221madou.ru

Мама и Я
46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическое содержание преддошкольного возраста

Особенности психического развития ребёнка преддошкольного возрата

В отечественной психологии, чаще всего, период новорождённости объединяют с последующим – младенческим возрастом. Однако, уитывая, что он имеет свои специфические особенности, правомерно этот период характеризовать отдельно.

Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

Центральным новообразованием этого этапа является формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью.

Новорождённый ребёнок беспомощен, полность зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуаации развития младенца. На данном этапе ребёнок обладает сравнительно ораниченным фондом безусловно – рефлекторныхформ поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный и др. рефлексы). Органы чуст достаточно сформированы для функционирования, хотя и нет ещё согласованности в движении глаз. Кора больших полушарий ещё не сформирована. Ощущения не дифференцированы и слиты с эмоциями.

У новорождённого малое число врождённых форм поведения. эТо не слабость, а сила ребёнка, безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов.

Новорождённость начинается с адаптации органов и систем к внеутробной жизни, которая выражена так называемыми физиологическими состояниями:

1. При переходе к самостоятельному кормлению(сосанию) происходит физиологическая потеря веса(от 6%), которая продолжается в течение 3-5 дней, пока ребёнок не научится полноченно питаться.

2. Физиологический катар кожи – кожа после рождения легко инфицируется, краснеет, приобретает синюшный оттенок.

3. Физиологическая желтуха – является результатом приспособления печёнки к самостоятельному функционированию.

4. Половые кризы – увеличение молочных желёз. Припухлость половых органов и др.

5. Физиологическая гипертония мышц – напряжение и стремление новорождённого сохранять внутриутробное положение.

6. Физиологический сон – для несозревшей коры раздражители среды являются сверхсильными. Сон сохраняет, защищает, помогает накапливать энергию.

Рождается ребёнок с объёмом голвы – 32-34 см, весом мозга – 360 -400 гр, что составляет 1/8 веса его тела. В течение периода новорождённости вес мозга прибавляет по одному грамму каждый день, достигая к концу периода 420-460 граммов.

В качестве границы перехода на следующий возрастной этап Выготский называет первую сознательную улыбку ребёнка, которая знаменует собой начало его собственной психической жизни. Улыбка появляется на фоне общего удовльствия малыша от общения с другим человеком. Улыбка представляет собою так называемый «Комплекс оживления», состоящий из четырех компонентов в 1-2 месяца:

1. Замирание, пристальный взгляд в лицо взрослого и готовность воспринимать его воздействие.

2. Улыбка (в том числе инициативная), выражающая радость от общения и желание привлечь к себе.

3. Двигательное оживление (движение головы, ручек, ножек, прогибание спинки).

4. Вокализация – вскрики, громкие и отрывистые звуки – Г, К, Х или протяжные – О, А.

Период младенчества(от 1-2 до 12-14 месяцев).

За этот период вес мозга, по сравнению с новорождённостью, удваивается. Первым блоком созревания становится двигательная зона коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к поялвению динамических стереотипов: в 2 месяца ребёнок пытается, а в 3 уже удерживает голову и поворачивает её к источнику воздействия, в 4 месяца пытается, а в 6 – сидит, в 10 месяцев стоит и передвигается около предметов, в 11-12 месяцев овладевает ходьбой. Формируется связь коры с подкоркой – центром эмоциональных состояний, что обусловливает в 2 месяца появление первой улыбки, а в 5 месяцев – смех голосом. Столь интенсивное созревание головного мозга, его коры, нервной системы в целом неможет не сказываться на социализации и психическом развитии младенца.

Социальной ситуацией развития по-прежнему является непосредственное эмоциональное общение с матерью, но ребёнку уже мало только кормления, ухода и заботы. Ему нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействи(«мы»). Он хочет быть вместе с другим человеком. Появляется предпосылка к дифференциации социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Возникают предпосылкик игре: в 3 месяца внимание к игрушкам, в 4 -4,5 месяца хватательные движения руки, в 8 месяцев – сенсомоторные манипулятивные действия с игрушкой, в 10 месяцев – начало действий поподражанию.

Центральным ведущим новообразованием психики является потребность ребёнка в общении со взрослыми людьми. Оно становится главным фактором возрастного развития младенца.

Овладение в 11-12 месяцев ходьбой и пространством приводит к резкому возрастанию стремления к самостоятельности и независимости от взрослого. Но пока ребёнок ничего не умеет, не способен учитывать опасности от своих самостоятельных действий. Потому он всё ещё нуждается в постоянной помощи и контроле взрослых. Естественно, что это ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребёнок резко протестует, прояляет неготивизм. Из ранее спокойного превращается в капризного, настырного и непослушного.

В его поведении появляются новые, как положительные, так и отрицательные черты. Положительные: самостоятельность, активность, чувтсвительность к замечаниям, радость открытий пространства и свободы, независимости,желание привлечь близких к своим потребностям и интересам. Отрицательные: обидчивость, отказ от помощи, капризность и др. Это кризис одного года. По Д.Б.Эльконину – кризис связанный с изменением ориентации и технической организации в мире вещей. Вместе с тем, это переломный момент в развитии, отделяющий период младенчества от последующего – преддошкольного(раннего детства) возраста.

Преддошкольный возрастной период (раннее детство – 1-3 года)

Раннее детство в жизни ребёнка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте снижаются темпы увеличения роста и веса, но при этом знаительно совершенствуется множество умений и навыков. Это уверенная ходьба, развёрнутая предметная д-ть, достаточно развитая речь, предметное мышление, это первое рождение личности ребёнка, становление его «я».

Читать еще:  Психологическое содержание младенческого возраста

Вес мозга, по сравнению с новорожденность, утраивается – 1050 -1100грамм. Происходит миелинизация нервной системы и больших полушарий. Это обусловливает некоторую концентрацию процессов возбуждения и торможения, увеличение функционального предела клеток коры и формирование многообразных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.

Ведущая деятельность — Предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность.

Факторы предметно-манипулятивной д-ти:

 Освоение ходьбы – расширяет возможности ребёнка в активном взаимодействии с предметами. Ребёнок постоянно находится в движении. Активность ребёнка – это мощнейший инструмент совершенствования всех видов д-ти ребёнка. Благодаря развитым двигательным навыкам ребёнок значительно быстрее осваивает пространство, в частности, более точно оценивает местоположение предметов, как по отношению к себе, так и между ними. Развитие ходьбы стимулирует развитие самосознания.

 Освоение предметных действий – развитие предметных действий идёт от свободного манипулирования(1год 1 месяц), через предметные действия(выяснение значения предметов) к предметной д-ти(2года) – использование предметов по назначению.

Овладение речью – на основе накопленных впечатлений, полученных в предметной д-ти, у ребёнка происходит развитие речи. Процесс становление речи ребёнка раннего детства по-своему разнообразен. Источником развития речи являются, с одной стороны, биологические детрминанты, с другой – потребность в общении, с третьей – д-ть взрослого, вынуждающая ребёнка называть свои желания, ясно оформляя мысли словами. Речь в раннем детстве является ведущим новообразованием. Раннее детство – сензитивный период для развития речи.

(Новообразование)Речь. Три этапа:

1. Накопление словарного запаса (активного и пассивного словаря). 10-20сл в 1 год, 300-400 в 2года.

2. овладения фонетической речи, от замены звуков, перестановки слогов до вполне правильного произношения всех звуков речи 3г.

3. Первоначальное развитие связной речи. 1,5-2 первая фраза (2-3 слова), к 3г развернутая фраза, с дополнениями, определениями и др. членами предложения.

Социальной ситуацией развития раннего возраста является ситуативно – деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначение и свойство предметов, но уже делает это не за ребенка, а вместе с ним.

Помимо речи в раннем возрасте развиваются др. писхические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди перечисленных взаимосвязанных психических функций доминирует восприятие.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – это аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.

В это период в процессе активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребёнок может и непроизвольно воспроизводить услышанное и увиденное раньше – ему что-то вспоминается. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия, ещё нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.

Мышление в этом возрастном периоде принято называть наглядно – действенным. Как видно из названия, оно основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребёноком.

В это время в совместной д-ти взрослого и ребёнка усваивается сопособы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит ребёнка тому, как деражть ложку, карандаш, что нужно делать с игрушками – возить машинку, копать лопаткой, укачивать куклу.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической д-ти. Особенно это хорошо видно, когда ребёнок сталкивается с задачей, способам решения которой его взрослые не обучали. Мышление развивается в процессе практической д-ти и из практической д-ти.

Л.С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. (Причем негативизм избирательный). Главный мотив действия – сделать наоборот.

Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Строптивость часто ведет к конфликту.

В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм, тогда как в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность.

Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание (может отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя)

Преддошкольное детство включает в себя множество сенситивных периодов, освоение предметных действий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологические особенности детей преддошкольного возраста

Ребенок стал очень ранимым.

Учить или не учить (в частности чтению).

Подготовка к школе.

Ребенок стал обзываться, грубить.

Интерес к анальной, половой сферам, фекалиям.

Ребенок стал очень подвижным.

Карманные деньги – давать или не давать.

Когда отдавать на занятия в музыкальную, художественную, спортивную школу.

Как любить ребенка, не смотря на ….

Детские заговоры и злословие.

Проблема что одеть.

Мальчики и девочки — два разных мира.

13.Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст 5 – 6 лет.Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция – воображение.

— общение со взрослымситуативно-личностное;

— проявление произвольности всех психических процессов;

— в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

— проявление творческой активности во всех видах деятельности;

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

кризис 7 лет . Кризис трёх лет — (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Читать еще:  Детский психолог агрессия

Семь симптомов кризиса.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Тема 4. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Развитие сенсорной и перцептивной сфер преддошкольника. Развитие собственно активной речи ребенка. Формирование целенаправленной деятельности и зачатки мышления. Развитие познавательных функций. Развитие социальных потребностей и эмоций.

Возрастные рамки преддошкольного периода, или периода раннего детства, по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, определены от 1 года до Злет.

К концу младенческого периода создаются предпосылки для перехода к новому периоду. Преддошкольный период характеризуется нарастанием противоречий внутри процесса развития, так как уровень регуляции принципиально меняется. Сенсорный уровень регуляции заменяется перцептивным, начинает функционировать речь, заканчивается процесс естественного развития.

Физическое и моторное развитие. В преддошкольном периоде отмечаются быстрый рост тела и увеличение его массы. Образуются швы на черепе. Появляется около 20 молочных зубов. Темпы дыхания и кровообращения более ритмичные. Улучшается терморегуляция. Развивается нервная система. Вес мозга достигает 1025 г, начинается дифференцировка клеточных элементов коры. Продолжается совершенствование моторики.

Перцепция. Наиболее интенсивное развитие отмечается в перцептивной сфере. К усложнению перцептивной сферы приводит появление у детей предметно-манипулятивной деятельности, овладение произвольной регуляцией посредством слова, становление акта ходьбы. По теории Ж. Пиаже, генез перцепции завершается после 18 месяцев жизни. Дальнейшее развитие идет по пути изменения качественных характеристик.

Мышление. С 12 до 24 месяцев, по теории Ж. Пиаже, продолжается период становления сенсомоторного интеллекта, затем начинается дооперациональный период развития интеллекта. В дооперациональном периоде выделяются две стадии: допонятийная — от 2 до 4 лет, интуитивная, или переходная — с 5 до 7 лет. Особенност ью развития интеллекта в этот период является эгоцентризм мышления — это трудность увидеть мир с точки зрения другого человека; неумение понять, что у других людей другие представления, другие чувства; придание неодушевленным предметам свойств живых существ. Например: разговаривая по телефону, ребенок может мотать головой в ответ; может говорить о грустном велосипеде.

Элементарные мыслительные операции выступают у преддошкольника в различении, а затем и в сравнении цветов, размеров, удаленности, формы предметов. Сравнение происходит на уровне второй сигнальной системы. Как всякий мыслительный процесс, операция сравнения приводит ребенка к решению задач, к новым знаниям.

Память. Характеризуется пластичностью, легкостью запечетлевания. В преддошкольном периоде функционируют три вида памяти: зрительно-пространственная, образная и вербальная. В результате исследований микродинамики развития памяти Д.Х. Гизатуллиной было установлено, что наиболее высокий уровень развития имеет зрительно-пространственная память.

Внимание. Характеризуется кратковременностью, слабой сосредоточенностью. Внимание постепенно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины. Ребенок не управляет своим вниманием, оно носит непроизвольный характер и привлекается ярким раздражителем. У преддошкольника узкий объем внимания, низкий уровень устойчивости внимания. Оно наиболее устойчиво в процессе активной деятельности ребенка.

Речь. В формировании речи существует ряд общих и специальных предпосылок:

1) весь естественный путь развития психических функций в период младенчества;

2) наличие предметной деятельности ребенка;

3) наличие невербального уровня общения в младенческом периоде;

4) наличие языковой, социальной среды общения;

5) наследственная предрасположенность к овладению речью (сформированный артикуляционный аппарат);

6) наличие предречевого развития (интонации и псевдослова);

Читать еще:  Психологические сказки для дошкольников

7) параллельное развитие трех уровней формирования речи.

Развитие речи в преддошкольном периоде реализуется по двум направлениям: понимание и произношение. Развитие произношения идет по трем уровням: фонемному, словообразовательному и синтаксическому.

Завершается преддошкольный период кризисом 3-х лет. Этот кризис сопровождается лозунгом «Я САМ!» и сигнализирует взрослым: ребенок освоил предметную среду своего обитания, хорошо в ней ориентируется и для него требуется новое, более широкое поле деятельности. Предметные манипуляции исчерпали свой позитивный потенциал. Ребенок настаивает на самостоятельности, отвергает мелочную опеку, хотя во многом еще требует ее, не способен сделать сам то, на что замахивается. Возникает необходимость в смене деятельности, причем в своевременной.

Таким образом, можно выделить основные черты преддошкольного периода:

1) это критический период, так как создаются предпосылки для последующей социализации ребенка;

2) переходный период — с естественного пути развития на социальный;

3) ребенок овладевает речью — основным механизмом социализации;

4) это период перцептивной регуляции психической деятельности ребенка;

5) более продолжительный период развития.

Вопросы к аудитории

1. Для какой психической функции преддошкольный период является сензитивным?

2. Какая деятельность в период раннего детства является ведущей?

3. Как идет развитие грамматического строя языка в преддошкольный период?

4. В чем заключаются особенности развития познавательной сферы преддошкольника?

5. Какие компоненты «Я-концепции» развиваются в этом возрасте?

6. В чем специфика взаимоотношений детей раннего возраста с взрослыми и сверстниками?

7. С чем связан и в чем выражается кризис 3-х лет?

Литература к лекции

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984. Гизатуллина Д.Х. Формирование познавательных функций в раннем онтогенезе: Автореф. канд. дис. Л., 1984.

Ибука М. После 3-х уже поздно. СПб., 1993.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

Рыбалко Е. Ф. О генетических уровнях социализации// Вестн. Ленингр.ун-та. 1973. №5,

Эпьконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Дата добавления: 2016-03-05 ; просмотров: 1301 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector