221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология воспитания детей дошкольного возраста

Психология воспитания детей дошкольного возраста

Содержание:

Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это большая ответственность, о которой нельзя забывать ни на секунду. Ведь именно от мамы и папы зависит, каким вырастет ребенок, его ценности, привычки и склонности. Родить малыша – это половина дела. Не менее важно воспитать его, по возможности развить таланты и склонности и подготовить к жизни в этом мире.

Разумеется, детишек воспитывали на протяжении всего времени существования человеческого рода, но в отдельную науку эта область знаний выделилась лишь в 40-е годы прошлого столетия. Педагогическая психология занимается исследованием особенностей развития детей и различными вопросами, связанными с их воспитанием. Глобальной целью этой отрасли знаний является формирование гармоничной личности с учетом всех индивидуальных особенностей.

Про индивидуальные особенности здесь сказано совсем не случайно. Ведь каждый ребенок – это неповторимая личность, нуждающаяся в особом подходе. Об этом не стоит забывать, если мы не хотим покалечить психику малыша. Но все же психологи выделяют ряд возрастных особенностей, которые характерны для большинства детей. Именно о них и пойдет речь в данной статье. Точнее, о воспитании детей дошкольного возраста, в зависимости от их возраста и пола.

Как воспитывать малышей 2 лет

Воспитание двухлетки выглядит просто только для тех, кто никогда не имел дела с этим беспокойным возрастом. А вот мамы и папы очаровательных карапузов знают обо всех сложностях и затруднениях на собственном опыте. Для двухлетних малышей характерны истерики, капризы и упрямство, которые частенько доводят взрослых до настоящего отчаяния. Для ребенка в этот период значение имеют лишь собственные чувства и желания, а не доводы родителей, пусть даже и самые разумные. Особенно нелегко смириться с подобным упрямством тем, кто уверен, что дети всегда должны слушаться старших.

С малышом в этом возрасте невероятно сложно договориться. Он может капризничать по любому поводу, закатывать истерики в попытках добиться своего и упрямо отталкивать любые попытки мамы и папы помочь ему. Взрослые в таких ситуациях нередко чувствуют себя беспомощными и не понимают, что же происходит с их чадом и как с ним себя вести.

Двухлетние детки уже довольно неплохо управляются со своим телом. По крайней мере, их двигательных навыков хватает на то, чтобы дотянуться до желаемой вещи или открыть приглянувшийся шкафчик. Стремительно развивается и речь ребенка, растет его активность в познании окружающего мира. Здесь родителям очень важно понять, что малыш ни в коем случае не хочет сделать что-то назло. А все капризы и упрямство – это малоприятный, но необходимый этап взросления, с которым нужно просто смириться и переждать.

Правила воспитания детей 3 лет

Психологи сходятся во мнении, что именно с трехлетнего возраста начинается формирование личности человека. Период этот непростой, требующий от взрослых недюжинного терпения и такта. В науке о воспитании существует даже специальный термин, описывающий все особенности данного возраста – кризис трех лет. Малыш пытается адаптироваться к окружающему миру и понять, по каким правилам люди в нем живут. Тогда же закладываются и те особенности, которые будут составлять характер человека на протяжении всей его жизни.

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет боль .

О чем же следует помнить родителям таких малышей? Нередко ребенок будет доводить до нервного истощения своими истериками и капризами. Вам будет казаться, что никаких сил терпеть все это больше не осталось. Но как раз терпение и будет залогом успешного преодоления кризиса. Постарайтесь не ругать капризничающего малыша, а спокойно сказать, что именно вас не устраивает в его поведении. Но не заостряйте внимание на конфликтных моментах, чтобы у ребенка не сформировалось чувство вины. По возможности переключите его на что-то занимательное и интересное.

Не давите на ребенка при помощи чрезмерной строгости и лишних запретов. Ни к чему хорошему это не приведет. И, конечно же, ни в коем случае нельзя бить ребенка и унижать его достоинство. Относитесь к нему как к взрослому, общайтесь на равных.

Ребенок в этом возрасте отчаянно стремится к самостоятельности и независимости. Но в силу небольшого жизненного опыта не всегда понимает, когда стоит настаивать на достижении своих целей, а когда лучше от них отказаться. Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы у ребенка были такие возможности для проявления активности и настойчивости, которые ему по возрасту. Идеально для этого подходят игры, увлекательные прогулки и развивающие занятия.

Разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы. Примите тот факт, что трехлетка может ответить «нет». То есть предоставьте ему право на принятие решения, на свободу выбора. Например, он может выбирать, какую одежду он наденет сегодня в детский сад, какой десерт будет есть или в какую игру играть.

Будьте гибкими в воспитании, поддерживайте выбор ребенка и учите нести за него ответственность. Отказывается есть в положенное время? Не настаивайте, а отставьте тарелку в сторону. Через некоторое время малыш проголодается и обязательно поест. Причем, без слез, криков и истерик.

Ребенку четыре года

Это достаточно сложный и важный этап для развития ребенка. В этом возрасте он уже является отдельной личностью со своими интересами, чувствами и стремлении. Малыш по-прежнему довольно эмоционален и импульсивен в своих желаниях, но все же его поведение становится более осознанным. С четырехлеткой уже можно и нужно договариваться.

Акцент в деятельности ребенка постепенно смещается с чисто двигательной активности в сторону познавательной. Именно в этом возрасте целесообразно заниматься рисованием, лепкой и прочими видами творчества. Но учитывайте, что детям еще очень сложно концентрировать свое внимание на чем-то в течение длительного времени, они очень легко отвлекаются. Полезны также занятия спортом, если к ним нет противопоказаний по состоянию здоровья. Не забывайте и о прогулках и играх на свежем воздухе. Это не только укрепит иммунитет малыша, но и разовьет его моторику и координацию движений. Многие в 4 года начинают обучать ребенка чтению и основам математики. Естественно, все занятия должны проходить в игровой форме и быть интересными для дошкольника.

Этот возраст характеризуется также невероятным количеством вопросов. Кажется, что любознательному малышу интересно буквально все! Некоторые из вопросов могут поставить родителей в тупик. Обязательно удовлетворяйте любопытство ребенка. Если не можете объяснить что-то немедленно, возьмите тайм-аут и вернитесь к этой теме чуть позже. В своих ответах избегайте ненужных деталей и лишних подробностей, которые могут быть недоступны пониманию малыша.

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск .

В этом возрасте дети нередко испытывают сложности с адаптацией в коллективе. Подчас взрослым это кажется чем-то несущественным, но для ребенка все серьезно. Определите, что именно мешает вашему сыну или дочке нормально общаться со сверстниками, и устраните этот пробел. Иногда в этом вопросе может потребоваться помощь грамотного специалиста.

Расширяется эмоциональный диапазон четырехлетки. Он уже может испытывать раздражение, стыд, грусть, печаль и тому подобные оттенки чувств. Не всегда у дошкольника получается самостоятельно справиться с негативными эмоциями. Научите его правильно выражать свои эмоции – словами, а не плохим поведением. Дети чрезвычайно чувствительны к похвале в свой адрес. Им жизненно важно, чтобы их достижения и успехи были замечены и оценены. Не забывайте об этом. Разумеется, не обойтись в процессе воспитания и без наказаний. Но они должны быть разумными и понятными для малыша. А самое главное, что ребенок ни в коем случае не должен сомневаться в том, что мама и папа его любят. Он должен расти в атмосфере любви и защищенности. Иначе велика вероятность возникновения заниженной самооценки, страхов и комплексов.

Есть ли какие-то нюансы в воспитании мальчиков и девочек? Разумеется! Многие родители сходятся во мнении, что с девочками иметь дело намного проще. Все-таки мягкость, гибкость и податливость у них в природе. С раннего возраста юной леди необходимо прививать любовь к чистоте, поощрять проявления женственности. Также очень важно говорить девочке о том, какая она умница и красавица. Это самым благотворным образом повлияет на ее самооценку.

Девочки отличаются неплохими способностями к анализу своих поступков. Но для этого им нужно спокойное состояние духа. Поэтому не спешите ругать свою дочурку за совершенный ею проступок. Лучше спокойно объясните, в чем она не права. Будьте уверены, что она воспримет это лучше, чем бурю эмоций и обвинений с вашей стороны.

По своей природе девочки весьма старательны и склонны доводить начатое ими дело до конца. Обязательно поощряйте эту черту характера и развивайте ее.

Мальчишки же более агрессивны и подвижны, чем их сверстницы. Они плохо переносят запреты, поэтому не увлекайтесь ими чересчур, чтобы не спровоцировать бунт. В воспитании мальчишки должен обязательно принимать участие мужчина. Идеально, если это будет папа, но в какой-то степени отца может заменить дядя или дед. Ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых.

Некоторые родители стремятся вырастить из своих наследников «настоящих мужчин». С ранних лет они отказывают ему в праве на слезы, на проявление чувств и слабости. Это огромная ошибка со стороны взрослых! Копить в себе негатив очень опасно, в будущем подобная сдержанность может обернуться серьезными проблемами со здоровьем.

Не пугайтесь, если увидите, что ваш сынишка играет с куклами, оставив в стороне машинки. Подобные игры чрезвычайно важны для освоения роли мужчины и отца.

Дети в пять лет. Как их воспитывать?

У ребенка продолжается период активного познания. Он пытается разобраться в себе, в окружающем мире и правилах, по которым живут и общаются другие люди. Дошкольник уже осознает некоторые закономерности социального поведения и пытается им соответствовать. Он способен в какой-то степени контролировать желания и эмоции, считаться с чувствами и планами других людей.

Детская и подростковая психология – это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к за .

Пятилетка может полностью погрузиться в интересное для себя дело и довести его до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Совершенствуются и навыки самообслуживания, поэтому не стесняйтесь требовать, чтобы малыш убрал за собой игрушки, помыл кружку или застелил постель после сна.

Читать еще:  Зона ближайшего развития это в психологии

Но все же самоконтроль ребенка далек от идеала. Не стоит ждать от дошкольника чудес сознательности. Правила и нормы он понимает, но не всегда находит в себе силы следовать им. Здесь необходима помощь и настойчивость со стороны взрослых.
В этом возрасте ребенок весьма чувствителен к тому, как окружающие воспринимают и оценивают его поведение. Ему важно соответствовать общепринятым нормам, быть принятым в обществе.

Проще всего пятилетке придерживаться всех правил в окружении близких и приятных людей, тех, кого он знает и кому доверяет. В этом возрасте дети должны много общаться со сверстниками, чтобы научиться общаться и взаимодействовать с ними. Оценки и мнения друзей очень важны для малыша – не менее, чем мнение взрослых. Он уже стремится выбирать товарищей по играм, а не довольствуется той компанией, которую подобрали для него мама и папа.

Родители отмечают, что детки в этом возрасте более спокойные и послушные, с ними намного легче управиться, чем, например, с трехлетками. Ребенок пяти лет готов к конструктивному диалогу и адекватно реагирует на разумные просьбы и требования взрослых. Но ему нужно обязательно объяснять суть запретов и причины наказаний, чтобы не спровоцировать возникновение обиды.

Ребенок продолжает задавать массу вопросов и нуждается в ответах и пояснениях. Поощряйте такой интерес к окружающему миру, не отговариваясь занятостью или усталостью. Постарайтесь выстроить такие отношения с сыном или дочкой, чтобы с любыми сомнениями и тревогами они, прежде всего, бежали к вам. В будущем, когда ребенок превратится в подростка, вы сполна оцените всю мудрость подобной стратегии.

Воспитание – это труд, постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребенка, подстраиваться под них. То есть роль родителя требует немалой чуткости, терпения и гибкости. Не существует универсальных рецептов и советов. Просто исходите из природы своего малыша и постарайтесь создать для него атмосферу уюта, защищенности и психологического комфорта. Тогда он вырастет сильной и гармонично развитой личностью.

Достойное психологическое воспитание для дошкольника

Если родителям кажется, что ребенок до школы похож на игрушку, которую нужно кормить, купать и укладывать спать, то они глубоко ошибаются. От начала жизни и до 6-7 лет у малыша формируются самые важные человеческие качества, мораль и его будущее отношение к счастью. Именно поэтому психологическое воспитание детей дошкольного возраста не менее важно, чем любое другое.

Первый навык

После появления на свет ребенок представляет собой чистый лист. Первое, что он начинает делать совершенно несознательно – получать максимум информации об окружающем мире. Несмотря на бедность внешних реакций, малыш усваивает все, что с ним происходит. В этот период жизни самое главное для него – его мама и, чуть менее папа (смотря какое внимание он уделяет ребенку).

Отношение родителей между собой, к нему, на подсознательном уровне формирует в ребенке его будущее отношение к друзьям, коллегам, знакомым и незнакомым. У окружающих его взрослых он перенимает манеру взаимодействия между людьми. Если мама доверчивая и спокойная, то и малыш будет пытаться подражать этим качествам.

Психологическое воспитание в семье – принципы

Если родители говорят друг с другом ласково, обращаются к ребенку с интересом и вниманием, это обязательно сформирует благоприятное отношение ко всем остальным людям.

Даже если родители ругаются, ребенок в этом возрасте еще не понимает в чем дело и кто на самом деле прав, его психология не позволяет ему анализировать или вникать. Он реагирует на раздражающие факторы – громкий голос, резкие жесты и так далее. Это тоже становится примером для подражания и впоследствии ребенок может усвоить как нормальный способ общения крики или истерики. Родители потом очень удивляются, почему ребенок выходит плаксивым или орет по любому поводу – это всего лишь их собственный пример.

Замкнутость или общительность?

Всем нравятся открытые и общительные люди, без комплексов и боязни познакомиться с кем-то новым, сходить в необычное место. Конечно, каждый хочет быть таким, легко заводить знакомства и выбирать, как провести вечер без боязни показаться глупым или неловким. Почему тогда не все могут?

Замкнутость детей идет из семьи

Проблема в том, что дошкольников так настраивают. Малыши как губка, впитывают каждое грубое и нежное слово или действие. Чтобы не ставить психологических барьеров, преодолеть которые в сознательном возрасте достаточно тяжело, нужно демонстрировать ребенку, что окружающий мир не страшный, а вполне приветливый и общительный.

Оградить ребенка от всего невозможно, но даже если случилась неприятность, и, например, в транспорте малыша нечаянно грубо задели, нужно объяснить причину такого поведения. Рассказать, что это не агрессия и не злоба, что мужчина просто устал с работы, что ему тяжело, и он не хотел нанести вред.

Совет: Будьте внимательны и не отказывайте ребенку, когда он просит объяснить или рассказать что-то.

Всегда разговаривайте и объясняйте поведение людей, которые были неприветливы, даже если ребенок просто видел эту ситуацию, а не участвовал в ней. Чтобы в будущем он был общительным и легким на подъем, старайтесь не оставлять у него сомнений в том, что весь мир тоже хочет с ним пообщаться, он дружествен и готов в любой момент идти на контакт.

Когда и как появляется понятие морали?

Моральные принципы личности не формируются в сознательном возрасте. Когда прошедший подростковое формирование ребенок сталкивается с реальным миром, он уже получает настоящий, не всегда положительный опыт, который окончательно создает характер. Однако психология детей подразумевает, что основная база создается, скорее даже копируется с родителей.

Мораль и нравственность – разница между понятиями

Когда ребенок понимает, что в той или иной ситуации он может поступить по-разному, он принимает решение, даже не столько исходя из своих интересов, сколько копируя окружающих.

У малыша всегда есть образ для подражания (обычно это мама), действия которой являются эталоном, не могут быть оспорены ни при каких условиях.

На стыке собственных потребностей, желаний (ребенок понимает, что не все его мечты и просьбы автоматически удовлетворяются) и воспитания родителей, начинают формироваться моральные принципы. Обычно они очень категоричны и наивны, однако со временем они трансформируются во вполне жизнеспособные правила, и ребенок больше не будет испытывать необходимости подражать кому-то, он сможет решать социальные задачи сам. Начинаются эти процессы примерно в три-четыре года.

Конфликты в семье влияют на психологию ребенка

Пример родителей – основной инструмент для формирования морали

Любой поступок мамы или папы для дошкольников становится правильным. Начинать прививать моральные принципы, которые потом и будут руководить человеком в последующие годы нужно как раз в это время.

С 3-4 лет, когда ребенок уже достаточно социально адаптирован и может вполне ясно излагать свою мысль словами, нужно объяснять ему, что же плохо, а что хорошо.

Положительный пример родителей

Делать это следует:

  • На своем примере. Даже делая что-то не слишком хорошее, надо объяснять, что мама была не права, ошиблась и исправится (а лучше вообще не делать этого при малыше);
  • Объяснять подробно. Даже если речь идет о самых элементарных вещах, ребенок не может проникнуть в чужую голову и понять, что именно родители имеют в виду;
  • Стараться рассказывать на примерах, вовлекать в игровые постановки самого ребенка.

Активное психологическое внимание родителей к этой теме позволит малышу ярко увидеть мир социальных отношений. Вначале он будет еще несколько наивен, в нем будет недоставать собственного опыта, однако в скором будущем ребенок уже сможет четко решить, как ему поступать, а как нет.

Отрицательный пример родителей ведет к асоциальному поведению

Дошкольное воспитание моральных качеств может осуществляться с помощью таких методов:

  • Чтение поучительных сказок, во время которых мама указывает на персонажей, которые поступили плохо, и объясняет, почему так делать нельзя, кто из-за этого несчастен;
  • Игры, в которых ребенок должен будет решить, как поступить в определенной ситуации. Например, у зайчика есть одно яблоко, у самого ребенка есть два яблока, а у мамы ни одного и ей очень грустно. Далее ребенку предлагается помочь маме и поделиться, если все проходит хорошо, то за доброе сердце малыш получает в награду вкусности, если нет, мама объясняет, почему нужно было поделиться.
  • Разбор ежедневных ситуаций. Например, мужчина не уступил старушке место в трамвае, после чего мама объясняет малышу, почему так поступать нельзя, как нужно и так далее.

Важно, чтобы все игры и рассказы проходили в положительном русле.

Не нужно запугивать ребенка тем, что если не поделишься, тебя украдут или что ребенок после этого станет плохим. Нужно стараться сфокусировать малыша на том, что если он будет поступать хорошо, то и ему и всем окружающим тоже буде хорошо. Такой метод позволит сформировать здоровую и уверенную в себе личность в будущем.

Успех и неудача

Всем родителям хочется, чтобы в будущем их ребенок был активным и успешным, стремился достигать результатов в учебе и работе без подгоняющей палки. Для того чтобы так и было, дошкольников учат правильно формировать для себя такие понятия как успех и неудача.

Мотивация для избежания неудач

Важно сообщить ребенку, что нужно достигать успеха, а не избегать неудачи. Ребенок, которого постоянно поощряют после достижения успеха, начинает получать от него удовольствие. У него формируется логичная и правильная цепочка:

  1. Прикладываю усилия.
  2. Достигаю успеха.
  3. Мне хорошо.
  4. Близкие меня хвалят.

Если ребенок стремиться избежать неудачи, в его голове цепочка рассуждений выглядит примерно так:

  1. У меня нет возможности отказаться это делать иначе меня накажут, будут ругать, заставят.
  2. У меня получилось.
  3. Хорошо, что меня не ругали.
  4. Меня оставили в покое.

Дневник успеха для ребенка – хороший воспитательный метод

Очевидно, что первая схема более продуктивна и радостна для жизни, чем вторая. Достичь ее достаточно просто. С самого юного возраста нужно старательно хвалить ребенка за любой успех и максимально сглаживать неудачи, помогать их преодолевать.

Это не значит, что нужно абсолютно не реагировать на неудачи. Воспитание детей дошкольного возраста потребует от взрослых необходимости разбирать с ребенком, что именно не получилось, где можно было сделать по-другому, однако это делается скорее как поддержка и помощь, чем как критика и укор.

Совет: Напишите и видите для ребенка дневник успеха.

Клейте в него яркие и красивые фотографии с подписями о занятых первых местах в соревнованиях, различных детских достижениях. Если кажется, что их нет, стоит их придумать. Например, вписать в дневник сложное слово, которое смог выговорить ребенок и хвалить его за это.

Читать еще:  Как воспитывать мальчика 5 лет советы психолога

Советы родителям по воспитанию детей

Впоследствии эту тетрадь ребенок сможет вести самостоятельно, вписывая туда жизненные достижения. Это будет прекрасная память для малыша в будущем и его неисчерпаемая мотивация двигаться дальше.

Зарождение «я»

Самое главное, что происходит для дошкольников – это формирование ребенком понимания, что он личность. Примерно в два года ребенок понимает, что у него есть имя и он называет себя им.

Где-то к трем годам он уже говорит о себе «Я». Это очень важный момент, когда малыш противопоставляет огромный внешний мир своему маленькому внутреннему.

В период становления «Я» нужно обязательно помочь ребенку определиться, какой он. Обнаружив, что он отдельная человеческая единица, малыш еще не может понять, хороший он или плохой, умный или глупый. Он не может сравнить и проанализировать, такого навыка еще нет, поэтому он берет на веру то, что говорит его окружение.

Поддержка родителей очень важна для детей

Если мама с папой объясняют малышу, что он старательный и целеустремленный, красивый и обаятельный – ребенок таким и будет. На первичном уровне он попытается вести себя согласно тем утверждениям, которые говорят о нем родители. С течением времени, когда он будет узнавать мир, эти качества будут совершенствоваться. Правило для дошкольников – говорите о малыше хорошие вещи и они со временем станут правдой, обязательно ищите этому материальный подтекст.

После того, как ребенок пойдет в школу, львиную долю внимания возьмет на себя школа и детское окружение. Там его психология изменится, он научиться сравнивать себя с другими детьми и давать более или менее реальную оценку своим качествам. Однако если он сам по себе имеет «положительный заряд», малыш при помощи родителей сможет совершенствовать хорошие качества, а не становится малообщительным из-за непринятия его окружающими.

Совместное времяпровождение – фактор воспитания

Важное правило невмешательства

Важно уделять достаточное количество внимания ребенку. Он должен постоянно общаться с родителями, получать наставления, любовь и внимание. Однако очень важно с этим не переусердствовать. Важно, чтобы малыш учился действовать сам с самого раннего возраста.

Главное правило воспитания для дошкольников – не нужно вмешиваться туда, где ребенок справится сам.

Пусть он делает это плохо, пусть все будет выпачкано или испорчено – наберитесь терпения и не трогайте. Малыш должен развиваться, а делая его работу за него, родители подавляют в нем инициативу, желание учиться и пробовать.

В этом контексте не стоит заставлять делать ребенка то, что он еще и не должен уметь. Не нужно пытаться до школы учить его физике или математике. У малыша должно быть яркое детство с игрушками и хорошими впечатлениями, совсем немного там должно присутствовать обучение школьным вещам.

Советы психолога для родителей

Ребенок до школы учится более важному – говорить и как это делать с разными людьми, как относится к окружающему и себе самому, что чувствовать в той или иной ситуации.

В этом возрасте дети и так перегружены новой информацией и ощущениями, которые падают на них со всех сторон. Торопясь развивать какие-то конкретные науки, родители могут привести к тому, что ребенок будет социально не адаптирован, не счастлив, а значит по настоящему и не способен к обучению.

Воспитание детей дошкольного возраста не сложная наука для мамы и папы. Важно чтобы не только ребенку, но и родителям это доставляло удовольствие и удовлетворение.

Психология воспитания детей

С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.

С рождения и до года

Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер. В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили». А довольны ли мы своим воспитанием?

Детская психология различает два подхода к плачу младенца:

Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании. Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу. У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.

Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.

Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!

Воспитание от 1 года до 3 лет

Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.

Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:

  • уметь слушать;
  • говорить коротко;
  • предоставлять выбор.

В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.

Важно, чтобы в играх была задействована мелкая моторика.

Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.

В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту. Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим. Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.

Важно помнить, что любые запреты и ограничения должны быть логически обоснованными. Не ленитесь объяснять, почему «нельзя», что такое хорошо, и что такое плохо. Предоставляйте право выбора.

Воспитание от 3 до 5 лет

Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.

Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.

Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.

Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:

  • нежелание малыша расставаться с родителями;
  • боязнь, что его не заберут домой;
  • одиночество в группе;
  • боязнь воспитателя;
  • конфликт со сверстниками.

Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа. Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе. Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.

Воспитание от 5 до 6 лет

Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».

Необходимо ограничивать вредный процесс.

Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.

Читать еще:  Как наказать ребенка за вранье советы психолога

Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя. Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово. Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.

Важно объяснить малышу, что ругаться матом плохо!

Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.

Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:

  • негативный пример из собственной практики;
  • запугивание плохими оценками и ремнем;
  • использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».

Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями. Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности. Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.

Начальная школа

Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».

Важно, если ребенок встретится с учительницей до начала учебного года, запомнит ее имя, посмотрит класс. Большинство школ устраивают день открытых дверей для дошколят.

С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно. Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо. Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.

Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.

В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.

Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.

У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие. Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения. Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.

Помните, что запретный плод сладок. Криком без объяснений вы ничего не добьетесь.

Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!

Как воспитать малыша-дошкольника.

Воспитание детей дошкольного возраста это вопрос, который касается каждого родителя. Сам процесс очень сложный и трудоемкий для всех членов семьи. С самого рождения до первого класса малыши переживают важнейший период своей жизни.

Воспитание детей дошкольного возраста влияет на дальнейшую жизнь человека. Какие же методы и средства выбрать для правильного развития личности? На что нужно родителям обратить внимание для подготовки малыша к школе?

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована , конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “ врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Какую методику выбрать?

В дошкольном воспитательном процессе существуют четыре основных группы:

  • формирование личности чаще требует искренних бесед, разговоров, личный пример родителей остается первостепенным;
  • получение опыта, совместная деятельность, контакт со сверстниками;
  • побуждение к действию путем поощрений и наказаний, а также соревнования;
  • умение контролировать свои действия и себя самого.

Мы рассмотрели основные методы воспитания дошкольников, однако методы воспитания младших школьников незначительно отличаются от них. Если родители позаботились о правильном развитии малыша перед поступлением в первый класс, то проблем при дальнейшем воспитании должно быть значительно меньше. В младших классах детям прививают любовь к труду, развивают силу воли, упорство, выносливость.

Воспитание детей раннего возраста находится под влиянием поведения и речи взрослых. Юные подражатели берут пример поведения с самых близких: мам, папа, бабушек, дедушек.

Рассмотрим известные направления развития дошкольников:

Метод воспитания детей дошкольного возраста по Вальдорфской системе

Своеобразие данной методики, является воспитание детей дошкольного возраста в творческом направлении. Автор этой системы рекомендует больше лепить из разного материала, вырезать, делать аппликации, рисовать, вышивать и прочее. Также делается уклон на физическую активность.

Метод воспитания детей по Глену Доману

Методика воспитания детей дошкольного возраста по такой методике направлена на равномерно распределенную интеллектуальную и физическую нагрузку малыша. Основой системы являются “ карточки Домана ” с крупно написанными словами, а не буквами.
Методика воспитания детей дошкольников по системе Никитиных
Здесь методы воспитания детей дошкольного возраста основываются на естественности, труде, творчестве и любви к природе. Весь процесс обучения проходит в спортивной обстановке, дошкольник занимается когда захочет сам.

Методика Николая Зайцева

Автор создания данной системы считает, что малышу проще научиться читать с помощью заучиванию слогов, а не слов отдельно. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста должно проходить в игре.

Методика Марии Монтессори

Наверное, самая распространенная система у современных родителей. Воспитание детей дошкольного возраста по сей методике происходит путем насыщения в окружении малыша полезными предметами. Развитие мелкой моторики, конструирование, нетрадиционные методы рисования, лепки — все это является основой системы.

Выбирая методику развития малыша опирайтесь на активность, усидчивость, характер Вашего чада. Также следует выделить неприемлемые действия родителей:

  • не стоит навязывать крохе упражнение;
  • прохождение обучения на спокойной эмоциональной волне;
    при выполнении физических упражнений лучше удерживать ребенка за предплечье, ни в коем случае за кисти рук (из-за неокрепших костей и мышц кистей);
  • лазание малыша должно не превышать роста родителя, чтобы Вы легко могли его поймать при падении;
  • старайтесь включать в работу все мышцы крохи.

Воспитывая сына или дочь уделяйте по — максимуму внимания, времени. Любой метод и средство развития должны подкрепляться любовью и заботой. Искренние чувства помогут воспитать всесторонне развитую личность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector