221madou.ru

Мама и Я
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология воспитания концепции и парадигмы воспитания

Основные парадигмы воспитания

Плохая теория хуже, чем полное

отсутствие всякой теории.

Педагогика, как и любая область научного знания, переживает изменения: уходят в историю некогда авторитетные теории, их сменяют инновационные концепции, которые со временем, став

С.118

общепринятыми, сами теряют свою актуальность. На сегодняшний день еще не обнаружен тот однозначно действующий меха­низм, который вызывает отказ от одних идей и обращение к другим, а иногда и возрождение давно забытых положений. Изменения в науке происходят и в связи со сменой научных парадигм.

Парадигма (от греч. parddeigma — пример, образец) — образец, тип, модель (например, общественных отношений); в философии, социологии — исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения.

Ввел это понятие в научный обиход в середине XX в. американский философ Т. Кун: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»[12].

Парадигмаэто господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает ученым достаточно ясное видение мира и служит опорой в их работе как модель научного знания.

В науке выделяют общенаучные и специализированные парадигмы.

Проблема научных парадигм в педагогике находится сейчас в поле внимания многих отечественных ученых-педагогов. Это — Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Б.Г. Корнетов, В.В. Краевский и др. Они по-разному понимают сам алгоритм педагогической парадигмы и процесс смены парадигм педагогической науки.

Но при всей разнице подходов исследование научных парадигм педагогики должно строиться как обоснование тех ценностей, которые придают теоретическим моделям статус парадигм.

Обратившись к истории педагогической науки, можно выделить области своеобразной центрации научного знания на ту или иную ценность «первого порядка»: вера — знание — «Я» личности.В соответствии с этим выстраиваются три главные парадигмы педагогической науки: теоцентрическая, рациоцентрическая (рационалистическая), антропоцентрическая (Н.Ф. Голованова).

Теоцентрическая парадигма.Оформление научного знания на заре педагогической мысли шло вокруг идеи предопределенности жизни человека высшим духовным началом (олимпийскими богами, судьбой, Космосом, промыслом Божьим). Ребенок — носитель человеческой сущности, его жизнь и взросление зависят от высшей духовной реальности. Поскольку главными были ценности из области духовной, складывались соответствующие формы воспитания детей.

С.119

Сократ (470-399 до н.э.), Платон (428/427-348/347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Фома Аквинский (1225/1226-1274) установили разделение «естественного разума» и Божественного Откровения, мышления и веры. Это положило начало отделению развивающихся наук от религии, укреплению в культуре рациональных ценностей. Теоцентрическая парадигма педагогики продолжает жить в фундаментальных религиозных системах (православная педагогика, педагогика ислама) и в псевдорелигиозных концепциях современности (антропософская вальдорфская педагогика, педагогика «Живой этики» Рерихов, учение «Детка» Порфирия Иванова).

К основным положениям теоцентрической парадигмы относятся:

— потенциал развития ребенка и его будущее совершенство обусловлены Высшей Волей, Богом;

— каждый человек должен выполнять то, к чему предназначен Богом, оставаться в том сословии, в котором рожден;

— учитель — не носитель истины в последней инстанции, он лишь человек, умеющий читать, писать; а ответы на все вопросы жития надо искать в Священном писании.

Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925), основоположника антропософии. Свои идеи Штайнер воплотил в Вальдорфской школе, которую открыл в 1919 г. в Штутгарте и которой руководил до конца своих дней. Необходимым элементом данной концепции является положение о том, что воспитание осуществляется на основе подражания верным образцам поведения взрослых.

Рационалистическая парадигма.Культура Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-начало XX в.) иначе ставит вопрос о том, кто задает человеку границы существования в этом мире: границы человеческого существования устанавливаются самим человеком благодаря его разуму. Вера в прогресс, в торжество человеческого разума вызвала развитие наук, появление светского образования.

В рационалистической парадигме рассматривается некий образец «просвещенного европейца»: разумный человек, сознательно контролирующий всю систему своих отношений с миром и другими людьми, деловитый, практичный, принимающий образование как необходимую культурную норму.

К основным чертам рациоцентрической парадигмы целесообразно отнести следующие:

— рационализм: научное познание ориентировано на истину, которая абстрактно существует в мире независимо от человека;

— ребенок рассматривается как объект действий педагога (взрослого), ибо только педагог — носитель разума, он знает ответы на все вопросы.

С.120

Развитие человека по аристотелевской модели: ребенок — «чистая доска». Отношение к ребенку как к объекту воспитания вынуждало педагога постигать законы управления его вниманием, мышлением, и, как следствие, неизбежная черта — авторитарность;

— утилитарность образования — нацеленность на пользу, к дальнейшему обучению, производству, гражданской жизни успешного собственника.

Воспитание, следуя данной парадигме, организуется в поведенческой модели: «показать — объяснить — упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и применил в своем поведении. Такая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально-положительные действия и пресекать социально-негативные. Именно в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах (например, за прилежание и поведение).

Рационалистическая парадигма педагогики отстаивала убеждение, что образованного человека можно воспитать, если вооружить его основополагающими мировоззренческими концепциями, обоснованными наукой, обучить способам, позволяющим анализировать и соизмерять события, отыскивать аналогии в истории и повседневной жизни, ориентироваться на идеалы.

Антропоцентрическая парадигма.Во времена зарождения капиталистических отношений возникло представление, что од­ним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек. В нем по-прежнему признается сочетание двух субстанций — божественной и природной, но теперь выделяется и третья — человеческая. Мыслители эпохи Возрождения пытались понять эту человеческую ипостась, ставшую основой гуманизма («Дом радости» В. де Фельтре (1378—1445)). Естественная среда — природа — рассматривалась гуманистами как первый фактор воспитания.

Эпоха Просвещения дала миру педагогическую теорию Ж.Ж. Руссо (1712-1778), основными положениями которой являются:

— изначальное совершенство ребенка;

— природосообразность, естественность воспитания;

— свобода в воспитании;

— общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;

К.Д. Ушинский (1824-1870) обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных всеми науками.

С.121

П.Ф Каптерев (1849-1922) вслед за К.Д. Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о разносторонности деятельности учителя, формирующей всю личность ученика. Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одной из задач воспитания П.Ф. Каптерев полагал воспитание характера и воли.

Новый всплеск гуманистических идей отмечался в начале XX в. и связан с именами Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Я. Корчака.

Другой подход к выделению основных парадигм воспитания связан с отношением к социальным и биологическим детерминантам. Это позволяет выделить следующие парадигмы.

1. Парадигма социального воспитания(Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье, П. Бурдье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного окружения воспитанников.

2. Биопсихологическая парадигма(К. Роджерс, А. Медичи, Р. Галь): признается важность взаимодействия человека с социальным миром, одновременно наблюдается независимость индивида от влияний последнего.

3. Парадигма диалектической взаимосвязи социального и биологического(А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) учитывает, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведения, ни ее развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания.

2. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.

3. В каком соотношении в педагогике находятся понятия «воспитание» и «обучение»?

4. Опишите, как осуществлялось воспитание в различные исторические эпохи.

5. Какова роль самовоспитания в структуре развития личности?

5. Каково соотношение понятий развития, воспитания и социализации личности?

Читать еще:  Психологическое развитие детей 3 4 лет

6. Назовите признаки самоактуализирующейся личности (по А. Маслоу).

7. Что лежит в основе различий современных концепций воспитания?

С.122

9. Охарактеризуйте систему целей воспитания.

10. Как формулируется цель воспитания в современной гуманистической теории воспитания?

11. Какие существуют подходы к определению содержания воспитания?

12. Какой из предложенных подходов к определению содержания воспитания вы могли бы взять за основу при составлении собственной программы воспитания?

13. Что следует понимать под закономерностями воспитания?

14. Почему общие закономерности воспитания относятся как к обучению, так и к воспитанию в его узком смысле?

15. Какие принципы воспитания следуют из его закономерностей?

16. Как закономерности и принципы воспитания определяют характер и логику воспитания, отбор содержания воспитания?

17. Что понимается под методом воспитания?

18. Как приемы воспитательного воздействия могут стимулировать развитие позитивных качеств личности?

19. Какие общие функции выполняют средства и формы воспитательной работы?

20. Для чего необходимо изучать эффективность форм воспитательной работы?

С.123

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11219 — | 7549 — или читать все.

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ; ЕЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ

Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.

Теоретическое обоснование новой парадигмы воспитания происходит на стыке современного знания из областей многих наук: философии воспитания, педагогической культурологии, акмеологии, аксиологии, синергетики, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий. Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки — этику, эстетику, экономику, экологию, политологию, культурологию, медицину, валеологию, сексологию и многие-многие другие.

Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-экспериментальной работе ученых и практиков.

Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.

1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.

2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания.

§ Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка).

§ «Педагогика свободы» (О.С. Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

3. Суть воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому. То есть формирование жизненной позиции — своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение — категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей — политических, экономических, нравственных, эстетических и т.д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.

4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, общественной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться «проигрывать» сложные жизненные коллизии..

Смысл, основная идея образования (воспитания) — не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а «человек культуры», сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности.

5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» (СНОСКА: Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. I. С. 522).

Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой заданности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным Соучастником детской жизни.

6. В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «привентивная (предупреждающая, предохранительная. — Л.М.) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением» (СНОСКА: Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Кн. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.З. М., 1995) .

7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель о воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т.д. Сюда же можно отнести идею много(или мульти-)культурного воспитания (СНОСКА: Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999).

И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е,Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Как исторически сложилась общественная функция «воспитание»? Как история и современное состояние общества повлияли на понимание сущности воспитания?

2. Понятие воспитания в теории и педагогической практике: общее и различное?

3. Современные прогрессивные идеи теории и практики воспитания. В какой мере они влияют на массовую практику организации учебно-воспитательного процесса? Каковы возможные пути их внедрения в деятельность каждого педагога, каждого учебно-воспитательного учреждения?

4. Какие рекомендации современному педагогу (воспитателю) можно сформулировать на основе современных идей нового воспитания?

Рекомендуемая литература

1. Байбородова JJ.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.

2. Бардовская Н.В., Реан Л..А. Педагогика. М., 2001. Гл. 2, 6.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,-2000.-Разд. «Полемики о путях образования и воспитания» (с. 399—402).

5. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге века). СПб., 1997.

6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адптивной школы. М., 1999. Гл. I, III.

7. Караковский В.А., Новикова Я,И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 2000,

8. Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999. Гл. 2, 6. Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

9. Новый век: горизонт воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе) /Отв. ред. Л.В. Курнешова. М., 2000.

Читать еще:  Психологическое развитие ребенка 4 5 лет

10. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы // Народное образование. 2000. № 1.

11. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. Гл. 5, 6.

12. Цырдина Т,В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М, 2001. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Дата добавления: 2015-09-19 ; просмотров: 1595 . Нарушение авторских прав

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Читать еще:  Психологические особенности детей 2 лет

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

ТЕМА 2. ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ.

Силлабус по предмету: «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» ТЕМА 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС. (1 час)

Вопросы лекции

1.1. Сущность и особенности воспитательного процесса.

1.2. Понятие цели воспитания в педагогике.

1.3. Постановка цели воспитания на современном этапе развития Республики Казахстан.

Вопросы СРСП

1.1 Воспитание в системе общественных отношений.

1.2 Вставьте недостающие слова.

Воспитание выполняет … функцию, заключающуюся в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно-исторического опыта подрастающим поколениям, в овладении ими практическими трудовыми умениями и выработанным опытом отношений и поведения.

… — овладение необходимыми знаниями и опытом прежде всего путем подражания, неосознанного усвоения и закрепления в постоянной жизненной практике.

… воспитания и образования – трактовка сущности воспитания и образования, их принципов и ценностей с позиции аксиологии, гносеологии, онтологии, антропологии как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

Без осознания воспитательных … вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл.

1.3 Дайте определения.

Цель воспитания как социального явления – это…

Целеполагание в педагогике – это …

1.4 Воспитание по своей природе насильственно или оно естественно и непроизвольно?

1.5 Кем является воспитанник в целостном педагогическом процессе: объектом или субъектом воспитания? Докажите свою позицию.

1.6 Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса.

А)Преобладают ценностно-ориентационные, отношенческие, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты.

Б) Результатом выступают умения, знания, навыки, способы познавательной и предметно-технологической области.

В) Ведущими являются логический, когнитивный компоненты.

Г) Педагогическое взаимодействие ориентировано на область осознания.

Д) Опора на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления.

Е) Педагогическое взаимодействие ориентировано на область чувств, эмоций, подсознания.

Ж) Результатом являются нормы, ставшие внутренними регуляторами действий и поступков.

З) Огромную роль играет личность воспитателя.

1.7 Вставьте недостающие слова в определение воспитания как педагогического явления.

… профессиональная деятельность…, содействующая максимальному … личности ребенка, вхождению его в контекст …современной…, становлению как…собственной жизни, формированию его… и ценностей.

6.7 Какие общие факторы влияют на постановку цели воспитания? Ответ обоснуйте.

Требования родителей; потребности общества; идеал человеческого воспитания; экономический уровень развития общества; требования господствующего класса; способ производства; возможности учителей и воспитателей; физиологические и психологические возможности воспитуемых; идеология и политика государства; уровень развития педагогической науки и практики; возможности учебно-воспитательных заведений.

Вопросы и задания для СРС

1.1 Приведите примеры, иллюстрирующие функции воспитательного процесса из своей личной жизни, из школьной практики, из литературных и кино(видео) источников.

1.2 Согласны ли вы с авторами приведенных отрывков? Аргументируйте свою позицию.

· Воспитание может все (К.А.Гельвеций)

· От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах. (Вольтер).

· Воспитание направляет развитие, оно – главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрицательным условиям жизни, мирится с накоплением отрицательного опыта отношений и усугубляет своей беспомощностью те или иные вредные явления среды. (С.Л. Рубинштейн).

1.3 Изучите и проанализируйте историю развития целей воспитания, а также разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, послуживших основанием для тех или иных её формулировок.

1.4 Соотнесите название теории возникновения воспитания с фамилией автора этой теории.

1) Шарль Летурно; Карл Маркс и Фридрих Энгельс; Карл Шмидт; Пауль Монро.

2) социолого-трудовая; духовно-культурологическая; социолого-психологическая; социолого-антропологичекая (эволюционная).

1.5. Найдите цитаты из педагогического труда Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», которые раскрывают ответ на вопрос: «Считаете ли вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?». Согласны ли вы с Амонашвили Ш.А.? Ответ аргументируйте.

ТЕМА 2. ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ.

Вопросы лекции

2.1 . Сущность понятия «парадигма».

2.2 . Современная концепция воспитания.

2.3 . Зарубежные модели воспитания.

Вопросы и задания для СРС

2.1 Диалектический подход к изучению государства и права.

2.2 Методологические принципы познания государственно-правовой действительности (принципы историзма, объективности, конкретности, плюрализма).

2.3 Записать термины по теме в глоссарий.

2.4 Составить схемы «Методы ТГП».

2.5 Решение учебных задач.

ТЕМА 3. СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Вопросы лекции

3.1 Сущность понятия «личность».

3.2 Взаимосвязь понятий «развитие», «воспитание», «формирование».

3.3 Социализация как социально-педагогическое явление.

3.4 Факторы, влияющие на развитие и формирование личности.

Вопросы и задания для СРС

3.1 На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

3.2 Из литературных источников приведите примеры, подберите и проанализируйте ситуации, раскрывающие роль факторов, обеспечивающих развитие и формирование личности.

3.3 Проведите письменный анализ статьи из журнала (газеты, отрывка из книги и т.д.) по проблемам «Личность как жертва социализации» или «Воспитание в контексте социализации» по следующему плану:

А) название статьи (книги);

Б) написать краткий конспект статьи (отрывка из книги);

В) написать тезисы по каждому смысловому блоку;

Г) составить по 4-5 вопросов к статье (отрывку из книги).

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 298 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector