221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические сказки сказкотерапия

Сказки.Рассказы.Стихи

Терапевтические сказки.Сказкотерапия для детей

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет.
Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет — умереть и смерти близких.

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.

Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.

Из терапевтических сказок ребенок узнает, что главному герою помогает и его собственная внутренняя сила. Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости. Для страхов непереносимо, если герой способен побороться с ними один на один, за счет собственных ресурсов, качеств, умений. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и поднимает дух ребенку.

Роль сказкотерапии в психологической коррекции

Чтение сказок — одно из самых любимых детских занятий, с помощью которого оказывается воздействие на психику, корректируется поведение, устраняются психосоматические расстройства. Существует несколько направлений, рассчитанных на детскую и взрослую аудитории. Выбирается наиболее подходящий вариант сотрудничества исходя из проблемы, которую пытаются решить родители ребенка.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Суть метода

В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.

Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.

Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.

В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.

Методы сказкотерапии

Для полного раскрытия личностных качеств применяются различные методы работы с литературным текстом:

  1. Чтение истории или сказки психотерапевтом. Это помогает ребенку расслабиться, молчапослушать, привыкнуть к голосу и манере поведения психолога. В первые 10–15 минут происходит налаживание контакта.
  2. Обсуждение рассказа. Когда контакт состоялся, малышу или подростку легче включиться в работу. В этот момент начинается постепенное раскрытие личности. Специалист наблюдает за клиентом, учитывает тон голоса, движения рук, корпуса, мимику.
  3. Доверительные отношения — повод дать возможность ребенку самому сочинить рассказ. Иногда этот момент необходимо перенести на следующий сеанс работы, дать время обдумать ситуацию, перестроить сознание.
  4. Если клиент стесняется, переживает, специалист дает ему возможность выразить отношение к героям сказки в творчестве: нарисовать цветными карандашами персонажей, слепить скульптуру. В этом процессе отображается настроение человека в данный момент. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.

При длительных занятиях психолог с детьми создают кукол, которых впоследствии используют для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Читать еще:  Воспитание ребенка 6 лет мальчик психология

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги. Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью. Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Медитативные сказки

Это расслабляющие рассказы, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным. Важно правильно подобрать цвета в описании, чтобы малыш представил их и спокойно уснул. Зеленый, синий, голубой цвета помогут расслабиться, снизить частоту сердечного ритма, расширить капилляры.

Медитативные сказки по своему воздействию близки к гипнозу, что вводит человека в состояние альфа, в котором решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии. В состоянии альфа и тета-ритмов сознание работает, а тело полностью расслаблено. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс после рабочего дня, разрешить семейные конфликты.

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Используя данный метод, психолог воздействует на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения.

Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме. Одновременная работа с родителями малыша дает подсказки, как правильно общаться с ним в будущем. Согласнорезультатам исследований, психологические сказки для детей помогли избежать проблем в школьном подростковом возрасте.

Слушание сказок о животных учит ребенка проявлять заботу о домашних питомцах, веря, что они герои его истории.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ. Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей. Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами. В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов.

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Польза для детей

Воздействие на волю человека, неуверенного в себе, обычно вызывает противодействие. Сказка дает несколько вариантов решения проблемной ситуации, поэтому дети выбирают сами, что им больше нравится, запоминают алгоритм действий.

Литературные произведения способны показать, как нужно работать в команде. Это влияет на руководящие способности человека в будущем. Бизнес тренеры часто используют выдуманные истории при проведении семинаров для торговых представителей, менеджеров, агентов. Заложенные в детском возрасте основы способствуют становлению лидерских качеств человека.

Способность развиваться, учиться, меняться — основная цель сказкотерапии, как метода коррекции. На смену злости, капризам приходит конструктивный подход, желание выйти победителем, испытав при этом радость.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции: терапевтические сказки для детей и дошкольников

Сказки всегда были эффективным средством воздействия на сознание личности. Мифы, сказания, притчи и легенды призваны доносить взрослеющему человеку отличия добра и зла, понимание самых распространенных проблем и способов их рационального решения. С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, родители повседневно используют терапевтические сказки, иногда сами того не понимая. Поэтому рассказывание поучительных историй можно считать древнейшим методом практической психологии, поначалу используемым людьми на интуитивном уровне.

Как метод психологической коррекции сказкотерапия появилась лишь 20 лет назад. На психотерапевтические сказки взглянули как на метод личностного развития, объединяющий в себе различные формы и приемы обучения. Методика возникла из-за необходимости создать деликатный способ психологической коррекции подрастающего поколения и взрослых. Терапия с помощью сказки является одним из направлений арт-терапии, множество психологических проблем поддается такому необычному лечению.

История развития

На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.

Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.

М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.

Принципы и цель сказкотерапии

Психологические сказки нужны для мягкого влияния на ребенка, который живет в каждом человеке. Метод универсален, ведь у него нет возрастных ограничений. Терапия сказкой поможет ненавязчиво достучаться как до малыша, так и до взрослого клиента, способствуя выработке правильных психологических установок.

Данная методика направлена на решение целого комплекса личностных проблем и способствует:

  • избавлению от навязчивых страхов и фобий;
  • возникновению нужной эмоции у клиента;
  • осознанию и принятию жизненных ценностей и сложных решений;
  • упрощению процесса социализации;
  • пониманию законов и принципов устройства мира;
  • избавлению от недостатков и формированию положительных черт характера;
  • выстраиванию гармоничных отношений с окружающими;
  • прощению себя и обидчиков и т.д.

Способы использования

Сказкотерапевт может применять данный метод по-разному, отличия зависят от возраста клиента и глубины проблемы. Наиболее распространены в практике следующие способы:

  1. Использование готового сюжета. Чтение сказки сопровождается ее подробным анализом и выводами.
  2. Создание специалистом конкретной истории для клиента, основанной на его персональной проблеме.
  3. Написание ребенком или взрослым собственной сказки, в процессе повествования которой он осознает свою проблему и отыщет способы ее решения.
  4. Театральная постановка рассказа, готового или составленного самостоятельно.
Читать еще:  Зона ближнего развития в психологии это

Возможности и результаты применения терапии сказкой

Сказкотерапия способна раскрыть личностный потенциал человека. Окунаясь в терапевтическую сказку, дети, подростки, взрослые накапливают энергию, открывают новые возможности для себя и, таким образом, меняют ситуацию в лучшую сторону.

Воздействие сказкой подходит как для разрешения трудностей в процессе обучения, так и для преодоления тяжелых личностных кризисов. Секрет универсальности методики в том, что здесь, прежде всего, важны последствия лечения, толкающие клиента на дальнейшее развитие без чьей-либо помощи. Для того чтобы максимально использовать возможности сказкотерапии, важно помнить о принципах уместности, дозированности и искренности.

Лечение сказкой дает положительные результаты в сочетании с другими методами и техниками: песочной терапией, изо-, цвето-, игротерапией. Проследить за эмоциональным фоном ребенка можно с помощью используемых им красок, пластилина, аппликаций, песка.

Психотерапевтические сказки могут решить широкий диапазон проблем. Ниже можно ознакомиться с их перечнем:

  • потеря близкого человека или любимого животного;
  • сложности адаптации в социуме и принятие своей личности в нем;
  • депрессивные состояния;
  • детские капризы, страхи, фобии, ревность;
  • проявления агрессии, излишняя раздражительность;
  • заикание;
  • повышенная тревожность;
  • гиперактивность;
  • психосоматические расстройства.

Сказки для сказкотерапии

Сказкотерапия – это лечение особой атмосферой, в которой проявляются потенциальные, ранее нереализованные элементы личности. Во время сеансов используют пять видов терапевтических сказок для детей и взрослых (ниже их можно прослушать и просмотреть онлайн), согласно классификации Т. Зинкевич-Евстигнеевой:

  1. Художественные. Эта группа представлена коллективными и авторскими рассказами. В семейном консультировании часто используют русскую народную сказку «Кто заговорит первый». Для психотерапии семей с приемными детками и людей с заниженной самооценкой подходит «Гадкий утенок» Андерсена. А если клиент теряет последнюю надежду и желание жить, на него окажет положительное воздействие произведение «Две лягушки» Пантелеева.
  2. Дидактические. В этих рассказах оживают цифры, буквы, овощи, предметы. Знания и умения, которым обучают такие сказки, многообразны. Например, это может быть рассказ о внимательности на дороге, о вежливости в общении. Скучное для ребенка действие можно превратить с помощью сказки в «живое», тем самым наполнив его волшебным смыслом.
  3. Медиативные. Они преследуют цель создать положительный настрой (перед сном), минимизировать ощущение усталости, напряжения, возбуждения. Повествование сопровождается комфортной обстановкой и обязательным отсутствием в сюжете конфликтов и отрицательных персонажей.
  4. Психотерапевтические. В яркой метафорической оболочке история влияет на личность слушателя. Примером послужит любая авторская сказка, содержащая вымысел для того, чтобы научить уважать родителей, ценить друзей, беречь свою жизнь и т.д. Психологи рекомендуют обращаться к малоизвестным сказкам Андерсена или к буддийским джатакам.
  5. Психокоррекционные. Нужны для оказания мягкого влияния на отклоняющееся поведение или неправильные установки клиента. Такие сказания вначале представляют непродуктивный образ мыслей или действий, а затем презентуют эффективную альтернативу. «Бредет Волк по лесу и плачет. На пути он встречает Зайчика, который спрашивает его: «Почему ты плачешь, Волк?». Тот отвечает: «Никто меня здесь не любит, пойду в другой лес». «А свои ужасные зубы с собой возьмешь?» — уточняет Зайчик»… История заканчивается дискуссией, терапевт и клиент придумывают окончание, которое нравилось бы обоим.

Терапевтические сказки, предложенные выше, можно прослушать онлайн прямо сейчас:

Кто заговорит первым:

«Две лягушки» Пантелеева:

Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!

Читать еще:  Психологические особенности ребенка 4 5 лет

Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.

Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – удивился он.

— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?

— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.

— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.

— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.

— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.

— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.

— Это не я, — захныкал он.

— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.

— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…

— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.

Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.

— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…

— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.

Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.

— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.

Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.

И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector