221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическое развитие ребенка до 3 лет

Психологическое развитие ребенка: от рождения до 3 лет
консультация на тему

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_rebenka_ot_goda_do_3_let.docx16.79 КБ
razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya_do_goda.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое развитие ребенка:

с рождения до трех лет

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

  1. Год – полтора года: малыш-исследователь.
  2. Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
  3. Два – три года: «пик» умственного развития .

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.

От двух до трех лет

  • Словарный запас малыша стремительно расширяется.
  • К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.
  • Комментирует все свои действия, таким способом он тренирует не только речь, но и внимание с памятью.
  • Карапуз копирует не только речь взрослых, но и их поведение.
  • Родители все чаще слышат вопрос: «Почему?». Не ленитесь на него отвечать.
  • Малыш способен запоминать небольшие стихи или песни.
  • Ребенок уже умеет придумывать сюжеты игр или истории, у него развивается воображение. Впервые примеряет на себя чужие образы и роли в игре.
  • Детям в этом возрасте просто необходимо общение со сверстниками, он ведет себя с ними дружелюбно, делится игрушками. Именно в это время появляются первые друзья.
  • Формируется самолюбие и гордость, малыш стремится угодить маме и папе.
  • Это уже маленькая личность, он будет прислушиваться к вам только тогда, когда вы научитесь договариваться с ним, а не просто будете требовать полного повиновения.

Трехлетка все еще нуждается во внимании и заботе родителей, и если ему будет не хватать этого, то он снова станет «маленьким»: попросит покормить или переодеть его, хотя давно делает это сам.

Раннее детство ребенка длится до трех лет, с каждым днем малыш понимает все больше, говорит все лучше и становится все более самостоятельным. Окончание этого периода – кризис трех лет, а затем малыша можно будет назвать дошкольником.

С уважением, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад «Гусельки»

Белоусова Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Психологическое развитие ребенка:

с рождения до трех лет

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

  • 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
  • 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
  • 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое «агу»..

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

  • 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
  • 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать — кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
  • 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
  • 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
  • 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Мир психологии

психология для всех и каждого

Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.). Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.

Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная Деятельность. В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической Деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Психологическое развитие трёхлетнего ребенка

Вашему малышу 3 года. В это время идет активное психологическое развитие ребенка. Меняется его отношение к себе, родителям. Он начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Начинается кризисный период перемен. Родителям нужно выбрать правильную тактику общения и воспитания, иначе вы просто навредите ребенку. Не ограничивайте малыша в желании быть самостоятельным.

Ваш кроха растет, меняется. Сейчас ему нужно хорошее, правильное питание, много кальция. Физическое развитие должно проходить нормально. Для этого детям нужно много двигательной активности. Игры на воздухе помогут им снять напряжение, и потом малыш будет хорошо спать. Занимайтесь спортом вместе: это хорошо скажется на ваших отношениях с малышом. В это непростое время родителям нужно проявлять мудрость и терпение.

Особенности детской психологии

В 3 года у ребенка есть свои психологические особенности. Развитие психики, интеллекта и восприятия идет постепенно. Не стоит требовать от ребенка в 3 года понимания, эмпатии, самокритики. Все это придет, но со временем.

А сейчас это просто активные, жизнерадостные маленькие человечки. Обычно в этом возрасте родители замечают сильные изменения характера и поведения ребенка. Многим кажется, что его поведение портится. Но все дело в личностном развитии ребенка: он начинает вдруг осознавать, что он отдельный человек, у него есть свои желания и возможности.

Потребность быть личностью

До 2,5 лет малыш ощущал сильную связь с матерью. Без ее разрешения или поощрения он не начинал ничего делать, от нее же ждал помощи. Теперь психическое развитие продвинулось, и кроха вдруг понял, что он сам может решать многие вещи. И тут дети начинают с боем отстаивать свои интересы.

Малыш может закатить истерику, если не получит обязательно голубую пластмассовую ложечку за обедом. Или же решит выбирать себе одежду только самостоятельно. Все то, что предложено мамой, отрицается. Стоит относиться к этим переменам терпеливо. Этот этап проходят все дети, но лучше, если он закончится к 4-5 годам. Если вы будете спорить с малышом, наказывать его за любое проявление самостоятельности, то такой период может только затянуться.

Позвольте быть самостоятельнее

Это не значит, что ребенку нужно все разрешать. В 3 года у малышей еще нет критической оценки действительности. Для них важны собственные желания и их быстрое удовлетворение. Относитесь с уважением к тому, что ребенок хочет стать самостоятельнее. Если его требования и желания обоснованные, то что в них плохого? Малыш всего лишь требует за обедом голубую ложечку – почему не дать ее ему? Ведь для родителей это, по сути, не имеет значения, так как ребенок ничего плохого не делает.

Постарайтесь понять малыша

Конечно, если он рвет не понравившуюся одежду, игрушки, ломает вещи, тут необходимо проявить строгость. Психологическое развитие малыша проходит быстро. Если родители не обращают внимания на какие-то проблемы поведения, они так и останутся у ребенка. Это станет для него привычным типом общения с людьми или обращения с предметами. Когда малышу 3 года, родителям нужно понимать: ругань, агрессия недопустимы в воспитании. Лучше старайтесь объяснить, показать на своем примере.

Дети все повторяют за родителями. Если они видят ваш позитивный пример, то им гораздо легче будет делать выбор в пользу правильного. Психологическое развитие детей — процесс, который проходит по спирали. Невозможно научить малыша сразу сложным, «взрослым» законам функционирования общества. Он их просто не поймет. Начните с малого – с семьи.

Не стоит думать, что он еще слишком мал, чтобы учиться. В 3 года малыши ориентируются на поведение родителей. Так поступает мама? Значит, это «хорошо», так делать/говорить можно. Старайтесь быть примером для ребенка, иначе он будет брать пример с кого-то еще.

Интеллект

Интеллект развивается частично благодаря стараниям родителей, а частично это естественный процесс. Малыш видит, слышит, чувствует — все это дает ему опыт, некое знание о мире. Какие-то простые выводы он уже может сделать сам. Конечно, далеко не обо всем. В 3 года дети часто задают родителям вопросы — самые разные, иногда глупые или некорректные. Ругать ребенка за интерес неправильно. Лучше всего помогите ему самому разобраться в вопросе.

Техники раннего развития всегда предлагают малышу самому искать ответ. У него есть все необходимое, например особые развивающие игрушки. Возникает интерес — есть возможности для его удовлетворения. Например, ваш малыш посмотрел мультик про животных и у него масса вопросов. Не отмахивайтесь от этого интереса — сходите в зоопарк, в музей, прочтите ему что-то из энциклопедии. После похода в зоопарк предложите нарисовать тех животных, которые больше всего понравились. Такое простое и интересное упражнение отлично сказывается на интеллектуальном развитии ребенка:

  • повышается концентрация (на том, что интересует);
  • развивается логическое мышление (малыш может делать выводы из прочитанного, увиденного);
  • улучшается память (так как запоминается самое интересное);
  • малыш учит новые слова (развитие речи).

Так родители могут удовлетворить практически любой интерес ребенка. Это не только интересно, но и познавательно.

Кризис «я сам»

Многим родителям знаком кризис «я все делаю сам». Малыш так и говорит маме: «Я сам хочу». Это его желание естественное и нормальное. Но, если бы все было так просто, это явление не называлось бы кризисом. Для ребенка многие действия и свойства предметов неочевидны. Например, родители всегда включали ему мультфильмы. Он знает, что включить телевизор можно, использовав пульт. Но сам пользоваться им он не умеет – малышу приходится идти за помощью к матери.

С одной стороны, он уже многое может сам, а с другой — понимает, как нуждается в родителях. Из-за этого кризиса развитие малыша прогрессирует. Ему нужно избавиться от необходимости спрашивать, искать помощи у взрослого. Если не позволять ему делать то, что хочется, и ограждать от самостоятельных действий, у него не будет стимула учиться. Зачем? Ведь мама и папа все могут сделать лучше, аккуратнее, быстрее. Этот период не очень приятный для родителей, ведь они встречают массу протестов со стороны крохи. Но это время просто нужно преодолеть.

Помочь ребенку узнать свои возможности

В 2,5-3 года для детей на первом месте собственные интересы и желания. Например, ребенок плачет, не хочет идти в садик, и на него совершенно не действуют объяснения, что родители уходят на работу, не могут забрать его с собой. Он настаивает на том, чтобы остаться дома или пойти на работу вместе с мамой или папой. Этот детский эгоизм —временное явление. Конечно, при правильном воспитании. Главное тут — диалог между малышом и родителями. Разберите такую ситуацию: он остается дома, не идет в садик, а родители уходят на работу. Спросите:

Может, тебе одному целый день будет скучно или страшно?

Напомните, что в садике его покормят, он пойдет на прогулку, будет играть с друзьями. А оставшись один дома, он окажется лишен всего этого. Малыш, конечно, будет говорить, что справится сам. Но главное, что он задумается о происходящем. Не принуждайте ребенка к чему-то, а объясняйте все на доступном ему языке. В выходной день предложите ему разыграть такую ситуацию: он один дома, родителей нет, и он должен все возникающие проблемы решать сам:

  • может взять что-то из холодильника на завтрак;
  • придется самому играть, развлекать себя;
  • сам одевается;
  • самостоятельно умывается, чистит зубы.

Это делается не для того, чтобы показать малышу, что без родителей он не справится. Наоборот, это проверка его самостоятельности. Так он сможет реально оценивать свои силы. А родители находятся рядом, наблюдают за ним. Еще ребенок сможет увидеть последствия своего выбора. Хочет есть целый день только конфеты и мороженое? Хорошо, пускай. Так он поймет, почему мама предлагает на завтрак кашу или бутерброд. Опыт будет позитивным. В следующий раз, играя в такую игру, он уже не сделает прошлых ошибок.

Личностное развитие

Развитие ребенка в 3 года становится более продуктивным. Главное – сейчас начался процесс становления малыша как самостоятельной личности. Нельзя этому мешать, а вот помогать как раз нужно. Родители должны занять позицию сторонних наблюдателей: дайте ему возможность действовать, не мешайте.

В нужный момент объясните, что кроха делает не так, предложите несколько вариантов, как можно поступить. Важно не только ругать, но и хвалить. Научился новому? Сделал интересный вывод? Сам понял, как пользоваться той или иной вещью? Похвалите его, скажите, что очень гордитесь.

Психологическое развитие должно быть сбалансированным: победы и поражения, похвала и предупреждение должны чередоваться. Это реальность: в жизни не бывает так, что нас только хвалят или только ругают. В 3 года уже проявились черты характера крохи. Вы видите, умеет ли он быть упорным в достижении цели, может ли стать лидером, или же он лишь следует за большинством, легко сдается. Его личность создается по кирпичикам, а «строительный материал» — ваши отношения в семье, общение между родителями.

Детские страхи

В этом возрасте у детей периодически обостряются старые страхи или появляются новые. Кажется, ребенок уже не боится темноты или одиночества, но эти страхи могут вернуться. К 3 годам такое случается. Это реакция на климат в семье. Родители снова поссорились? Мама плакала, а папа кричал, ругался… Малыш может не отреагировать на происходящее, но потом появятся страхи. Дети реагируют на перемены общения, отношений родителей.

Родителям нужно это понимать, ведь для нормального психического развития малыша отношения между ними тоже должны быть здоровыми. Дайте понять ребенку, что между вами все хорошо. Можете объяснить, что иногда люди ссорятся, но это не значит, что они не любят друг друга. Ночные страхи могут оставаться надолго, не дают покоя детям по ночам, мешают спать. Лучше всего решить эту проблему сейчас, когда малышу 3 года. Если ребенок просит побыть с ним перед сном, то посидите 10-15 минут, почитайте ему книжку. Оставьте небольшой источник света в комнате. Когда все нормализуется, он снова сможет спать без проблем.

Физическое развитие

Это период, когда физическое развитие идет очень быстро. Много движения, активные игры позволяют малышу быстро прийти в хорошую форму. Он уже гораздо более выносливый, чем даже год назад.

Нормальный рост ребенка в 3 года — 98-103 см. У низких или высоких родителей показатели могут немного отличаться. В этот момент важно, чтобы ребенок потреблял достаточно кальция и фосфора. Врач предложит вам принимать витаминные комплексы с этими микроэлементами. Это хорошая идея, ведь из молочных продуктов кальций получить можно далеко не в таком количестве.

Вес от 15 до 16 килограммов считается нормальным. Хотя у миниатюрных родителей дети могут немного отставать в весе. Сейчас малышу важно питаться хорошо, но правильно. Нельзя допускать веса в 18-19 килограммов для этого возраста: это слишком много. В случае переедания, потребления большого количества нездоровой пищи могут начаться серьезные проблемы.

Что уже умеет ребенок?

Почти все, что необходимо, кроха уже освоил. Давайте посмотрим, чему он научился за последний год:

  • сохраняет равновесие (может ходить по бревну);
  • хорошо бегает;
  • прыгает вперед и назад;
  • запоминает последовательность из 5-10 движений;
  • бросает и ловит предметы;
  • ходит и бегает по лесенке;
  • ходит на цыпочках;
  • выполняет несложные упражнения, повторяет за воспитателем.

Это основные навыки. Всему остальному вы можете его научить. Сейчас кроха гораздо выносливее, чем был еще год назад. Родители могут заниматься спортом вместе с малышом. Например, папа делает утром зарядку – он может предложить ребенку заниматься вместе, а можно даже немного соревноваться.

Все занятия лучше строить в виде игры – тогда малышу не будет скучно. Сейчас дети любят двигаться, для них это большое удовольствие. После зарядки можно поиграть в подвижные, активные игры. Психология ребенка 3 лет ориентирована на игровую деятельность. Как только какой-то процесс превращается в игровой, малыш хорошо на нем концентрируется и успешно учится.

Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия – например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.

Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.

Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.

Быть “почемучкой” совершенно естественно для ребенка такого возраста

  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: развивающие книги для детей 3-4 лет).

Читать еще:  Период младенчества психология
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector