221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическое воспитание детей дошкольного возраста

Достойное психологическое воспитание для дошкольника

Если родителям кажется, что ребенок до школы похож на игрушку, которую нужно кормить, купать и укладывать спать, то они глубоко ошибаются. От начала жизни и до 6-7 лет у малыша формируются самые важные человеческие качества, мораль и его будущее отношение к счастью. Именно поэтому психологическое воспитание детей дошкольного возраста не менее важно, чем любое другое.

Первый навык

После появления на свет ребенок представляет собой чистый лист. Первое, что он начинает делать совершенно несознательно – получать максимум информации об окружающем мире. Несмотря на бедность внешних реакций, малыш усваивает все, что с ним происходит. В этот период жизни самое главное для него – его мама и, чуть менее папа (смотря какое внимание он уделяет ребенку).

Отношение родителей между собой, к нему, на подсознательном уровне формирует в ребенке его будущее отношение к друзьям, коллегам, знакомым и незнакомым. У окружающих его взрослых он перенимает манеру взаимодействия между людьми. Если мама доверчивая и спокойная, то и малыш будет пытаться подражать этим качествам.

Психологическое воспитание в семье – принципы

Если родители говорят друг с другом ласково, обращаются к ребенку с интересом и вниманием, это обязательно сформирует благоприятное отношение ко всем остальным людям.

Даже если родители ругаются, ребенок в этом возрасте еще не понимает в чем дело и кто на самом деле прав, его психология не позволяет ему анализировать или вникать. Он реагирует на раздражающие факторы – громкий голос, резкие жесты и так далее. Это тоже становится примером для подражания и впоследствии ребенок может усвоить как нормальный способ общения крики или истерики. Родители потом очень удивляются, почему ребенок выходит плаксивым или орет по любому поводу – это всего лишь их собственный пример.

Замкнутость или общительность?

Всем нравятся открытые и общительные люди, без комплексов и боязни познакомиться с кем-то новым, сходить в необычное место. Конечно, каждый хочет быть таким, легко заводить знакомства и выбирать, как провести вечер без боязни показаться глупым или неловким. Почему тогда не все могут?

Замкнутость детей идет из семьи

Проблема в том, что дошкольников так настраивают. Малыши как губка, впитывают каждое грубое и нежное слово или действие. Чтобы не ставить психологических барьеров, преодолеть которые в сознательном возрасте достаточно тяжело, нужно демонстрировать ребенку, что окружающий мир не страшный, а вполне приветливый и общительный.

Оградить ребенка от всего невозможно, но даже если случилась неприятность, и, например, в транспорте малыша нечаянно грубо задели, нужно объяснить причину такого поведения. Рассказать, что это не агрессия и не злоба, что мужчина просто устал с работы, что ему тяжело, и он не хотел нанести вред.

Совет: Будьте внимательны и не отказывайте ребенку, когда он просит объяснить или рассказать что-то.

Всегда разговаривайте и объясняйте поведение людей, которые были неприветливы, даже если ребенок просто видел эту ситуацию, а не участвовал в ней. Чтобы в будущем он был общительным и легким на подъем, старайтесь не оставлять у него сомнений в том, что весь мир тоже хочет с ним пообщаться, он дружествен и готов в любой момент идти на контакт.

Когда и как появляется понятие морали?

Моральные принципы личности не формируются в сознательном возрасте. Когда прошедший подростковое формирование ребенок сталкивается с реальным миром, он уже получает настоящий, не всегда положительный опыт, который окончательно создает характер. Однако психология детей подразумевает, что основная база создается, скорее даже копируется с родителей.

Мораль и нравственность – разница между понятиями

Когда ребенок понимает, что в той или иной ситуации он может поступить по-разному, он принимает решение, даже не столько исходя из своих интересов, сколько копируя окружающих.

У малыша всегда есть образ для подражания (обычно это мама), действия которой являются эталоном, не могут быть оспорены ни при каких условиях.

На стыке собственных потребностей, желаний (ребенок понимает, что не все его мечты и просьбы автоматически удовлетворяются) и воспитания родителей, начинают формироваться моральные принципы. Обычно они очень категоричны и наивны, однако со временем они трансформируются во вполне жизнеспособные правила, и ребенок больше не будет испытывать необходимости подражать кому-то, он сможет решать социальные задачи сам. Начинаются эти процессы примерно в три-четыре года.

Конфликты в семье влияют на психологию ребенка

Пример родителей – основной инструмент для формирования морали

Любой поступок мамы или папы для дошкольников становится правильным. Начинать прививать моральные принципы, которые потом и будут руководить человеком в последующие годы нужно как раз в это время.

С 3-4 лет, когда ребенок уже достаточно социально адаптирован и может вполне ясно излагать свою мысль словами, нужно объяснять ему, что же плохо, а что хорошо.

Положительный пример родителей

Делать это следует:

  • На своем примере. Даже делая что-то не слишком хорошее, надо объяснять, что мама была не права, ошиблась и исправится (а лучше вообще не делать этого при малыше);
  • Объяснять подробно. Даже если речь идет о самых элементарных вещах, ребенок не может проникнуть в чужую голову и понять, что именно родители имеют в виду;
  • Стараться рассказывать на примерах, вовлекать в игровые постановки самого ребенка.

Активное психологическое внимание родителей к этой теме позволит малышу ярко увидеть мир социальных отношений. Вначале он будет еще несколько наивен, в нем будет недоставать собственного опыта, однако в скором будущем ребенок уже сможет четко решить, как ему поступать, а как нет.

Отрицательный пример родителей ведет к асоциальному поведению

Дошкольное воспитание моральных качеств может осуществляться с помощью таких методов:

  • Чтение поучительных сказок, во время которых мама указывает на персонажей, которые поступили плохо, и объясняет, почему так делать нельзя, кто из-за этого несчастен;
  • Игры, в которых ребенок должен будет решить, как поступить в определенной ситуации. Например, у зайчика есть одно яблоко, у самого ребенка есть два яблока, а у мамы ни одного и ей очень грустно. Далее ребенку предлагается помочь маме и поделиться, если все проходит хорошо, то за доброе сердце малыш получает в награду вкусности, если нет, мама объясняет, почему нужно было поделиться.
  • Разбор ежедневных ситуаций. Например, мужчина не уступил старушке место в трамвае, после чего мама объясняет малышу, почему так поступать нельзя, как нужно и так далее.

Важно, чтобы все игры и рассказы проходили в положительном русле.

Не нужно запугивать ребенка тем, что если не поделишься, тебя украдут или что ребенок после этого станет плохим. Нужно стараться сфокусировать малыша на том, что если он будет поступать хорошо, то и ему и всем окружающим тоже буде хорошо. Такой метод позволит сформировать здоровую и уверенную в себе личность в будущем.

Успех и неудача

Всем родителям хочется, чтобы в будущем их ребенок был активным и успешным, стремился достигать результатов в учебе и работе без подгоняющей палки. Для того чтобы так и было, дошкольников учат правильно формировать для себя такие понятия как успех и неудача.

Мотивация для избежания неудач

Важно сообщить ребенку, что нужно достигать успеха, а не избегать неудачи. Ребенок, которого постоянно поощряют после достижения успеха, начинает получать от него удовольствие. У него формируется логичная и правильная цепочка:

  1. Прикладываю усилия.
  2. Достигаю успеха.
  3. Мне хорошо.
  4. Близкие меня хвалят.

Если ребенок стремиться избежать неудачи, в его голове цепочка рассуждений выглядит примерно так:

  1. У меня нет возможности отказаться это делать иначе меня накажут, будут ругать, заставят.
  2. У меня получилось.
  3. Хорошо, что меня не ругали.
  4. Меня оставили в покое.

Дневник успеха для ребенка – хороший воспитательный метод

Очевидно, что первая схема более продуктивна и радостна для жизни, чем вторая. Достичь ее достаточно просто. С самого юного возраста нужно старательно хвалить ребенка за любой успех и максимально сглаживать неудачи, помогать их преодолевать.

Это не значит, что нужно абсолютно не реагировать на неудачи. Воспитание детей дошкольного возраста потребует от взрослых необходимости разбирать с ребенком, что именно не получилось, где можно было сделать по-другому, однако это делается скорее как поддержка и помощь, чем как критика и укор.

Совет: Напишите и видите для ребенка дневник успеха.

Клейте в него яркие и красивые фотографии с подписями о занятых первых местах в соревнованиях, различных детских достижениях. Если кажется, что их нет, стоит их придумать. Например, вписать в дневник сложное слово, которое смог выговорить ребенок и хвалить его за это.

Советы родителям по воспитанию детей

Впоследствии эту тетрадь ребенок сможет вести самостоятельно, вписывая туда жизненные достижения. Это будет прекрасная память для малыша в будущем и его неисчерпаемая мотивация двигаться дальше.

Читать еще:  Психологические особенности детей 4 года жизни

Зарождение «я»

Самое главное, что происходит для дошкольников – это формирование ребенком понимания, что он личность. Примерно в два года ребенок понимает, что у него есть имя и он называет себя им.

Где-то к трем годам он уже говорит о себе «Я». Это очень важный момент, когда малыш противопоставляет огромный внешний мир своему маленькому внутреннему.

В период становления «Я» нужно обязательно помочь ребенку определиться, какой он. Обнаружив, что он отдельная человеческая единица, малыш еще не может понять, хороший он или плохой, умный или глупый. Он не может сравнить и проанализировать, такого навыка еще нет, поэтому он берет на веру то, что говорит его окружение.

Поддержка родителей очень важна для детей

Если мама с папой объясняют малышу, что он старательный и целеустремленный, красивый и обаятельный – ребенок таким и будет. На первичном уровне он попытается вести себя согласно тем утверждениям, которые говорят о нем родители. С течением времени, когда он будет узнавать мир, эти качества будут совершенствоваться. Правило для дошкольников – говорите о малыше хорошие вещи и они со временем станут правдой, обязательно ищите этому материальный подтекст.

После того, как ребенок пойдет в школу, львиную долю внимания возьмет на себя школа и детское окружение. Там его психология изменится, он научиться сравнивать себя с другими детьми и давать более или менее реальную оценку своим качествам. Однако если он сам по себе имеет «положительный заряд», малыш при помощи родителей сможет совершенствовать хорошие качества, а не становится малообщительным из-за непринятия его окружающими.

Совместное времяпровождение – фактор воспитания

Важное правило невмешательства

Важно уделять достаточное количество внимания ребенку. Он должен постоянно общаться с родителями, получать наставления, любовь и внимание. Однако очень важно с этим не переусердствовать. Важно, чтобы малыш учился действовать сам с самого раннего возраста.

Главное правило воспитания для дошкольников – не нужно вмешиваться туда, где ребенок справится сам.

Пусть он делает это плохо, пусть все будет выпачкано или испорчено – наберитесь терпения и не трогайте. Малыш должен развиваться, а делая его работу за него, родители подавляют в нем инициативу, желание учиться и пробовать.

В этом контексте не стоит заставлять делать ребенка то, что он еще и не должен уметь. Не нужно пытаться до школы учить его физике или математике. У малыша должно быть яркое детство с игрушками и хорошими впечатлениями, совсем немного там должно присутствовать обучение школьным вещам.

Советы психолога для родителей

Ребенок до школы учится более важному – говорить и как это делать с разными людьми, как относится к окружающему и себе самому, что чувствовать в той или иной ситуации.

В этом возрасте дети и так перегружены новой информацией и ощущениями, которые падают на них со всех сторон. Торопясь развивать какие-то конкретные науки, родители могут привести к тому, что ребенок будет социально не адаптирован, не счастлив, а значит по настоящему и не способен к обучению.

Воспитание детей дошкольного возраста не сложная наука для мамы и папы. Важно чтобы не только ребенку, но и родителям это доставляло удовольствие и удовлетворение.

Как воспитать малыша-дошкольника.

Воспитание детей дошкольного возраста это вопрос, который касается каждого родителя. Сам процесс очень сложный и трудоемкий для всех членов семьи. С самого рождения до первого класса малыши переживают важнейший период своей жизни.

Воспитание детей дошкольного возраста влияет на дальнейшую жизнь человека. Какие же методы и средства выбрать для правильного развития личности? На что нужно родителям обратить внимание для подготовки малыша к школе?

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована , конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “ врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Какую методику выбрать?

В дошкольном воспитательном процессе существуют четыре основных группы:

  • формирование личности чаще требует искренних бесед, разговоров, личный пример родителей остается первостепенным;
  • получение опыта, совместная деятельность, контакт со сверстниками;
  • побуждение к действию путем поощрений и наказаний, а также соревнования;
  • умение контролировать свои действия и себя самого.

Мы рассмотрели основные методы воспитания дошкольников, однако методы воспитания младших школьников незначительно отличаются от них. Если родители позаботились о правильном развитии малыша перед поступлением в первый класс, то проблем при дальнейшем воспитании должно быть значительно меньше. В младших классах детям прививают любовь к труду, развивают силу воли, упорство, выносливость.

Воспитание детей раннего возраста находится под влиянием поведения и речи взрослых. Юные подражатели берут пример поведения с самых близких: мам, папа, бабушек, дедушек.

Рассмотрим известные направления развития дошкольников:

Метод воспитания детей дошкольного возраста по Вальдорфской системе

Своеобразие данной методики, является воспитание детей дошкольного возраста в творческом направлении. Автор этой системы рекомендует больше лепить из разного материала, вырезать, делать аппликации, рисовать, вышивать и прочее. Также делается уклон на физическую активность.

Метод воспитания детей по Глену Доману

Методика воспитания детей дошкольного возраста по такой методике направлена на равномерно распределенную интеллектуальную и физическую нагрузку малыша. Основой системы являются “ карточки Домана ” с крупно написанными словами, а не буквами.
Методика воспитания детей дошкольников по системе Никитиных
Здесь методы воспитания детей дошкольного возраста основываются на естественности, труде, творчестве и любви к природе. Весь процесс обучения проходит в спортивной обстановке, дошкольник занимается когда захочет сам.

Методика Николая Зайцева

Автор создания данной системы считает, что малышу проще научиться читать с помощью заучиванию слогов, а не слов отдельно. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста должно проходить в игре.

Методика Марии Монтессори

Наверное, самая распространенная система у современных родителей. Воспитание детей дошкольного возраста по сей методике происходит путем насыщения в окружении малыша полезными предметами. Развитие мелкой моторики, конструирование, нетрадиционные методы рисования, лепки — все это является основой системы.

Читать еще:  Психологическая адаптация ребенка в детском саду

Выбирая методику развития малыша опирайтесь на активность, усидчивость, характер Вашего чада. Также следует выделить неприемлемые действия родителей:

  • не стоит навязывать крохе упражнение;
  • прохождение обучения на спокойной эмоциональной волне;
    при выполнении физических упражнений лучше удерживать ребенка за предплечье, ни в коем случае за кисти рук (из-за неокрепших костей и мышц кистей);
  • лазание малыша должно не превышать роста родителя, чтобы Вы легко могли его поймать при падении;
  • старайтесь включать в работу все мышцы крохи.

Воспитывая сына или дочь уделяйте по — максимуму внимания, времени. Любой метод и средство развития должны подкрепляться любовью и заботой. Искренние чувства помогут воспитать всесторонне развитую личность.

Психологические особенности дошкольного возраста
статья по теме

Консультация посвящена вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihologicheskie_osobennosti_doshkolnogo_vozrasta.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений(уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать что он индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процесс сюжетно – ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и отношения между ними. И хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщенна и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению.

Дошкольник мыслит образно, но он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

— речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

— появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

— ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

— ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

— речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

— речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально эффективный характер: перцептивные процессы дифференциуются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

— восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

— зрительное восприятие становится одним из ведущих;

— воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину;

— совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

— значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

— внимание становится опосредованным;

— внимание связано с интересами ребенка к деятельности;

— появляются элементы послепроизвольного внимания.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

В среднем дошкольном возрасте(между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно – логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение формируется игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

— замысел в форме наглядной модели;

— образ воображаемого объекта;

— образ действия с объектом.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей). Сначала ребенку нужно, чтобы кто – то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды

деятельности. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей, не умея оценивать свои собственные.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки(«я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку.

Кризис семи лет

Кризис семи лет – это период социального «Я» ребенка(Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Происходит смена основных переживаний:

— открывается сам факт переживаний;

— возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

— переживания обретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

— интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);

Особенности психологии детей дошкольного возраста

Дошкольный период – значительный этап жизни. Каковы же основные особенности психологии дошкольного возраста? На этом этапе значительно расширяются социальные границы (от семьи до улицы, первого детского коллектива, целого города, и даже страны). Ребенок изучает мир отношений людей, различные виды их деятельности, социальные роли, стремится в них участвовать в меру своих сил. Но при этом он также хочет быть самостоятельным. Это противоречие (участвовать в общественной жизни и проявлять самостоятельность) выражается в ролевых играх. С одной стороны, это деятельность самостоятельная, с другой – она моделирует взрослую жизнь.

Ведущий вид деятельности – игра

Итак, игра занимает главную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Проходя определенные возрастные этапы, она трансформируется в зависимости от степени развития малыша:

  • 3 – 4 года – игра режиссерская;
  • 4 – 5 лет – игра становится образно-ролевой;
  • 5 – 6 лет – игра приобретает сюжетно-ролевую направленность;
  • 6 – 7 лет – дошкольники играют по установленным для каждой игры правилам.

В каждой игре в той или иной степени отражается какая-либо сфера деятельности, а также отношений. Игра постепенно перестает быть манипулятивной – использующей только предметы. Ее суть переносится на человека, на его деятельность. Поэтому действия взрослых ребенок воспринимает уже как пример не только объективный, но и субъективный.

Игра имеет огромное развивающее и воспитательное значение. В процессе игр дети учатся полноценно общаться между собой: делиться, договариваться, помогать, конфликтовать. Игра развивает мотивацию, а также потребности малышей. В ролевой игре со сложными сюжетами и действиями у дошкольников активно развивается творческое воображение. Игра помогает ребенку совершенствовать произвольную память, восприятие, мышление, интеллектуальную деятельность. Все это способствует его дальнейшему развитию, становится основой для подготовки к обучению.

Психические функции в дошкольном возрасте

К ним относятся восприятие, речь, память, мышление. Психические процессы дошкольников проходят большой путь совершенствования.

К школьному возрасту у большинства детей завершается формирование речи и овладение ее возможностями. Речь помогает ребенку общаться с окружающими, мыслить. Язык становится предметом изучения – дошкольники обучаются письму, чтению. Словарный запас растет стремительно. Если полуторагодовалый малыш может использовать до 100 слов, то к 6 годам их уже около 3000. Развивается и грамматическое владение речью. Ребенок творчески осваивает возможности родного языка. Он овладевает различными формами контекстной и устной речи: учится пересказу, монологу, рассказу. Более яркой, выразительной становится и речь диалоговая. В ней появляются оценки, указания, моменты согласования действий. Речь помогает дошкольнику планировать свои действия, а также регулировать их.

  • Развитие восприятия.

Основная особенность восприятия – оно постепенно лишается первоначальной эмоциональности: восприятие и эмоции отделяются друг от друга. Восприятие к началу школьного возраста все более осмысленное, оно становится целенаправленным, произвольным, анализирующим.

  • Развитие мышления.

Восприятие тесно связано с мышлением ребенка. Настолько, что в дошкольной психологии принято выделять наглядно-образное мышление как наиболее характерное для возраста. Однако к нему идет планомерный переход от наглядно-действенного мышления, когда ребенку необходимо опираться при построении умозаключений на манипуляции с предметами. Завершающим этапом станет переход к мышлению словесному. Вот почему так важно обращать внимание на развитие речи дошкольника. На этом этапе малыш учится обобщать, искать и устанавливать связи между процессами, предметами, действиями. Это важно для правильного развития интеллекта в будущем. Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким).

  • Развитие памяти.

Память в дошкольном возрасте является основной функцией, она способствует формированию личности. Ни до, ни после дошкольного периода ребенок не может настолько быстро и легко запоминать столько самой разнообразной информации. Память дошкольников имеет свою специфику. Так, в младшем дошкольном возрасте память ребенка непроизвольна. Он запоминает лишь то, что его заинтересовало, вызвало эмоции. К 4–5 годам начинает развиваться память произвольная. Правда, сознательное запоминание проявляется пока только изредка. Окончательно произвольность сформируется к старшему дошкольному возрасту. Первые детские воспоминания сохраняются обычно с 3–4 лет.

Становление личности

Одним из важных аспектов в психологии дошкольного возраста считается процесс развития маленькой личности: ее эмоций, мотивации, самосознания.

  • Эмоциональная сфера.

Период дошкольного детства относительно стабилен и спокоен в эмоциональном плане: особенных вспышек или конфликтов практически не возникает, за исключением кризиса 3 лет, когда ребенок как раз осознает себя как маленькую социальную личность. Стабильному развитию эмоциональной сферы способствует развитие представлений ребенка. Представления позволяют ему переключиться с конкретной ситуации, поэтому возникающие затруднения не кажутся такими значительными. Однако сами переживания постепенно становятся все сложнее, все глубже, разнообразнее, увеличивается спектр переживаемых эмоций. Появляется, например, сопереживание другому. Ребенок учится чувствовать и понимать не только свое Я. Эмоциональную окраску приобретают все образы в представлении ребенка, вся его деятельность (а это, прежде всего, игра) насыщается яркими эмоциями.

Начало становления личности связывают с формированием такого важного личностного механизма, как соподчинение мотивов. Они у дошкольника имеют разную значимость. Можно выделить мотивы самооценки (соперничество, достижение успеха), мотивы, связанные с формированием моральных, нравственных норм, и др. В дошкольные годы начинает выстраиваться индивидуальная мотивационная система ребенка, что будет иметь огромное значение для его дальнейшей успешности.

Его принято считать главным новообразованием периода. Формированию самосознания способствуют активное личностное и интеллектуальное развитие. Самооценка формируется в среднем дошкольном возрасте, изначально из собственной оценки (обязательно положительной), а затем и оценки поведения других. Что характерно: малыш учится оценивать поступки, навыки или поведение сначала других детей, а затем уже свои собственные.

На этом этапе происходит половая идентификация. Дети осознают себя как представителей мужского или женского пола – девочку или мальчика, усваивают особенности внешности, одежды, характера, поведения, социальные роли разных полов. К старшему дошкольному периоду ребенок начинает воспринимать себя во времени: помнит, каким был в прошлом, осознает себя «здесь и сейчас», а также может представить, каким станет в будущем. Малыш умеет правильно выражать эти представления в речи.

Что влияет на развитие психики дошкольника?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Постарайтесь создать в семье благоприятный психологический микроклимат. Это будет способствовать гармоничному развитию психики малыша. Частые скандалы, постоянные стрессы и нервное напряжение являются мощнейшим тормозом на этом пути.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.

На протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития человека имеет межличностное общение. Через общение со взрослыми происходит обучение и воспитание, передача опыта. Посредством общения развивается не только речь, но и произвольная память, мышление, восприятие, внимание, важные свойства личности (характер, темперамент, поведение).

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector