221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология годовалого ребенка

Какой должна быть психика ребенка в 1 год

В первый год жизни младенец развивается особенно стремительно. Знание определенных законов, по которым происходит формирование мозга маленького ребенка, поможет маме понять и воспитывать малыша. В статье рассказывается, какие особенности имеет психика ребенка в год, как преодолеть сложности в общении родителей с малышом. Нужно изменить отношения с крохой, свои взгляды на его поведение. Этого требует быстро развивающаяся психика годовалого ребенка.

Чтобы малыш развивался полноценно, нужно суметь наладить с ним искреннее и доверительное общение.

Развитие психики малыша в 1 год – информация для родителей

Психическое развитие малыша – это непрерывный процесс установления связей между нейронами мозга, который формируется посредством воспитания. Поэтому так важен благоприятный моральный климат в доме, родственные связи и полноценная семья.

Что такое психика – определение

Факторы, влияющие на развитие психики ребенка в год

Психология ребенка в возрасте 1 год зависит от его физического развития. В 12 месяцев малыш уже научился прямо стоять и ходить. Молодые родители должны понимать: для крохи это – огромное достижение, если принять во внимание, что вначале он ползал, опираясь на ножки и ручки. Он начинает ощущать свое тело в пространстве и ориентироваться, познает расстояния до предметов и их расположение; осваивает такое понятие, как направление.

☝Ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают.☝

Он еще не знает назначения предметов, и в процессе игры постигает способы обращения с ними, беря пример со взрослых людей. Шкафы, полки и стулья, чашки, кастрюли и тарелки привлекают его не меньше, чем игрушки. В познавательной деятельности малыш собирает разнообразные впечатления. Кроха еще не умеет разговаривать, но он накапливает словарный запас, чтобы затем суметь построить предложения и овладеть речью.

Любовь и внимание родителей – самое важное для ребенка

Совет родителям: В играх с малышом нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно то, что он умеет.

Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев

Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие.

Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке. Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице. Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.

Стадии развития психики у детей

Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна. Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым. Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:

  • в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
  • в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.

Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.

Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут

Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы.

Совет родителям: если малыш не интересуется каким-либо предметов, бывает сложно привлечь его внимание. Поэтому не надо действовать с принуждением, а только побуждать ребенка к действиям.

Восприятие и совершенствование мышления

Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления. Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы). Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства. Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание.

В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.

Как происходит развитие психических качеств

В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.

Слова родителей оказывают содействие формированию у ребенка наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».

Развитие речи годовалого ребенка

?Словарный запас годовалого ребенка – примерно 15 слов.?

С 12 месяцев малыш начинает переходить к освоению фонемной речи. Это длится до 4-х лет. В своем сознании ребенок накапливает словарный запас, его мозг анализирует услышанные предложения. Это пригодится ему, когда он начнет говорить сам. Процесс усвоения разговорных слов происходит медленно от года до полутора лет. За этот период малыш может запомнить около 25 слов, но произносит их нечасто. После 18 месяцев ребенок начинает активно интересоваться названиями предметов, просит взрослых называть их и сам старается повторять. Так как речь ребенка в 1 год еще не развита, ограничиваются его возможности сотрудничества со взрослыми.

Этапы развития речи в возрасте до 2-х лет

Совет родителям: Поощряйте интерес малыша к окружающему миру, больше рассказывайте ему о предназначении вещей, с которыми ребенок сталкивается в своей жизни.

Легче всего сказать «нельзя», но лучше объяснить ребенку назначение предмета и, если есть такая возможность, позволить ему поиграть с ним.

?На нервно-психическое развитие (НПР) ребенка влияет состояние его здоровья. Если малыш часто болеет, темпы его развития снижаются. Постоянное и регулярное общение с малышом в спокойной обстановке помогает развитию его речи, способствует выработке у ребенка разнообразных умений и навыков.

Маленькие дети очень чувствительны к усвоению слов. Вначале речь малыша автономна. Он пытается произносить то, что услышал от взрослых, и говорит необычные слова (не только по звучанию, но и по смыслу), а затем, по мере совершенствования, заменяет их словами взрослой речи. В этот период жизни ребенка взрослые, общаясь с малышом, должны произносить все слова правильно, а не сюсюкать. Четкая и правильная речь, которую слышит ребенок от окружающих – залог правильного развития его речи.

Чтение – способ развития психики

Особенности развития психики малыша

В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:

  • своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
  • строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
  • деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
  • протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.

Основа воспитания годовалого малыша – понимание

Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками. Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития. Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.

Общение с ребенком должно быть ежедневным

Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.

При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий.
Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации. Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается. Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.

Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей

Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета. Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования. Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.

О важности психологического контакта

Совет родителям: когда кроха старается открыть на кухне шкафы, достает посуду и тянется к кастрюлям, дайте ему возможность поиграть под наблюдением взрослых.

В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.

Читать еще:  Ребенок какается психолог

Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.

Кризис 1-го года длится недолго

Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.

Это проявляется в:

  • обидчивости;
  • противоречивом поведении;
  • стремлении к самостоятельности;
  • в упрямстве и непослушании.

Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля. Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.

Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.

Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.

В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.

Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.

Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.

Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.

Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.

Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.

Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.

Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.

Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.

Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.

Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.

Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.

К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.

Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.

В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.

В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.

Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.

С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.

Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.

К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.

В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.

Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.

Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста

Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.

Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.

Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.

Читать еще:  Детская психология 4 5 лет

Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.

Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.

Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет

В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.

Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.

Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.

Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.

В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.

Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.

Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.

Вместо заключения

Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.

Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.

Эмоциональный ребенок: попробуем настроить

Как правильно родителям реагировать на эмоциональные вспышки ребенка? Воспитательные стратегии и рекомендации психолога.

Мир эмоций маленького человека открыт для нас, мы можем наблюдать все движения его души. Маленький ребенок находится в постоянном потоке новых впечатлений, его все удивляет, поражает, а эмоциональная жизнь необыкновенно насыщенна. Он переходит от одного к другому, не пытаясь понять, что с ним происходит, и действует исключительно под влиянием эмоций. Весь мир для него новый, с иголочки, и он открыт ошеломляющему многообразию и ярким впечатлениям.

Но эмоциональная палитра ребенка 1-2 лет ограниченна: если он недоволен или устал, то начинает кричать и плакать. Если доволен, ему нравится игра — он громко хохочет. Малыш всецело поглощен настоящим моментом и немедленно реагирует на происходящее. Порой эмоции «наскакивают» одна на другую, создавая душевный хаос, часто оборачивающийся шумом и криками. Успокаивая, утешая или отвлекая ребенка, вы не только помогаете ему справиться с бурей чувств, но и участвуете в процессе, в ходе которого ребенок понемногу учится управлять своими эмоциями. Переходя от смеха к слезам, ребенок побуждает родителей реагировать, устанавливать ограничения и, конечно, объяснять, что с ним происходит. Мы часто расстраиваемся оттого, что наш обожаемый, улыбавшийся еще минуту назад малыш теперь кричит и топает ногами.

В другой проекции

Типичная ошибка взрослых в подобной ситуации состоит в том, что они проецируют собственные чувства на ребенка. Не пытайтесь поставить себя на его место. В его возрасте недовольство и слезы в большинстве случаев не означают боли и страдания. Это просто доступный малышу способ выразить досаду, разочарование или гнев, потому что объяснить все это словами он еще не может. До 1,5-2 лет справиться с такими эмоциональными бурями довольно легко, достаточно лишь отвлечь его и переключить внимание на что-то другое. Правда, не стоит при малейших признаках недовольства немедленно бросаться развлекать малыша. Таким образом вы даете ему понять, что его «плохие» чувства не имеют права на существование. Ребенок может почувствовать, что вас путают проявления гнева или обиды, и, соответственно, их нельзя выражать свободно, а необходимо скрывать и даже подавлять. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш отклик. Только ваше отношение, поведение, слова помогут ему сориентироваться в том, что с ним происходит. Вы устанавливаете для него границы, внутри которых он может свободно выражать свои эмоции, не опасаясь их разрушительной силы. Когда малыш повзрослеет, установленные вами ограничения, которым он порой сопротивлялся, станут частью его убеждений и послужат основой для построения границ его личности. Нет никаких оснований думать, что ребенок самостоятельно научится контролировать себя, так же как ошибочно стараться во что бы то ни стало идти на поводу у крохи, следовать за его эмоциональными порывами.

Буря эмоций

До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. Он лепечет или показывает на желанный объект. Если мама его не понимает или не считает возможным предоставить ему то, что он хочет, он начинает рыдать, топать ногами, выражать агрессию. Некоторые дети, не достигнув желаемого, в состоянии довольно быстро переключиться на что-то другое. Другие же оказываются настолько захваченными своими эмоциями, что никак не могут остановиться и успокоиться. Это нелегкое испытание для родителей, которые сами оказываются во власти противоречивых чувств. Гнев на разбушевавшееся чадо перемешивается с жалостью к маленьком «страдальцу». И вы разрываетесь между желанием уступить ему и твердо стоять на своем.

Новые горизонты

В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется. Он вступает в период, когда ему хочется проявлять самостоятельность. Это период, когда малыш может на улице внезапно вырвать ручку из вашей руки и с независимым видом припустить вперед. Он становится капризным и требовательным и бурно протестует против запретов и ограничений. И в то же время, словно пугаясь собственной смелости, сильнее проявляет свою зависимость от вас. Ему больше, чем когда-либо, необходимо быть уверенным в том, что вы его любите. Теперь вам нужно не только тем или иным образом реагировать на эмоциональные проявления ребенка, но и объяснять ему правила поведения в обществе: «Нельзя залезать с ногами на стол». Вы должны ставить необходимые ограничения и объяснять их причины: «Вижу, что тебе это не нравится, но я не могу позволить тебе лезть руками в тарелку с кашей. Это очень некрасиво, и ты испачкаешься».

Родители не должны менять свои правила в зависимости от настроения ребенка, даже если он устраивает им сцену на людях, иначе ультиматумы будут повторяться снова и снова. Многие родители думают, что их ребенок страдает, когда требует чего-то со слезами. Одни капитулируют, устав от капризов, другие боятся, что ребенок перестанет их любить. И все-таки вы не должны оказаться в ситуации, когда ребенок с вашего согласия манипулирует вами. Необходимо сделать так, чтобы он почувствовал границы, которые ему нельзя переступать.

Только спокойствие

Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.

В этом «переходном» возрасте «маленькие трагедии» происходят буквально каждый день. Зачастую родители не знают, как реагировать на эмоциональные вспышки, либо не уверены, что поступают правильно. Многие взрослые предпочитают игнорировать разбушевавшихся чад, считая, что внимание лишь ухудшит ситуацию. Конечно, истерику непросто выдержать, но не стоит оставлять ребенка одного в тот момент, когда он не может справиться с собой, с собственными чувствами. Игнорирование не самый лучший способ выразить недовольство поведением ребенка, к тому же дети неплохо перенимают родительские методы. Многим родителям наверняка знакома ситуация, когда ребенок «не слышит» родительских просьб и обращений, выражая свое недовольство именно таким, известным ему способом. Если малыш еще не «завелся» всерьез, можно попытаться отвлечь его, предложив ему какое-нибудь увлекательное занятие, которое поможет ему немедленно забыть о том, что его расстроило. Если же переключить его внимание уже невозможно, попробуйте взять его на руки и крепко прижимайте к себе, пока он не успокоится. Или просто побудьте рядом, давая ему понять, что вы доступны. Когда он утихомирится, коротко и просто поясните ему, с чем, по вашему мнению, связана такая реакция. Вы можете выразить недовольство его поведением, но обязательно покажите ему, что понимаете, что с ним происходит.

Читать еще:  Виды страхов в психологии

Немаловажно и то, насколько родители умеют владеть собой, управляют собственным гневом. От этого во многом зависит, научится ли ребенок выражать свои чувства адекватно ситуации. Если вам свойственно отвечать на бурное поведение своего чада гневной вспышкой, то велика вероятность, что ребенок усвоит такую форму поведения и будет в дальнейшем применять ее и за пределами семьи, в общении с детьми и взрослыми.

Навыки и умения ребенка в 1 год – что умеет малыш в 12 месяцев?

Содержание статьи:

Вот и наступил первый день рождения вашего крохи. Позади первые страхи общения с новорожденным человечком и бесконечные бессонные ночи. Малыш подошел к новому этапу открытия мира и собственного развития. Как ведут себя детки в этом возрасте, чему они научились и что им предстоит освоить в ближайшее время?

Физиология ребенка в 12 месяцев – рост и вес малыша в 1 год

Начиная с 1 года, у детей начинают меняться пропорции тела. Животик становится меньше, а ручки и ножки удлиняются. Каждый ребенок набирает вес и рост индивидуально.

По данным ВОЗ, физиологические параметры годовалых деток лежат в пределах:

МАЛЬЧИКИДЕВОЧКИ
Рост, см74,0 — 79,573,0 – 78,0
Вес, кг9,5 – 11,59,0 – 10,8
Окружность головы, см43,2 – 48,542,0 – 47,5

Чему научился ребенок к 1 году: физические способности годовалого крохи

  • Уверенно стоят без поддержки.
  • Делают первые самостоятельные шаги, а многие уже вполне уверенно топают без помощи взрослых.
  • Умеют пользоваться ложкой, пьют из чашки.
  • Залезают и слезают с дивана или кровати.
  • Без поддержки встают из сидячего положения.
  • Уверенно манипулируют предметами – строят дом из кубиков, катают мяч или машинку, качают куклу.

Кроме того, малыши во всем стараются проявить самостоятельность, чем, порой, приводят родителей в ужас . К примеру, если кроха доберется до маминой косметики, то покрасит не только губки или щечки, но и все, что попадется ему на пути.

Психология годовалого ребенка: советы родителям 12-месячного малыша

Так как малыши в этом возрасте очень подвижны и любознательны, перед родителями встает проблема – как научить кроху не брать то, что нельзя. В любом доме имеется множество вещей, которые просто невозможно убрать из зоны досягаемости ребенка.

Если пытаться бороться с любопытством малыша запретами, можно добиться обратного результата. В этом возрасте детки очень упрямы и настойчивы. Ребенок, если ему не разрешили трогать какую-либо вещь, обязательно нарушит запрет и будет наблюдать за реакцией взрослых.

Несколько советов, как вести себя с непослушным, по мнению родителей, малышом:

Не разрешайте ребенку делать все,что он захочет

Позвольте малышу поиграть с безопасными предметами

Не кричите на малыша

Больше разговаривайте с ребенком

Не сравнивайте кроху с другими детьми

Покажите малышу, как вы его любите

Что делать, если малыш берет запрещенные вещиВ этих случаях родители должны набраться терпения, чтобы спокойно растолковать крохе, чего делать нельзя. Окрики и строгие запреты приведут к обратной реакции. Только доброжелательность и терпение помогут приучить кроху к порядку .
Психологическое состояние позволяет годовалому малышу осознавать запрещающие интонации родителей. Однако умственное развитие в этом возрасте отстает от психологии. Кроха понимает, что ему запрещают производить те или иные действия (например, вываливать кашку из тарелки на стол), но не понимает, почему этого делать нельзя.

Задача родителей доходчиво и спокойно растолковать ребенку, что есть такие вещи, которые делать нельзя .

Однако, не стоит слишком усердствовать с запретами, вырубая на корню проявление ребенком самостоятельности. На каждые пять ваших «да» должно приходиться не больше одного «нет».

Малыш стал взрослее, ему интересно все, что его окружает. Изучение новых предметов способствует полноценному и гармоничному развитию крохи . В любом доме найдутся вещи, в которые он может поиграть без ущерба для здоровья. Это доставит ребенку не меньшее удовольствие, чем игры с любимыми игрушками.

Это отрицательно скажется на психике малыша. Кроме того, дети быстро перенимают действия взрослых. Пройдет немного времени, и малыш начнет повышать голос на вас. Поэтому наберитесь терпения и станьте достойным примером для своего ребенка .

На развитие детской психики годовалого ребенка большое влияние оказывает общение с близкими людьми. Чем больше вы говорите с малышом, тем богаче будет его, пока еще, пассивный словарь , тем быстрее он начнет выговаривать первые полноценные слова. У ребенка, которому не хватает общения, могут возникнуть серьезные психологические проблемы.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми или взрослыми в его присутствии , даже если ваша оценка направлена в пользу малыша. Кроха быстро поймет, что его оценивают, и может потерять уверенность не только в себе, но и в родительской любви. Со временем это может перерасти в комплекс неполноценности.
Не бойтесь избаловать малыша проявлением своей любви . В этом возрасте для психологического комфорта малыш должен быть окружен заботой и любовью близких людей. Это вовсе не означает, что малышу можно позволять все что угодно. Просто чаще хвалите, обнимайте и целуйте малыша.

Помните, что ваш малыш еще мал и беззащитен

В возрасте 10-12 месяцев физическое развитие значительно опережает психологическую составляющую. Помните, что даже самый здоровый и активный ребенок остается психологически беззащитным без любви близких ему людей . Только родители своим вниманием и заботой могут поддержать малыша в любой ситуации.

Развитие годовалого ребенка – на что способен малыш в 12 месяцев

Для правильного развития крохи, выбора занятий и игр, соответствующих его возрасту, нужно обратить внимание на его предпочтения и потребности, чтобы создать атмосферу, благоприятную для полноценного развития ребенка.

  1. Малыш много двигается. В годовалом возрасте, начавшие ходить детки, любят передвигаться по всей квартире, нося что-либо в руках. Кроме того, малышу доставляет удовольствие залезать на кресло или диван, садиться и вставать, играть сидя на полу или на корточках. Обеспечьте малышу безопасное свободное пространство для передвижения. Пол должен быть нескользким или покрыт ковром, надежно прижатым мебелью. Обеспечьте малышу удобный уголок для игр, он не должен находиться посередине комнаты и мешать проходу.
  2. Игры в прятки. Практически все дети в этом возрасте любят прятаться или искать пропавшие из вида вещи. Уделяйте на эту игру хотя бы немного времени ежедневно, каждый раз находя новое потайное место.
  3. Детские игрушки. Обязательно в арсенале ребенка должны быть развивающие игрушки способствующие всестороннему развитию, а так же игры для мелкой моторики. Многие детки предпочитают самым красочным игрушкам вещи, которые, в общем-то, не предусмотрены для игры. Сумки с кармашками, пустые коробки или ящички очень интересуют малышей. Они могут достаточно долго наполнять пустые емкости игрушками и другими предметами, а потом опять опустошать их. Не лишайте малышей такого удовольствия!
  4. Копируем действия взрослых. Так как в годовалом возрасте кроха активно копирует все действия взрослых, он с удовольствием поиграет в куклу, которую нужно уложить спать, причесать, или накормить, сварит обед в игрушечной посуде или позвонит папе на работу со своего телефона. Все дети с удовольствием играют с предметами, которые можно возить или толкать – машинки или различные каталки с вращающимися элементами.

Кризис первого года малыша: как пережить сложный период вместе с годовалым ребенком

Большинство современных родителей слышали или знают о кризисе ребенка в возрасте 1 года. В это время меняется поведение малыша, он часто капризничает и плачет, становится более требовательным и упрямым. Когда его просят что-либо сделать, кроха категорически отказывается. Часто у родителей возникает вопрос, почему у здорового, счастливого ребенка, живущего в благополучной семье, возникает какой-то непонятный кризис.

В возрасте 12 месяцев дети сталкиваются с конфликтом собственных интересов. У ребенка есть желание произвести какое-либо действие (куда-то пойти, что-либо достать), но нет возможности реализовать свои потребности.

Неудовлетворенность сложившимся положением стимулирует развитие малыша. Когда малыш со слезами отказывается от помощи мамы или папы в том или ином деле, он конфликтует не с родителями, а с окружающим миром.

Пройдет совсем немного времени, он овладеет новыми навыками и от кризиса не останется следа.

Развивайте малыша, удовлетворяя его любопытство

Ребенок часто подходит к взрослым, держа в руках какой-либо предмет, или просто показывает на что-то пальчиком. Это означает, что крохе требуется ваше внимание, чтобы удовлетворить его тягу к познанию . Отвлекитесь от своих дел и уделите малышу немного времени. Расскажите ему немного об этом предмете. Даже если больше половины сказанного останется за гранью понимания ребенка, он будет удовлетворен и очень доволен общением с вами.

Если малыш находится рядом во время выполнения вами домашних дел, рассказывайте ему о своих действиях, спрашивайте у него совета, попросите помочь в несложных операциях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector