221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психомоторное и эмоциональное развитие младенца психология

Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей на первом году жизни

В возрасте 1—4 мес в зависимости от степени недоношенности и массы тела при рождении дети начинают удерживать голову в горизонтальном положении лежа на животе, фиксируют взгляд, появляется первая улыбка.

В возрасте 3—6 мес дети, рожденные преждевременно, удерживают голову в вертикальном положении. Начинают гулить,поворачивать голову на звук, у них появляется комплекс оживления (ребенок радостно гулит, двигает ручками и ножками в ответ на приветливое обращение взрослого).

В возрасте 4,5—6 мес дети захватывают подвешенную игрушку, находят невидимый источник звука.

В 5,5—7,5 мес идет интенсивное психоэмоциональное развитие, недоношенные дети отличают чужих от близких, появляется длительное и разнообразное гуление, дети берут игрушку, предложенную взрослым, лепет появляется в 6—8 мес.

В возрасте 6—8,5 мес у детей развиваются движения в горизонтальном положении: повороты на живот, с живота на спину, ползание на животе.

В возрасте 9—12 мес дети осваивают движения в вертикальном положении (самостоятеьно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, переступают, придерживаясь за неподвижную опору, стоят с поддержкой и самостоятельно, встают самостоятельно).

В возрасте 8—12 мес психоэмоциональное развитие детей продолжает совершенствоваться: они подолгу занимаются игрушками, действуют с ними по-разному, подолгу лепечут, произносят одни и те же слоги, повторяют их за взрослыми.

Навыки самостоятельности при кормлении (ест с ложки, сам держит ложку, хлеб) у недоношенных детей появляются в возрасте с 6—6,5 до 10 мес, а навыки опрятности — с 9—12 мес.

По сравнению с доношенными детьми психомоторное развитие детей, рожденных преждевременно, естественно, несколько замедлено; больные недоношенные дети достигают развития доношенных сверстников в более поздние сроки.

Справочная таблица эмоционального и психомоторного развития недоношенных детей (по степени недоношенности) и детей, рожденных в срок, на первом году жизни

Показатели Возраст, мес
Здоровые доношен­ные дети Недоношенные дети
Масса тела при рождении, г
до 3500до 1500до 1750до 2000до 2500
Удерживает голову в горизонтальном положении, лежа на животе3—42,5—32—2,51—2
Фиксирует взгляд12—32,5—21—21—1,5
Первая улыбка3—42—32—2,51—2
Отвечает на улыбку и речь взрослого24—53,5—4,53—42—3
Удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери2—35—6543—4
Гуление665,54,5
Поворачивает голову на звук35—64—5,54—4,53—4
Комплекс оживления5,5—65—5,54—4,53—4
Громко смеется65,554,5
Захватывает подвешенную игрушку46654,5
Находит невидимый источник звука665—5,54,5
Произносит отдельные слоги69,5—108,5—98—8,58
Ест с ложки, снимает пищу губами7,576,56
Хорошо ползает10—111098,5
Произносит отдельные слоги6—79,5—108,5—98—8,58
На вопрос «где?» находит предмет711,5—1210,5—11,510—119—10
Долго занимается игрушками101098,5
Садится самостоятельно811—1210—119—109
Встает, придерживаясь за не­подвижную опору11—1210—119—109
Сам ест и держит хлеб9,5—109,598
Действует с игрушками по-раз­ному: размахивание, перекла­дывание, складывание8—911,51110,59,5 — 10
Сам садится и ложится; встает, держась за барьер8—911—1210—119—109
Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги8—109,58,5—98—8,58
Появляются навыки опрятности99,5—109,599
Повторяет слоги, произносимые взрослыми9—1013—13,51311—1211—12
Переступает, придерживаясь за неподвижную опору9—1011—1210—119—109
Стоит с поддержкой9—1111—1210—119—109
Стоит самостоятельно9—1112—1311,5—1211—11,511—11,5
Встает самостоятельно9—1211—1210—119—109
Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого1012,5—1311—1210—1110
Влезает на невысокую поверх­ность, слезает с нее1013—1412—1311—1210—11
Имеет запас простейших слов и пользуется ими11—12Этот навык появляется у недоношен­ных детей после первого года жизни

Информация из книги:
Физическое воспитание недоношенных детей.
В . Л . Страковская., Москва, 1990

Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Башкирова Клавдия Ивановна
Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников

Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного возраста и познакомить с пониманием структуры психомоторных способностей в психолого-педагогической литературе как основанием для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и создания адаптивной системы образования.

Совершенствование системы дошкольного образования предполагает, что педагогический процесс следует осуществлять на основе его глубокой дифференциации. Для этого педагогу необходимо знать индивидуально-типологические способности физического и психологического развития детей, понимать, какие способности дошкольников смогут обеспечить их успешность сначала в школе, а потом и в дальнейшей жизни. Немалую роль в этом играют психомоторные способности.

Под психомоторикой понимается совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Но если психомоторика в полной мере отражает целостную характеристику человека, то, совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени успешности воздействовать на развитие детей.

Ещё столетие назад И. М. Сеченов и П. Ф. Лесгафт указали на важность развития психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы и основы высочайшей саморегуляции его деятельности. Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич. Важными компонентами, отражающими состояние человека, он назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения, вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие, соразмерность движений в пространстве, координацию движений и двигательную активность. И как нечто целое рассматривал психомоторные процессы К. К. Платонов и определял их, как основной вид в объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение. У Н. А. Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н. А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.

Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода, нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни ребёнка.

Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни, когда рёбёнок пытается схватить увиденный предмет.

Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым движениям, которые имеют начало и конец. Этот уровень автор назвал уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт. Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним миром. В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым. Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством пространственного поля являются его метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов, определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость, точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим качествам, третий уровень называется «Пространственным».

Читать еще:  Психологическая характеристика дошкольного возраста кратко

Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает функционировать с четырёх лет. Действия этого уровня – самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные игры. Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием правой и левой сторон тела. В выполнении движений данного уровня главное – смысловая сторона действия с предметом.

Основные группы действий,определяемых этим уровнем:

1) объединяет движение с малым количеством автоматических действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые смысловые действия ребёнка;

2) содержит действия с участием второго уровня; действия, значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;

3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает, прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.

Пятый уровень организации движений, уровень психологической регуляции движе-ний, предполагает наличие мотива для двигательного акта и осуществление его основной смысловой деятельности. Для работы этого уровня должна быть сознательная саморегуляция. Все действия основаны на образном мышлении и руководят богатейшим арсеналом географических, импровизационных и других смысловых выражений. Понятно, что двигательный акт есть сложное, многоуровневое построение, возглавляемое ведущим компонентом — смысловой структурой и рядом «обслуживающих» его технических компонентов движений. Исследования этих технических компонентов выделили их качественные характеристики, которые важны для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы, поскольку их можно рассматривать как объекты педагогического воздействия.

Сегодня нет общепринятой классификации, авторы выделяют различные компоненты психомоторных способностей: мышечную активность, особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже некоторые функции опорно-двигательного аппарата.

Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств позволяет выделить два подхода.Первый рассматривает качественный аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п. Второй подход рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу, скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм, меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.

Для работы с дошкольниками на этапе подготовки к школе значимыми являются оба подхода – и качественный, и количественный аспекты деятельности.

В основе содержания занятий и контроля развития психомоторной сферы детейлежат следующие компоненты:

Статическая координация – регуляция двигательных актов, обеспечивающая удержание тела и его частей в состоянии равновесия или какой-то позе.

Динамическая координация – регуляция движений, обеспечивающая точное выполнение двигательных актов.

Скорость движения – отношение величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, затраченному на это время.

Моторика рук – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Одновременность – качество воспроизведения внешней формы двигательного действия и направления движения.

Отчётливость – степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам.

Оперативность управления движениями – оценивается планирование и организация движения, которые проявляются в скорости двигательной реакции на изменение звукового сигнала.

Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков.

Чувство ритма – средство пространственно-временной организации движений.

Качество восприятия (слуховое, зрительное, основанное на двигательном ощущении) – оценивается способность различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения.

Устойчивость внимания – оценивается способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.

Качество запоминания последовательности движений – оценивается способность запоминать музыку и движения.

Желание действовать – оцениваются признаки, проявляющиеся в поведении ребёнка на занятиях и состояние ребёнка в момент проведения диагностики: типичность его поведения в данной ситуации.

Эмоциональность при выполнении заданий – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, в жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержании композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Как писал И. М. Сеченов, «выполняя различные движения, ребёнок удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в двигательной активности, значит, движение является средством достижения цели».

Психомоторное развитие начинается в неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной психомоторной деятельности, под которой понимается целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. Осуществление произвольных действий проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств – при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Из этого следует, что необходимо развивать у детей ВПФ, не на основе дидактических игр, сидя за столом, а через активные движения.

Таким образом, в педагогической работе, направленной на развитие общих и специальных способностей, необходимо опираться на понимание многоуровневой регуляции движений Н. А. Бернштейна и на современные представления о многокомпонентности психомоторики.

Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами требует применения системного подхода, который позволит приспособить образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывая их возрастные и психофизические возможности и потребности. И тем самым создать максимальные условия для формирования индивидуальных способностей, обеспечивающих социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Построение адаптивной системы образования, невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников.

Консультация для педагогов «Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание детей дошкольного возрастаматериалы для педагоговрезультат самообразования Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель:.

Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста» Средства развития музыкальных способностей. Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно.

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания.

Консультация для педагогов «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема : » Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» Социализация — это процесс, который сопровождает.

Консультация для педагогов «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста». Презентация Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном.

Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» — писал Кант.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗВЁЗДОЧКА» ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

Читать еще:  Детский психолог по страхам

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Читать еще:  Наблюдение и эксперимент в психологии

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Психомоторное и эмоциональное развитие младенца

Наверное, все мамы и папы читали об исследованиях ученых, доказывающих, что уже в утробе матери ребенок способен чувствовать, ощущать, двигаться и даже проявлять свои эмоции… Спокойствие мамы, голос папы, приятная музыка, поглаживание маминого животика и т.д. – все это ребенок воспринимает очень рано. Но вот младенец родился, и в его жизни начался новый этап – и новые впечатления и навыки. В связи с этим многие задаются вопросом, а каковы «средние», (ни в коем случае мы не говорим «нормативные»!) показатели психомоторного развития ребенка от рождения до 1 года?

  • С самого начала своей жизни ребенок улыбается. Но, как говорят французы, сразу после рождения «младенец улыбается ангелам».
  • Но вот уже к 2-м месяцам младенец отвечает на вашу улыбку. До 2-х месяцев младенец не держит головку, по этой причине следует избегать таких поз, при которых его головка не поддерживается (детские рюкзачки в том числе).
  • В 3 месяца ребенок приподнимает голову, чтобы посмотреть, что происходит вокруг. Он с удовольствием будет полулежать в специальном детском креслице или, еще лучше, на игровом коврике (как сделать развивающий игровой коврик для ребенка, его выкройки, фурнитура и другие идеи на сайте для креативных мам), где он может участвовать в окружающей его жизни. Его психомоторное развитие стремительно, интеллект бурно прогрессирует, он ищет самовыражения.
  • Примерно с 4-месячного возраста ребенок смеется от удовольствия и плачет, чтобы выразить свой страх или гнев.
  • С 5-ти месяцев его внимание обостряется, он четко определяет настроение своего «собеседника» и отвечает адекватно. В этом возрасте ребенок активно отравляет в рот объекты своего окружения для исследования (внимание, родители!).
  • В 6 месяцев малыш ясно может выразить свое желание (или нежелание). Теперь вам уже нужно применять всю вашу фантазию, чтобы, например, вытереть ему ротик: если он этого не хочет, то и руку с салфеткой будет отталкивать… Между 6-м и 8-м месяцами младенец начинает сам приподниматься, ползать, менять позиции, переворачиваться со спины на живот.
  • 7 месяцев: наступает важный этап! Младенец четко различает знакомых и незнакомых людей (соответственно, он начинает бояться незнакомцев). Более того, если вы спрячете игрушку, он будет ее искать, в то время как раньше объект или человек, исчезавший из его поля зрения, покидал его навсегда и он терял к нему интерес. Теперь, младенец осознает, что люди и предметы существуют даже тогда, когда он их уже не видит. Именно это знание толкает его на поиски спрятанной игрушки – и оно же поможет ему в случае, если вам надо уйти из дома: мама обязательно вернется!
  • Знаменитый кризис 8-ми месяцев: частые тревоги, боязнь отсутствия мамы, страхи перед незнакомцами. Если мать выходит из комнаты, малыш боится, что больше ее не увидет. Он цепляется за маму и отворачивает головке от незнакомых людей. 8 месяцев – очередная веха на пути взросления. Если в первые месяцы своей жизни малыш был окружен постоянной заботой, то теперь, по мере приобретения новых навыков, к нему предъявляются и новые требования. В целом после прохождения этого этапа ваш маленький человечек становится буквально «взрослее»: он более самостоятелен и независим, он даже может позволить себе поиграть с вами, прячась за своим слюнявчиком и снова появляясь, таким образом преодолевая свои страхи. Между 8-м и 12-м месяцами ребенок садится и перемещается все более и более свободно. Поначалу его первые попытки встать на ножки достаточно робки, и моменты «прямохождения» и ползания чередуются, но он обожает ходить, когда его поддерживают под руками. Затем малыш держит равновесие все лучше, и как правило, к 15-ти месяцам подавляющее большинство детей уже ходят.
  • В 9 месяцев малыш жаждет нравиться и заслуживать похвалу всеми средствами: своими играми, улыбкой, своими проказами. Внимание: слишком активное внимание малышу может повлечь за собой и трудности – например, слишком сильную ориентацию на оценку окружающих у самого младенца, с одной стороны и возможную ревность со стороны старших детей, с другой.
  • 10 месяцев: попросите своего малыша показать знакомые ему предметы, например, ложку, мячик, коврик… – он сделает это с удовольствием и знанием дела. Он еще не разговаривает, но понимает гораздо больше, чем вы думаете!
  • В свои 11 месяцев наш ребенок все больше и больше кажется нам маленьким гением! Для достижения своей цели, он применяет изощренную изобретательность и использует знания об отношениях и связях между предметами: чтобы достать до печенья в центре стола, он «просто» тянет скатерть…
  • И вот нам уже год. Самым отчаянным образом малыш имитирует все и всех. Пить из чашки и есть самостоятельно, все как у взрослых. Определенно, он жаждет расти – дайте ему эту возможность, не «рубите на корню» его инициативу тем, что «тебе еще это делать нельзя, потому что ты маленький/ая». Ваша поддержка и поощрение для маленького человека имеют решающее значение.

В заключение следует сказать, что маленькие дети развиваются разными темпами. В один месяц вы будете изумлены его прогрессом, а в следующий – почти что разочарованы в «отсутствии» (о нет, в кажущемся отсутствии) какого бы то ни было психомоторного развития ребенка! Но малыш порой как атлет, который набирает силы перед разбегом, за которым следует очередной прыжок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector