221madou.ru

Мама и Я
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические теории воспитания кратко

Психологические теории воспитания

К тому времени, когда психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли научного знания, в философии и педагогике уже сформировались основные подходы к проблеме воспитания. Правда, и в ту пору, в конце девятнадцатого века, и до наших дней, до начала двадцать первого, эта проблема была и остается остро дискуссионной. Достаточно сказать, что само понятие «воспитание» по сей день не получило однозначного определения. Когда в конце восьмидесятых редколлегия «Российской педагогической академии» принялась обсуждать статью «Воспитание» (кстати, это был один из нескольких предлагавшихся вариантов, существенно отличавшихся друг от друга), титулованные ученые мужи несколько часов не могли прийти к согласию даже по поводу дефиниции. Сказалось отсутствие однозначного ответа на вопрос, поставленный давным-давно, — о роли воспитания в становлении личности. Ответов фактически предлагается всего два. Беда в том, что они диаметрально противоположны и несовместимы.

Эти позиции, уходящие корнями в глубокую древность, получили достаточно полное оформление в Новое время — в теориях Джона Локка (1632–1704) и Жан-Жака Руссо (1712–1778).

Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из вида поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.

Для бихевиористов воспитательное воздействие сводится к двум приемам: поощрению желательного поведения и наказанию за нежелательное.

В противоположность взглядам Локка, французский философ Руссо (которого также относят и к великим педагогам) в своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» отстаивал представление о первичности «естественной природы» ребенка, которая практически не требует руководства. Роль воспитания Руссо полностью не отрицал, однако настаивал на его «природосообразности», то есть необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка.

Психологические теории, не замедлившие появиться после институционализации психологии в качестве самостоятельной науки, отличались, казалось бы, большим разнообразием. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что фактически любая из них либо явно тяготеет к одному из названных подходов, либо представляет собой более или менее (но никогда не всецело) успешную попытку их примирения.

Одна из самых ранних собственно психологических концепций воспитания (назвать ее теорией было бы некоторым преувеличением) была выдвинута У. Джеймсом в 80-х годах ХIХ века и представлена им американским педагогам в цикле лекций, опубликованных впоследствии под названием «Беседы с учителями о психологии». Джеймс писал: «Оно [воспитание] сводится в конечном счете к организации в человеке таких средств и сил для действия, которые дадут ему возможность приспособляться к окружающей социальной и физической среде». И далее: «Словом, воспитание лучше всего может быть определено как организация приобретенных привычек поведения и наклонностей для действия» (курсив автора). В практическом плане Джеймс предлагал конкретные рекомендации по формированию полезных привычек, которые как результат воспитания и призваны составить достоинства зрелой личности.

У Дж. Уотсона получил свое крайнее выражение подход к воспитанию как к формированию «правильных» реакций. «Психологический уход за ребенком» Уотсона стал одним из первых психолого-педагогических бестселлеров ХХ века. В этой работе и многочисленных публичных выступлениях основатель бихевиоризма отвергал какие бы то ни было природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести вовне — на приемы поощрения одних реакций и подавления других, к чему, собственно говоря, и сводился весь процесс воспитания. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно. »

Для западной психологии, не столь жестко скованной рамками определенной идеологической доктрины, ограниченность поведенческого подхода стала явной довольно давно. В качестве попытки ее преодолеть была выдвинута так называемая теория конвергенции двух факторов. Основоположником ее считается В. Штерн, хотя сходные идеи провозглашались целым рядом ученых. Все они утверждали, что становление человека нельзя сводить к простому восприятию внешних воздействий. В то же время, с позиций этой теории, неоправданно выводить качества личности из врожденных свойств. Психическое развитие — результат конвергенции (слияния) внутренних задатков с внешними условиями жизни.

За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс становления личности ребенка, чаще всего скрывалось предпочтение наследственной предопределенности развития. Даже в тех случаях, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственными факторами, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, поскольку этот процесс трактуется как приспособление и адаптация к условиям жизни.

Еще в 20-е годы ХХ века психоаналитики выдвинули принцип самопознания воспитателей, что необходимо для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О. Ранк, Г. Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г. Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре ее внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции, субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы — от спонтанных и гибких до формализованных (если последние соответствуют потребностям и выбору детей).

Читать еще:  Первоклассник не хочет делать уроки советы психолога

Современная гуманистическая психология цель воспитания ребенка видит прежде всего в способствовании его развитию

Во всем мире данный подход в первую очередь ассоциируется с теорией американского педиатра Б. Спока, сформулированной практически независимо от гуманистической психологии, но удивительно созвучно с ее основными построениями. В супербестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Его главная идея — признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребенка. При этом (что нередко упускают из виду) он подчеркивал роль в воспитании родительского авторитета, который, по его мнению, не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания Спок назвал «метод терпения»: твердость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы, избегая ожесточения, допустить проявление ребенком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям Спок советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании. Однако некоторые родители восприняли гуманистические идеи Спока (как это нередко бывает с любыми гуманистическими идеями) как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретическими ошибками Спока. Оправдалось его предостережение о том, что бездумное следование даже самой здоровой педагогической концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим Спок специально переработал свою книгу для новых изданий, особо подчеркнув роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Некоторое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей Спока, но по сути не противоречило его первоначальной концепции и явилось ее логическим развитием. Основу дисциплины Спок, как и прежде, усматривал во взаимной привязанности и любви родителей и детей. Наверное, в этом и состоит подлинный гуманизм — в сочетании любви и ответственности. Такой подход в целом характерен для современного воспитания.

В отечественной психологии тоже сложилось несколько концепций в психологии воспитания. Одна из них основывается на концепции отношений личности Владимира Николаевича Мясищева.

Что наполняет нашу жизнь, когда мы едим, пьем, торопимся на свидание, даем уроки, слушаем музыку, покупаем новое платье или красим забор? Мы проживаем определенные отношения, они наполняют нашу душу, а те действия, которые мы совершаем, есть не что иное, как средство во имя проживания желаемых отношений. Личность соткана из отношений, личность растет, когда обогащается отношениями. Она развивается, когда осознает свои связи с разнообразными объектами окружающего мира и себя как носителя этих связей. Вот почему при желании узнать человека мы приглядываемся к его отношениям (к женщинам, старикам, детям, работе, себе, искусству), квалифицируя их как содержание личности.

Отношение– это субъективно устанавливаемая связь субъекта с различными предметами окружающего мира.

1) отношение субъективно свободно,

3) исходит из того, что результат обучения и результат воспитания не совпадают (результат воспитания – отношение. Отношение должно строиться не на основе рационального воздействия на личность, а на основе эмоционального воздействия.

Отношение формируется по 3-м основным направлениям:

– формирование понимания(рацио)

– положительное принятие,

– формирование адекватных правильных действий (З,У,Н)

4) заключается в том, что отношение проявляется в 3-х формах:

— действие (поступок),

— суждение

— эмоции, чувства, переживания.

Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности

Теории воспитания — это концепции, объясняющие происхождение,

формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя.

До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания,

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

согласно которым личностные качества человека передаются по наследству,

под влиянием условий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть

характеристик личности воспитанию не подлежит. Так считали, например, З.

Фрейд, Э. Кречмер, У. Макдауголл. Такие теории называют биогенетическими.

Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории.

Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке,

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе

поддается воспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными

чувствами. Их недостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть

воспитаны (например, темперамент), т.к. они определяются генотипом (для

темперамента — врожденными свойствами нервной системы); 2) из психиатрии и

психопатологии известно, что существует связь между болезненными

состояниями организма и изменениями в психологии личности больного

человека. Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенные

Читать еще:  Советы психолога идем в детский сад

изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое

никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию,

хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.

Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух

групп теорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие

личности зависит как от биологических, так и социальных факторов.

Сторонники этих теорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную

Психологические теории воспитания различаются по тому, какие

психологические свойства человека в них подчеркиваются. Например, есть

группа теорий, предметом исследования в которой выступают характер

человека, черты личности и т.д.

Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные

черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем

меньше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт.

Что же касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а

тем более — высших черт духовного и мировоззренческого характера,

выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием

связываются большие надежды. Утверждается, что их можно воспитывать у

человека в течение всей жизни, но для этого необходима специальная

Своеобразно решается вопрос о воспитании личности необихевиористами.

Например, Б. Скиннер и его последователи считают, что с помощью специальной

техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании

поощрения за положительные и наказания за отрицательные реакции, можно

преобразовать личность в любом возрасте в нужном направлении. Отечественные

же психологи считают, что уже в старшем школьном возрасте для личности

характерна относительно устойчивая система нравственных убеждений,

Психологические теории воспитания

Теории воспитания — это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины XX в. наибольшее распространение получили теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием условий жизни мало меняются. Поэтому по крайней мере часть характеристик личности воспитанию не подлежит. Так считали, например,

Э. Кречмер, У. Макдауголл, С. Холл, 3. Фрейд. Такие теории называют биогенетическими. Слабым местом теорий этой группы является отождествление развития и биологического созревания, универсальность этих процессов для любого субъекта и независимость от него.

Второй группой теорий воспитания являются социогенетические теории. Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Их недостатки:

1) некоторые свойства личности не могут быть сформированы; 2) из психиатрии и психопатологии известно, что существует связь между болезненными состояниями организма и изменениями в психологии личности больного человека. Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию, хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.

Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групп теорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие личности зависит как от биологических, так и от социальных факторов. Сторонники этих теорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Колли и др.).

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).

Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют уровня развития личности.

Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное.

Психологические теории воспитания различаются также и по тому, какие психологические свойства человека в них подчеркиваются. Например, есть группа теорий, предметом исследования в которой выступают характер человека, черты личности и т. д.

Психодогические теории, объясняющие происхождение, формирование и развитие личности

Психологические теории воспитания

2. Психологические теории воспитания

Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение,

формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя.

До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием условий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть характеристик личности воспитанию не подлежит. Такие теории называют биогенетическими.

Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории. Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Их недостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть воспитаны (например, темперамент), т. к. они определяются генотипом (для темперамента – врожденными свойствами нервной системы); 2) из психиатрии и психопатологии известно, что существует связь между болезненными состояниями организма и изменениями в психологии личности больного человека. Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию, хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.

Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групп теорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие личности зависит как от биологических, так и социальных факторов.

Основные идеи гуманистической педагогики

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50–60 годах в США такие ученые как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и прочего, а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.

Читать еще:  Сказка как метод психологической коррекции

3. Психологические условия формирования свойств личности

При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным?

– Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника и тем, что субъективно значимо для него.

– Активность и самостоятельность самого учащегося.

– Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка – необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.

– Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.

Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.

Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогического такта. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этом случае интересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностей у школьников, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данных закономерностей и особенностей.

4. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе

Каждый человек – есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Человек это: 1) индивид, 2) личность, 3) субъект, 4) индивидуальность, 5) уникум.

Учитель и педагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности.

2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности.

3) Познать законы формирования личности.

4) Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека «внутрь себя», к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд.

К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, – писал он, – что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных».

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период – это один из сложнейших этапов жизни человека.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно – технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии – требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные «свойства «молодых людей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector