221madou.ru

Мама и Я
845 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологии развития ограничено проведение с ребенком метода

Методы изучения психического развития ребёнка.

1.организационные.

1.1.лонгитюдиальный — метод продольных срезов (группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности. Используется сравнительно редко, но известен давно — со середины 19 века. Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта). Позволяет: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.метод поперечных возрастных срезов; Метод позволяет:

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

1.3.комплексный.(.сочетание обоих методов)

2. эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение).

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.5.биографический (монографическое описание — разработка Б.Г. Ананьева);

3. обрабатывающие (математико-статистические).

4. интерпретационные:

4.1.генетическое описание (в смысле генеза — развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Основные методы детской психологии — наблюдение и экспери­мент.

Эксперимент в возрастной психологии, его виды.

Эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить об особенностях психики.

Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно бо­лее приближенной к привычным для них условиям. Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие ре­зультаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры. Игровая ситуация в эксперименте вызывает заинтересованность ребенка. Отсутствие у ребенка интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагоги­ческом эксперименте, не позволяет ему проявить свои интеллек­туальные способности и интересующие исследователя психологи­ческие качества. В результате ребенок может показаться исследо­вателю менее развитым, чем он есть на самом деле.

В возрастной психологии применяют два типа экспериментовконстатирующийэксперимент и формирующий эксперимент.

В констати­рующем экспериментеопределяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как лич­ностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития.

При формирующем эксперименте, благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции. В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по сущест­ву — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развивается восприятие (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теорети­ческое мышление (разработка экспериментальных учебных про­грамм).

Близнецовый метод.

Близнецовый метод — метод сопоставления психол-х особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на форм-ие тех или иных псих-х качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

Описание метода

В научной лит-ре описано около 130 пар монозиготных близнецов, в силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение кот. было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергается внешним воздействиям (например, обучению), результаты кот. должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды. При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.

Обработка результатов

Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, кот. являются значимыми для формирования исследуемого признака. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека.» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

Опросные методы.

Метод опроса для изучения детей-дошкольников применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. Примером может служить опрос по картинкам, цель кот. — выяснить, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстоя­ние между ними. На нескольких картинках было нарисовано по две елочки, имеющие разную величину и находящиеся на разном расстоянии друг от друга. Детей спрашивали: «Где нарисованы большие елочки? Где маленькие? Какие елочки стоят близко? Какие далеко?» Ответом служило указание ребенка на то или другое изображение. После четырех лет становится возможным и опрос, предполага­ющий словесные ответы детей. Вопросы должны быть понятны и интересны ребенку и не должны, содержать подсказки, т.к. дети часто отличаются большой внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы типа: «Ты умеешь играть в шахматы?» Вопросы либо полностью продумывают заранее и задают всем детям в одной и той же последовательности, либо намечают в общих чертах и изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с изменяющимися вопросами значи­тельно продуктивнее, так как она дает возможность учесть индивид-ые особенности ребенка, но проведение такой беседы требует от исследователя глубокого понимания детей, гибкости и находчивости. Беседу должен проводить подготовленный исследователь. Ответы ребенка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Тактичность, приветливость, способность чувствовать индивидуальность исследуемого ребенка решают успех беседы. Ответы ребенка записывают буквально. При обработке полученных материалов детские высказывания осмысливают и соотносят с данными, полученными при помощи других методов.

Наблюдение, его виды.

Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей лю­бого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выбо­рочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюде­ние — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований:

— четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать на­блюдаемые явления);

объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

систематичность на­блюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не ха­рактерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации). Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет,— ежемесячно; в дошкольном детстве— как минимум один раз в полго­да и т. д.

— ребенок не должен знать о том, что взрослый наблюдает за ним специально, иначе его поведение изменится

Наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении используют зеркало, обладающее односторонней проницаемостью. Включенное наблюдение наблюдающий участвует в совместных действиях с ребенком. Наблюдение м.б. одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Пролонгированное(лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, интересов ребенка, описать различные стадии его развития

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Методы исследования психического развития человека

Выделяют две группы методов: неэкспериментальные и экспериментальные.

Читать еще:  Психологические особенности детей 5 6 лет

К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение, беседа (интервью), изучение индивидуальных случаев, анкетирование, тестирование, проективные методики, психофизиологические методы, метод контент-анализа.

Наблюдениепреднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверстников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системноанализировать психику развивающегося человека.

Наблюдение можно проводить в естественной обстановке и в лабораторных условиях. В первом случае выделяют естественное (включенное) наблюдение, во втором – структурированное. При структурированном наблюдении испытуемый помещается в такую обстановку, которая может помочь в понимании интересующего поведения. При этом за ним ведется незаметное наблюдение (посредством скрытой камеры или зеркала Гезелла), что позволяет увидеть, демонстрирует ли он определенное поведение.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода наблюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как, в психологии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентными являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических лапах.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пережигания, оценивать свои действия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Методы изучения психического развития ребенка. 1 страница

1. Метод наблюдения (наиболее эффективный метод т.к. собираются факты реального поведения ребенка, ребенок предстает как целостная личность, можно последить характер взаимоотношений с окружающими)Для повышения эффективности данного метода желательна хорошая организация (н-р составление карточек развития ребенка).

2. Беседа (рекомендовано при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет). Темами для беседы могут быть: семья, родители, участие в домашней работе, свободное время, самооценка, школа, страхи и опасения, состояние здоровья. По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера.

3. Эксперимент (наиболее приемлемая форма — исследование с помощью тестов). Тест — стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. Тестирование дает возможность определить норму развития, провести повторно, т. е сравнительное испытание, одномоментного сбора большого объема информации, отсутствие длительной спец. подготовки.

Особенности диагностики детей раннего и дошкольного возрастов. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Говоря о сознании в контексте психодиагностики, имеем в виду произвольность, волевой внутренний контроль и опосредованность речью познавательных основных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, т. к. Когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается с 3-4 летнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому, осуществляя диагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка произвольного высокоразвитого управления своими познавательными процессами. Лучше, если тестовые задания одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития. У детей старшего дошкольного возраста уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Психодиагностика детей этого возраста, должна быть направленной как на детальное изучение развитие природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4 лет не должны включать в себя задания и вопросы, ориентированные на самосознание ребенка и предполагающие с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Лучше всего обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка. Дошкольники лишь тогда будут показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес. Следует так же учитывать непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста (время выполнения тестовых заданий 1-5 минут).

Особенности психодиагностики младших школьников. К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития (интеллектуальное, моральное, межперсональное развитие) следовательно, они по-разному реагируют на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим в школу, практически вполне доступны тесты, предназначены для диагностики взрослых людей, другим — менее развитым – только методики, рассчитанные на дошкольников 4-6 лет. Это особенно касается методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Большинство используемых в практике в настоящее время интеллектуальных тестов для взрослых преимущественно оценивают уровень развития словесно-логического мышления, которое в младшем школьном возрасте находится еще в начале своего развития. Словесно-логическое мышление уступает таким, видам детского мышления как наглядно-действенное и образное мышление. Следовательно, необходима серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение. Данная система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу. Для учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков:

Читать еще:  Ребенок 2 5 года развитие и психология

1) общая ориентация детей в окружающем мире; 2)отношение ребенка к обучению в школе; 3) внимание; 4)память; 5) мышление; 6) речь; 7) художественно-изобразительные способности; 8)трудовые умения и навыки; 9) мотивация достижения успехов; 10) личностные качества; 11) межличностные отношения.

Особенности психодиагностики подростков и старших школьников. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты (если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с др.). В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специально-научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы. По своему содержанию социальная норма, включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий, в подростковом возрасте должна быть более обобщенной и абстрактной, а по форме – конкретной и выражаться в доступных сознанию ребенка словах. Хорошо, если эта норма или правило будут проиллюстрированы примерами из жизни. Важно чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемого, но также и в роли экспериментаторов (поочередно). Подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности (стремление к углубленному самопознанию, самосовершенствованию, анализу своих чувств и взаимоотношений). Некоторые ограничения могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности, вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений, использованы тесты и методики для взрослых. Оценивая психодиагностику юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые. Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для детей условиях (занятия на уроках в школе).

Диагностика особенностей личности в зрелом возрасте. Поводы для проведения психодиагностики: обращение взрослого человека к профессиональному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие должности, определение профпригодности и просто психологическое самопознание. Методы психодиагностики в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, т.к. Интеллектуальное развитие к началу взрослости уже практически завершено, а личностное и межличностное еще долгое время продолжаются. Что касается интеллектуального потенциала в период взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальнейшем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познавательных процессов, должно давать полезную информацию о том, сохраняются ли с возрастом и в какой степени те природные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве. Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии (при профотборе). Взрослые люди с меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Поэтому тесты должны быть жизненно значимыми для них и не отнимать много времени. Взрослые чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотестирование. Следовательно, тесты составляться таким образом. Чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно. Тестирование студентов может быть психологически более открытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как выбора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования.

Варианты лекции (подростки, юноши)+ методики диагностики

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция9

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ(ОТ11 ДО15 ЛЕТ)

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка— половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие—позже, пубертатный кризис может возникнуть и в11, и в13 лет. Начинаясь скризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких емувзрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимсякризисом.

Физиологическая основа пубертатного кризиса. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Физическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик«скачка роста» приходится на13 лет, а заканчивается после15 лет, иногда продолжаясь до17. У девочек«скачок роста» обычно бначинается и кончается на два года раньше. Дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до«взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности— удлиняются руки и нога— и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признаки— внешние признаки полового созревания— и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются. Физиологические перестройки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».

Половая идентификация. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство— более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей(в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. В этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Чтобы уточнить мужские и женские стили поведения, формирующиеся у детей, воспользуемся соответствующими шкалами американского опросника для подростков:

Представления подростков о мужественности и женственности Мужские качества Женские качества

Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование.

Актуальность исследования развития ребенка. Связь психологии развития с другими науками.

В детской психологии актуальны исследования, связанные с механизмами и факторами, обеспечивающими вхождение ребенка в мир взрослого, интериоризацию полученных знаний при общении. Актуальность и интерес психологии развития обусловлены парадоксами психического развития:

1) Беспомощность человека в начале онтогенеза и могущество индивидуально развитой личности в зрелости;

2) Стабильность ЦНС в процессе психического развития;

3) Универсальность человека и многообразие индивидуальных траекторий развития;

4) Человек не способен полноценно развиваться вне человеческого общества. Разлука и депривация действуют на ребенка разрушительным образом.

Как известно, психология связана с другими науками и областями культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальных исследований динамики психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. Философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. В то же время, в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии. Теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Особенно актуальна связь между педагогикой и психологией. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

Читать еще:  Зона ближнего развития в психологии это

Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование.

Основные исследовательские методы в психологии развития – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, диагностики психического развития, которое разворачивается во времени. Метод наблюдения — научный объективный метод, предполагающий планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды: по степени формализации (стандартизированное/не стандартизированное); по степени и характеру участия наблюдающего (открытое/скрытое, включенное/не включенное); по длительности (кратковременное/длительное, разовое/периодическое) и другие. Трудности: трудоемкость, большие временные затраты, субъективизм наблюдателя, необходимость психологической образованности. Ценность: не существует возрастных ограничений, длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты. Эксперимент– метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемых с целью создания условий, в которых выясняется психологический факт. Лабораторный эксперимент предполагает проведение в преднамеренно созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, а действия испытуемого определяются инструкцией. Строгий контроль. Недостаток – затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Эффект Хоуторна. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Естественный эксперимент – сохраняются первичные условия деятельности человека. Испытуемые могут не знать о проведении эксперимента => ведут себя естественно. Недостатки: не всегда точный, проблемы с этической стороной, необходим высокий уровень образованности психолога. Тест— кратковременное испытание для установления каких-либо индивидуальных особенностей. +Можно охватывать большую группу людей, легко проверять. –Нет возможности менять вопрос в зависимости от предыдущего ответа, люди могут выбрать определенный вариант ответов, нет возможности наблюдать изменения эмоций. Беседа– метод получения информации путем взаимообразного вопросно-ответного общения. +Возможность выбора вопроса в зависимости от предыдущего ответа, возможность наблюдать изменения эмоций в ходе беседы. –Субъективизм интервьюера, охватывает маленькую аудиторию, нужно уметь хорошо и быстро ориентироваться в вопросах. Анкета– методическое средство для получения первичной социально-психологической информации. +Мало временных затрат на ее заполнение, возможность охватить большую аудиторию, мало затрат. –Нет возможности видеть реакцию на ответ, фиксированные вопросы, могут быть недостоверные ответы. Анализ продуктов деятельностииспользуется в разнообразных целях. Анализируются рисунки, поделки, аппликации и пр. Для этого метода необходимо наблюдать за процессом создания, хорошо знать диагностики проверки. Социометрия– метод, применяющийся для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью изменения, улучшения и совершенствования. Лонгитюдное исследование– научный метод, в котором изучается одна и та же группа людей в течении времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо признаки. Метод продольных срезов. Сравнительное исследование– сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы людей с разными отличительными особенностями и проводятся сопоставления их результатов. Метод поперечных срезов. По данным срезов строится усредненная кривая, которая наглядно показывается изменения с течением времени.

4? Развитие детства в истории человечества. Д.Б.Эльконин о развитии детства.
Детство на протяжении истории не остается неизменным, а меняется с новыми историческими эпохами.
Детство- это период, на протяжении которого ребенок находится в непроизводительной соц.сфере под опекой родителей и взрослых. Эльконин выделил 2 закономерности развития детства: 1)увеличение продолжительности детства; 2)изменение структуры детства.
Структура детства — последовательность качественно отличающихся периодов. Младенчество до года ;ранний детский возраст1-3;дошкольный3-7;мл.школьный7-11;подростковый 12-15;юношеский 15-18,19-23;
структура детства меняется за счет новых возрастов. Так например подростковый возраст начали выделять на рубеже 19-20 веков. С усложнением технологии производства труда удлиняется период спец. обучения.

5? Кризис детства. причины и следствия кризиса детства.
Кризис дет — этапы в истории человечества, когда детство не выполняет свои задачи.
Признаки: нежелание детей взрослеть; ранний алкоголизм, наркомания, суицид, ощущение одиночества.
Причины: 1)нарушение преемственности поколений;2)«горизонтальное» общение между детьми;
в традиционной культуре общение между детьми было вертикальным, т.е. дети общались в разновозрастной группе-«горизонтальное» общение удобно для системы образования. При вертик. общении дети всегда видят образ будущего, копирует поведение взрослых;3)особенности инф-ой эпохи, которая требует гибкость и мобильность современного человека.
Дети-индиго — дети «выпадающие» из хрестоматии по возрастной псих.
Типы детей-индиго: 1)гуманисты (гиперактивны, коммуникабельны),2)концептуалисты(погружены в свои проекты, управляют родителями),3)художники(чувствительные),4)живущие во всех измерениях(имеют особенности первых 3-х групп)

? 6.особенности современного детства. Исторические типы детства по В.Т.Кудрявцеву.
Дети-совы,маленькая мышечная масса,астеники,юневилизация черепа,развитие затылочной части мозга;
типы детства:1)квазидетсво-на ранних этапах человечечкой истории,когда детское сообщество не выделено,а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику(первобытное детство);
2)неразвитое детство-мир детства выделен, перед детьми возникает новая соц.задача- интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя ф-цию преодоления межпоколенного разрыва,выступая как способ моделирования смысловых оснований дея-ти взрослых. Социализиция происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов дея-ти(детство в сред.века и в новое время);
развитое детство(Давыдова)-складывается тогда,когда смыслы и мотивы дея-ти взрослых не самоочевидны(современное детство). Образ взрослости,на который ориентируется ребенок,принципиально неполный,незавершенный и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться к культуре». Современное «развитое » детство предполагает творческое усвоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный,творческий хар-р психич.развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умение ставить проблемы», «чувство комического», «коммуникативной инициативности».

?7.Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Поднимает проблему современного образования и пишет о том,что дети 21 века другие и система образования должна учитывать это.
-Снизилась энергичность детей,их желание активно действовать
-сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры,это приводит к снижениюмотивационной потребностной сферы и снижению производительности
-неразвитость внутренного плана действия
-недостаточная соц.компетентность детей, дети не способны справляться с простейшими конфликтами
-экранная зависимость, ребенок не способен концентрироваться на опред.деле, постоянно нуждается во внешних стимуляциях
-ограничение общения детей между собой, опасно это ограничение в подрастковом возрасте
-эмоциональные проблемы связанны с потребностью в защите
-увеличение кол-ва больных детей, возрастает кол-во детей между нормой и патологией
-растет кол-во одаренных детей
-резкое снижение когнитивного развития дошкольников
-растет стремление к индивидуализации, поиску смысла жизни
-меняются жизненные ценности и жизненные ориентиры

8? проблема детерминации психического развития. Факторы психич.развития.
Вопрос о детерминации(причины обусловленности) психич.развития волновал ученных давно. Ученые спорили и до сих пор спорят по поводу того,какие же факторы в психич.развитии играют важнейшую роль: биологические(внутр,природ,наслед) или социальные(внеш,средовые,культ). Традиционно выделяют 2 крайних точки зрения: биологич. И соц-ые. Теории игнорирующие или отрицающие психологич.факторы, активность своей личности получили название факторность подходоа. Альтернативной теорией яв-ся теория дея-ти Монтьева,которая считает,что основной фактор психич.развития-активность самой личности. Эта теория гласит, что психика формируется в дея-ти и проявляется только в ней.
Факторные теории: нативизм,эмпиризм.
Факторы психологич.развития: 1)биологич.(наследственность,анатомофизиологич.особенности)
2)социальные(целенаправленный-обучение,воспитание;стихийный-сми,сверстники)
3)психологических(активность,дея-ть).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector