221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические занятия для детей 4 лет

«Вместе — дружные ребята» занятие для детей 4-5 лет Подготовила педагог-психолог: Трунова О.А

Конспект занятия на тему:

«Вместе — дружные ребята»

( для средней группы)

Цель:

-Учить детей доброжелательно относится друг к другу.

-Развивать умение взаимодействовать друг с другом.

-Развивать сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения

-Пополнять и активировать словарь детей словами «друзья», «дружные».

-Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство уверенности.

-Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Материал: Аудио запись В. Шаинского «О дружбе», мягкая игрушка, разноцветные лепесточки (радужные, клеевой карандаш.)

Ход занятия:

Цель: сплочение детского коллектива.

Звучит «Песенка о дружбе» муз. Шаинского.

Дети под музыку, стоя в кругу, приветствуют друг друга:

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом) ,

Здравствуй друг (берёмся другой рукой),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).

Педагог-психолог: Посмотрите на своих друзей, какими словами, вы приветствуете друг друга каждый день? (ресурсный круг: передавая игрушку друг другу дети называют ласковыми словами своего соседа)

Дети: Доброе утро, Сашенька. Здравствуй, Ванечка, и т. д.

Проходите на стульчики, сначала пройдут девочки, а затем мальчики.

Беседа с детьми на стульчиках.

Воспитатель: Мы с вами будем говорить о дружбе?

– Ребята, а как вы думаете, кто такие дружные ребята? (не ссорятся, не дерутся, делятся игрушками, уступают друг другу, говорят хорошие, добрые слова)

— А у вас есть друг? (ответы детей)

– Какими ласковыми словами можно назвать друга? (ответы детей)

– Что значит дружить? (ответы детей)

Педагог-психолог вместе с детьми рассуждает, для чего нужны друзья. Дальше ребятам предлагается взять заранее разрезанную картинку, каждому по одному кусочку и понять что же там за рисунок. Ребята, посмотрите, что это у вас за рисунки? Вы поняли, что там изображено? Нет, совсем не понятно, что это за различные части от рисунка. А сейчас как настоящие друзья вы поможете, друг другу их сложить в один рисунок, ведь только так мы с вами объединим наши кусочки, и получится целое изображение. Педагог-психолог помогает детям собрать в единое все изображение и наблюдает за умением взаимодействовать детей друг с другом. Ребята, посмотрите какие вы молодцы! Как настоящие друзья вы помогали друг другу в этом не легком задании. Вот и еще мы с вами узнали, для чего нужны друзья. Они всегда помогут в трудную минуту и поддержат. Выразите каждому свою благодарность за помощь. 3. Игра «Подари улыбку»

— Плохо быть одному и без друзей, с друзьями всегда веселей и интересней, а чтобы друзья хотели быть рядом, нужно уметь делать им приятное. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Которая называется: «Подари улыбку».

Игра «Подари другу улыбку»

Дети по очереди берут улыбку любого цвета (заранее разложенные на столе), улыбаются и говорят друг другу: «Саша, я дарю тебе свою улыбку»

Педагог-психолог: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на паровозике « Дружбы», но не забывайте, если хоть один вагончик опустит руки, то паровозик не сможет ехать

Игра «Паровозик дружбы»

Дети по очереди выходят в центр и говорят: «Я хочу подружиться с … », и называют того, с кем они хотят подружиться. Тот, кого назвали, встает позади товарища, и держит его за талию. Так образуется паровозик. Образовав паровозик, дети ездят по полянке, объезжают кочки, переходят через мостик.

После того как дети объедут все препятствия они встают в полукруг.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, а бывает такое, что настоящие друзья могут поссориться? ( Ответы детей).

-А что нужно сделать, когда друзья поссорятся? (ответы детей) .

-Правильно, нужно помириться.

Игра «Мирилка» (дети держаться мизинчиками, в конце обнимают друг друга).

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Дети поворачиваются лицом к другому соседу (игра повторятся 3 раза) Присаживаемся

Педагог-психолог: Молодцы, помирили друзей, а наши пальчики тоже хотят дружить, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика. «Дружба»

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)

Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять, (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца) .

Педагог-психолог: В нашей группе, мальчики и девочки – дружные ребята! Вы хотите сделать подарок для детей младшей группы?

Работа детей за столами, изготовление цветка дружбы.

Каждый выбирает лепесточек и приклеивает, получится один разноцветный цветок.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился, он похож на радугу. Молодцы! Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружные ребята.

Дети встают в круг вокруг цветка

  1. Эмоциональная оценка: понравилось, не понравилось, было хорошо или плохо.

Педагог-психолог: Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить, а сейчас вытянем одну ручку вперед и соединим их в центре с остальными ручками и скажем хором: «Всем-всем до свидания! »

Занятия психолога с детьми 4-5 лет

Возраст 4-5 лет часто называют периодом затишья: кризис 2-3 лет уже миновал, а подготовка к школе еще не началась. Но это не значит, что родителям можно выдохнуть и расслабиться на пару лет. У детей в этом возрасте формируется характер, закрепляются черты личности, появляются моральные убеждения и т. д. Ребенок впервые начинает осознавать себя как личность, идентифицирует свою половую принадлежность и т. д.

Когда родители не знают особенности детской психики, то не могут правильно выстроить свое поведение и взаимоотношения в семье. Начинаются крики, истерики, жесткие и бессмысленные наказания, которые сменяются задабриванием и жалостью, и так по кругу. В итоге ребенок замыкается, становится скрытным, делает все назло, утрачивает доверие к маме и папе, а те, в свою очередь, испытывают чувство вины и беспомощности, усталости.

Особенности психики детей в 4-5 лет

Некоторые люди отмахиваются от помощи профессионального психолога. Нередко можно услышать фразы типа: «Мой ребенок не сумасшедший», «У меня трое детей, я все знаю».

Ошибки в воспитании совершают даже опытные родители, просто они об этом не знают и продолжают травмировать психику детей. Большинство психологических проблем у детей 4-5 лет действительно вызвано ошибками в поведении родителей и неправильным подходом к воспитанию. Проверьте себя, все ли вы делаете правильно?

  1. Выражение «носится, как электровеник» – это про дошкольников. Они остро нуждаются в постоянном движении – подвижные игры, танцы, эстафетные игры и т. д. Если родители не находят разумного двигательного режима для своего чада, если они ограничивают его движение, то ребенок становится непослушным, постоянно капризничает.
  2. В 4-5 лет необходимо усиленно заниматься развитием сенсорно-моторной сферы, тесно связанной с речевой и интеллектуальной, то есть нужно дать органам чувств как можно больше новых впечатлений. Многие родители делают большую ошибку, пытаясь научить четырехлетнего карапуза чтению или счету.
  3. В этом возрасте дети стремятся к постоянному активному общению с ровесниками, быть в коллективе. Появляются друзья, обычно это дети того же пола. Ребенок учится выстраивать партнерские взаимоотношения и играть по определенным правилам. У малыша появляется своя самостоятельная жизнь вне семьи, поэтому лучше отдать его в детский сад.
  4. Дети любят сотрудничать с взрослыми, охотно помогают в различных бытовых делах и стараются проявить себя полноценными участниками общения. Обычно это выражается в многочисленных вопросах, попытках рассуждения. Здесь родителям стоит набраться терпения и принять ребенка в беседу. Если вы будете общаться именно на равных, относиться серьезно и уважительно к его словам, то сможете, во-первых, завоевать уважение и доверие, во-вторых, направить любознательность в нужное русло.
  5. Ребенок в 4-5 лет стремится к самостоятельности, ведь он может сам себя обслуживать и хочет расширить поле своей деятельности. С другой стороны, он желает заявить о своих желаниях и правах, установить свои правила игры. Здесь нужно четко обозначить ребенку пределы дозволенного, установить систему правил и запретов, а также дать ему посильные обязанности и тщательно контролировать их выполнение, иначе вас ждут годы истерик. Здесь важно, чтобы все взрослые, которые участвуют в воспитании ребенка, были едины и последовательны в своих требованиях.
  6. Родители пятилетних малышей нередко жалуются, что ребенок перестал слушаться, а после наказания ведет себя еще хуже. Ремень и угол – не выход, в этом случае необходимо вместе с ребенком проанализировать ситуацию, чтобы он увидел необходимость правила или требования, нашел другое решение и получил подтверждение правильности сделанного мнения от кого-то, кто является для него авторитетом.
  7. Следующая особенность возраста – четкое дифференцирование своего пола и естественное любопытство к другому полу. Именно в 4-5 лет мальчики мечтают жениться на маме, когда вырастут, а девочки хотят выйти замуж за папу, ведь родители представляются им идеалом. На этой почве часто возникает нездоровая ревность любимого родителя к остальным членам семьи. Родители в этот момент обязаны провести четкую линию между взрослыми и детьми.
  8. Внимание в 4-5 лет становится более устойчивым и ребенок уже способен воспринимать правила как необходимость, поэтому настольных и подвижных игр с правилами и иерархией должно быть как можно больше.
  9. Многие родители постоянно хвалят ребенка, полагая, что этого достаточно для высокой самооценки. На самом деле, важны не столько слова, сколько реальные поступки. Ребенок должен чувствовать себя сильным, самостоятельным, человеком, который отличается какими-то уникальными способностями, у него должно оставаться ощущение, что без его помощи вы бы не справились.
Читать еще:  Психологические особенности детей 3 4 лет

Мы перечислили только основные моменты, упустив которые в 4-5 лет, вы получите в будущем маленького «вождя краснокожих», ведь недостатки воспитания быстро перерастают в самые негативные черты характера.

Зачем детям 4-5 лет нужны занятия с психологом?

Психолог строит занятия по принципу игрового и творческого направления, поскольку они являются ведущими в этом возрасте. Благодаря этому малыш находится в комфортных условиях, что способствует самовыражению. Также с их помощью психолог точно выявляет существующие трудности.

Регулярные занятия научат ребенка:

  • принимать себя и других людей;
  • контролировать свои поступки и осознавать ответственность;
  • излагать свои мысли;
  • соблюдать установленные правила и не переходить пределы дозволенного;
  • выстраивать позитивные и уважительные партнерские отношения;
  • понимать и выражать свои чувства;
  • понимать чувства и желания других людей;
  • различать «хорошо»/«плохо», «хочу»/«надо» и т. д.
  • безболезненно отделять себя от родителей;
  • взаимодействовать с группой детей и ее руководителем.

Кроме того, занимаясь с психологом, ребенок повысит самооценку, получит положительный опыт общения с окружающими и работы в команде, обретет уверенность в себе.

Занятия с детьми 4-5 лет строятся на таких условиях:

  • Обязательный элемент – теплая дружеская атмосфера, которая позволяет ребенку максимально расслабиться и способствует проявлению его личностных черт разными способами.
  • Частая смена видов игровых элементов деятельности – разминка, психодрама, пальчиковые, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
  • Творчество используется для развития личности ребенка, посредством арт-терапии, которая включает рисование, лепку, аппликацию, музыку и т. д.
  • Часть занятий проводится в группе, чтобы ребенок приобрел опыт положительного взаимодействия с детьми и научился соблюдению простых правил.

В регулярных занятиях с психологом особенно нуждаются дети, которые не посещают детский садик или с трудом выстраивают отношения со сверстниками и взрослыми, а также те ребята, которые перенесли сильный стресс.

Перед началом занятий необходимо прийти на консультацию, чтобы психолог мог выявить проблемное поле и заранее выбрать наиболее подходящую программу занятий. Желательно, чтобы на консультацию пришли все члены семьи, и психолог смог побеседовать с каждым.

Задачи психологического курса для детей 3-4 лет

1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.

2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.

5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости.

6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.

7. Способствовать формированию позитивной самооценки.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность — игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция — восприятие.

1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

3. Появление смысловой структуры сознания.

4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.

6. Удерживает внимание 7–8 минут.

7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).

Цели и задачи для взрослых:

1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.

4. Формировать умение действовать по правилам.

5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.

Новообразования:

1. Усвоение первичных нравственных норм.

3. Появление элементов партнерского общения.

Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам

(критерии результативности)

Восприятие

ЦветаКрасный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белыйУзнавание, называние, соотнесение
ФормыШар — круг, куб — квадрат, треугольникУзнавание, называние, соотнесение
ВеличиныБольшой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкийУзнавание, называние, соотнесение
ПространстваДалеко — близко, высоко — низкоУзнавание, называние, соотнесение
Эмоционального состоянияРадость, грусть, гневУзнавание, называние, соотнесение

Память

Зрительная образная: объем — 4–5 предметов.

Слуховая образная: объем — 3–4 звука.

Слуховая вербальная: объем — 4 слова.

Тактильная: объем — 3–4 предмета.

Внимание

Объем — 4 предмета.

Устойчивость — 10–12 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.

Читать еще:  Наблюдение и эксперимент в психологии

Воображение

РепродуктивноеРаскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает)
С элементами творческогоДорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора ил предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей

Развитие интеллектуальной сферы

Описание предмета по известным признакам.

Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.

Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;

животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).

по цвету — 3 оттенка;

по величине — 5 предметов;

по расположению в пространстве — 3 положения;

серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.

На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.

Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

Коммуникативная сфера

Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.

Психофизиологическая сфера

Умение закрашивать предметы внутри контура.

Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.

Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.

Тематическое планирование психологических занятий

Для детей от 3 до 4 лет

(1 занятие в неделю по 20 минут, всего 31 занятие)

МесяцТемя занятияКол-во часов
СентябрьЗнакомство Давайте дружить Правила поведения на занятиях Я и моя группа
ОктябрьРадость Грусть Гнев Словарик эмоций
НоябрьОсенний праздник Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты Восприятие формы Восприятие величины (большой – маленький)
ДекабрьЗдравствуй, Зима Диагностика Диагностика Новогодний праздник
ЯнварьВосприятие величины (широкий-узкий) Восприятие величины (длинный-короткий) Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки
ФевральСказка «Теремок». Обобщение: животные К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша». Обобщение: одежда, обувь Мальчики-одуванчики
МартДевочки-припевочки Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь Страна Вообразилия
АпрельДень смеха Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые Итоговая диагностика Итоговая диагностика

ПРОГРАММА КУРСА

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Занятие 1

Тема:Знакомство

Цели:

  1. познакомить детей друг с другом;
  2. создать благоприятную атмосферу на занятии.

Материалы: игрушка Зайчик (кукла бибабо), обруч, зонт, музыкальное сопровождение, мяч, цветочная полянка, бумажные цветы, клей-карандаш, зеленый маркер, мыльные пузыри.

План:

I этап. Организационный

Приветствие

В холле ребят встречает Зайчик и приглашает их на занятие.

Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут (И.О. психолога). А тебя как зовут? (психолог знакомится с каждым ребенком) С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать. Сегодня помогать мне будет мой давний друг Ушастик.

II этап. Мотивационный

Появление персонажа

Ушастик приветствует каждого ребенка за руку, знакомится, предлагает свою помощь в проведении игр.

Игра «Карусели»

Ушастик кладет обруч посередине ковра, и предлагает ребятам встать вокруг него.

Еле-еле-еле-еле, Закружились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Побежали, побежали, Побежали, побежали. Тише, тише, не спешите Карусель ос-та-но-ви-те. Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра.Медленно движемся Темп речи и движения ускоряются Замедляем темп Все остановились, Поклонились друг другу

III этап. Практический

1. Динамическая пауза «Зайчики»( на ковре)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгал зайка целый день,

Прыгать заиньке не лень.

Игра «Солнышко и дождик»

Ушастик находит зонтик и просит детей сказать для чего он нужен.

Психолог: Давай, Ушастик, прячься под зонтик, и вы, ребята, тоже прячьтесь, и дождик нам будет не страшен!

Ушастик: Ребята, когда я буду открывать зонтик, мы под него все будем прятаться. А как только зонтик закроется, мы будем снова бегать и прыгать по полянке. Понятно?

Психолог: Тучка солнышко закрыла,

Наших деток намочила!

Ну-ка, все сюда бегом,

Вас накрою я зонтом!

Ушастик: Прячемся все под зонтик.

Психолог: Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, теплое, лучистое.

Ушастик: Дождик прошел, можно идти погулять!

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Психологические занятия для детей 4 лет
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Развитие умения распознавать данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihologicheskie_zanyatiya_dlya_detey_4_let.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические занятия для детей 4 лет

  1. Знакомство с эмоциональным состоянием “Грусть”.
  2. Развитие умения распознавать данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.
  3. Тренировка мимических навыков.

1 этап – организационный (активизация внимания детей)

Дети повторяют за ведущим предложенные движения.

Встреча гостя – к детям приходит Курочка Ряба

2 этап – мотивационный (развитие слухового восприятия)

Прослушивание сказки “Курочка Ряба” (магнитофонная запись или рассказ).

Работа с последовательными картинками к сказке.

3 этап – практический

  1. Развитие операций сериация. Обучение установлению причинно – следственных связей.
  2. Развитие операции сравнение.
  3. Знакомство с мимическими проявлениями эмоции “Грусть”.

Развитие мимической выразительности.

  1. Развитие наглядно – образного мышления.
  2. Развитие мелкой мускулатуры руки.
  3. Развитие распределения внимания.

Работа с пиктограммами “Радость” и “Грусть” (радостные и грустные бабушка и дедушка в сказке).

Работа с зеркалом мимическая гимнастика, этюды на выражение эмоционального состояния “Грусть”.

Зрительный синтез из трех, четырех частей. Детям предлагается помочь Курочке Рябе собрать разбитое яичко.

Пальчиковая игра “Курочка Ряба и ее цыплятки”: дети рассказывают стихотворение и поочередно разгибают пальцы рук.

Раз – цыпленок у корытца, хочет он воды напиться,

Два – на камушке стоит и на курочку глядит,

Третий прыгнул на порог – виден желтый хохолок,

Четвертый отыскал зерно – очень вкусное оно,

Вот цыпленок номер пять – щиплет травку он опять.

4 этап – рефлексивный

Развитие умения анализировать свои эмоциональные проявления.

Упражнение “Мне грустно, когда…” дети рассказывают Курочке Рябе о том, когда им бывает грустно.

Прослушивание грустной музыки. Рисование пиктограммы “Грусть”.

ТЕМА: ВОСПРИЯТИЕ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ:

  1. Развитие восприятия.
  2. Обучение установлению причинно – следственных связей.

1 этап – организационный (создание эмоционального настроя группы)

На занятие пришел Незнайка (кукла, одевающаяся на руку). Он здоровается с каждым ребенком за руку.

2 этап – мотивационный (создание “ситуации удивления”)

Незнайка принес коробку с кубиками. Все кубики в коробке одного размера, но все – разных цветов.

Незнайка предлагает ребятам поиграть. Для этого нужно вытянуть обе руки вперед ладонями вверх. Незнайка кладет каждому ребенку в правую руку по красному кубику (они легкие). Затем Незнайка в левую руку каждому ребенку кладет по желтому кубику (они тяжелые).

Можно использовать кубики из картона или пластмассовые. Красные кубики – пустые, желтые – наполнены металлическими гайками. Разница в массе кубиков должна быть ощутимой.

3 этап — практический

  1. Развитие операции сравнение.
  2. Обучение умению устанавливать причинно – следственные связи. Дети сравнивают кубики (выделяют сходства и отличия). Затем

Незнайка предлагает детям поставить опыты. Ведущий приносит таз с водой и еще одну коробку с различными предметами (обязательно должны присутствовать деревянные предметы разной величины и цвета, железные предметы разной величины и цвета; можно использовать стеклянные предметы, пластмассовые и камушки).

Первые 5 предметов (из разных материалов) по одному бросают в воду и наблюдают за ними (тонут или плавают). Затем каждый ребенок берет по одному предмету и высказывает свое предположение, как этот предмет будет вести себя в воде (утонет или не утонет). Затем предположение проверяют.

Ведущий может нарочно пугать детей. Например, говоря, что красный шарик утонул, может, и этот красный шарик утонет (шарики из разных материалов).

4 этап — рефлексивный

Развитие операции обобщение.

Незнайка спрашивает детей: “Какие же все – таки предметы тонут и почему? Все ли тяжелые предметы тонут? Тяжелое деревянное бревно утонет? А меленький легкий железный шарик?”

Дети объясняют Незнайке, что они поняли из опытов. Делятся обобщения: все деревянные предметы не тонут, все камушки тонут и т. д.

ТЕМА: “МОИ ПОМОЩНИКИ РУЧКИ”

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Развитие самопознание: показать детям значимость рук в жизни человека.
  3. Формирование позитивной мотивации общения.

1 этап – организационный

  1. Эмоциональный настрой. Привлечение внимание детей.
  2. Формирование позитивной мотивации общения. Развитие умения слушать.
  3. Развитие саморегуляции.

Дети встают в круг. Психолог предлагает поздороваться сначала самим

с собой : “ Здравствуйте, ручки, здравствуйте, ножки, здравствуйте, ушки,

здравствуй, носик, здравствуй, ротик, здравствуйте, глазки”; а затем друг

с другом: “Здравствуйте, детки, — здравствуй, Саша, Маша…”

Упражнение “Хорошие новости”

Сидя в кругу, перекатывают мяч друг другу. Ребенок, к которому прикатился мячик, по желанию рассказывает о том, что хорошего произошло у него за те дни, когда не было занятий. Остальным детям при этом предлагается внимательно послушать говорящего, не перебивая его. По окончании рассказа дети могут задавать вопросы.

2 этап — мотивационный

  1. Развитие рефлексии.
  2. Настройка.
  3. Развитие самоанализма.

Психолог предлагает детям вспомнить темы предыдущих занятий (мои глазки, мой носик, мой ротик, мои ушки). “С какими нашими помощниками мы уже познакомились на наших прошлых занятиях?”

Вопрос: “Как вы думаете, с каким помощником мы будем знакомиться сегодня?”

Дети высказывают свои предположения по этому поводу. Сюрпризный момент. В гости приходит Королева Перчатка и рассказывает о своих друзьях – ручках. В ходе рассказа детям задаются следующие вопросы:

  • А у вас есть ручки?
  • Чем и каким образом нам помогают ручки?
  • Нужны ли вам ручки?
  • Для чего?
  • Нужно ли ухаживать за ручками?
  • Каким образом?

Королева Перчатка предлагает подружиться со своими ручками, поиграть с ними.

3 этап – практический

  1. Развитие тактильного восприятия.
  2. Развитие тактильной памяти.
  3. Развитие пространственного мышления.
  4. Двигательная разминка.
  5. Развитие мелкой мускулатуры руки.
  6. Развитие распределения внимания.
  7. Формирование навыков невербального общения.
  8. Развитие устойчивости внимания.
  9. Развитие мыслительной операции анализа.

Игра “Волшебные дощечки”

Материал: дощечки 15*10 см; на них наклеены: искусственный мех, фотобумага, спички, веревка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага. Детям предлагается рассмотреть дощечки, чем они отличаются друг от друга, есть ли одинаковые. Дети закрывают глаза (завязывают, отворачиваются).

  • С помощью рук нужно определить, что за дощечка предлагается, описать ее.
  • Постараться найти “подружку” дощечки (парную).
  • Дощечки раскладываются в определенном порядке.
  • Дети должны запомнить расположение дощечек.

Затем дети закрывают глаза, а психолог в это время меняет какие – либо дощечки местами. Дети находят изменения с помощью рук с закрытыми глазами.

Королева Перчатка предлагает детям схему групповой комнаты. На схеме “Х” обозначено местоположение клада. Дети анализируют схему совместно с психологом и приступают к поиску.

Клад – “Волшебный мешочек”.

Игра “Волшебный мешочек”

Королева Перчатка предлагает детям посмотреть, какие игрушки лежат в “волшебном мешочке”, а посмотреть предлагается с помощью помощников – ручек. Дети поочередно опускают руку в мешочек, нащупать какую – либо игрушку (психолог фиксирует ее своей рукой), ребенок дает максимальное описание игрушки и возможно, предположение, о том, что это может быть. Затем из мешочка достают все игрушки и каждый ребенок должен найти ту игрушку, которую уже держал в руке (психолог подтверждает верность предположения).

Обращается внимание на то, что играть в эту игру детям помогали их помощники – ручки.

Взгляни на ручку поскорей!

Сколько пальчиков на ней?

Раз! – Это пальчик большой, толстенький, важный такой!

Два! – Указательный пальчик, он непоседливый мальчик!

Три! – Средний пальчик, на ладони он остальных длинней немножко!

Четыре! – Безымянный, он с мизинцем вместе бьет поклон!

Пять! – Самый маленький братишка – мизинчик, озорной плутишка!

Возьмемся братцев посчитать. Их на руке, конечно, пять!

Игра “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”

Дети делятся на две группы. Одна группа остается дома, другая группа “идет гулять”. Во время “прогулки” вторая группа договаривается, какое движение они будут показывать первой группе.

По возращении дети второй группы здороваются: “Здравствуйте, детки!”

1 группа: “Здравствуйте! Где вы были? Что вы делали?”

2 группа: “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем” (показ определенных действий с помощью рук)

Группы меняются местами.

Индивидуальное занятие “Найди пару Перчаточке”

Королева Перчатка предлагает отдохнуть и сесть за стол, где предлагается детям познакомиться со своими подружками – Перчаточками.

Дети анализируют, чем Перчаточки похожи друг на друга, чем отличаются.

Перчаточки просят помочь сделать веревочки для каждой пары, чтобы не теряться на прогулке.

4 этап — рефлексивный

  1. Развитие самостоятельности мышления. Рефлексия занятия.
  2. Возвращение к вопросам, заданным на втором этапе занятия.

После этого психолог задает детям следующие вопросы:

  1. Что запомнилось на сегодняшнем занятии?
  2. Какая игра понравилась больше всего?
  3. Какие помощники помогали нам на этом занятии?

Прощание с Королевой Перчаткой и друг с другом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми раннего возраста в адаптационный период.

ТЕМА: МОЯ СЕМЬЯ Цели:1. Обратить внимание детей на отношения в своей семье.2. Формирование позитив.

Развитие восприятия (формы). Развитие психических процессов (внимание, память, мышление) в процессе работы с формой.

Данное занятие является частью системы коррекционно-развивающих занятий по формированию социально-эмоционального развития дошкольников, включенных в компилятивную программу «Давайте жить дружно!» (авт.

Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч.

Тема: «Путешествие в волшебную страну&raquo.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector