221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология педагога как воспитателя

Раздел 4. Психология педагога

Тема 10. Общие вопросы психологии педагога

Психология личности и деятельности педагога и её место в структуре педагогической психологии. Общая характеристика педагогической профессии. Педагогическая профессия как разновидность профессии типа «человек — человек». Специфические особенности педагогической деятельности: двуединство объекта деятельности (обучающийся, воспитывающийся и учебный предмет), совместность, рефлексивность, динамичность и др.). Возрастные особенности воспитуемых и обучаемых, их ведущая деятельность как важные детерминан гы, обуславливающие особенности труда представителей разных педагогических специ-альностей. Требования современного общества, государства к личности педагога. Педагогические способности. Соответствие человека педагогической деятельности.

Тема 11. Психология личности и деятельность педагога дошкольного учреждения.

Воспитатель как субъект педагогической деятельности. Личностно-ориентированная модель воспитателя детского сада. Направленность личности воспитателя. Интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, чуткость, гуманность как профессионально необходимые качества воспитателя детского сада. Самостоятельность, инициативность, креативность как важное условие достижения педагогического мастерства воспитателя. Требования к воспитателю как к субъекту гностико-преобразующей деятельности. Гностические качества воспитателя. Психологическая наблюдательность, практичность ума, социальный интеллект в структуре субъекта воспитательно-образовательной деятельности в детском дошкольном учреждении. Характеристика качеств, способствующих успеху в общении (коммуникативность, эмпатия, педагогический оптимизм, тактичность, артистизм, эмоциональная устойчивость и др.). Профессионально значимые волевые качества воспитателя и др. Социально-психологическая готовность к совместной деятельности. Педагогические способности воспитателя.

Психология деятельности воспитателя. Характеристика структурных компонентов педагогической деятельности воспитателя детского сада. Основные функции воспитателя. Акцентирование внимания на функциях охраны и укрепления здоровья, воспитательной, развивающей, регулирование взаимоотношении вдетской группе, диагностико-коррекционной, гедонистической, сотрудничества с родителями, профессионального самосовершенствования как необходимое условие гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Формирование профессионально значимых мотивов деятельности воспитателя детского сада. Педагогические умения и навыки (гностические, проективные, конструктивные, коммуникативные, организаторские). Индивидуальный стиль деятельности и его проявление в работе воспитателя детского сада.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и пути его оптимизации. Педагогическая оценка воспитателя. Система взаимодействия «воспитатель — родители детей». Проблемы гуманизации и демократизации взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников детского сада. Дифференцированный подход в общении с родителями.

Тема 12. Психология педагогов дошкольного образования

Психология личности и деятельности музыкального руководителя детского сада. Педагогические, музыкальные, организаторские способности в структуре способностей музыкального руководителя детского сада. Основные функции музыкального руководителя. Развитие личности дошкольника средствами музыки как основная цель музыкального руководителя детского дошкольного учреждения. Формирование основ музыкальной культуры, музыкальности, художественного вкуса детей как важные задачи музыкального руководителя. Характеристика мотивов и профессиональных умений музыкального руководителя. Особенности профессионального взаимодействия музыкального руководителя. Психологические основы НОТ музыкального руководителя детского сада.

Педагог-организатор физического воспитания.Педагогические, физические, организаторские способности в структуре способностей педагога-организатора физического воспитания. Развитие личности ребенка средствами физической культуры как важная цель деятельности организатора физического воспитания. Формирование основ здорового образа жизни, развитие физических способностей ребенка как важные задачи педагога-организатора физического воспитания. Основные функции организатора физического воспитания в дошкольном учреждении. Усиление роли функций диагностико-коррекционной, воспитательной, сотрудничества с родителями в деятельности личностно-ориентированного педагога-организатора физического воспитания. Характеристика мотивов и профессиональных умений педагога-организатора физического воспитания.

Требования к заместителю заведующего дошкольного учреждения по основной деятельности. Качества, характеризующие заместителя заведующего дошкольного учреждения по основной деятельности как организатора (социальная активность, способность «заражать» своей энергией, ответственность, готовность к взаимодействию, практический ум, самообладание, критичность и самокритичность и др.). Структура деятельности заместителя заведующего по основной деятельности. Содержание его функциональных обязанностей (диагностико-аналитическая, проективно-конструктивная, стимулирующая, изыскательная, инновационная, регулирующая и др.). Переход от преимущественно контролирующей системы деятельности к координационно-регулирующей, направленной на создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении. Возрастание роли изыскательной и инновационной функций заместителя заведующего по основной деятельности. Психологические основы их реализации. Стимулирующая и проективно-конструктивная деятельность заместителя заведующего по основной деятельности. Пути оптимизации профессионального взаимодействия в коллективе (акцентирование внимания на позитивных качествах людей, их творческих проявлениях: предупреждение возможностей стереотипизации, эффекта ореола при восприятии сотрудников, детей; углубление знаний о партнерах во взаимодействии; выражение тактичности, доверительности, терпимости к инакомыслию, уважения к позиции собеседника и др.). Сотрудничество и сотворчество как доминирующие формы взаимодействия администрации дошкольного учреждения с членами педагогического коллектива, родителями. Оказание дифференцированной помощи воспитателям в их профессиональном росте.

Тема 13. Психология учителя

Требования к личности и деятельности учителя начальной школыв свете Реформы школы. Психология деятельности учителя начальных классов. Совершенствование взаимоотношений в системах «учитель — дети», «учитель — воспитатель группы продленного дня», «учитель — родители» как важное условие повышения эффективности труда педагогов начальной школы. Условия, обеспечивающие успех педагога в работе с шестилетними учениками. Требования к учителям, работающим с одаренными и талантливыми младшими школьниками. Психологические основы работы учителя начальной школы с детьми с задержкой психического развития.

Особенности педагогической деятельности учителя физкультурывшколе. Психологическая характеристика деятельности учителя иностранного языка. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, гуманизм и любовь к детям, интерес к преподаваемому предмету, стремление к профессиональному самосовершенствованию как значимые личностные качества учителя иностранного языка. Развитое чувство языка, сформированность коммуникативных, лингво-методических и профессионально-методических умений как важное условие профессиональной деятельности учителя иностранного языка.

Особенности труда преподавателей психолого-педагогических дисциплинв педагогических гимназиях, колледжах. Актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя психологии и этики семейной жизни в средней школе. Психологические основы совершенствования профессионализма учителей. Овладение психологической культурой как важное условие гуманизации, совершенствования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Знания психологии в работе воспитателя

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_na_russkom.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Красногвардейского района Санкт- Петербурга.

Важность психологических знаний в работе воспитателя.

Важность психологических знаний в работе воспитателя.

Воспитание человека начинается с его рождения;

он еще не говорит, еще не слушает,

но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Руссо Жан-Жак

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.

Недостаточно, чтобы педагог знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки. Чем обильнее его запас, тем более независимым он будет от учебника и тем более ярким сделает урок, помещая центр тяжести в живом слове.

М. И. Постникова (1993) выявила следующие функции психологических знаний для педагогов:
1) они являются важным условием педагогической деятельности;
2) лежат в основе глубокого и всестороннего анализа эффективности используемых педагогом форм и методов работы с учащимися;
3) помогают педагогу видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся;
4) помогают педагогу выявлять те реальные трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе усвоения им учебного материала;
5) помогают педагогу в построении взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Слабая же эрудированность может привести к потере педагогом авторитета в глазах детей.

Педагогу, как ни кому другому, следует руководствоваться словами известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — «надо знать обо всем понемногу и все о немногом».

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими педагогами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих учеников — их характера, способностей, склонностей. К. Д. Ушинский говорил: для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.

В обязательный состав знаний и воспитателя и преподавателя вуза входят знание философии и методологии; знание научной области, формирующей учебный предмет; знание психологии обучения; знание педагогики и методики преподавания или воспитательной работы. Различия в полноте и глубине каждого разряда знаний образуют разную когнитивную структуру и, как следствие, определяют в конечном итоге неодинаковый педагогический эффект.

Специальные знания, которыми обладает педагог, можно разделить на теоретические, практические и методические. Теоретические знания касаются истории науки, закономерностей работы организма и психики человека, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания педагога касаются, прежде всего, знаний того, как нужно выполнять то или иное задание, как провести тот или иной эксперимент и т. д. Это основные знания, которые приобретаются на практических занятиях во время обучения в педагогическом учебном заведении.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как научить ребят выполнять то или иное задание.

Обучение других — специальный раздел педагогики, который нужно осваивать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Современный ребёнок еще до поступления в школу, а впоследствии и помимо нее, получает необходимую информацию из книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это педагог может ставить на службу своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Следовательно, функцию передачи знаний нельзя считать основной.

Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить ребёнка из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи воспитания. Приобретение педагогом необходимых знаний — это лишь часть дела, немаловажная часть — донесение эти знаний до учащихся.

Выделяют несколько уровней деятельности по передаче знаний учащимся:
1) репродуктивный уровень: педагог сообщает учащимся знания предмета, которыми владеет сам. Однако это еще не признак педагогической квалификации;
2) адаптивный уровень: он включает в себя не только знание предмета, но и знание особенностей восприятия и понимания материала;
3) уровень, локально моделирующий знания: педагог способен не только передавать знания и транслировать их применительно к аудитории, но и конструировать их, заранее учитывая, с каким прежде изученным материалом нужно его сопоставить, какие трудности встретятся при восприятии нового материала и что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности;
4) уровень системного моделирования знаний: педагог, раскрывая учащимся ту или иную тему, учитывает всю систему их знаний;
5) уровень, связанный с осознанием конечной цели: какого специалиста, с какими знаниями, умениями, мировоззрением и т. д. нужно готовить в данном учебном заведении.

До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.

Психология воспитателя и учителя

Дата публикации: 18.04.2016 2016-04-18

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Мустафаева М. А. Психология воспитателя и учителя // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 877-880. — URL https://moluch.ru/archive/112/28297/ (дата обращения: 23.03.2020).

Качество личности, которыми должен обладать педагог. Профессионально значимые черты личности воспитателя и учителя. Демократизация, перестройка общественных отношений, гласность как новые социальные процессы, предъявляющие повышенные требования к педагогу. Расширение сферы общения и особое значение для преподавателя соответствующих умении и навыков.

Педагогические способности, их содержание и структура. Общие педагогические способности: личностные, дидактические, организационные, коммуникативные.

Специальные педагогические склонности и качества: любовь и расположенность к детям, самообладание, терпеливость и выдержка, умение объяснять и убеждать, владение речью, тактичность, высокая культура, наблюдательность. Способность педагога оценивать и развивать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Работа педагога над собой с целью повышения профессионального мастерства. Развитие умений и навыков педагогического общения. Коллективные (групповые) формы работы, их значение и организация с целью развития педагогических способностей у воспитателей и учителей. Роль ораторских способностей для учителя, пути и способы их совершенствования.

Существующая система образования хотя зачастую и отстает от преобразований, происходящих в социальной действительности, но в целом достаточно гибко отражает ее. Общественный строй задает требования к системе образования, а она в свою очередь вырабатывает требования, предъявляемые к личности воспитателя и учителя.

Для того чтобы точнее определить эти требования, необходимо сделать по меньшей мере две вещи:

  1. Оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.
  2. Определить, какими качествами в этом обществе должен обладать человек ближайшего будущего.

Только после этого можно будет ответить и на следующие два вопроса:

  1. Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный молодой человек, оканчивающий среднюю школу?
  2. Каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие нужной обществу личности в дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях?

Так мы и поступим. Начнем с первого из сформулированных вопросов. Главная политическая тенденция современного развития социалистического общества — демократизация всех сторон его жизни.

Социальные изменения, происходящие в нашей стране, включают децентрализацию управления, передачу значительной части власти Советам и трудовым коллективам. Экономические преобразования затронули всю систему экономических отношений, введя в большую их часть хозрасчетную основу и необходимость принятия самостоятельных решений. В этой связи значительно расширились и качественно изменились возможности установления прямых хозяйственных связей между предприятиями, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения людей на производстве.

Все это сопровождается усилением гласности, появлением возможности открыто высказывать и публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам.

Намеченные тенденции политического, социального и экономического характера рождают повышенные требования, к тем качествам, которыми должны обладать люди нового рождающегося у нас общества. Какие же это качества? Прежде всего умение жить в условиях расширяющейся демократизации и пользоваться ею на демократической основе. Это означает способность признавать и принимать как должное наличие разных точек зрения, на демократической основе вести дискуссии, решать возникающие разногласия. Это, с другой стороны; отказ от диктата, методов давления на личность, уважение к ней и признание ее значимости, отказ от принципа, согласно которому интересы некоего абстрактного, воображаемого коллектива — на первом месте, а интересы конкретной личности — на втором.

Передача власти одной стороной предполагает не только получение, но и умение пользоваться ею другой. Это предъявляет повышенные требования к умению руководить людьми, принимать управленческие решения, организовывать работу по руководству и управлению различными социальными объектами. Здесь нужны профессиональная компетентность в управленческих делах и обладание качествами руководителя (лидера).

Изменение системы экономических отношений требует от людей проявления расчетливости, деловитости, хозяйственной смекалки, бережливости, умения считать деньги и других качеств, которые еще совсем недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми нужными.

Наконец, гласность предполагает (чтобы ею можно было по- настоящему и умело пользоваться на практике) способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, убеждать, доказывать, уметь говорить самому и слушать других.

Всеми этими качествами в ближайшее время должны будут обладать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и, если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые в настоящее время начали происходить в нашем обществе, не прекратились и не замедлились, уже сейчас и как можно скорее необходимо позаботиться о том, чтобы радикальным образом изменить систему воспитания в дошкольных учреждениях и в школе. Следует честно признать, что пока она нам таких личностей, которые нужны будут обществу в ближайшем будущем, в достаточном количестве не дает.

Чтобы сделать учащегося личностью (а нам сейчас нужны именно личности независимые, грамотные, инициативные, самостоятельные), сам педагог должен быть личностью. Воспитаннику от воспитателя, ученику от учителя передается и становится их личностным достоянием только то, что есть в самом воспитателе или учителе. Педагог в современных условиях прежде всего должен поэтому сам стать личностью, обладающей описанными выше качествами, систематически и всеми возможными способами развивать их в себе.

Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить этому детей.

Умение педагога общаться с детьми иногда трактуется как способность учителя правильно излагать и разъяснять учащимся материал на занятиях, разговаривать с детьми на интересующие их темы. Это, конечно, входит в структуру педагогических коммуникативных способностей, но сами способности к соответствующим умениям и навыкам не сводятся. Кроме перечисленного, наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
  2. Способность видеть в нем равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны учеников и воспитанников.
  4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить только правду.
  5. Умение оказывать на учащихся необходимое педагогическое влияние.
  6. Обладание чувством юмора.
  7. Владение словом.

Ранее мы уже рассматривали вопрос о психологической диагностике у учащихся коммуникативных умений и навыков. То, что говорилось там, приложимо и к учителю, воспитателю. Но там педагог выступал в роли наблюдателя, а здесь он вынужден большей частью заниматься самоанализом и самонаблюдением. В этой связи необходимо обсудить несколько дополнительных вопросов, связанных с проведением подобного рода самонаблюдения.

Педагог также может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нем (вопросы здесь сформулированы от первого лица):

  1. Какое впечатление я оказываю на учащихся (детей)?
  2. Веду ли я себя с ними достаточно непринужденно и раскованно?
  3. Искренним или неискренним я выгляжу с их стороны?
  4. Достаточно ли развито у меня умение располагать детей к себе?
  5. Могу ли я вести разговор с детьми на любые темы?
  6. Чувствуют ли себя дети, общаясь со мной, так же свободно, как и я?
  7. Всегда ли мне удается убеждать детей или иногда приходится приказывать?
  8. Есть ли у меня чувство юмора?
  9. Как воспринимают мои шутки дети?
  10. Нет ли таких детей, которые избегают общаться со мной?
  11. Нет ли таких ситуаций, в которых дети неохотно общаются со мной?

После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции. Практическое осуществление такой коррекции предполагает организацию самоконтроля поведения. Одним из эффективных способов такого самоконтроля может стать сознательный выбор и использование разнообразных внешних сигналов, которые вовремя могут напомнить о необходимости применения соответствующей коррекции.

Такого рода сигналы должны встречаться в повседневных делах в нужное время и в нужных местах. Ими могут быть, например, невольно бросающиеся в глаза предметы обстановки и многое другое. Существуют некоторые общие рекомендации по выбору и использованию подобного типа сигналов:

  1. Эти сигналы должны регулярно встречаться и ежедневно попадаться человеку на глаза.
  2. Они должны появляться в поле зрения как раз в те моменты, когда необходимо применить нужные коммуникативные умения и навыки.

В заключение сформулируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:

  1. Избегать частых моралистических суждений в адрес ученика или воспитанника, а лучше ими не пользоваться вообще.
  2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес’ ребенка.
  3. Избегать перекладывания на детские плечи своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.
  4. Избегать» проявлений нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.
  5. Избегать насмешек над детьми и окружающими людьми.
  6. Избегать всего, что способно как-то унизить ребенка.
  7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные» выводы о ребенке как о человеке, личности.
  8. Признавать и уважать не на словах, а на деле право ребенка иметь и сметь открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.

Мы убеждены, что, только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребенке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой, М., 1987;
  2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989;
  3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения,—М., 1987;
  4. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры.— М., 1990, и др.

Личность воспитателя

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Тематическая неделя в ДОУ (2)
  • Безопасное детство (2)
  • Все о здоровье (2)
  • Для вас родители (4)
  • О личности педагога, его деятельности и особенностях взаимодействия (3)

Личность воспитателя

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы.

Лишь на возрождении простых человеческих чувств – любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци , по словам его биографа, «был добр до самозабвения». Задачей воспитания, по мнению Песталоцци, должно быть развитие способностей человека в соответствии с законами природы, т. е. когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить».

Манеру работы настоящего педагога отличает внешняя простота при большой внутренней глубине; мудрое, очень разборчивое отношение к средствам воспитания, умелое сочетание старых методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем, чтобы система отношений способствовала развитию задатков и способностей детей, творческих, созидательных сил в детском коллективе.

Воспитательная позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно даже скрытой от воспитанника. Воспитательный процесс можно назвать искусством, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек, педагог от рождения.

Подлинный учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет зажечь, взволновать ученика, повысить его мотивацию. Настоящий учитель добивается такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.

K. Д. Ушинский был убежден, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

Педагог, в том числе и молодой специалист, только-толь ко окончивший колледж, вуз, выступает как целостная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функции педагога, а с другой – реализация функций тренирует и развевает профессионально необходимые качества.

«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Воспитание — не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. Каким должен быть воспитатель детского сада?

Во-первых, обладать определенными личностными качествами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Этот список можно было бы продолжить. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.

Очень важным личностным качеством воспитателя является жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать. Одно из необходимых и естественных условий воспитания — любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинная забота о всестороннем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.

Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

К. Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела воспитания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыка, необходимы еще специальные знания. Эти качества приобретаются в процессе профессиональной подготовки. И связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном этапе их развития.

Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей, воспитание любви к Родине, формирование активности, ответственности, чувства долга, товарищества, доброты, честности, трудолюбия. Имея в виду названное, воспитатели могут целенаправленно, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.

Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Подлинная интеллигентность не позволит ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает лишь негативную реакцию. Иначе не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих взаимоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения педагога.

Работа воспитателя не может быть формальной. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к организации занятий, самостоятельной деятельности детей, сочетания общегрупповых и индивидуальных занятии.

Читать еще:  Психолог для ребенка 3 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector