221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические занятия для будущих первоклассников

Занятие по психоллогии с будущими первоклассниками по теме» Я будущий первоклассник»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Занятие по психологии с будущими первоклассниками по теме «Я – будущий первоклассник»

содействие осознанию позиции школьника.

I. Игра «Знакомство»

Сначала представляется психолог, рассказывает о себе. Затем дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего — имя того, кому бросают мячик.

Кто знает кто такой психолог? (выслушивается мнение детей).

Если кому-то стало грустно, плохо, психолог утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.

Ведущий знакомит детей с правилами виде стишка:

Чтоб веселее нам играть,
Пять правил будем соблюдать:
Игру вместе всем начинать
Друг друга не перебивать
По очереди отвечать
Быть активным, все выполнять
Всех по имени называть
Чаще улыбаться,
Друг над другом не смеяться

Упражнение на знакомство и установление контакта «Мяч по кругу»

Передавая друг другу по кругу мяч, расскажите о себе в следующем порядке:

Больше всего на свете я люблю…..

II. Беседа «Что такое урок?»

Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило «Готов к уроку»: по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.

Что нужно сделать:

а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;

б) когда хочешь что-либо сказать;

в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

III. «Посудомоечная машина фирмы «Bosch».

Игра на контакт, сближение.

Встаньте в две колонны друг напротив друга. Теперь по одному будем проходить по получившемуся у нас «коридору», но каждый должен придумать, кем он видит себя из посуды. Называем посуду и проходим по «коридору», а остальные участники «моют», т.е. гладят, прикасаются.

IV. Работа со сказкой. Сказка «Про Колю» (Н. Селезнева)

Дети слушают и обсуждают сказку в стихах.

Жил на свете мальчик Коля.
Не хотел учиться в школе.
Уроки делать не любил
И маме твердо говорил:
«Зачем вставать мне по утрам,
Когда я все умею сам?
Могу милиционером стать,
Вокруг всех буду защищать!
Или врачом — людей лечить,
А может быть, детей учить.
Я все сумею, все смогу,
И в школу больше не пойду!»
Сказал так маме и ушел,
А ночью Коля спать пошел.
Заснул и видит сон такой:
Как будто он в стране другой,
Где взрослым стал уже давно
И все ему разрешено.
«Раз вырос я, — подумал Коля, —
Не надо мне учиться в школе.
Тогда работать я пойду,
Я все сумею, все смогу!
Пойду врачом, людей лечить.
Так буду пользу приносить!»
Сказал и видит: врач идет
И градусник в руке несет.
Коля к доктору бежит,
Громко на ходу кричит:
«Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!»
Посмотрел тут доктор строго,
Коле он сказал сурово:
«Ты знаешь, как людей лечить?
Что при простуде нужно пить?
Какую детям дать микстуру,
Чтобы сбить температуру?
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь».
«Ну, ничего, — подумал Коля, —
Профессий в мире очень много.
Могу милиционером стать.
И буду всех я защищать».
Глядит, милиционер идет
И свисток в руке несет.
Закричал туту Коля громко:
«Преступника поймаю ловко!
Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!»
Глянул милиционер тут строго,
Коле он сказал сурово:
«Ты знаешь, как людей спасать?
Чужие жизни защищать?
Ловить преступников как быстро?
Как стать военных дел министром?
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь».
«Ну, ничего, — подумал Коля, —
Профессий в мире очень много.
Могу художником я стать,
Картины буду рисовать».
И тут же, прямо перед ним,
Художник — красок властелин.
Коля взял мольберт и кисть
И начал кисточкой водить.
«Ничего, я помогу.
Я все сумею, все смогу!»
Посмотрел художник строго,
Коле он сказал сурово:
«Ты знаешь, кистью как водить?
Портрет, пейзажи как творить?
Хватит пачкать тут бумагу.
Ведь тебе учиться надо!
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь».
Призадумался тут Коля:
«Может, правда надо в школу?
Тогда профессию найду,
Тогда я людям помогу.
Я выучусь и умным буду,
Уроков строгих не забуду».
Тут же пробудился Коля.
Крикнул маме: «В школу, в школу!
Собирай меня скорей,
Побегу туда быстрей.
Хочу узнать я все на свете,
Умней всех буду на планете!»
Учился Коля не напрасно:
Он стал художником прекрасным.
А мог он стать и инженером,
Доктором, милиционером.
Много нового узнал
И полезным всем он стал.

Вопросы для обсуждения:

— Почему Коля не хотел ходить в школу?

— Какой сон он увидел?

— Почему он потом захотел учиться?

— Что значит «Стать полезным»? (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). — М.: «Генезис», 2006. — 303 с.)

V. Игра «Буратино идет в школу»

Буратино 1 сентября идет в школу, но он не знает что нужно взять с собой. Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить. (Приложение 1) Презентация

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел:

Ключик, видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Упражнение «Потопаем, похлопаем»

Психолог коротко рассказывает детям о некоторых прави­лах поведения в школе, например:

— Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.

Затем психолог говорит:

— А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя — потопаете ногами. Начинаем!

Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по пар­ те? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях бук­ вы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисо­вать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учитель­ ницы? И т. д.

Игра «Трутень и пчелы»

— Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умее­ те ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы — пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза — значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза — значит, появил­ ся медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо- тихо. Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произволь­ ном порядке.

Игра на сплочение, поддержку. Материалы: карандаши, фломастеры, ватман, ножницы, листы, клей — карандаш.

«Представьте, что вы — прекрасное растение в саду. Каким растением вы хотите быть? Как выглядят его листья? Они мягкие или жесткие? У этого растения есть шипы? А плоды? Цветет ли оно? Какого цвета его соцветия?» (Приложение 1) . Все вы разные, но вам предстоит учиться в одном классе, быть единым коллективом и принимать других такими, какие они есть.

Предложить детям и родителям нарисовать по цветку. Затем их вырезать и приклеить на ватман и получится красивый, яркий луг.

VII. Прощальная игра «Волшебные снежинки».

Инструкция: «Встаньте рядом со своим стулом и встряхните ногами и руками:

Вы видели когда-нибудь волшебный снег — очень крупные снежинки, мерцающие голубыми искорками? Кто вдохнет такую снежинку, почувствует себя свежее и бодрее, как по мановению волшебной палочки. Усталость и заботы покинут его. Но для этого снежинку нужно вдохнуть очень глубоко — чтобы она попала внутрь живота.

Представьте как снег кружится в воздухе. Кружатся в воздухе и стремятся к земле обычные маленькие снежинки и среди них огромные волшебные. Если волшебная снежинка появится перед вами, глубоко вдохните ее — почувствуете, что стало легко и все напряжение ушло.

Тот, кому удалось вдохнуть три волшебные снежинки, может загадать желание.»

Психологические занятия для будущих первоклассников

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер, детский психолог

Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.

Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя – вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.

Начало учебы в школе – это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни?

Читать еще:  Детская психология развитие ребенка

Что такое психологическая готовность к школе?

Специалисты выделяют три составляющие психологической готовности к школе –интеллектуальную, личностную и социальную.

Интеллектуальная готовность к обучению включает в себя определенный уровень развития психических функций – памяти, восприятия, мышления и воображения.

Например, ребенок 6-7 лет должен запомнить с первой попытки не менее 3-5 слов из 10, не связанных по смыслу или «найти сокровище», обозначенное на плане местности – схеме комнаты или дачного участка.

Школьный урок длится 45 минут. А сколько времени Ваш ребенок способен посвятить одному делу? Умеет ли он быстро переключаться с одного занятия на другое?

Прислушайтесь к речи ребенка. Частое использование оборотов «если…, то», «потому что», «поэтому» и т.п свидетельствует об умении устанавливать причинно-следственные связи. Логическое мышление также проявляется в способности классифицировать предметы – объединять или дифференцировать их на основе определенных признаков. У будущего первоклассника не должно вызывать затруднений задание перечислить домашних и диких животных, хвойные и лиственные деревья, ягоды и фрукты и т.п.

Успех школьного обучения во многом зависит и от того, насколько быстро и правильно ребенок понимает суть поставленной задачи, следует ли он рекомендациям и руководствам.

Кроме того, хорошо подготовленный к школе ребенок способен планировать свою деятельность – ставить перед собой цели и достигать их.

Многие дети на рубеже школьного возраста переживают так называемый «кризис 7 лет». Любимые игрушки перестают их радовать, а прежде увлекательные игры навевают скуку. По мнению психологов, игровая деятельность не может полностью удовлетворить растущие потребности ребенка в познании окружающего мира. К 7-и летнему возрасту большинство детей готовы впитывать новые, более «взрослые знания», а также занять новое социальное положение – школьника.

На вопрос «Хочешь ли ты ходить в школу?» многие дети отвечают положительно. Кто-то стремится не уступать старшему брату, кого-то привлекает в школе отсутствие послеобеденного «тихого часа», кто-то мечтает носить школьную форму и красивый портфель.

В идеале, у ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению – понимание того, что он идет в школу, прежде всего, за тем, чтобы получить новые знания. Важное значение имеет и «внутренняя позиция школьника» – положительное отношение к школе, понимание важности учебы, ответственного отношения к занятиям.

Школа – это всегда новая среда для ребенка. Залогом успешной адаптации к ней является умение налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, проявлять толерантность, решать конфликтные ситуации.

К 6-7 годам детская непосредственность и непроизвольные реакции, свойственные дошкольникам, сменяются умением контролировать себя. Родителям стоит заранее рассказать своему ребенку о правилах поведения на уроке – внимательно слушать учителя, не разговаривать с соседом по парте во время занятий, не кричать с места. Если ребенок во время урока ведет себя неадекватно – это говорит о его психологической незрелости или неподготовленности.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя частью «одной команды» – класса, объединенного общей целью и относился к другим ученикам, как к партнерам. Если ребенок перебивает одноклассников во время ответа, смеется над их ошибками, не может принять точку зрения, отличную от его собственной – это может значительно усложнить ему жизнь в детском коллективе.

Психологически зрелый первоклассник имеет адекватную самооценку. Для дошкольников часто характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей – это не мания величия, а нормальное явление для детей младшего возраста. К 6-7 годам ребенок способен объективно оценивать свои действия и признавать ошибки, принимать критику и замечания учителей.

Проблемы в школе могут возникнуть и у ребенка с низкой самооценкой – он боится проявить инициативу, сделать что-то неправильно, потерпеть неудачу. Часто причины неуверенности в себе кроются в семье, где родители не проявляют должного внимания и тепла к своему чаду либо, наоборот, предъявляют чрезмерную требовательность к нему.

Как психологически подготовить ребенка к школе?

Что же могут сделать родители будущего первоклассника, чтобы облегчить его адаптацию к школе?

Самая большая ошибка, которую совершают родители – это запугивание детей строгими порядками в школе: «Если бы ты в школе так выполнил это задание – тебе бы учитель поставил двойку», «Вот пойдешь в школу – играть будет некогда» и т.п.

Важно настроить своего ребенка на позитивное отношение к школе. Объясните ему, что там можно узнать много интересного, встретить новых друзей, найти себе увлекательные хобби, посещая внеклассные занятия и кружки. Расскажите ему о своих школьных годах – любимых предметах, учителях, забавных случаях, поездках с классом.

Развивая тему «Школьные годы чудесны», не забудьте упомянуть, что в школе могут возникнуть и определенные сложности. Ребенок, представляющий себе учебу только в радужных тонах, будет сильно разочарован, столкнувшись с первым замечанием учителя или плохой оценкой.

Психологи также предлагают поиграть с ребенком в школу – предоставить ему возможность почувствовать себя в роли ученика или учителя, смоделировать ситуацию урока.

Идеальный способ психологической подготовки к школе – посещение курсов для будущих первоклассников. Помимо того, что ребенок получит там необходимые знания, он сможет познакомиться со школьной обстановкой, с некоторыми учителями.

Если при школе нет подготовительного отделения – можно прийти с ребенком в день открытых дверей – походить по коридорам, посмотреть расположение классов, физкультурного и музыкального залов, погулять по школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с его будущим учителем и одноклассниками. Расскажите о школьном распорядке дня – расписании уроков, переменах, дисциплине.

Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.

Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе комфортную одежду для школы, портфель и канцелярские принадлежности.

Обеспечьте первокласснику поддержку на случай возникновения сложностей с адаптацией. Некоторые родители берут отпуск на начало первого учебного года.

Когда начинать «психологическую обработку» ребенка?

Сегодня для родителей существует огромное количество литературы, призванной помочь им во всесторонней подготовке своего чада к школе. В Интернете можно встретить он-лайн тесты для будущих первоклассников, оценивающие их уровень интеллектуальной и психологической готовности к обучению.

Несмотря на то, что некоторые выводы родители могут сделать самостоятельно, было бы неплохо подкрепить их мнением специалистов. Детские психологи есть практически в каждом детском саду, а также в социальных центрах, государственных и частных медицинских учреждениях. Они помогут объективно оценить степень психологической зрелости ребенка, порекомендовать, с какого возраста лучше идти в школу – с 6 или с 7 лет, обратят ваше внимание на существующие проблемы.

Лучше посетить психолога по крайней мере за год до поступления в школу, чтобы осталось достаточно времени на «работу над ошибками» и моральную подготовку. Это тот случай, когда проблемы лучше предотвратить, нежели решать по мере возникновения в школе, где на ребенка и без того обрушится огромный поток новой информации.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ

Всех родителей волнует этот вопрос. К сожалению, невозможно определить четко – это ребенок должен знать, это – нет, это – важно, а это – мешает.

Однако мы попробуем примерно обрисовать минимум знаний и умений, нужных будущему первокласснику.

Что ребенок должен знать и уметь:

Свое имя, отчество и фамилию.

Свой возраст (желательно дату рождения).

Свой домашний адрес и телефон.

Свой город и его главные достопримечательности.

Страну, в которой живет.

Фамилию, имя, отчество родителей, их профессии.

Времена года (последовательность, месяцы, приметы каждого времени года, загадки и стихи о них)

Домашних животных и их детенышей

Диких животных наших лесов, жарких стран, севера. Их повадки и детенышей.

Транспорт, его виды.

Различать одежду и обувь, зимующих и перелетных птиц, овощи и фрукты…

Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

Знать русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и других, знать некоторые их произведения для детей.

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.).

Запомнить и назвать 6 – 10 предметов, картинок. Слов.

Различать гласные и согласные звуки.

Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»…

Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, вырезать по контуру предмет).

Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур.

Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах10.

Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30 – 35 минут)

Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя

Уметь воспринимать взрослого, как авторитетного носителя знаний

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Психологи сравнивают поступление ребенка в школу с революцией в сознании. Все меняется для малыша: его окружение, режим дня, поведение. Но что самое важное – меняется социальный статус дошкольника. Теперь он становится школьником, у него появляются новые серьезные обязанности, для выполнения которых необходима ответственность, усидчивость, определенный запас знаний и навыков.

Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму?

Большинство детей очень хочет идти в школу, поэтому родители считают, что мотивационная готовность у них есть. Но это не всегда так.

Школа для ребенка – в первую очередь символ взрослости. И если развитие ребенка происходит в нормальных, здоровых условиях, то стать взрослым – желанная цель. Ребенок может захотеть пойти в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: ранец, пенал, ручки, карандаши, форму… Ему интересно все новое и необычное. Такое отношение естественно и необходимо.

Читать еще:  Психологическая характеристика детей 3 4 лет

Однако разница между желанием пойти в школу и желанием учиться большая. Желание учиться к концу дошкольного детства формируется почти у всех детей. Интеллектуально развиваясь, получая в дошкольном учреждении знания, выстроенные в систему, обеспечивающие достаточный уровень мыслительной деятельности, ребенок начинает стремиться к получению новых знаний, осознанно воспринимать новую информацию. Однако роль семьи в этом процессе трудно умалить.

Поэтому так важно родителям интересоваться успехами ребенка в детском саду, вместе с педагогами и психологами корректировать неуспехи.

Бывает, что ребенок боится идти в школу, боится двоек, строгой учительницы… Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо вести себя в школе, начинают запугивать его. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу. Старайтесь сформировать у своего малыша положительное отношение к учителю и учебе. Здесь надо помнить, что не следует впадать в другую крайность и рисовать ребенку учебу в школе, как вечный праздник.

Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то как бы он хорошо не умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться. Для того, чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо сформировать у ребенка качества характера, которые помогут ему: умение построить общение со сверстниками, при необходимости подчинится требованиям взрослых.

Помните, что самое важное для ребенка в первом классе – научится учится, а не получить конкретные знания и навыки!

Двигательная готовность к школе.

Физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Дети должны иметь достаточно крепкое общее здоровье, низкую утомляемость, быть выносливы, работоспособны.

Никто не станет спорить с этими утверждениями. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро утомляться при письме. Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Сейчас существует много литературы, которая поможет вам в игре тренировать мышцы кистей рук ребенка.

Учить до школы писать ребенка не следует.

Во-первых не все родители знают, как правильно учить ребенка писать, во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно – двигательную координацию, заканчивается к 7 годам. А вот упражнения и задания, направленные на развитие координации движения рук просто необходимы.

Многих родителей пугает то, что их ребенок леворукий. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он есть. И тогда его леворукость не превратится в проблему.

У взрослого человека полушария головного мозга не являются зеркальными. Доминирование одного из них и связь с ведущей рукой, глазом, ухом и т. д. представляют собой уникальную комбинацию. Поэтому общие рекомендации для леворуких детей едва ли имеют смысл.

Переучивать леворукого ребенка нельзя. Не давайте этого делать и другим взрослым.

Занятие-тренинг для будущих первоклассников

Занятие – тренинг с элементами сказкотерапии

для будущих первоклассников

1. развитие групповой сплоченности и положительного эмо­ционального отношения участников друг к другу;

2. снятие эмоционального напряжения;

3. развитие чувства эмпатии;

4. развитие произвольного поведения;

5. развитие произвольного внимания и памяти;

6. формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

игрушка котенок, подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные ка­рандаши.

Приветствие. Упражнение “Искорка дружбы”

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Педагог-психолог предлагает с помощью легкого нажатия на ладонь, передать по кругу от ребенка к ребенку, до возвращения обратно к психологу, «искорку дружбы».

2. Упражнение “Снеговики”

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети стоят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и представить, что они снеговики.

Психолог: «Представьте, что вы снеговики, у которых есть голова, туловище, две руки, и две крепкие ноги. Ночью подул сильный ветер холодный-холодный, и стал наш снеговик замерзать. Сначала у него замерзла голова (попросить детей, напрячь голову и шею), а потом плечи (дети напрягают плечи), потом туловище (напрягают туловище). А ветер дует все сильнее и сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить его.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начал снеговик таять. Сначала начала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

3. Игра: “Мой хороший котенок”

Цель: развитие чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости пришел котенок, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы котенку понравилось в гостях, и он захотел вернуться к ним снова.

Ведущий предлагает детям игрушку котенка и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.

4. Игра: «Запомни и назови»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Дети стоят в кругу, ведущий просит внимательно посмотреть друг на друга и запомнить – кто во что одет. Затем просит детей повернуться спиной к центру круга и по очереди ведущий задает вопрос одному из детей, например, «Катя, вспомни во что одета Маша?»

5. Физкультминутка «Здравствуй, лес!» (Слова сопровождаются движениями)

Здравствуй лес, чудесный лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится, то ли зверь, а то ли птица?

Дружно по лесу идем – повстречался водоем.

Прыгать все мы умеем – прыгать будем мы смелее!

Раз, два, раз, два – позади уже вода!

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем!

Ветер дует тише-тише, деревцо все выше-выше,

Раз-два, раз-два, вот закончилась игра,

Сказку слушать нам пора!

6. Котенок Маша — терапевтическая сказка

Цель: Формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самый обычный котенок: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. Как и все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решила Маша уйти из своего теплого уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание. Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, а то ли не Яга. Да это и не очень важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот что ему рассказала.
— Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело, быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые. Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и хочется все бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что никогда ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору, научишься справляться с трудностями и подойдешь ко второй горе. Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но также скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь, так хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и подойдешь к третьей, самой крутой горе. Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже ветры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы будто «двойки» выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Котом, ученым котом-пятерочником. Поблагодарил Котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, мышатам, слонятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будут тогда его звать не котенком, а Котом, который многое знает. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

Вопросы для обсуждения
1. Зачем котенку Маше понадобилось Знание?
2. Перечисли горы, про которые рассказывала Яга. В чем смысл каждой из них? Тебе приходилось с ними встречаться?
3. Перечисли все подсказки. Что значит каждая из них? Как их можно использовать в жизни? Как ты думаешь, что дальше случилось с котенком?

4. Согласен ли ты с тем, что интересно и радостно много знать? Если да, то почему?

7. Рисуем сказку

Цель: развитие творческой фантазии, закрепление мотивации к обучению.

При обсуждении рисунков предложить детям рассказать какой сюжет из сказки нарисовали и почему.

8. Игра: “Комплименты”

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что их принимают и ценят в детском коллективе.

Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

Ведущий благодарит детей за работу в группе.

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми», изд. «Форум», М., 2015, 130 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Конспекты занятий

Ответственный за выпуск — М. Вишневская Редакторы Е. Алифанова, Т. Сазонова

Корректор — А. Сурженко

Оригинал-макет — Н. Руденко

Обложка — Д. Морозова

Подписано в печать 06.12.2007. Формат 60×90/16. Печать офсетная. Печ. л. 4,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 2626.

ООО Издательство «Книголюб». 109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08. Е-та11: тЪ@Ьш&о1иЪ.ги. Ут^.]

Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстни­ков, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его позна­вательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, как правило, быстро ликвидиру­ется уже к концу первого класса, программа которого рассчи­тана на детей, не умеющих читать, считать и писать.

Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующе­го года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивос­ти, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.

Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у де­тей интерес, так как представляют для них новую форму рабо­ты: на них дети выполняют необычные задания, играют в под­вижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.

Большинство занятий не требует специального оборудова­ния. Однако перед началом работы следует изготовить необ­ходимые плакаты и пособия, представленные на рисунках в тексте, а также подготовить следующее оборудование и мате­риалы:

• доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел
или специальные фломастеры;

• магнитная доска с магнитами;

• сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров;

• мяч средних размеров;

• листы бумаги формата А4;

• пуговицы или фишки (по количеству детей);

• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;

• тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей);

• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);

• наборы счетных палочек (по количеству детей);

• наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей).

Занятия продолжительностью 25-30 минут рекомендует­ся проводить во второй половине дня один раз в неделю с под­группой из 8-10 человек. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого уп­ражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять — словом, проявлять твор­ческую инициативу.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ

Занятие №1

Задачи:

v развитие групповой сплоченности и положительного эмо­ционального отношения участников друг к другу;

v знакомство со школьными правилами;

v развитие произвольного поведения;

v диагностика тонкой моторики, произвольности и зритель­но-моторной координации.

Материалы:

мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «До­мик», подписанные листы бумаги формата А4, простые ка­рандаши.

Ход занятия

( 5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»

Все встают в круг.

Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».

В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.

После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:

У меня в руках звонок,

Мы за парты тихо сядем,

Баловство свое оставим,

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари»!

Дети садятся за столы.

(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»

Психолог читает рифмовку:

Учитель входит — надо встать,

Когда он сесть позволит — сядь.

Ответить хочешь — не спеши,

А только руку подними.

Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описы­ваемые в ней действия.

(4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы»

Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умее­те ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы — пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза — значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза — значит, появил­ся медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произволь­ном порядке.

( 2-мин.) Физкультминутка

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел:

Ключик, видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации

Дети садятся за столы.

Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:

Заключительный этап

По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и го­ворит:

Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему-то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!

Занятие 2

Задачи:

v повторение школьных правил;

v развитие произвольного поведения;

v развитие внимания и мышления;

v развитие зрительно-моторной координации, пространс­твенного восприятия и тонкой моторики.

Материалы:

мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек — 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек.

Ход занятия

(3 мин.) Упражнение «Вежливые слова — вежливые ответы»

Все встают в круг.

Психолог поочередно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! — Пожалуйста!», «Извините! — Ничего страшного!», «Здравс­твуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! — Будьте здоровы!» и т.д.

Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и возвращает мяч психологу.

По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садят­ся за столы.

( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)

( 2 мин.) Упражнение «Отгадывание загадок»

Психолог предлагает детям отгадать загадки:

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В окне кино. (Телевизор)

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

(4 — 5 мин.) Игра «Пол — нос — потолок»

Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я ста­ну произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы — указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать — говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я на­зываю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

(1-2-мин.) «Физкультминутка» (см. Занятие 1)

( 4 – 5 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 1»

На столе каждого ребенка — набор счетных палочек. На до­ске — плакат «Фигурки из счетных палочек — 1».

Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек мож­но не только считать, но и выложить фигурки.

Дети выкладывают фигурки, а затем считают, сколько па­лочек использовано в каждой из них.

(7-10 мин.) Диагностическое задание «Рисунок человека»

Психолог раздает детям подписанные листы бумаги фор­мата А4, простые карандаши и просит их нарисовать любого человека.

Если кто-то из детей справился с заданием быстрее осталь­ных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборот­ной стороне листа.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector