дошкольного образования базируется на трех моментах. Это, во-первых, целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Подобное целостное представление должно быть непосредственно связано с психологическими закономерностями развития детей данного возрастного периода.

Следующим моментом психологической основы дошкольного образования является представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Этот аспект предполагает учет самых разных пунктов жизнедеятельности ребенка – дошкольника.

Третье психологическое основание касается представлений об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников. То, что хорошо для одного ребенка, не годится для другого.

Кроме психологических оснований, способствующих развитию системы дошкольного образования, следует выделить психологические закономерности, которые касаются логики и специфики психического и личностного развития ребенка в дошкольном периоде развития. В процессе дошкольного образования ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. У него должно возникнуть «обобщение переживания» и «интеллектуализация аффекта» (Л.С. Выготский) или «предвосхищающие эмоции» (А.В. Запорожец). Можно сказать, что это является основной психолого-педагогической целью и одновременно итоговым результатом в работе всей системы дошкольного образования и, соответственно, целевой направленностью образовательных стандартов, на которых эта система строится.

В данной логике можно выделить три условия, при которых эта цель может быть достигнута. Первое условие связано с тем, что развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи. Родители должны стать активными участниками жизни ребенка в детском учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку.

Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Педагог должен не только и не столько научить ребенка (это вторая задача), сколько сформировать у него мотивы обучения.

Третье условие тесно связано с двумя предыдущими и касается становления и развития детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. Таким образом, именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.

Любое содержание, которое используется в образовательных программах для развития ребенка, должно находить у него эмоциональный отклик, а предусмотренные образовательными программами знания, умения, навыки не должны спускаться сверху, они должны быть востребованы самими детьми.

Введение стандартов в дошкольном образовании предполагает изменения в системе воспитания, А также получение того или иного планируемого результата. Таким результатом должна стать социализация детей. Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.

Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. Компетенции, необходимые педагогу в работе по стандарту, можно вкратце сформулировать следующим образом: «Следуй за естественным развитием ребенка, ориентируйся на его особенности, учи для жизни, а не для школы».

Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия

Любовь Сиротина
Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

1. Выражает ли ребенок желание учиться?

2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?

3. Хочется ли ребенку узнавать новое?

4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал», устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способнонанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Читать еще:  Психологическое развитие ребенка 4 5 лет

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы). А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик,сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник).

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания. Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах,нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);

– бить (по лицу, рукам);

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества. И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольниковпредусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Опыт работы детского сада по воспитанию любви к малой Родине Дошкольное воспитание Знать и любить свое село Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении,.

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и.

Дошкольное воспитание и его значение в будущем ребенка Ни для кого не секрет, что детский возраст, особенно дошкольный, очень хрупок и восприимчив. Ведь вокруг так много всего интересного, еще.

Фотоотчет «Дошкольное экологическое воспитание» 21 Век может оказаться переломным в истории цивилизации, т к на его протяжении должны разрешаться вопросы быть или не быть человечеству.

Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. (Консультация для воспитателей) Генезис понятия числа и особенности его восприятия у дошкольников. Число является одним из основных математических представлений. Проблема.

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Изобразительное творчество — это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Пространством.

Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и создано человеком для других.

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом интенсивного и нравственного здоровья. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное.

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Чтобы воспитать настоящего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×