221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология дошкольного чтения

Глава 1. Теоретические аспекты психологии детского чтения

§ 1. Детское чтение: основные понятия, сущность, функции и содержание

Детское чтение было предметом внимания многих выдающихся деятелей науки и культуры России 18-20 вв. Среди них — М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф, Н. А. Рубакин, А. С. Макаренко и др.

В конце 20 в. чтение в структуре свободного времени детей передвинулось с самого высокого места на более низкое, уступив компьютерным играм, получению информации в Интернете, прослушиванию музыки.

Детское чтение изучалось в ходе крупных социологических исследований 60-х-90-х гг. — «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Социальная среда и чтение школьников», «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков — читателей библиотек», «Что читают дети мира: первая половина 90-х гг. XX столетия» и др. Для 2-й половины 20 в. Характерно преимущественное внимание к качеству чтения, которое характеризуют три основных элемента: содержание чтения, мотивы обращения к нему и критерии оценки прочитанного. Детское чтение исследуется и во многих зарубежных странах — Англии, США, Испании, Франции и др. Материалы исследований свидетельствуют о возрастной заданности читательских пристрастий детей. Изменялись социально-экономические условия, содержание образования, но направленность чтения (например, привлекательность художественной литературы и фантастики), избирательное отношение к темам и жанрам в той или иной период детства, критерии оценки прочитанного, принципы выбора книг сохраняли относительную стабильность [7, с. 350].

Детское чтение включает: книги, специально созданные для детей; произведения, отобранные взрослыми для детского чтения, а также специально изданные для детей; «взрослые» книги, «присвоенные» детьми и издаваемые для детского чтения. Внутри этой совокупности выделяются художественные (проза, поэзия, драматургия) и нехудожественные (научно-художественная, научно-популярная, справочная, информационная и др.) литература, а также чтение условно «чувственное» и «познавательное» (интеллектуальное). В конце 20 века появляются понятия «электронная литература», «электронное детское чтение».

Содержание, структура детского чтения определяются социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле, психико-генетическими процессами развития ребенка. Дети как бы «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения, шкалой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляют интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев.

Представления взрослых о детском чтении иногда не совпадают с тем, что дети читают и хотят читать. Дети подразделяют литературу на желаемую и нормативную, связанную с учебой. Соответственно детское чтение дифференцируется на учебное (с оттенком объективной принудительности) и личностное, «свободное». Чтение художественных и научно-познавательных книг различаются по мотивам, целям, способам чтения. Цель научно-познавательной книги — умственное развитие ребенка, и главное здесь — знания, информация. Художественная литература многофункциональна. В «свободном» детском чтении научно-познавательная литература занимает значительно меньше места, чем художественная.

Дети и подростки, независимо от пола, тяготеют к фантастике, яркому вымыслу, к динамичному повествованию, сильным характерам. Выявлены типологические литературные предпочтения возрастных детских групп, сложившиеся в нескольких поколениях. В предчитательской фазе — поэзия, игровые стихи, сказки с несложной стилистической структурой и сюжетом, лапидарные реалистические рассказы с небольшим числом персонажей, предметное познавательное повествование; в младшей читательской фазе (6–9 лет) – эпические стихотворные повествования, народные и авторские сказки, легенды, рассказы о современной жизни детей, природе, истории; художественные энциклопедии; в средней читательской фазе (10–12 лет) — исторические приключенческие повествования, фантастическая и научная художественная литература, книги об открытиях и путешествиях.

В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребенка соответственно в реалии своего народа, общества, государства и инонациональную культуру [7, с. 351].

Содержание детского чтения и воспитание детей рассматриваются взаимосвязано. Например, считается, что чрезмерное увлечение сказками, мистикой плохо влияет на психику ребенка, отвлекает от реальности. Это представление приводило к ограничению жанров. Вместе с тем, бытовало мнение, что классическая литература должна входить в детское чтение как можно раньше.

До раннего юношеского возраста закладываются основы отношения человека к книжной культуре как источнику интеллектуального и духовного развития. В связи с этим необходима организация детского чтения взрослыми (семьей, школой, библиотекой), чтобы сформировать у ребенка осознанную потребность в чтении и навыки информационной культуры. Это педагогический процесс со своими формами и методами, которые могут быть авторитарными или свободными, либеральными. В России еще в 18–19 вв. боролись две тенденции — диктата воспитателя над воспитанником и «свободного» (Л. Толстой) воспитания. В работах российских педагогов, библиотекарей, библиографов до 1917 года и в советское время бытовало понятие «руководство чтением». Н. К. Крупская рассматривала его как умелый подход к читателю, «но не опеку, которая отталкивает», а как рекомендацию лучших книг, квалифицированную помощь в выборе книг и системном чтении. В конце 80-х – начале 90-х гг. 20 века произошел возврат к идеям Н. А. Рубакина, который не признавал жесткой регламентации чтения и превращения ребенка в объект педагогических манипуляций, ратовал за «свободный выбор книги» на основе умело организованного фонда библиотеки. В начале 90-х гг. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, где отмечается необходимость учета взрослым сообществом самоценных потребностей детства, отрочества, ранней юности [7, с. 351].

Таким образом, социальная динамика, смена направления развития общества меняет концепции и подходы к детскому чтению и библиотечной работе с детьми.

Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)

Лариса Антонова
Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)

Потребность в чтении начинает формироваться задолго до школьных лет. В биографии будущего читателя решающую роль играют детский сад, родительский дом.

Чтобы чтение прочно вошло в духовную жизнь ребёнка, необходима предварительная эмоционально –эстетическая подготовка: прежде, чем ребёнок прочитает самостоятельно первое слово, он должен слышать ежедневно чтение взрослого.

Способность сопереживать – одно из существенных условий полноценного восприятия искусства. У ребёнка возникает своё отношение к тексту, которое помогает ему воспринимать не только действия, но и мотивы действия героев, их взаимоотношения в различных ситуациях. Сопереживания позволяет ребёнку дать моральную оценку различным человеческим поступкам. Повышенная эмоциональность и непосредственность восприятия литературного произведения, вживание в художественный образ связаны с ещё недостаточным осознанием и подсознанием действительности. Но такое восприятие плодотворно, ибо способствует обогащению жизненного опыта ребёнка. Ведь на уровне обыденной реальности возможности расширения личного опыта ограничены и во многом зависят от взрослых.

Повышенная эмоциональность характеризует все стороны личности ребёнка. Эмоциональность влияет на процесс воображения, которое в дошкольном возрасте в основном связано сведущей деятельностью – игрой – и стимулирует его. Дошкольное детство – наиболее “сензетивный” возраст для развития ребёнка.

Ребёнок очень легко входит в воображаемые ситуации, предложенные ему в сказке или произведении другого жанра. У него быстро возникает симпатии и антипатии по отношению к “ хорошим “ или “ плохим” героям.

На отношение детей существенно влияет и такие психологические особенности возраста, как впечатлительность, острота восприятия, обусловленная их особым отношением к слову. Воспринимая слово, дети отчётливо представляют его подлинное содержание; их поражают, удивляют слова, давно ставшими обычными для взрослых. Всё это открывает воспитателю, родителю широкие возможности для работы с дошкольниками.

Свои первые книжки дошкольники постигают с помощью взрослого, и успех детских книг у них зависит прежде всего от настроения взрослого во время чтения. Взрослому необходимо “приблизиться”к уровню детского восприятия: радоваться и ликовать вместе с героями, помочь детям услышать тот ритм, который заложен в стихе. Нельзя читать детям скучно, монотонно, так можно загубить любое даже самое талантливое произведение.

Поэтому для руководителей чтением, работающим с дошкольниками, важна задача эмоционально – эстетической насыщенности процесса руководства чтением. Необходимо приобщать ребёнка к литературе познавательного характера. Воспитание и собственный опыт дошкольника постепенно изгоняют “волшебство” из сферы обыденной жизни в сферу сказки, игре, между которыми в сознании большинства детей 4 – 5 лет уже возникает определённая грань. Взрослый приобщая дошкольника к познавательной литературе, содействует тому, чтобы у него постепенно (к 6 годам) сложился” естественно — научный” способ объяснения мира, когда он перестает принимать жизнь и сознания каждому встретившемуся на его пути объекту.

Читать еще:  Психолого педагогическая характеристика детей 5 6 лет

На протяжении дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь в своём развитии. В эти годы закладывается творческий потенциал личности, происходит формирование характера, мышления, речи.

Специфика читательского развития дошкольника предполагает активное использование взрослым громких чтений; бесед о прочитанном, элементом различных литературных игр. Например, маленькие дети прекрасно чувствуют рифму, они её буквально ищут, им нравится что слова звучат похоже, и часто радуются не столько смыслу, сколько созвучию.

Читая детям новые стихи, можно пропускать последние слова в четверостишии, чтобы дети сами догадались, что нужно произнести в слух. Такая игра доставит детям только радость.

Литература для детей выполняет одновременно множество сложных воспитательных задач, приобщает к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру, воспитывает культуру речи.

В современной психологии и социологии чтения термин ” читатель” распространяется и на ребёнка дошкольника, не умеющего читать, он отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению.

Учёные, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина и другие отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка. В это время совершается переход от первоначального восприятия к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя, реализуется в активном мысленном сопереживании ребёнка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.

Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольника два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов определил К. И. Чуковский. Первый длится от” 2 до 5 лет”, когда малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным.

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать потешки, заклички, прибаутки, сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действий, сочувствовать положительным героям.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по – своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи. Особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включится в работу и текст не будет понят.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений. Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребёнок включает в ткань пересказа.

Слушая литературное произведение, дети прежде всего усваивают легко осознаваемые связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок.

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребёнка — главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать в своём воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрации.

Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребёнок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Активно действуя (мысленно) вместе с героями, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлёпают по картинки с изображением плохого персонажа и т. п.). Вместе с тем, в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда даёт возможность правильно понять произведение. Есть и ещё одна характерная особенность для младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

После четырёх лет у ребёнка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко и др., дети начинают чётче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. На этом, рано появляющиеся у ребёнка, умении разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.). На данном возрастном этапе, воображение интенсивно развивается; оно становится более самостоятельным. Для понимания ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественные произведения, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на представления о нормах поведения и свой личный опыт. Вместе с тем, при восприятии литературных произведений ребенок не ставить перед собой задачу оценить героя, события. Отношения детей к литературным фактам имеет действенное жизненное значение. Ребенок 4-5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.

Исследователи А. В. Запорожец, А. М. Мушина, Н. Х. Швачкин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и др., отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям – ярко-выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Поддержание и развитие детской впечатлительности, интереса к слову – важная задача воспитателя, как сказал С. Я. Маршак «…острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение – и есть то, что мы так ценим в читателях».

Модель активного читателя в дошкольном периоде жизни детей Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным.

План работы с родителями (2-й год обучения) Наступает новый учебный год, новые воспитанники, родители. Встает вопрос «С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава.

Статья «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

Читать еще:  Советы психолога идем в детский сад

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

В младшем дошкольном возрасте хорошо читать потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника. В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально, говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Читать еще:  Психология ребенка 9 месяцев

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

1.Затулина Г.Я. Комплексные занятия по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2009

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2009.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. / Сост. В П. Ильчук и др. — М., 2005.

Психология дошкольного чтения

© Иванова Г. А., Тихомирова И. И.

Предлагаемое учебное пособие является сокращенным вариантом включённого в Госстандарт учебного курса «Психология детского и юношеского чтения», который длительное время изучался студентами на библиотечно-информационных факультетах в Московском и Санкт-Петербургском вузах культуры и прослеживал взаимоотношение ребёнка с книгой и чтением с самого раннего возраста. В последние годы этот курс в МГИКе переадресован магистрантам. Сокращение курса в предлагаемом учебном пособии произошло из-за нового его адресата – педагога-библиотекаря, работающего в общеобразовательном учреждении или гимназии. Авторы учебного пособия сочли нужным дать этому специалисту материал по психологии чтения для работы с основным контингентом посетителей библиотеки, какими являются школьники, использующие книгу и чтение как для саморазвития, так и в образовательных целях. Авторы и разработчики читаемых ранее учебных курсов в двух ведущих вузах культуры, профессор Галина Александровна Иванова (Москва) и доцент Ирина Ивановна Тихомирова (Санкт-Петербург), решили объединить свои усилия для создания учебного пособия, ограниченного школьным периодом развития растущего человека. Курс построен на собственных научных разработках авторов с привлечением широкого круга литературы по теории психологии чтения и её практического использования в педагогической деятельности библиотекаря, работающего со школьниками.

Цель учебного пособия – помочь школьному библиотекарю, а через него и самим школьникам осознать ценность чтения, раскрыть психологические основы и практические ресурсы своего взаимодействия с книгой, а библиотекаря – с читающими детьми. Без понимания сущности процессов, происходящих во внутреннем мире читателя, все попытки педагога-библиотекаря влиять на содержание и качество чтения происходят лишь на эмпирическом, интуитивном уровне, а подчас вслепую.

Надо сказать, что при всем обилии литературы, написанной в наши дни в поддержку чтения, наличия многих организаций в стране, занимающихся вопросами чтения, проведения множества конференций по этой теме, в том числе касающихся подрастающего поколения, в самом явлении «чтение» многое остаётся непознанным. В печати настойчиво звучит мысль перейти от многочисленных хаотичных гуманитарных акций в поддержку чтения к изучению данных науки о феномене «чтение», найти ответ на вопросы о механизмах и закономерностях читательской деятельности, реанимировать научные знания об этом процессе. Учитывая назревшую потребность, авторы учебного пособия сделали попытку вооружить педагогов-библиотекарей данными науки и практической деятельности в области библиопсихологии, отражённой в опыте передовых педагогов-библиотекарей, вникнуть в глубинные основы психологии чтения. Авторы убеждены: при нынешних симптомах дегуманизации и нравственной деградации общества спасти нацию духовно, наполнить смыслом жизнь может только культура, фундаментом которой является традиционное чтение – то самое, какое продемонстрировали нам в Год литературы полторы тысячи человек разных возрастов и профессий, прочтя вслух в прямом эфире роман Льва Толстого «Война и мир», держа бумажную книгу в руках и перелистывая страницы.

Во главу угла новой научной дисциплины, какой является предлагаемый курс, авторами поставлены отечественные традиции в понимании психологии чтения детей, направленные на воспитание и образование подрастающего поколения средствами книги и чтения. Курс выстроен с опорой на идеи библиопсихологии H. A. Рубакина. Базисной для авторов пособия стала его мысль: «Педагогика чтения, чтобы быть эффективной, должна опираться на законы библипсихологии». При этом исследователь природы чтения мирового уровня учил, как, читая книгу, развивать в себе и других умение мыслить, умение вдумываться и в свою, и в чужую душу, понимать окружающую жизнь. Психологическая поддержка чтения – это помощь в достижении позитивных результатов в читательской самореализации ученика и в творческой самореализации библиотекаря как руководителя детского чтения.

В создании учебного пособия, адресованного педагогу-библиотекарю, мы исходили также из концепции профессора A. B. Соколова, обосновавшего гуманистическую миссию библиотеки в информационном обществе. По его мнению, даже в информационном обществе приоритетной для библиотек, особенно касающихся детей, должна стать не информационная, а гуманистическая миссия, которая не отрицает информационной, а использует её возможности для претворения в жизнь культурной идентичности растущего человека.

Взятую нами за основу гуманитарную направленность пособия во многом определило выступление Президента РФ В. В. Путина на Российском литературном собрании 21 ноября 2013 года, где им была поставлена задача мобилизовать общество на изучение русского языка и литературы, влиять на формирование общекультурного гуманитарного контекста страны, активнее использовать для этого возможности библиотек. В развитие этой мысли и в целях её реализации президент инициировал в марте 2016 года создание Общества русской словесности. Написанное нами учебное пособие находится в контексте этой жизненно важной направленности страны на культуру. Оно создано не в противовес информационной деятельности библиотеки, а в поддержку её гуманитарной сущности.

В данном учебном пособии рассмотрены психологические проблемы чтения учащихся в двух основных аспектах – образовательном и возрастном. Раскрыты также вопросы развития у педагога-библиотекаря навыков по активизации восприятия ребёнком прочитанного материала, т. е. позитивного влияния на его воображение, память, мышление, эмоции, установки, мотивации чтения, развитие аналоговых, ассоциативных и творческих способностей в рамках главной задачи, поставленной H. A. Рубакиным – активизировать мозговую деятельность читателя, обеспечивающую способность к полноценному чтению.

В содержательном плане пособие состоит из 12 глав, вобравших в себя в совокупности более 70 разделов, отражающих проблематику психологии чтения детей школьного возраста, включённых в образовательный процесс. Учёба как ведущая деятельность ученика оказывает большое влияние на его читательский спрос и восприятие прочитанного материала так же, как и реализация потребности в чтении для развития себя как личности и собственного жизнетворчества. В книгу введён значительный по объему практический материал, цель которого – примерами подкрепить использование психологических знаний в конкретном общении библиотекаря и читателя. Каждая глава пособия снабжена вопросами для самопроверки усвоения библиотекарем её психологического материала, а также списками литературы для расширения диапазона профессиональных знаний педагога-библиотекаря в рамках рассматриваемых психологических проблем. В Приложениях даны «Словарь терминов» и программа учебной дисциплины «Психология детского и юношеского чтения» (школьный период).

Большим подспорьем для педагогов-библиотекарей в повышении их психологической грамотности, выходящей за рамками учебного пособия, может послужить выход в свет в издательстве РШБА таких ценных с психологической точки зрения изданий, адресованных педагогу-библиотекарю, как «Хрестоматия трудов H. A. Рубакина» (составители В. А. Бородина и СМ. Бородин), хрестоматия «Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет, 2013 (под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардиной), коллективная монография «Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия» 2014 (отв. редактор. Н. Л. Карпова), коллективная монография «Психология и литература в диалоге о человеке» (под ред. НА. Борисенко, Н. Л. Карповой, С. Ф. Дмитренко), а также переиздание Методического словаря-справочника «Психология детского чтения от А до Я», 2015, и «Школы чтения» (сост. И. И. Тихомирова), 2015. Будет полезна педагогу-библиотекарю и глава «Психологические аспекты педагогической деятельности школьного библиотекаря» в учебно-методическом пособии И. И. Тихомировой «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря (2014).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector