221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология возрастные особенности детей

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
консультация на тему

До пяти лет все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
vozrastnye_i_psihologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Первая младшая группа (2-3 года)

До пяти лет все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по

собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить — он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок 2 — 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом», но не «вместе». Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.

Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

  • наглядно-действенное мышление;
  • интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния;
  • внимание, память непроизвольны.

Вторая младшая группа (3-4 года)

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональная лабильность (подвижность) и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они проходят через ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ — КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС «Я САМ!».В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.

Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления, поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог может расширить собственный используемый словарный запас, но не должен требовать от 3-4-летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

  • мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
  • внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
  • речь находится в стадии формирования;
  • ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Средняя группа (4-5 лет)

На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

  • мышление носит наглядно-образный характер;
  • дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Старшая группа (5-6 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.

К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Содействует общему психическому развитию активизация ВООБРАЖЕНИЯ. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение — это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для развития воображения — это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Особенность детей данного возраста — интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

  • ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значение приобретает развитие воображения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э.

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), .

Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. .

Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами.

1 слайд Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

В данной статье описан процесс поочередного формирования психологических процессов в период взросления, которые являются необходимыми для успешного развития ребенка дошкольного возраста. Под понятием .

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр.

Психологические особенности возрастных групп

Понятие возраста в психологии

Возрастные группы ‒ это большие группы людей, объединяемых по признаку возраста.

Возраст ‒ категория, которую используют для обозначения временных характеристик индивидуального становления человека.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

  1. Хронологический возраст, устанавливается продолжительностью человеческой жизни (по паспорту);
  2. Биологический возраст ‒ комплекс биологических характеристик, функционирование организма в целом (дыхательная, кровеносная, пищеварительная системы и т.п.);
  3. Психологический возраст ‒ определенный уровень формирования психики, который содержит: а) возраст умственного развития; б) социальную зрелость; в) эмоциональную зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, зрелость личностного характера.

В реальной жизни отдельные элементы возраста могут не всегда совпадать.

Психологические особенности младенческого возраста

Младенчество – первый год жизни ребенка, период интенсивной психофизиологической адаптации организма к новым обстоятельствам жизни, этап развития всех систем и органов, активного взаимодействия с окружающей средой.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Младенчество включает две фазы ‒ раннее младенчество (2-6 месяцев) и позднее (7-12 месяцев).

Начало младенческого возраста совмещается с завершением кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и определяется выделением взрослого человека как основного компонента окружающей реальности.

Ведущий тип деятельности в данном возрасте – непосредственно-эмоциональное общение с взрослым. От взрослого зависимость в данный период носит объемлющий характер. Все процессы познавательного характера осуществляется в отношениях с матерью и с помощью нее.

  1. Ребенок говорит первые слова (определяется структура речевого действия);
  2. Ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Психологическое развитие в раннем детстве

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет. Уже в кризисе первого года жизни формируются ключевые противоречия, которые переводят ребенка на новый этап становления.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В раннем детстве раскрывается связанность ребенка с определенной ситуацией: поведение ребенка полностью обусловливается ситуацией, он не привносит в нее знаний о прочих вероятных явлениях и вещах. Это сопряжено с особым единством между моторными и сенсорными функциями, тесной связанностью эмоционального отношения и восприятия.

Восприятие представляется ведущей функцией психики данного периода, что объясняет специфику других функций психики: память обнаруживает себя в узнавании, мышление ‒ как его действенно-наглядная форма и т.д. Общение с взрослым в раннем детстве принимает сначала форму ситуативно-делового, а к окончанию данного возраста ‒ внеситуативно-познавательного общения.

Конструктивное содержание кризиса сопряжено с усиливающейся эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет ‒ это перестройка отношений ребенка на социальном уровне, перемена его позиции по отношению к окружающим взрослым и к авторитету родителей ‒ он старается найти новые формы отношения с окружающими людьми.

Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом находятся в зависимости от того, к какой возрастной категории он принадлежит. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выходит потребность во внимании и любви взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и старается ему подражать.

Для старших дошкольников немалое значение получает развитие самооценки, самосознания, общение со сверстниками, формирование творческих задатков. В соответствии с этим, подход к воспитанию на данном этапе должен претерпевать изменения.

Психологические особенности подростков

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии именовать подростковым.

Развитие новообразований, которые отличают подростка от взрослого, растянуто во времени и может совершаться неравномерно, из-за чего в подростке одновременно присутствует и «детское», и «взрослое».

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение с ровесниками.

Возраст определяется перестройкой мотивационной области (в том числе заполняются новым смыслом и уже имеющиеся мотивы), интеллектуальной области (в частности, возникают компоненты теоретического мышления и профессиональная ориентированность жизненных планов и круга интересов), области взаимоотношений с взрослыми и ровесниками, но более всего ‒ сферы самой личности, области самосознания.

Психологические особенности юношеского возраста

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле означает «третий мир», который находится между периодом детства и этапом взрослости. К концу данного этапа важнейшие процессы биологического созревания главным образом уже закончены, так что последующее физическое формирование можно рассматривать как относящееся к этапу взрослости.

Основная социальная задача данного возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неминуемо дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми следующими социально-психологическими результатами. Становится шире диапазон общественно-политических ролей и объединенных с ними чувством ответственности и круга интересов.

Юность – заключительный этап созревания и становления личности. В процессе формирования личности содержит происходит также развитие образа «Я», т.е. целостного представления о самом себе.

Психологические особенности периода взрослости

Обычно выделяют три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость);
  • средняя взрослость;
  • поздняя взрослость (старение и старость).

Нижняя граница взрослости связывается физиологами и антропологами с возрастом 17‒25 лет. Еще большей неопределенностью выделяются характеристики и временные пределы среднею возраста, или средней взрослости. 36‒60 лет (в соответствии с международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в разных периодизациях в большом спектре: это 55 лет-75 лет.

К основным особенностям периода взрослости относится:

  • изменение мотивов, усиление воздействия общечеловеческих ценностей, увеличение общей мотивации;
  • рост умения планировать и совершать поступки в соответствии с данными ценностями;
  • рост способности к мобилизации своих ресурсов при жизненных сложностях;
  • объективное оценивание своих слабых и сильных сторон, готовности к новым и наиболее трудным поступкам, преодолению сложностей, достижению новых вершин.

Рассмотренные особенности являются новообразованиями взрослости. Они не обязательно появляются в одно время, часто одни служат спусковым механизмом для прочих перемен или порождают наиболее высокий уровень становления в других элементах. Если в предыдущих этапах формирование идет равномерно сразу по всем сферам и установкам личности, то расцвет возраста зрелости имеет иерархический или хаотичный характер.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Дата публикации: 02.09.2014 2014-09-02

Статья просмотрена: 19089 раз

Библиографическое описание:

Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 22.03.2020).

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. [1, с. 123]. Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости [2, c. 136].

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [3, c. 59]. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока [5].

Дальнейшее развитие получает и интеллектуальная рефлексия. Младший школьник ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции, он малоспособен к внутреннему наблюдению, но начинает оправдывать свое мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и направление, которому следует он. Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.Уучащихся на данном периоде появляется личностная рефлексия.

Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята.

Адаптация к школе требует больших усилий от ребёнка. Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом, общаясь с большим количеством сверстников и преподавательским составом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность вигровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности. Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. В играх дошкольников обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, а в играх школьников начинают появляться исторические герои и события из общественной жизни. Это сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов [4].

Таким образом, чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, в виду своей новизны, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1982. — 287 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. — 321 с.

3. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.

4. Егорова, Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков, 2003. — 421 с.

5. Люблинская, А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.

Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.

З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 — 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;

2) дооперативный (2 — 7 лет);

3) период конкретного мышления (7 — 11 лет);

4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее)

На возраст 7 — 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.

Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.

Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.

1. В.С. Мухина, Возрастная психология. — 4-е изд., — М.: Academia, 1999. — 456 с.

2. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.

3. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

5. П.П. Блонский, Психология младшего школьника. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 575с.

Читать еще:  Мальчик 9 лет психология воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector