221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолого педагогическая концепция технократического воспитания

КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ, ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ

ПЕДАГОГИКИ

В Европе, Америке, Японии имеется значительное раз­нообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую груп­пу составляют концепции, в которых воспитание рассмат-

ривается как более или менее жесткое руководство учащи­мися, формирование заданных обществом свойств лично­сти. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй груп­пы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базиру­ют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являют­ся психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной пе­дагогики исходят из того, что задачей воспитательной си­стемы школы и общества является формирование «фун­кционального» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленно­го к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семья­нин, потребитель. Воспитание следует строить на рацио­нальной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. (Скиннер, создатель тех­нократической педагогики.) Советская педагогика пыта­лась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Пред­ставители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспита­ния личности должен быть строго направленным и при­водить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, без­думного исполнителя. Воспитание понимается как мо­дификация поведения, как выработка «правильных» по­веденческих навыков. В основе технократической педаго­гики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее созна­нием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детер­минирует собственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителен»: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ниче­го плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции лично­стью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адапта­ции, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Вос­питание с помощью фармакологическиих препаратов про­тиворечит всем нравственным и юридическим нормам.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — пси­холого-педагогическая концепция технократического вос­питания, под которым понимается воспитание, базирующе­еся на новейших достижениях науки о человеке, использо­вании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уот-сон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S — R. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополнили ее положе­нием о подкреплении, вследствие чего цепочка формирова­ния заданного поведения приобрела вид «стимул — реак­ция — подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма приме­нительно к воспитанию заключается в том, что человечес­кое поведение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного под­крепления. Для того чтобы вызвать определенное поведе­ние, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их приме­нить. Достаточно придерживаться схемы «стимул — ре­акция — подкрепление» и принципов «оперантного обус­ловливания», чтобы в заданные сроки и с заданной силой

сформировать требуемое поведение. Скиннер считает ана­хронизмом «донаучные», как он их называет, взгляды на воспитание, согласно которым поведение человека обус­ловлено желаниями, характером, дарованиями. Скорость достижения требуемого поведения регулируется фактора­ми подкрепления — положительного или отрицательно­го, обеспечивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепления, считает Скиннер, люди вообще ничего не делают или делают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы добиться карьеры. Подкрепляя это стремление, можно достичь нужного пове­дения. Положительные факторы подкрепления, заключа­ет Скиннер, вызывают «активное участие человека в жиз­ни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым». Отрицательные факторы подкрепле­ния выявляют наличие условий, которых человек старает­ся избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Оперантное поведение, считает Скиннер, — это под­линно свободное поведение, поскольку его контролирует сама личность. Критерий моральности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полно­стью определяются обстоятельствами, стимулами подкреп­ления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заключается в умении наилуч­шим образом приспособиться к окружающей среде, при­чем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Следуя тезису Скиннера, что современное общество дол­жно опираться на «рациональное мышление», сторонники технократических тенденций ориентируются на воспита­ние человека, идеал которого соответствовал бы требовани­ям индустриального общества. Процесс воспитания, разви­вающийся в соответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, ориентирован на то, чтобы в стенах учеб­ных заведений создать атмосферу напряженной умственной

Читать еще:  Методы детской психологии и их классификация

деятельности, управляемой с помощью рациональных ал­горитмов, всемерно стимулировать индивидуальную дея­тельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспи­тывать качества «индустриального человека» — деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчи­вость. Важное место в организации и осуществлении учеб­но-воспитательного процесса отводится электронно-вычис­лительной технике.

Прагматизм(от греч. прагма — дело) — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания впрактической деятельности.

4 Основные положения этой системы следующие. Шко­ла не должна быть оторвана от жизни, обучение — от вос­питания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осу­ществляются не в теоретически отвлеченных формах, а впроцессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа мо­жет воспитывать людей, хорошо приспособленных к жиз­ни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «. мы должны стать на место ре­бенка и исходить из него. Не программа, а он должен опре­делять как качество, так и количество обучения» (Дьюи Дж. Школа и ребенок. М.; Пг., 1923. С. 8.).

В 60-е годы философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. При­кладная направленность учебно-воспитательного процесса всоответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению ка­чества обучения и воспитания. В условиях научно-техни­ческой революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Главная сущность неопрагматической концепции вос­питаниясводится к самоутверждению личности. Ее сто-

ройники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Трам-мельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую на­правленность воспитания. «Источники роста и гуманности личности, — пишет А. Маслоу, — лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом. Пос­леднее может только помочь или препятствовать росту гуманности человека, подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может оп­ределять, чтобы вместо куста роз рос.дуб».

Человек не нуждается в поисках оснований своих дей­ствий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для вы­бора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведе­ния человека, и поэтому они могут только мешать его са­мовыражению, его росту. В своих действиях он ничем не связан, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей (См.: Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989. С. 73-74.).

Неопозитивизм, или сциентизм— это философско-пе-дагогическое направление, пытающееся осмыслить комп­лекс явлений, вызванных научно-технической революцией.

Главные положения педагогики неопозитивизма следу­ющие. Воспитание должно быть очищено от мировоззрен­ческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-тех­нического прогресса нуждается в«рациональном мышле­нии», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспита­ния, видя вней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию поведением лич­ности и создать условия для ее свободного самовыраже­ния, для осуществления человеком обстоятельного вы­бора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм пове­дения. Основное внимание нужно уделять развитию ин­теллекта, а задача воспитания — формирование рацио­нально мыслящего человека.

Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике и убеждены, что лишь с помощью рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет про­явить способность к самореализации, к общению с други­ми членами общества. Человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт. А поэтому в воспитании главное внима­ние должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Экзистенциализм(от лат. existencia — существова­ние) — влиятельное философское направление, признаю­щее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность — неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек — носитель своей нравственности. В современном, полном тревог и опасностей мире человечес­кое существование находится под постоянной угрозой; сохранять, развивать и реализовать свое «Я» становится все труднее. По утверждениям экзистенциалистов, человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на существова­ние во враждебной ему среде. Общество наносит колос­сальный ущерб нравственной самостоятельности личнос­ти, поскольку социальные институты нацелены на унифи­кацию личности)

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Технократическая модель воспитания

Эта модель основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. Представители данного направления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул-реакция-подкрепление» или «технологию поведения» (Б. Скиннер). Воспитание рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого индивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты.

В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания человека-функционера. Бихевиоризм – психологическая основа технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял американский философ и психолог Дж.Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S -> R. Необихевиористы (Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner;20 марта 1904 —18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель, К.Халл, Э. Толмен, С. Пресси) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул-реакция — подкрепление». Главная идея необихевиоризма заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления.

Серьезным возражением такой упрощенной теории понимания человеческого поведения служит тот факт, что между стимулом и реакций лежит способность человека к интерпретации (истолкованию) стимула, который трансформируется в человеческом сознании как некий символ и по-разному интерпретируется в зависимости от контекста, в котором происходит воспитательная ситуация. (символический интеракционизм)

Символический интеракционизм – одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986). Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

3.НЕОПОЗИТИВИЗМ – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией считает, что воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9819 — | 7504 — или читать все.

Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика

Характеристика принципов воспитания

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса — ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога

второй принцип воспитания — принцип субъектности — педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе. будет другим. Ты этого хочешь? Это будет правильно?»

— Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гласит — принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры

Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием (Скиннер — создатель технократической педагогики). Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическим препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1247 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

76. Современные зарубежные педагогические концепции.

Прагматизм – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс и У. Джемс претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи.

В 60-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность, но возродились в 70-е гг. под флагом неопрагматизма.

Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. Неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.

Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом», некоторые направления «сциентизмом». Виднейшие представители нового гуманизма и сциентизма – П. Хере, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и др.

Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию системы воспитания. Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике и убеждены, что лишь с помощью рационального мышления она сможет проявить способность к самореализации, к общению с другими членами общества.

Экзистенциализм — философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности. По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное».

Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики – Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах, У. Баррет, М. Марсель, О.Ф. Больнов, Т. Морита, А. Фаллико.

Развернутое изложение педагогической концепции современного неотомизма дал французский философ, глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представители католической педагогикиУ. Каннингам, У. Макгакен, М. Казотти, М. Стефанини, В. фон Ловених, Р. Ливигстон, Е. Жильсон. Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойственной природой» человека. Человек – единство материн и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу.

Бихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакций) от раздражителя (стимула). Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халд, Э. Толмен, С. Пресен и др.) дополнили это положение подкреплением, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул – реакция – подкрепление».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector