221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические особенности страхов детей дошкольного возраста

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
_osobennosti_proyavleniya_strahov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Для дошкольников характерны проявления таких видов страхов как страх темноты и смерти. Общий уровень тревожности повышен.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

· Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.

· Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.

· Подобрать мониторинг исследования детских страхов.

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн.

1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

2. Констатирующий эксперимент , направленный на выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста

3.Количественная и качественная обработка результатов.

Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия

И.П.Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока

По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофеоз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.Захарова

1. По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.

2. По степени реальности – реальные и воображаемые.

3. По степени интенсивности – острые и хронические.

Наличие страхов у детей дошкольного возраста не является патологией, а носит возрастной, переходящий характер, и сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально личностной сфере ребенка.

Особенности проявления страхов у детей 6-7 лет.

В каждом возрасте страхи имеют разное количество и качество. Максимальное количество страхов наблюдается у детей в 6-7 лет. По сравнению с предыдущими возрастными периодами, резко уменьшается интенсивность связей между страхами, но при этом каждый конкретный страх больше психологически мотивирован и несет в себе сильный познавательный заряд. У детей старшего дошкольного возраста тревожность , как следствие появления и проявления страхов , еще не является неизменной чертой характера и относительно устранима при организации соответствующей психолого-педагогической работы. Многие страхи ребенка 6-7 лет формируются под влиянием взрослых людей. Например, в старшем дошкольном возрасте на возникновение страхов могут повлиять неоправданная строгость, физические наказания, излишняя жестокость родителей, игнорирование чувства собственного достоинства малыша. В этом случае у дошкольника может возникнуть страх смерти — основной для данного этапа развития. Данный страх имеет тесное взаимодействие со страхами нападения, войны, темноты, сказочных персонажей (появляющихся еще в 3-5 лет), смерти родителей (6-7 лет), стихии, огня, пожара и других . Последние виды страхов наиболее характерны для старшего дошкольного возраста. Они несут максимальную угрозу для жизни человека в прямом или косвенном виде.

Анализируя страхи старших дошкольников по половой принадлежности, можно сделать вывод, что у девочек страхов значительно больше, чем у мальчиков, при этом страхи очень тесно связаны между собой. Также они продолжают серьезно влиять друг на друга, не только в дошкольном, но и уже в школьном возрасте. То есть, страхи у девочек прочно объединены с формирующейся структурой личности, особенно с эмоциональной сферой.

Страхи старшего дошкольника напрямую зависят от отношений, которые складываются в семье, то есть от типа детско-родительских отношений. Очень важно чтобы родители и педагоги вовремя смогли заметить изменения, происходящие с ребенком, и смогли помочь ребенку справиться с эмоциями. От этого будет зависеть эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенка и его благополучие в целом.

Если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок. Это может быть разовая шоковая травма, например внезапный сильный испуг, или затяжная психотравмирующая ситуация – длительная разлука с матерью, болезнь, тяжелые напряжение отношения в семье, неудачная адаптация в детском саду.

Причинами детских страхов могут быть конфликты, алкоголизм в семье, жестокость, строгость, ограничивают ребенка правилами, принципами. Родители борются с упрямством ребенка. Тревожность и мнительность мамы, трудно протекаемые роды. Эмоциональный стресс, перенесенный мамой во время беременности.

Все это приводит к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, которое ослабляет ее создавая благоприятную почву для появление страхов.

Эти страхи проявляются в первую очередь во сне, в странных сновидениях, от которых ребенок нередко с криком присыпается среди ночи

Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов

— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

— тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;

— большое количество запретов со стороны родителя, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков,

— конфликтные отношения между родителями в семье;

— психические травмы типа испуга,

— психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Чаще боятся чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:

1. игра со страхом;

2. рисование страха;

3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:

1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).

2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».

3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи – это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми

При проведении констатирующего эксперимента мы использовали методики выявления страхов у детей с помощью рисунков.

Такая методика проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка .

Детям предлагалось рисовать на темы: «В д/с », «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее» .

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.

Применялась методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.

Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.

Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках». методика М.А. Панфиловой.)

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, врачей, крови.

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

Необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами:

— Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.

— Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.

— С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.

Проведенное исследование доказывает, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты , сказочных персонажей, крови, животных. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.

2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998.

Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. — №1. – С.20-27.

3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология — М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. — 337 с.

5. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. – 296 с.

6. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – 250 с.

7. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.

Специфика страхов у детей дошкольного возраста

Егорова Татьяна Анатольевна
Специфика страхов у детей дошкольного возраста

Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить. Большинство страхов передается детям неосознанно, но некоторые страхи могут внушаться им в навязываемой системе целостных ориентаций.

Таким образом, навязываются не сами страхи, некоторые общие свойства реагирования.

Страхи до года: Известны рефлекторные (инстинктивные) реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия, а также приближение крупного предмета.

В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх. Однако о собственном страхе, а не о реакции беспокойства можно говорить не раньше 6 месяцев.

Беспокойство, испытываемое детьми в 7-8месяцев жизни, можно обозначить соответственно как состояние тревоги и страха. Тревога в 7 месяцев – это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основных на привязанности, отношений. Возникающее при этом чувство одиночества порождает ожидание возращения матери (близкого лица, что может в неблагоприятных условиях закрепляться в жизненном опыте, являюсь моделью или прообразом состояния страха. Последняя, в свою очередь, мотивирует развитие социальных по своему происхождению страхов, отчуждения, неприятия, непризнания и непонимания.

Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8-месяцев – это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне. Эмоционально-заостренное неприятия отличных от матери и пугающих ребенка взрослых трансформируются в последующем в угрожающие образы жестоких бездушных и коварных сказочных чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д. Все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье, что составляет резкий контраст с матерью, дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку.

Страхи от 1 года до 3 лет: Страх незнакомых, чужих, уменьшаясь на втором году жизни, проявляется не всегда конкретным страхом некоторых людей (у 50%, будь это нелепо ведущие себя взрослые или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а то и увести непослушных детей из дома. При встрече с реальными незнакомыми людьми ребенок середины второго года жизни испытывает некоторое смущение, робость и застенчивость, что, однако, быстро проходит. Выражен также и страх врачей (40%). Это страх не только незнакомых людей, но и боли в результате манипуляций врача. Такое же число детей боится уколов. У 50% выражен страх при неожиданных громких звуках.

Беспокойство детей, когда они остаются одни (страх одиночества,

свойственно каждому третьему ребенку, что указывает на повышенную чувствительность, а также привязанность к родителям.

В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне.

Наиболее распространенном страхом в этом возрасте является наказания родителями. Он обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Если страх темноты относительно слабо выражен в 2 года (как и в 1 год, то страх движущегося транспорта – поездов, самолетов — возрастает, отражая основные на инстинкте самосохранения и внушенные родителями страхи повреждения, неожиданного воздействия и боли. Получает развитие и страх животных: прежде всего у девочек – 43%, у мальчиков – 22%.

Младший дошкольный возраст: В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%, высоты (40%, крови (43%, уколов (50%, боли (47%) и неожиданных звуков (43%). Другие страхи, несмотря на свою меньшую выраженность, достигают у мальчиков максимума именно в этом возрасте: в 3 года – темноты (33%, замкнутого и открытого пространства (27% и 20% соответственно, воды (27%, врачей (23%); в 4 года – одиночества (31%) и движущего транспорта (22%).

У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года – одиночества (33%, темноты (37%, боли (40%, уколов (41%, в 3-4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен в 4 года и страх замкнутого пространства (21%).

Типична для младшего дошкольного возраста триада страхов – одиночество, тесноты и замкнутого пространства: ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать. Беспокойство может появиться и в связи с ожиданием страшных, кошмарных снов. Многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не требовать выполнении своих требований.

Старший дошкольный возраст: Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшими пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет. В старшем дошкольном возрасте увеличивается, еще не достигая максимума, страх смерти родителей. Максимально представлен страх животных. Другие типичные для этого возраста страхи – глубины, страшных снов, огня. нарастают, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страхи пожара, нападения, войны.

В отличие от мальчиков, у девочек в этом возрасте выражены страхи заболевания, наказания, сказочных персонажей перед засыпанием. Связующее звено страхов у старших дошкольников – страх смерти, тесно связанный со страхами заболевания, смерти родителей, пугающих снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня пожара и войны. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Осознанию предстоящего конца предшествует в младшем дошкольном возрасте понимание начала – своего рождения, появление на свет, начала всех начал – жизни.

Таким образом, страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. У детей дошкольного возраста страхи носят возрастной переходящий характер.

Детские страхи заслуживают внимательного изучения и как можно более раннего их выявления и устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

«Как избавить ребенка от страхов?» Консультация для родителей Страхи испытывают все дети, это естественная реакция на познание окружающего мира, если только они периодичны и ненавязчивы. Причины страхов:.

«Сказка против комплексов и страхов» О том,что с помощью сказки можно успокоить раскапризничавшегося ребенка,знают все родители. Но они даже не догадываются,какой воспитательной.

«Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и логопедов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения.

Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело,.

Игровое занятие по коррекции страхов Игровое занятие по коррекции страхов Цель : 1. Снятие страха перед агрессией (нападение сказочного существа); 2. Реализация индивидуального.

Конспект занятия по коррекции страхов у тревожных детей «Встреча с Бабой-Ягой» (старшая группа) Конспект занятия по коррекции страхов у тревожных детей (старшая группа) Тема: «Встреча с Бабой-Ягой» Цель: устранить либо отчасти обесценить.

Коррекция страхов у детей дошкольного возраста Профилактика суицида МБДОУ Д/С №6 «Солнышко» Педагог-психолог Н. С. Каверина г. Жердевка Спасибо, мама, за чудо! Спасибо за чудо, что мне подарила. Имя этому.

Коррекционная программа «Преодоление страхов у детей» Коррекционная программа: «Преодоление страхов у детей» Пояснительная записка Детство дошкольника, как указывают ведущие психологи Л. С.

Специфика питания у незрячих детей Одна из самых важных и трудных задач для воспитателей компенсирующей группы для незрячих детей – формирование у них навыков самообслуживания.

Специфика семейного воспитания дошкольников Среди различных факторов, влияющих на становление личности, одним из главнейших является семья. Семейное воспитание воздействует на человека.

Что делать с детскими страхами и почему они возникают?

Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми. Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

  • С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Специфика страхов у детей дошкольного возраста

Егорова Татьяна Анатольевна
Специфика страхов у детей дошкольного возраста

Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить. Большинство страхов передается детям неосознанно, но некоторые страхи могут внушаться им в навязываемой системе целостных ориентаций.

Таким образом, навязываются не сами страхи, некоторые общие свойства реагирования.

Страхи до года: Известны рефлекторные (инстинктивные) реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия, а также приближение крупного предмета.

В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх. Однако о собственном страхе, а не о реакции беспокойства можно говорить не раньше 6 месяцев.

Беспокойство, испытываемое детьми в 7-8месяцев жизни, можно обозначить соответственно как состояние тревоги и страха. Тревога в 7 месяцев – это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основных на привязанности, отношений. Возникающее при этом чувство одиночества порождает ожидание возращения матери (близкого лица, что может в неблагоприятных условиях закрепляться в жизненном опыте, являюсь моделью или прообразом состояния страха. Последняя, в свою очередь, мотивирует развитие социальных по своему происхождению страхов, отчуждения, неприятия, непризнания и непонимания.

Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8-месяцев – это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне. Эмоционально-заостренное неприятия отличных от матери и пугающих ребенка взрослых трансформируются в последующем в угрожающие образы жестоких бездушных и коварных сказочных чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д. Все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье, что составляет резкий контраст с матерью, дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку.

Страхи от 1 года до 3 лет: Страх незнакомых, чужих, уменьшаясь на втором году жизни, проявляется не всегда конкретным страхом некоторых людей (у 50%, будь это нелепо ведущие себя взрослые или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а то и увести непослушных детей из дома. При встрече с реальными незнакомыми людьми ребенок середины второго года жизни испытывает некоторое смущение, робость и застенчивость, что, однако, быстро проходит. Выражен также и страх врачей (40%). Это страх не только незнакомых людей, но и боли в результате манипуляций врача. Такое же число детей боится уколов. У 50% выражен страх при неожиданных громких звуках.

Беспокойство детей, когда они остаются одни (страх одиночества,

свойственно каждому третьему ребенку, что указывает на повышенную чувствительность, а также привязанность к родителям.

В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне.

Наиболее распространенном страхом в этом возрасте является наказания родителями. Он обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Если страх темноты относительно слабо выражен в 2 года (как и в 1 год, то страх движущегося транспорта – поездов, самолетов — возрастает, отражая основные на инстинкте самосохранения и внушенные родителями страхи повреждения, неожиданного воздействия и боли. Получает развитие и страх животных: прежде всего у девочек – 43%, у мальчиков – 22%.

Младший дошкольный возраст: В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%, высоты (40%, крови (43%, уколов (50%, боли (47%) и неожиданных звуков (43%). Другие страхи, несмотря на свою меньшую выраженность, достигают у мальчиков максимума именно в этом возрасте: в 3 года – темноты (33%, замкнутого и открытого пространства (27% и 20% соответственно, воды (27%, врачей (23%); в 4 года – одиночества (31%) и движущего транспорта (22%).

У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года – одиночества (33%, темноты (37%, боли (40%, уколов (41%, в 3-4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен в 4 года и страх замкнутого пространства (21%).

Типична для младшего дошкольного возраста триада страхов – одиночество, тесноты и замкнутого пространства: ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать. Беспокойство может появиться и в связи с ожиданием страшных, кошмарных снов. Многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не требовать выполнении своих требований.

Старший дошкольный возраст: Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшими пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет. В старшем дошкольном возрасте увеличивается, еще не достигая максимума, страх смерти родителей. Максимально представлен страх животных. Другие типичные для этого возраста страхи – глубины, страшных снов, огня. нарастают, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страхи пожара, нападения, войны.

В отличие от мальчиков, у девочек в этом возрасте выражены страхи заболевания, наказания, сказочных персонажей перед засыпанием. Связующее звено страхов у старших дошкольников – страх смерти, тесно связанный со страхами заболевания, смерти родителей, пугающих снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня пожара и войны. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Осознанию предстоящего конца предшествует в младшем дошкольном возрасте понимание начала – своего рождения, появление на свет, начала всех начал – жизни.

Таким образом, страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. У детей дошкольного возраста страхи носят возрастной переходящий характер.

Детские страхи заслуживают внимательного изучения и как можно более раннего их выявления и устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

«Как избавить ребенка от страхов?» Консультация для родителей Страхи испытывают все дети, это естественная реакция на познание окружающего мира, если только они периодичны и ненавязчивы. Причины страхов:.

«Сказка против комплексов и страхов» О том,что с помощью сказки можно успокоить раскапризничавшегося ребенка,знают все родители. Но они даже не догадываются,какой воспитательной.

«Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и логопедов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения.

Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело,.

Игровое занятие по коррекции страхов Игровое занятие по коррекции страхов Цель : 1. Снятие страха перед агрессией (нападение сказочного существа); 2. Реализация индивидуального.

Конспект занятия по коррекции страхов у тревожных детей «Встреча с Бабой-Ягой» (старшая группа) Конспект занятия по коррекции страхов у тревожных детей (старшая группа) Тема: «Встреча с Бабой-Ягой» Цель: устранить либо отчасти обесценить.

Коррекция страхов у детей дошкольного возраста Профилактика суицида МБДОУ Д/С №6 «Солнышко» Педагог-психолог Н. С. Каверина г. Жердевка Спасибо, мама, за чудо! Спасибо за чудо, что мне подарила. Имя этому.

Коррекционная программа «Преодоление страхов у детей» Коррекционная программа: «Преодоление страхов у детей» Пояснительная записка Детство дошкольника, как указывают ведущие психологи Л. С.

Специфика питания у незрячих детей Одна из самых важных и трудных задач для воспитателей компенсирующей группы для незрячих детей – формирование у них навыков самообслуживания.

Специфика семейного воспитания дошкольников Среди различных факторов, влияющих на становление личности, одним из главнейших является семья. Семейное воспитание воздействует на человека.

Читать еще:  Психологическое развитие детей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×