221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие воображения в детском возрасте в психологии

Развитие воображения в детском возрасте в психологии

Исследования указывают, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отста­лыми и в развитии своего воображения. Дети, речевое развитие которых идет по уродливому пути, как, скажем, глухие дети, которые в силу этого остаются полностью или частично немыми детьми, лишенными речевого общения, оказываются в то же время детьми с чрезвычайной бедностью, скудностью, а иногда и положительно рудиментарными формами воображения

Таким образом, наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как это установлено, знаменует собой и задержку развития воображения

Речь освобождает ребенка от непосредственных впе­чатлений, способствует формированию его представле­ний о предмете, она дает ребенку возможность пред­ставлять себе тот или иной предмет, которого он не ви­дел, и мыслить о нем.

При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Дальнейшие исследования показали, что не только речь, но и дальнейшие шаги жизни ребенка служат развитию его воображения; такую роль играет, например, школа, где ребенок может кропотливо обдумывать в во­ображаемой форме, прежде чем что-то сделать. Это, несомненно, лежит в основе того, что именно на протя­жении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности в собственном смысле этого сло­ва, т. е. возможности и способности более или менее со­знательно отдаваться известным умственным построе­ниям независимо от той функции, которая связана с реалистическим мышлением. Наконец, образование по­нятий, которое знаменует собой наступление переход­ного возраста, является чрезвычайно важным фактором в развитии самых разнообразных, самых сложных со­четаний, соединений и связей, которые уже в понятийном мышлении подростка могут установиться между отдельными элементами опыта. Иначе говоря, мы ви­дим, что не только самое появление речи, но и важней­шие узловые моменты в развитии речи являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Таким образом, фактические исследования не толь­ко не подтверждают того факта, что детское воображение является формой бессловесной аутистической, нена­правленной мысли, но, наоборот, они на каждом шагу показывают, что ход развития детского воображения, как и ход развития других высших психических функ­ций, существенным образом связан с речью ребенка, с основной психологической формой его общения с окружающими, т.е. с основной формой коллективной соци­альной деятельности детского сознания

Если взять так называемые утопические построения, т.е. такие заведомо фантастические представления, ко­торые великолепно дифференцируются в сознании от реалистических планов в точном смысле этого слова, то они тем не менее совершаются нисколько не подсозна­тельно, а совершенно сознательно, с ясной установкой на то, чтобы построить известный фантастический образ, относящийся к будущему или к прошлому. Если мы возьмем область художественного творчества, которое очень рано становится доступным ребенку, возникнове­ние продуктов этого творчества, скажем, в рисунке, в рассказе, то мы увидим, что и здесь воображение носит направленный характер, т.е. оно не является подсозна­тельной деятельностью.

Если, наконец, мы обратимся к так называемому кон­структивному воображению ребенка, ко всей творчес­кой деятельности сознания, которая связана с действи­тельным преобразованием, скажем, с техническо-конструктивной или строительной деятельностью, то мы вез­де и всюду увидим, что, как у настоящего изобретате­ля, воображение является одной из основных функций, с помощью которой он работает, так и во всех случаях деятельность фантазии является чрезвычайно направ­ленной, т.е. она от начала до конца направляется на определенную цель, которую преследует человек. Это же касается планов поведения самого ребенка, относя­щихся к будущему, и т.д.

Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который в психоло­гии получил название закона реального чувства в дея­тельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение. С деятельностью вооб­ражения очень тесно связано движение наших чувств. Очень часто у нас то и другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, ко­торые лежат в основе фантастических образов, но они являются реальными в эмоциональном смысле.

Пользуясь старым грубым примером, мы могли бы сказать: если я, входя в комнату, принимаю повешенное платье за разбойника, то я знаю, что мое напуганное воображение является ложным, но чувство страха у меня является реальным переживанием, а не фантази­ей по отношению к реальному ощущению страха. Это действительно является одним из коренных моментов, который объясняет многое в своеобразии развития воображения в детском возрасте. Суть этого факта за­ключается в том, что воображение является деятель­ностью, чрезвычайно богатой эмоциональными момен­тами.

Но стоит обратиться к другим двум моментам, для того чтобы увидеть, что сочетание с эмоциональными моментами не является или не составляет исключитель­ной основы воображения и воображение не исчерпыва­ется этой формой.

Реалистическое мышление человека, когда оно свя­зано с важной для человека задачей, которая так или иначе укоренена в центре личности самого человека, вы­зывает к жизни и будит целый ряд эмоциональных пе­реживаний, гораздо более значительного и подлинного характера, чем воображение и мечтательность. Если взять мышление, которое направлено на разрешение жизнен­но важной для данной личности задачи, мы видим, что эмоции, связанные с таким реалистическим мышлени­ем, очень часто являются неизмеримо более глубокими, сильными, движущими, значащими в системе мышле­ния, чем те эмоции, которые связаны с мечтанием. Су­щественным здесь оказывается иной способ соединения эмоциональных и мыслительных процессов. Если в меч­тательном воображении своеобразие заключается в том, что мышление выступает в форме, обслуживающей эмоциональные интересы, то в случае реалистического мыш­ления мы не имеем специфического господства логики чувств. В таком мышлении имеются сложные отношения отдельных функций между собой. Если мы возьмем ту форму воображения, которая связана с изобретением и воздействием на действительность, то мы увидим, что здесь длительность воображения не подчинена субъективным капризам эмоциональной логики.

Изобретатель, который строит в воображении чертеж или план того, что он должен сделать, не подобен человеку, который в своем мышлении движется по субъективной логике эмоций; в обоих случаях мы находим различные системы и различные виды сложной деятель­ности.

Если подходить к вопросу с классификационной точ­ки зрения, то неверным будет рассматривать воображе­ние как особую функцию в ряду других функций, как некоторую однотипную и регулярно повторяющуюся форму деятельности мозга. Воображение надо рассмат­ривать какболее сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением не­скольких функций в их своеобразных отношениях.

Для таких сложных форм деятельности, которые вы­ходят за пределы тех процессов, которые мы привыкли называть «функциями», было бы правильным применять название психологической системы,имея в виду ее слож­ное функциональное строение. Для этой системы харак­терны господствующие внутри нее межфункциональные связи и отношения.

Анализ деятельности воображения в его многообраз­ных формах и анализ деятельности мышления показы­вает, что, только подходя к этим видам деятельности как к системам, мы находим возможность описывать те важнейшие изменения, которые в них происходят, те зависимости и связи, которые в них обнаруживают­ся Вместе с тем мы наблюдаем еще два чрезвычай­но важных момента, которые характеризуют интересу­ющее нас отношение между мышлением с положитель­ной стороны, а не только со стороны критической.

Эти два момента следующие. С одной стороны, мы отмечаем чрезвычайную родственность, чрезвычайную близость процессов мышления и процессов воображе­ния. Мы видим, что оба процесса обнаруживают свои основные успехи в одни и те же генетические моменты. Так же как в развитии детского мышления, в развитии воображения основной переломный пункт совпадает с проявлением речи. Школьный возраст является пере­ломным пунктом в развитии детского и реалистического и аутистического мышления. Иначе говоря, мы видим, что мышление логическое и мышление аутистическое развиваются в чрезвычайно тесной взаимосвязи. Более тщательный анализ позволил бы нам отважиться на бо­лее смелую формулировку: мы могли бы сказать, что оба они развиваются в единстве, что, в сущности говоря, самостоятельной жизни в развитии того и другого мы не наблюдаем вовсе. Более того, наблюдая такие фор­мы воображения, которые связаны с творчеством, на­правленным на действительность, мы видим, что грань между реалистическим мышлением и воображением стирается, что воображение является совершенно необ­ходимым, неотъемлемым моментом реалистического мышления. Здесь возникают противоречия, естественные с точки зрения основного положения вещей: правильное познание действительности невозможно без известного элемента воображения, без отлета от действительности, от тех непосредственных, конкретных единых впечатле­ний, которыми эта действительность представлена в элементарных актах нашего сознания. Возьмите, напри­мер, проблему изобретательства, проблему художест­венного творчества; здесь вы увидите, что разрешение задачи в огромной степени требует участия реалистиче­ского мышления в процессе воображения, что они действуют в единстве.

Читать еще:  Эмоциональное развитие это в психологии

Существенным для воображения явля­ется направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительную автоном­ную деятельность сознания, которая отличается от не­посредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредствен­ного познания действительности, человек строит ряд об­разов, которые осознаются как область, построенная во­ображением. На высоком уровне развития мышления происходит построение образов, которых мы не нахо­дим в готовом виде в окружающей действительности. Отсюда становится понятным то сложное отношение, которое на деле существует между деятельностью реа­листического мышления и деятельностью воображения в его высших формах и на всех ступенях его развития, становится понятным, как каждый шаг в завоевании бо­лее глубокого проникновения в действительность достигается ребенком одновременно с тем, что ребенок до известной степени освобождается от более примитивной формы познания действительности, которая была ему известна прежде.

Всякое более глубокое проникновение в действитель­ность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности, отхода от видимой внешней стороны действительности, которая непосредст­венно дана в первичном восприятии, возможности все более и более сложных процессов, с помощью которых познание действительности становится более сложным и богатым.

1 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Наука. — 1960. – 340 с.

Этапы развития воображения

13.11.2011 23:23

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.

Складывается новый способ действия с предметами заместителями — полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально — мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».

Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста Где золотая середина?

Доброго времени суток. Сегодня нам предстоит серьезный разговор. И его тема: «Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста ».Однако, давайте с самого начала договоримся не путать понятия «воображение» и «дурацкие фантазии».

То есть вымыслы, которые сильно раздражают многих родителей в повседневной жизни. Тем не менее, формирование и развитие воображение – это психический процесс, происходящий непрерывно.

Шанс стать уникальным

На самом деле, с рождения каждый малыш изначально одарен способностью фантазировать, творить, воображать. Но со временем «добрые» папы и мамы решают, что их ребенку все это не нужно. Потому они начинают усиленно развивать в них логику, аналитику, обучать «полезному и нужному для нашей суровой жизни».

Но это в корне не правильно. Несомненно, человек имеющий множество полезных знаний и навыков в жизни, какой бы суровой она не была, не пропадет. Но и хорошо жить не будет.

Следовательно, развивая воображение своего малыша, подпитывая его фантазию, мы даем ему удивительный шанс стать уникальным человеком.

Способность принимать нестандартные решения

В конце концов, не важно, какую профессию он выберет, и в какие жизненные ситуации будет попадать. Развитое воображение позволит принимать нестандартные решения. А также выделять нюансы, незамеченные другими, смотреть на любую проблему как бы в 3-D формате.

Таким образом, уважаемые родители малыша-дошкольника, именно сейчас у вас есть выбор: сделать все по правилам.

  • Научить читать, писать, отстаивать свое, давать сдачи, стать самостоятельным и т. д.
  • Пойти другим путем и воспитать неординарно мыслящего, уверенного, и думающего человека.

Итак, помните, что «без воображения, нет соображения» (народная мудрость).

Воображение – какое оно бывает?

Исследования

На самом деле, вы даже не представляете, какое огромное количество научных трудов написано на данную тему!

Более того, маститые кандидаты и профессора от педагогики и психологии не устают бесконечно развивать эту тематику.

Практически все исследования в области детского воображения направлены на изыскание новых методов его развития, и на то, как ускорить этот процесс. Так как всем не терпится запихнуть в детскую головку как можно больше «полезностей».

Наконец, существуют некоторые незыблемые определения: виды воображения и его развития в разновозрастной период ребенка. И для того чтобы идти дальше, нужно разобраться именно с этими понятиями.

Виды фантазии

Здесь все просто. Так как маленькие дети не имеют значительного опыта или знаний в каких-либо областях. Поэтому все, что они могут на фантазировать это либо то, что было рассказано взрослыми (другими детьми), либо прочитанным в детских книжках. Вот самое простое разделение таких фантазий:

  • пассивные – то, что никогда не осуществится (сны, мечты);
  • активные – то, что нужно воплотить (в случаях с детьми, воплотить это нужно прямо сейчас);
  • творческие – не просто повторение идей уже кем-то воплощенных, а созданных самостоятельно;
  • репродуктивные – использование чужих идей в собственной интерпретации.

Примером репродуктивной фантазии становится перевоплощение в сказочного персонажа. Часто такое происходит после прочитанной книжки или просмотренного мультика.

При этом ребенок, играя в какого либо героя, только сначала берет прообраз своего персонажа.

Потом добавляет столько своего и нового, что родители только удивляются: «откуда, что берется, сказка-то была совсем о другом!».

Категории воображения

Итак, в данном вопросе нас в первую очередь волнует развитие активной разновидности воображения. А оно в свое время подразделяется на несколько категорий:

  • вербальное – на основе речи (выдумывание новых слов, подбор аналогичных к уже знакомым и. д.);
  • невербальное – фантазии на основе уже виденного;
  • музыкальное – способность воплотить в жизнь или описать словесно музыкальные образы;
  • эмоциональное – воплотить или описать, трансформировать в реальность эмоциональную составляющую образов и переживаний;
  • двигательное – воплощение фантазийных форм с помощью пластики движения.

На самом деле последние подвиды достаточно условны, например, в двигательной форме (танце) можно выразить и музыкальные, и эмоциональные и любые невербальные образы.

Все вышеописанное – краткая теория. Заучивать ее не обязательно, но она дает нам основные понятия, которые пригодятся в дальнейшем.

Воображение ребенка и возраст

В качестве иллюстрации, рассмотрим развитие воображения у ребенка дошкольного возраста на разных временных этапах и его особенности.

От 2.5 до 3 лет

До этого времени малыш «наблюдал», накапливал знания (в т. ч. и языковые), умения и навыки. И вот теперь настал его час!

Если показать ребенку принцип игры «в куклы», «машинки», «магазин», «больницу» и прочее, фантазия получит первый толчок к развитию.

Малыш сначала будет проигрывать уже знакомые ситуации, а потом вносить в них свой эмоциональный настрой (радость, удивление, злость и т. д.).

Пример ролевой игры на видео:

До 5 лет

Родители усложняют задачу, добавляя конструкторы, рисование (не отдельных элементов – домик, дерево, цветочек, а целых композиций, например, «нарисуй лето», «нарисуй поляну», «нарисуй улицу»), рассказывание ребенком историй и сочинение сказок.

Тем не менее, малыш должен точно понимать, где реалистичная история, а где волшебная сказка.

До 7 лет

Очень важный и ответственный для родителей этап. Именно сейчас, когда ребенок заканчивает детский сад, на него возложена ответственность по подготовке к школе, а далее – новый коллектив, новые правила, новые высокие требования.

При этом воображение развито настолько, что достаточно, какого либо предмета, чтобы построить вокруг него целый мир.Мир, в котором будут свои правила, свои критерии «хорошо» и «плохо», в нем не будет психологического давления и слов «ты должен».

И именно сейчас важно не дать ребенку уйти в этот воображаемый, фантазийный мир. Ко всем изменениям ребенка нужно готовить постепенно, одновременно показывая как хороша реальность и преимущества взрослой, школьной жизни.

Советы родителям

В контексте вышесказанного интересен подход детских психологов к такому явлению, как «воображаемый друг». Обычно родители страшно пугаются, столкнувшись с таким «другом» своего ребенка, и начинают усиленно принимать меры к его ликвидации.

С другой стороны психологи уверяют, что воображаемый друг 5-летнего ребенка это не то же самое, что и такой же друг у 40-летней женщины. Но это уже тема для отдельного разговора. А мы возвращаемся к развитию воображения дошкольников.

Даже если родители считают, что их ребенок обязательно должен развиваться во всех отношениях быстрее сверстников, они все равно должны учитывать возрастные ограничения. Следовательно, задача пап и мам, не нагрузить свое дитя сверх меры. А полноценно и продуктивно использовать каждый наступивший временной этап.

Развиваем воображение

Пособия

С теорией закончили, переходим к практике. Так как же все-таки развивать воображение у детей? Сначала посмотрим, что по данному вопросу предлагают ведущие детские психологи страны.

  1. Е. Кравцова – считает, что обучить ребенка творчески мыслить может только взрослый способный «творчески руководить» (цитата их книги «Разбуди в ребенке волшебника»). Необходим тандем, в котором у взрослого роль главного организатора и управленца. Если родитель не имеет таких способностей, следует привлекать профессионалов (педагогов, воспитателей, учителей).
  2. О. Дьяченко «Развитие воображения дошкольника». В книге дается полный обзор по данной теме: несколько методик по диагностике воображения (на каком уровне оно находится у ребенка), способы развития, ход и примеры конкретных занятий на развитие творческих и креативных задатков. Дополнительный бонус – множество полезных игровых упражнений для любых возрастных категорий.
  3. Л. Выготский – настаивает на тесной связи воображения с личным опытом. Считает, что у ребенка не существует собственного творческого восприятия и воспроизведения, все основано либо на уже виденном, либо на кем-то рассказанном.
  4. Л. Субботина – автор, детский психолог, гораздо больше сможет помочь родителям, чем все остальные. Она не призывает дискредитировать компьютерные игры, насильно отрывать ребенка от телевизора, приставок, и вездесущего интернета. Она предлагает конкретные развивающие игровые упражнения, обосновывая их значимость в зависимости от возраста. Книга, которую стоит прочитать родителям «Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет» —