221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа психолога со страхами детей

Схема работы психолога со страхом у младшего школьника
статья на тему

В статье предлагается схема анализа страха ребенка, поэтапная работа психолога со страхом, а также рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
shema_raboty_psihologa_so_strahom_u_mladshego_shkolnika.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Схема работы психолога со страхом

Мальчик Артём 7 лет посещает первый класс. Семья полная, есть еще младшая сестра 4 лет. Мать не работает, отец допоздна задерживается на работе.

Мать обратилась за помощью к психологу школы.

На индивидуальной консультации с матерью выявлено, что Артём стал бояться засыпать ночью без включенного света.

Говорит, что ему страшно. Боится теней в комнате ночью. Просит родителей не выключать свет. Мать оставляет включенным ночник, сидит с Артёмом и его сестрой, пока они не уснут. Мать пугает тот факт, что появился страх, ранее ничего подобного с детьми не происходило. Она связывает появление страха теней с поступлением ребенка в школу и с изменением семейных правил в связи с этим.

В беседе с матерью выявлено, что до школы Артём проводил время вместе с сестрой и мамой. С началом обучения в школе у Артёма появилось время, которое он сам должен проводить за выполнением домашних заданий. Мать очень тревожится по поводу того, сможет ли ее ребенок самостоятельно справляться со школьными заданиями, нужно ли оказывать ему помощь или Артём сам должен справляться со своей работой.

Переживания матери по поводу трудностей с засыпанием, страхом у Артёма, продолжительное ожидание, когда дети заснут, заставили мать обратиться к психологу.

(В таких случаях рекомендуется на отдельной встрече с родителями провести диагностику тревожности у них с помощью стандартизированных или проективных методик).

Характеристика коррекционной работы

Определение страха: возрастной страх, переживание страха вызвано нереальным, воображаемым объектом.

Вид: витальный страх.

Страх выступает как способ привлечения внимания родителей во время переломного в жизни ребенка момента (поступление в школу, выделение времени, когда Артём должен отдельно от мамы и сестры выполнять домашние задания).

Цель коррекционной работы: научиться справляться со страхом.

Задачи коррекционной работы: снизить тревожность, усилить образ «Я» ребёнка, актуализировать чувство страха, осуществить контроль над объектом страха, повысить уверенность в себе.

Работа должна проводиться в индивидуальной форме.

Стратегия коррекционной работы с витальными страхами.

•Возможность проявления страха

•Преобразование страха: идентификация или дистанцирование

Индивидуальное коррекционное занятие

Материал: бумага А 4, цветные карандаши, мелки, пластилин, ножницы, бумажная белая одноразовая тарелка, нитки для вязания.

Установить контакт с ребенком.

2.Определить ситуацию, которая пугает ребенка.

Беседа с ребенком.

Рисуем или лепим страх на выбор ребенка. Спрашиваем, как объект себя ведет, как двигается, как рычит.

Предлагаем ребенку на выбор что-то сделать с вылепленным (нарисованным) страхом: замазать, разорвать, закрасить и т.д.

•Ребенок играет того, кто боится, психолог – страшного персонажа. Ребенок выражает страх.

•Ребенок и психолог меняются ролями. Ребенок играет страшного персонажа, а психолог выражает страх.

•Ребенок и психолог меняются ролями. Психолог играет страшного персонажа, а ребенок демонстрирует уверенное поведение.

(Ключевой посыл: «Ты можешь справиться со страхом, ты сильнее, чем он»).

Играем, пока ребенок хочет играть.

4.Арт-терапевтическое упражнение «Ловец снов». Рассказываем ребенку легенду, существовавшую у индейцев, о ловце снов, который захватывает пугающие объекты, и они уже никогда оттуда не могут выбраться.

Предлагаем ребенку на выбор два варианта «Ловца снов»: можно сделать отверстие( диаметром 10 см) в тарелочке и при помощи нитей сделать паутину на нем, или можно поместить вылепленного персонажа-тень в центр тарелки и замотать его нитками.

Если ребенок выбирает первый вариант «Ловца снов», то он может его забрать с собой домой, чтобы иметь инструмент для того, чтобы победить тени. Второй вариант «Ловца снов» ребенок может взять с собой, если захочет.

Психолог предлагает ребенку представить, где он расположит в своей комнате «Ловца снов», ободряет ребенка и говорит о том, что Артём такой сильный, что победит любой страх.

Рекомендации для родителей

— Минимизировать вторичные выгоды от страха( не сидеть рядом при засыпании), найти способы поддержать ребенка, не уделяя ему при этом излишнего внимания, ободрять ребенка (« Ты такой большой и сильный, что можешь справиться с тенью»).

— Настраивать ребенка на то, что он сможет справиться со своим страхом.

— Ввести дома правило: родители могут помочь Артёму с заданиями, если ему понадобится помощь. Четкое соблюдение правил.

— Выделить матери время ребенку для совместной деятельности, не касающейся школьных заданий ( походы на горку, прогулки в парке и т.д.).

— Матери отслеживать, как ее повышенная тревожность по поводу школьной самостоятельности Артёма влияет на эмоциональное состояние сына, наблюдать за своей тревогой и постараться уменьшить ее в присутствии сына.

— Выражать Артёму более позитивное отношение к жизни: высказывать оптимистичные ожидания, выражать уверенность в благополучном исходе событий.

— Обратить внимание на наличие в семье каких-то привычных ритуалов (если они есть), обеспечивающих ощущение стабильности, предсказуемости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Опыт работы по духовно — нравственному воспитанию младших школьников».

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся в рам.

(Слайд 1)«Приемы работы по формированию речевой культуры младших школьников»Добрый день, коллеги. Позвольте начать мне свое выступление словами М.Пришвина:(Слайд 2 )«В каждой душе слово живет, г.

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта.

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о.

Предлагаемая программа является частью совместной комплексной программы по эмоционально-волевому воспитанию младших школьников, помогает сохранить и улучшить их психологическое здоровье.Данная програм.

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка»Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка»Систем.

Работа психолога с детскими страхами

Наталия Кудрявцева
Работа психолога с детскими страхами

Проблема детских страхов — это одна из тех тем, с которыми наиболее часто приходится сталкивается детскому психологу.

К сожалению, родители не всегда придают должного значения тем вещам, которых боятся их дети, или затягивают решение этой проблемы. А у ребенка тем временем уходят жизненные силы не на радость познания мира, а на внутреннюю борьбу со страхами. Более того, нерешенные детские страхи продолжают преследовать их и дальше, трансформируясь уже во взрослые страхи.

Если научить ребенка сознательно управлять своими страхами, то тогда у него появится огромное жизненное преимущество. Ребенок, который вообще отказывается говорить на тему «Мой страх», нуждается в помощи специалиста, значит страх для него деструктивный. Здесь задействован особый терапевтический эффект — творческая деятельность. Придав «лицо» страху, оживив его на бумаге, ребенок материализует его, ему легче понять себя. Самое главное — он выплескивает свои глубинные переживания, что позволяет ему избавится от болезненного состояния.

Арт — терапия через рисование, импровизацию стимулируют личностный рост ребенка, его психическое развитие и оздоровление. Рисунок «Мой страх» показывает, что страх можно победить, работая с ним символически.Обычно дети выбирают определенные цвета: красный, черный, синий. Данные цвета говорят о наличии агрессии, паники, ярости, гнева и проявлении негативизма к данному рисунку. Пережив все эти эмоции, проговорив их вслух, психолог вместе с ребенком решает — что с творением необходимо сделать дальше? Желательно уничтожить страхлюбым произвольным методом: смять, выбросить, порвать, сжечь.

Очень важно выражать эмпатию ребенку, и только тогда произойдет освобождение от болезненного состояния.

Диагностическая и организационная работа педагога-психолога с детьми раннего возраста в адаптационный период АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ Диагностическая и организационная работа педагога-психолога с детьми раннего.

Консультация для педагогов и родителей «Способы борьбы со страхами в старшем дошкольном возрасте» По мнению авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен.

Консультация для родителей «Работа педагога-психолога в ДОУ» Уважаемые родители! Вы привели ребенка в детский сад и столкнулись с тем, что здесь есть такой специалист как психолог? Кто такой педагог.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми 4–5 лет «Насекомые» Задачи: -создание комфортного психологического микроклимата в группе, положительного эмоционального настроя; -развитие у детей внимания,.

Работа педагога-психолога ДОО по направлению «Сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия детей» Вашему вниманию представляю практический материал из опыта работы по приоритетному направлению: «Сохранение, укрепление психологического.

Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО 1. Жестокое обращение с детьми: что это такое?Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет).

Работа педагога-психолога в ДОУ Цель работы педагога — психолога — сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики,.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Работа с родителями. Информация в групповой уголок «Советы психолога» Советы психологов, которые помогут воспитать заботливого и здорового ребенка Многие родители уже устали слушать о том, что современные.

Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах. Работа психолога. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка.

Работа со страхами у детей дошкольного возраста

пт., 24.11.2017

Новикова Наталья Петровна

МБДОУ «Сказка» город Ноябрьск, ЯНАО

В последнее время родители все чаще обращаются с проблемой «Мой ребенок, стал вдруг боятся». Не важно чего, выключенного света, резких звуков или остаться в комнате одному.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен воспитателям и психологам ДОУ.
Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.
Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Детские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Главное – дети стали более подвержены стрессу.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

При работе с такими случаями, первое, что я пытаюсь выяснить – не было ли у ребенка в последнее время каких либо потрясений. Перемена места жительства, разлад в семье, а может быть просто на улице его облаяла собака.

В последнее время, все чаще в ходе консультирования выясняется, что ребенок стал испытывать чувство страха после просмотра фильма или зачастую мультфильма.

После выяснения причины начинается непосредственно психо — коррекционная работа.

В своей работе я использую разные приемы и методы – арт — терапия, терапия сказкой, прослушивание аудио файлов, чтение терапевтических сказок.

Вот несколько примеров упражнений проверенных в работе.

1. Придумываем помощника.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть?

Обычно дети с восторгом рассказывают о том, что может победить страх (волшебный меч, зеркало, волшебная палочка и т.д.). Так же можно попросить ребенка придумать героя, который помогает в трудных ситуациях (ситуациях когда возникает чувство страха).

Единственным «противопоказанием» для данного упражнения является – нарушение речи. Так как в ситуации когда ребенку необходимо говорить, нарушения речи могут только усугубить состояние ребенка, пробудить новые страхи.

2. Придумывает сказку.

Предложите ребенку придумать сказку, в которой главный персонаж чего-то боится. Пускай ребенок расскажет, что чувствует главный персонаж, какие эмоции переживает. Дайте возможность ребенку высказать все мысли. Затем, попросите ребенка придумать «хороший конец» сказки. Т.е. ситуацию в которой главный герой справляется со страхом.

3. Чтение терапевтических сказок.

Сказка в качестве особого психологического инструмента обладает несколькими чрезвычайно важными возможностями:

• она связана с мощнейшими ресурсами бессознательного;

• она оказывается средоточием главнейших психологических проявлений человека;

• она способна продолжать творческую активность человека.

В качестве методического пособия я использую книгу Е. Чех «Мне не страшно. Расскажи мне сказку».

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Нарисуй свой страх.

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе бумаги. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?».

На листе бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый».

Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. Так же можно в качестве материала использовать обычный лист бумаги. Нарисовав на нем свой страх, можно скомкать, можно разорвать на кусочки, можно аккуратно сложить и спрятать.

В настоящее время существует огромное множество методов и приемов работы со страхами. Выбирать, что именно использовать следует исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его интеллектуальных возможностей.

Памятки родителям:

КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ

1. Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив,
проявите заботу. Например, какое-то время перед сном прове­дите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:

• Как они выглядят?

• В каком мире они существуют?

• Для чего они пришли в наш мир?

• Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?

• Что произойдет, когда вы подружитесь?

• Какие слова они скажут тебе перед сном?

2.Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том,
кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.

3.Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по
телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное)
или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает,
что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок.
Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает направить
(канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх
на образ Бабы Яги, Кощея и др.

РЕБЕНОК БОИТСЯ

· Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.

· Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».

· Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.

· Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.

· Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны». Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка.

· Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.

· Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.

· Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

· Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.

· Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.

· Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

· Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.

· Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

· Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

· Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.

· Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку, а затем «успокоить» ее, погладить ее, убедившись, что она не опасна. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.

· Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.

· Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

· Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка

1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это прежде всего эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье, скорректировать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты.

4. Старайтесь не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке.

5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним.

8. Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием, «ужастики», бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и ласковыми словами. Чем более нервный ребенок, тем менее быстрым должно быть его пробуждение.

11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

Список литературы

  1. Арапова М.А. «Справочник психолога ДОУ» — ТЦ «Сфера», 2007г.
  2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010
  3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет — Волгоград — 2009
  4. http://pandia.ru/text/78/448/70797.php
  5. https://infourok.ru/statya-detskie-strahi-i-ih-korrekciya-posredstvom-igrovih-uprazhneniy-1489060.html
  6. http://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-korekciyu-detskih-strahov.html
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/sovremenoi-mame-strahi-u-detei.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004528

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Работа со страхами у детей дошкольного возраста

пт., 24.11.2017

Новикова Наталья Петровна

МБДОУ «Сказка» город Ноябрьск, ЯНАО

В последнее время родители все чаще обращаются с проблемой «Мой ребенок, стал вдруг боятся». Не важно чего, выключенного света, резких звуков или остаться в комнате одному.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен воспитателям и психологам ДОУ.
Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.
Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Детские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Главное – дети стали более подвержены стрессу.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

При работе с такими случаями, первое, что я пытаюсь выяснить – не было ли у ребенка в последнее время каких либо потрясений. Перемена места жительства, разлад в семье, а может быть просто на улице его облаяла собака.

В последнее время, все чаще в ходе консультирования выясняется, что ребенок стал испытывать чувство страха после просмотра фильма или зачастую мультфильма.

После выяснения причины начинается непосредственно психо — коррекционная работа.

В своей работе я использую разные приемы и методы – арт — терапия, терапия сказкой, прослушивание аудио файлов, чтение терапевтических сказок.

Вот несколько примеров упражнений проверенных в работе.

1. Придумываем помощника.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть?

Обычно дети с восторгом рассказывают о том, что может победить страх (волшебный меч, зеркало, волшебная палочка и т.д.). Так же можно попросить ребенка придумать героя, который помогает в трудных ситуациях (ситуациях когда возникает чувство страха).

Единственным «противопоказанием» для данного упражнения является – нарушение речи. Так как в ситуации когда ребенку необходимо говорить, нарушения речи могут только усугубить состояние ребенка, пробудить новые страхи.

2. Придумывает сказку.

Предложите ребенку придумать сказку, в которой главный персонаж чего-то боится. Пускай ребенок расскажет, что чувствует главный персонаж, какие эмоции переживает. Дайте возможность ребенку высказать все мысли. Затем, попросите ребенка придумать «хороший конец» сказки. Т.е. ситуацию в которой главный герой справляется со страхом.

3. Чтение терапевтических сказок.

Сказка в качестве особого психологического инструмента обладает несколькими чрезвычайно важными возможностями:

• она связана с мощнейшими ресурсами бессознательного;

• она оказывается средоточием главнейших психологических проявлений человека;

• она способна продолжать творческую активность человека.

В качестве методического пособия я использую книгу Е. Чех «Мне не страшно. Расскажи мне сказку».

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Нарисуй свой страх.

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе бумаги. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?».

На листе бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый».

Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. Так же можно в качестве материала использовать обычный лист бумаги. Нарисовав на нем свой страх, можно скомкать, можно разорвать на кусочки, можно аккуратно сложить и спрятать.

В настоящее время существует огромное множество методов и приемов работы со страхами. Выбирать, что именно использовать следует исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его интеллектуальных возможностей.

Памятки родителям:

КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ

1. Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив,
проявите заботу. Например, какое-то время перед сном прове­дите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:

• Как они выглядят?

• В каком мире они существуют?

• Для чего они пришли в наш мир?

• Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?

• Что произойдет, когда вы подружитесь?

• Какие слова они скажут тебе перед сном?

2.Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том,
кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.

3.Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по
телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное)
или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает,
что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок.
Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает направить
(канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх
на образ Бабы Яги, Кощея и др.

РЕБЕНОК БОИТСЯ

· Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.

· Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».

· Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.

· Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.

· Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны». Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка.

· Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.

· Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.

· Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

· Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.

· Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.

· Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

· Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.

· Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

· Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

· Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.

· Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку, а затем «успокоить» ее, погладить ее, убедившись, что она не опасна. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.

· Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.

· Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

· Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка

1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это прежде всего эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье, скорректировать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты.

4. Старайтесь не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке.

5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним.

8. Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием, «ужастики», бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и ласковыми словами. Чем более нервный ребенок, тем менее быстрым должно быть его пробуждение.

11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

Список литературы

  1. Арапова М.А. «Справочник психолога ДОУ» — ТЦ «Сфера», 2007г.
  2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010
  3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет — Волгоград — 2009
  4. http://pandia.ru/text/78/448/70797.php
  5. https://infourok.ru/statya-detskie-strahi-i-ih-korrekciya-posredstvom-igrovih-uprazhneniy-1489060.html
  6. http://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-korekciyu-detskih-strahov.html
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/sovremenoi-mame-strahi-u-detei.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004528

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Читать еще:  Психология детей 3 4 года особенности
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector