221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок гиперактивный психолог

Гиперактивный ребенок (СДВГ): причины, признаки, советы психологов. Что делать родителям?

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Как отличить гиперактивность от активности?

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.
Читать еще:  Психолог перед школой что спрашивает

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

Гиперактивный ребёнок: советы психолога

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Гиперактивный ребёнок: советы психолога

Гиперактивность – это стало одним из понятий, которое в последние годы становится все более широко распространенным в обществе. Вряд ли кто-то серьезно усомнится в том, что есть гиперактивные дети. Но нередко семейные проблемы также считаются «решенными» предполагаемым диагнозом гиперактивности. Результатом часто является прием лекарств, в качестве помощи детям. Но, во-первых, никакое лекарство не работает, если диагноз выходит за рамки реальности, ребенок может быть совсем не гиперактивен, а другие причины являются следствием определенного поведения. А во-вторых, просто приём лекарства, без коррекции поведения, нельзя считать решением проблемы. Прежде всего нужно понимать, гиперактивность ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребёнка, а скорее ухудшат его. Как лучше всего вести себя, когда ясно, что вы имеете дело с гиперактивным ребенком?

Гиперактивность — что это?

Гиперактивные дети почти всегда чувствуют необходимость быть в движении. В то же время, спустя короткий промежуток времени, они уже не могут концентрироваться. У гиперактивного ребёнка с одной стороны, сильное стремление к безопасности, порядку и структуре. С другой стороны – низкая толерантность к фрустрации и ограниченное внимание. Во многих случаях характерна ​​ ограниченная самооценка. Совокупность этих свойств вместе представляет проблему в работе с гиперактивными детьми.
Ясно, просто и понятно

Гиперактивных детей не следует считать непослушными, невнимательными и «вредными». Тем не менее, им нужно особое внимание, чтобы ребёнок сам был внимательным к своему поведению. Лучше говорить в кратких предложениях и избегать передачи слишком большого количества контента. До минимума сократить содержательность речи, убрать нравоучения. Вы можете увеличить внимание ребенка, прикоснувшись к нему, например, положив руки на плечо. Физическое прикосновение успокаивает ребенка и помогает лучше услышать взрослого.

Когда дело доходит до дачи инструкций (советов, указаний, просьб, плана действий), вы должны быть осторожны, чтобы разделить их на четкие и мелкие единицы. Обычно не имеет смысла устанавливать своего рода последовательность задач, потому что ребенок будет перегружен этим. Лучше сначала обсудить задачу, а затем немедленно выполнить ее с ребенком. В лучшем случае ребенок способен на это. За следующим шагом следует следующая задача. То, что относится к задачам, также влияет на распорядок дня в целом. Гиперактивные дети чувствуют себя лучше и безопаснее, когда день четко структурирован. Ритуалы очень хорошо принимаются ими. С другой стороны, они борются с часто меняющимися взрослыми как, например, в детском саду или в школе.

Вы, конечно, не сможете устранить все возможные препятствия, это не главное. Но если вы знаете, почему ваш ребенок нервничает, вы уже на шаг впереди.
Нет кнута! Но нет и пряника

В отношении гиперактивного ребёнка нужна большая ясность. Поэтому следует обратить внимание на несколько вещей, насколько это возможно:

Установите границы и правила. Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку. Чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекайтесь. Ребенку легче придерживаться чего-либо, если он может понять причину этого.

Избегайте слишком много стимулов. Высокий уровень шума, беспорядок игрушек или перегруженная обстановка в комнате заставляют гиперактивного ребенка нервничать, что снижает способность к концентрации.

Не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения проступка. Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Не ограничивайте желание ребёнка двигаться. Желание ребёнка в движении является компенсирующим механизмом особенности нервной системы, чтобы лучше справляться со своей спецификой. Поэтому лучше всего создавать возможности, позволяющие выполнять достаточные физические упражнения, например, занимаясь гимнастикой с ребенком, игра на игровых и спортивных площадках и т.д.

Внимание и независимость

С одной стороны, гиперактивные дети нуждаются в особом внимании. Это связано не только с их потребностью в безопасности и порядке, но и с их иногда низкой уверенностью в себе. Поэтому целесообразно озвучивать критику осторожно. Если это происходит с ребенком так, как будто его уже оценили, как личность, навесили ярлык, гиперактивный ребенок не изменит своё поведение, а ещё больше усилит. Поэтому назовите проступок, но избегайте утверждений типа «Ты непослушный!», «ты не умеешь себя вести» «все дети как дети, а ты…» и т.д.

Чрезмерная осторожность, так же не может быть единственно правильным решением. Гиперактивные дети страдают от неудач эмоциональнее и тяжелее, чем другие дети. Но они должны получить свой жизненный опыт, позитивный или негативный. Бархатные перчатки и постоянный защитный экран, которые многие родители держат над гиперактивным ребенком, не помогают ему развиваться позитивно.

Конечно, все эти примеры применимы ко всем детям. Тем не менее, гиперактивные дети часто более чувствительны или «непонятны» для посторонних.

Взрослые должны учитывать, касательно переживаний, которые ребенок накапливает: опыт не может быть унаследован. Нельзя ограничивать ребёнка, оберегать, запрещать, умышленно облегчать ему жизнь. Задача взрослого – научить ребёнка адекватно оценивать своё поведение в социальным окружением и действовать соответственно.

9 советов по работе с гиперактивными детьми

Гиперактивные дети, безусловно есть в каждом детском коллективе и образовательном учреждении. Из-за своей поведенческой особенности эти дети постоянно в движении и уже через некоторое время они расфокусированы. С одной стороны, дети с СДВГ очень сильно нуждаются в безопасности, порядке и структуре. В то же время, их терпимость к разочарованию и внимание очень низки. Кроме того, у гиперактивных детей часто низкая самооценка.

Совет 1: Выражайте короткими, несложными предложениями

Делайте короткие и понятные предложения при общении с гиперактивными детьми. Это имеет смысл, если вы высказываете только несколько предложений одновременно. Не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребёнок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия. Рекомендуется держать зрительный контакт и контакт тела с гиперактивными детьми. Например, ваши руки закрывают руки ребенка. Это увеличивает внимание ребенка. Убедитесь, что вы говорите спокойно, взвешенно и объективно.

Совет 2: Четкие инструкции

Сложные задачи следует разделить на короткие и понятные блоки. Вы можете помочь гиперактивным детям, сказав им только один шаг в более длинной цепочке действий. Затем он немедленно реализует этот шаг. Например, уборка игрушек – сложная ситуация. Разделите эту задачу на множество небольших действий: «Сначала ты складываешь все деревянные кубики в красный ящик. После этого все кирпичи Lego складываешь в желтую коробку».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Совет 3: Установите четкие правила

Установите твердый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи, учите ребёнка четкому планированию своей деятельности.

Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

Убедитесь, что гиперактивные дети понимают правила. Лучший способ выработать и сформулировать эти правила с детьми.

Совет 4: Предотвращение чрезмерной стимуляции

Избегайте любых форм чрезмерной стимуляции, таких как чрезмерное украшение комнаты, высокий уровень шума или слишком много игрушек. Убедитесь, что комнаты и их оборудование остаются максимально похожими и четко структурированы. В дошкольном учреждении целесообразно создать уголок уединения, где гиперактивные дети могут отдохнуть в периоды сильного стресса или возбуждения.

Совет 5: Удовлетворять потребности в движении

В случае гиперактивности обращайтесь к индивидуальным потребностям детей. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Совет 6: Уделять внимание

Уделяйте гиперактивному ребенку достаточно внимания, потому что он испытывает и так множество разочарований. Для повышения самооценки ребёнка, давайте положительные характеристики. Справиться с небольшой задачей, такой как чистка зубов, часто является большим достижением для гиперактивных детей. Как можно реже используйте негативные формы общения, такие как критика или резкий тон голоса. Когда вы критикуете, вы всегда должны критиковать только поведение ребенка, а не его личность. Вместо «ты настоящий неслух» скажите: «ты не обратил внимания на мои слова». Старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.

Совет 7: Поддержка автономии

В случае проступка и неудачи не следует давать гиперактивным детям какие-либо чёткие инструкции. Вместо этого поощряйте ребенка искать решения самостоятельно. Например, если ребенок опрокинул стакан молока на стол, вы можете спросить: «Что тебе нужно, чтобы вытереть молоко?» Избегайте переутомления. В конце концов, сложные задачи быстро приводят к сбоям, на которые гиперактивные дети часто реагируют очень бурно.
Тщательно проверьте, соответствуют ли задания способностям гиперактивного ребёнка. Если ребёнок испытывает трудности, вы должны быстро вмешаться и оказать помощь.

Совет 8: Целевое продвижение

Помогите гиперактивным детям преодолеть свои слабости. Эффективным является также обучение самообучению. Целью обучения самообучению является то, что гиперактивные дети учатся громко говорить, комментировать выполнение своих задач и высказывать решения в случае трудностей. Это научит их сосредоточить свое внимание на деятельности.

Совет 9: Сотрудничество с родителями и специалистами

Работайте в тесном контакте с врачами, специалистами и родителями. Благодаря сотрудничеству вы получите полезные советы для вашей работы. В то же время вы можете предоставить родителям и специалистам ценную информацию о поведении гиперактивных детей.
Для реализации этих советов вам нужно терпение и преданность делу. Но вы можете положительно повлиять на поведение гиперактивных детей в долгосрочной перспективе. Это пойдет на пользу всем детям вашей группы.

Читать еще:  Психологические особенности развития детей 2 3 лет

Гиперактивный ребёнок: советы психолога

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Гиперактивный ребёнок: советы психолога

Гиперактивность – это стало одним из понятий, которое в последние годы становится все более широко распространенным в обществе. Вряд ли кто-то серьезно усомнится в том, что есть гиперактивные дети. Но нередко семейные проблемы также считаются «решенными» предполагаемым диагнозом гиперактивности. Результатом часто является прием лекарств, в качестве помощи детям. Но, во-первых, никакое лекарство не работает, если диагноз выходит за рамки реальности, ребенок может быть совсем не гиперактивен, а другие причины являются следствием определенного поведения. А во-вторых, просто приём лекарства, без коррекции поведения, нельзя считать решением проблемы. Прежде всего нужно понимать, гиперактивность ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребёнка, а скорее ухудшат его. Как лучше всего вести себя, когда ясно, что вы имеете дело с гиперактивным ребенком?

Гиперактивность — что это?

Гиперактивные дети почти всегда чувствуют необходимость быть в движении. В то же время, спустя короткий промежуток времени, они уже не могут концентрироваться. У гиперактивного ребёнка с одной стороны, сильное стремление к безопасности, порядку и структуре. С другой стороны – низкая толерантность к фрустрации и ограниченное внимание. Во многих случаях характерна ​​ ограниченная самооценка. Совокупность этих свойств вместе представляет проблему в работе с гиперактивными детьми.
Ясно, просто и понятно

Гиперактивных детей не следует считать непослушными, невнимательными и «вредными». Тем не менее, им нужно особое внимание, чтобы ребёнок сам был внимательным к своему поведению. Лучше говорить в кратких предложениях и избегать передачи слишком большого количества контента. До минимума сократить содержательность речи, убрать нравоучения. Вы можете увеличить внимание ребенка, прикоснувшись к нему, например, положив руки на плечо. Физическое прикосновение успокаивает ребенка и помогает лучше услышать взрослого.

Когда дело доходит до дачи инструкций (советов, указаний, просьб, плана действий), вы должны быть осторожны, чтобы разделить их на четкие и мелкие единицы. Обычно не имеет смысла устанавливать своего рода последовательность задач, потому что ребенок будет перегружен этим. Лучше сначала обсудить задачу, а затем немедленно выполнить ее с ребенком. В лучшем случае ребенок способен на это. За следующим шагом следует следующая задача. То, что относится к задачам, также влияет на распорядок дня в целом. Гиперактивные дети чувствуют себя лучше и безопаснее, когда день четко структурирован. Ритуалы очень хорошо принимаются ими. С другой стороны, они борются с часто меняющимися взрослыми как, например, в детском саду или в школе.

Вы, конечно, не сможете устранить все возможные препятствия, это не главное. Но если вы знаете, почему ваш ребенок нервничает, вы уже на шаг впереди.
Нет кнута! Но нет и пряника

В отношении гиперактивного ребёнка нужна большая ясность. Поэтому следует обратить внимание на несколько вещей, насколько это возможно:

Установите границы и правила. Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку. Чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекайтесь. Ребенку легче придерживаться чего-либо, если он может понять причину этого.

Избегайте слишком много стимулов. Высокий уровень шума, беспорядок игрушек или перегруженная обстановка в комнате заставляют гиперактивного ребенка нервничать, что снижает способность к концентрации.

Не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения проступка. Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Не ограничивайте желание ребёнка двигаться. Желание ребёнка в движении является компенсирующим механизмом особенности нервной системы, чтобы лучше справляться со своей спецификой. Поэтому лучше всего создавать возможности, позволяющие выполнять достаточные физические упражнения, например, занимаясь гимнастикой с ребенком, игра на игровых и спортивных площадках и т.д.

Внимание и независимость

С одной стороны, гиперактивные дети нуждаются в особом внимании. Это связано не только с их потребностью в безопасности и порядке, но и с их иногда низкой уверенностью в себе. Поэтому целесообразно озвучивать критику осторожно. Если это происходит с ребенком так, как будто его уже оценили, как личность, навесили ярлык, гиперактивный ребенок не изменит своё поведение, а ещё больше усилит. Поэтому назовите проступок, но избегайте утверждений типа «Ты непослушный!», «ты не умеешь себя вести» «все дети как дети, а ты…» и т.д.

Чрезмерная осторожность, так же не может быть единственно правильным решением. Гиперактивные дети страдают от неудач эмоциональнее и тяжелее, чем другие дети. Но они должны получить свой жизненный опыт, позитивный или негативный. Бархатные перчатки и постоянный защитный экран, которые многие родители держат над гиперактивным ребенком, не помогают ему развиваться позитивно.

Конечно, все эти примеры применимы ко всем детям. Тем не менее, гиперактивные дети часто более чувствительны или «непонятны» для посторонних.

Взрослые должны учитывать, касательно переживаний, которые ребенок накапливает: опыт не может быть унаследован. Нельзя ограничивать ребёнка, оберегать, запрещать, умышленно облегчать ему жизнь. Задача взрослого – научить ребёнка адекватно оценивать своё поведение в социальным окружением и действовать соответственно.

9 советов по работе с гиперактивными детьми

Гиперактивные дети, безусловно есть в каждом детском коллективе и образовательном учреждении. Из-за своей поведенческой особенности эти дети постоянно в движении и уже через некоторое время они расфокусированы. С одной стороны, дети с СДВГ очень сильно нуждаются в безопасности, порядке и структуре. В то же время, их терпимость к разочарованию и внимание очень низки. Кроме того, у гиперактивных детей часто низкая самооценка.

Совет 1: Выражайте короткими, несложными предложениями

Делайте короткие и понятные предложения при общении с гиперактивными детьми. Это имеет смысл, если вы высказываете только несколько предложений одновременно. Не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребёнок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия. Рекомендуется держать зрительный контакт и контакт тела с гиперактивными детьми. Например, ваши руки закрывают руки ребенка. Это увеличивает внимание ребенка. Убедитесь, что вы говорите спокойно, взвешенно и объективно.

Совет 2: Четкие инструкции

Сложные задачи следует разделить на короткие и понятные блоки. Вы можете помочь гиперактивным детям, сказав им только один шаг в более длинной цепочке действий. Затем он немедленно реализует этот шаг. Например, уборка игрушек – сложная ситуация. Разделите эту задачу на множество небольших действий: «Сначала ты складываешь все деревянные кубики в красный ящик. После этого все кирпичи Lego складываешь в желтую коробку».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Совет 3: Установите четкие правила

Установите твердый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи, учите ребёнка четкому планированию своей деятельности.

Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

Убедитесь, что гиперактивные дети понимают правила. Лучший способ выработать и сформулировать эти правила с детьми.

Совет 4: Предотвращение чрезмерной стимуляции

Избегайте любых форм чрезмерной стимуляции, таких как чрезмерное украшение комнаты, высокий уровень шума или слишком много игрушек. Убедитесь, что комнаты и их оборудование остаются максимально похожими и четко структурированы. В дошкольном учреждении целесообразно создать уголок уединения, где гиперактивные дети могут отдохнуть в периоды сильного стресса или возбуждения.

Совет 5: Удовлетворять потребности в движении

В случае гиперактивности обращайтесь к индивидуальным потребностям детей. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Совет 6: Уделять внимание

Уделяйте гиперактивному ребенку достаточно внимания, потому что он испытывает и так множество разочарований. Для повышения самооценки ребёнка, давайте положительные характеристики. Справиться с небольшой задачей, такой как чистка зубов, часто является большим достижением для гиперактивных детей. Как можно реже используйте негативные формы общения, такие как критика или резкий тон голоса. Когда вы критикуете, вы всегда должны критиковать только поведение ребенка, а не его личность. Вместо «ты настоящий неслух» скажите: «ты не обратил внимания на мои слова». Старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.

Совет 7: Поддержка автономии

В случае проступка и неудачи не следует давать гиперактивным детям какие-либо чёткие инструкции. Вместо этого поощряйте ребенка искать решения самостоятельно. Например, если ребенок опрокинул стакан молока на стол, вы можете спросить: «Что тебе нужно, чтобы вытереть молоко?» Избегайте переутомления. В конце концов, сложные задачи быстро приводят к сбоям, на которые гиперактивные дети часто реагируют очень бурно.
Тщательно проверьте, соответствуют ли задания способностям гиперактивного ребёнка. Если ребёнок испытывает трудности, вы должны быстро вмешаться и оказать помощь.

Совет 8: Целевое продвижение

Помогите гиперактивным детям преодолеть свои слабости. Эффективным является также обучение самообучению. Целью обучения самообучению является то, что гиперактивные дети учатся громко говорить, комментировать выполнение своих задач и высказывать решения в случае трудностей. Это научит их сосредоточить свое внимание на деятельности.

Совет 9: Сотрудничество с родителями и специалистами

Работайте в тесном контакте с врачами, специалистами и родителями. Благодаря сотрудничеству вы получите полезные советы для вашей работы. В то же время вы можете предоставить родителям и специалистам ценную информацию о поведении гиперактивных детей.
Для реализации этих советов вам нужно терпение и преданность делу. Но вы можете положительно повлиять на поведение гиперактивных детей в долгосрочной перспективе. Это пойдет на пользу всем детям вашей группы.

Читать еще:  Младенчество это в психологии

Гиперактивность у детей:причины, признаки поведения+(Советы Лечения Синдрома)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Любой хороший родитель беспокоится о своем ребенке, поэтому появление особенностей и странностей в его поведении заставляет задуматься.

Что случилось: временные трудности или серьезная проблема?

На этот вопрос ответ дать могут только специалисты, но некоторые из них порой ставят диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» тогда, когда его на самом деле у школьника нет (и это действительно опасно).

«Тогда как же все-таки понять, что ребенок гиперактивный?» — спросите Вы.

Действительно, это сложно, но очень важно суметь отличить СДВГ от обычной разбалованности и несобранности.

Я расскажу Вам, каковы признаки заболевания, его особенности и как его лечить.

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

В чем же проявляется диагноз?

Невнимательность

— Гиперактивный школьник не может сконцентрировать внимание на чем-то одном дольше, чем на несколько минут.
— Легко отвлекается (подростки – на отвлеченные мысли).
— Допускает ошибки по невнимательности.
— Порой может создаваться впечатление, что ребенок не слушает Вашу речь, — он будто бы думает о чем-то другом (даже если очевидных отвлекающих факторов нет).
— Часто что-то забывает (в том числе, сделать).
— Теряет вещи.
— Избегает заданий, выполнение которых требует усидчивости и длительной вдумчивости.
— Испытывает сложности в самоорганизации.
— Не соблюдает правил, не доводит дела до конца.

Гиперактивность и импульсивность

— Ребенок запросто может встать со своего места тогда, когда не должен этого делать.
— Движения становятся порывистыми и неуклюжими.
— Проявляется нетерпеливость.
— Обычно не может делать что-либо тихо.
— Нередко выполняет бесцельные активные действия (бегает и прыгает в неподходящей ситуации).
— «Ёрзает», двигает стопами и кистями, сидя на стуле.
— Может ответить на вопрос еще до того, как его до конца произнесли.
— Ребенок становится чрезмерно болтливым.
— Он встревает в чужие разговоры и перебивает других людей.

Существует 3 вида диагностики заболевания.

  1. Первый предлагает следующие условия постановки диагноза СДВГ:возраста школьника – не менее 12 лет, наличие не менее 6 из перечисленных симптомов (которые проявлялись до 12 лет и держались дольше полугода), отставание в развитии относительно ровесников.В случае, если речь идет о возрасте с 17 лет, достаточно установления не 6, а 5 признаков.
  2. Второй вид диагностики предъявляет немного другие требования к постановке диагноза:появление симптомов до 7 лет, продолжительность их присутствия – не менее полугода, результат теста на IQ обследуемого – не менее 50.
  3. Третий предполагает прохождение специального компьютерного теста.

Причины заболевания

Каждого родителя заботит вопрос – какова причина заболевания его ребенка?

В чем не доглядели, где допустили ошибку?

Если Вы подозреваете у своего чада синдром дефицита внимания и гиперактивности, подумайте о том, какие могли быть предпосылки для его появления.

  1. Заражение матери инфекциями в процессе беременности
  2. Вредные привычки матери во время беременности (алкоголь, сигареты, наркотики)
  3. Опасность выкидыша во время беременности
  4. Резус-конфликт
  5. Хронические заболевания матери
  6. Проблемы в процессе родов: длительность или скоротечность, преждевременность, стимуляция, кесарево сечение, токсикация наркозом
  7. Осложнения в процессе родов, которые привели к кровоизлияниям в мозг, удушью, травмам позвоночника: обвитие пуповиной, неверное предлежание плода
  8. Заболевания в младенческом возрасте, сопровождающиеся приемом сильнодействующих лекарств и высокой температурой
  9. Диабет, астма, нарушения работы почек, пневмонии, сердечная недостаточность
  10. Неправильное питание
  11. Плохая экология
  12. Генетическая предрасположенность

Последствия гиперактивности

Как и любое заболевание, которое успело развиться и пустить корни, — синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к некоторым осложнениям.

Неверное отношение окружающих к ситуации может усугубить ее.

Многие люди считают, что гиперактивный школьник способен «собраться», «взять себя в руки» но на самом деле это не так, — он может напрячь свою волю и следить за собой лишь непродолжительное время.

Однако ребенок продолжает испытывать давление окружающих (родителей, педагогов, сверстников и т.д.), что приводит к переутомлению и без того перегруженной нервной системы.

Далее ситуация развивается по следующему сценарию:

непринятый обществом и близкими людьми, ребенок начинает думать, что он плохой, и соглашается оставаться таким (возможно даже захочет найти чью-либо поддержку и найдет ее в действительно плохой компании).

  1. Низкая самооценка;
  2. Плохая самоорганизация (плохо развились волевые качества);
  3. Нестабильность в жизни — частая смена работы, склонность к разводам;
  4. Тяга к алкоголю, наркотикам и курению;
  5. Склонность к самоубийству;
  6. СДВГ во взрослом возрасте (да-да, примерно в половине случаев синдром остается).

Лечение синдрома

Важно! Нельзя прибегать к самолечению без консультации и назначения специалиста!

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя несколько сторон терапии.

Медикаментозное лечение

Ни в коем случае нельзя прибегать к данному методу без постановления врача!

Препараты назначаются лишь в тех случаях, когда другие способы бессильны перед проблемой.

Педагогическая коррекция

Социальное воздействие на регуляцию поведения ребенка состоит в положительной или отрицательной реакции на его поведение, в помощи ему при выполнении каких-либо заданий, в привитии социальных навыков (как вести себя в очереди, как распознавать эмоции других людей и реагировать на них и т.д.), в введении в жизнь ребенка структуры: ясных и четких правил, распорядка дня, списков заданий и т.д.

Вы, как родитель, можете обучать свое чадо регулировать свое поведение, думать перед действиями, контролировать яркие эмоции, хвалить и порицать себя за те или иные действия.

Например, можно создать календарь, в котором будет оцениваться поведение; кроме того, хорошие поступки будут поощряться, а плохие – наказываться (разумеется, не физически).

Ребенок будет следить за своими «достижениями» в календаре и стремиться к лучшему, таким образом и Вам будет проще отслеживать изменения.

Психотерапия

Психотерапия бывает семейная, групповая, индивидуальная; экзистенциальная, гештальт-терапия, психоанализ и т.д.

Данный метод может быть полезен любым детям и взрослым, ведь все они переживают кризисы, испытывают страхи и трудности.

Но гиперактивные дети имеют гораздо больше проблем в учебе и общении со старшим и ровесниками, поэтому им, для гармоничного развития личности, психотерапия просто необходима.

Следует отметить, что она не избавляет полностью от синдрома, а лишь помогает с ним справляться, но только в том случае, если отношение окружающих к школьнику станет толерантным.

Нейропсихологическая терапия

Этот метод коррекции заключается в ряде упражнений: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для челюсти и языка, перекрестная телесная тренировка, упражнения для мелкой моторики, релаксации, визуализации, совершенствования коммуникативной и когнитивной сфер, функциональные упражнения, задания с правилами.

Все перечисленные компоненты терапии позволяют ребенку снять напряжение, правильно настроить нервную систему, научиться контролировать эмоции, управлять своим телом, концентрировать внимание, а также развивают стремление к достижению целей и самосовершенствованию.

Советы психолога родителям гиперактивных детей

Быть родителем непросто, еще сложнее – когда Ваш ребенок гиперактивен.

Чтобы не допустить ошибок при его воспитании, следует понимать, с чем Вы имеете дело, и придерживаться некоторых рекомендаций и строгих правил.

  • Во всем должен быть порядок. Все должно быть четко, понятно и по правилам.
  • Правил не должно быть много, иначе ребенок их не запомнит, и они не должны быть непосильными; но система должна поддерживать его поведение.
  • Пусть у ребенка будет несколько домашних обязанностей, которые постоянно будет выполнять только он.
  • Требуя чего-то от дитя, требуйте этого всегда (если сегодня нельзя перебивать аппетит шоколадкой, то завтра и послезавтра этого делать тоже нельзя).
  • Говорите сдержанно, нейтральным тоном; подкрепляйте требование примером, визуализируйте его.
  • Контролируйте поведение школьника, не позволяя ему бросить дело и взяться за новое.
  • Если он начинает играть, сообщайте о допустимом для игры времени и ставьте таймер.
  • Если об окончании игры напоминает не родитель, а телефон, реакция ребенка на это будет менее агрессивной.

Гиперактивному ребенку необходим физический контакт с любимыми людьми.

  1. Будьте добры и нежны к нему, — обнимайте, когда хвалите его, когда он зол и просто так.
    По вечерам делайте ему массаж. Поверьте, что ему это очень поможет справляться с трудностями.
    Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям своего ребенка.
    Это не будет полезно ни для здоровых детей, ни для гиперактивных.
    Лучше в ответ на плохое поведение запретите ему что-нибудь на время (после чего стоит провести разъяснительную беседу), но акцент все-таки делайте на поощрении хорошего (порицание он воспринимает слишком чувствительно).
  2. Для поддержания здоровья детей с СДВГ спорт очень полезен, но в силу их чрезмерной импульсивности стоит избегать таких видов спорта, как бокс и борьба.
    Ежедневные прогулки на свежем воздухе, регулярный и полноценный сон, специальная диета – незаменимые составляющие здорового развития гиперактивного ребенка.
  3. Старайтесь уберечь своего гиперактивного ребенка от перенапряжения нервной системы.Избегайте шумных скоплений людей и длительной активной деятельности.Иногда школьнику необходим покой.
  4. Позитивный, доверительный психологический климат в семье очень поддерживает ребенка в его непростой ситуации – это основа его гармоничного развития
  5. Пусть он не будет присутствовать во время конфликтов взрослых.
    Чаще проводите досуг всей семьей.
    Прививайте своему чаду интерес к различным видам деятельности (домашние хлопоты, спорт, путешествия, творчество, созерцание искусства и т.д.).
    Помогайте ему во всех начинаниях, поддерживайте его самооценку и просто будьте рядом несмотря ни на что.
  6. В момент, когда поведение ребенка выходит из-под контроля, существуют методы «скорой помощи», разработанные специалистами:
  • Отвлеките внимание от объекта каприза, предложите что-то другое, заинтересуйте;
  • Отреагируйте неожиданно (спародируйте его или рассмешите, задайте неординарный вопрос);
  • Не запрещайте и не приказывайте категорически, старайтесь просить ребенка вести себя должным образом (автоматически, нейтральным тоном, одними и теми же словами);
  • Не настаивайте на извинениях и не читайте нотаций;
  • Выслушайте дитя;
  • Если это возможно и допустимо – оставьте одного в помещении;
  • Дайте ребенку понять, как он выглядит в данный момент (подведите к зеркалу или сфотографируйте).

Никогда не забывайте, что ребенок не виноват в своем диагнозе, и главная причина его неспокойного поведения – особенности нервной системы.

В заключении посмотрите интересное видео

Я желаю Вам успехов в роли родителя! Если статья была Вам полезной, поделитесь ей с друзьями и подпишитесь на обновления блога!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector