221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок отказывается идти в садик рекомендации психологов

Ребенок не хочет ходить в садик и плачет — что делать, советы психолога

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, со временем сталкиваются с его категорическим отказом посещать дошкольное учреждение. У кого-то это проявляется буквально после первого визита, кто-то начинает устраивать истерики по утрам, успешно отходив два-три месяца. Что же делать родителям, столкнувшимся с явным нежеланием любимого чада ходить в детский садик?

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад

Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.

Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:

  • резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, излишне активного ребенка она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат — оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
  • иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном — факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
  • неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель — это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
  • не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.

Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось. Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события. Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.

Как помочь адаптироваться: советы психолога

Как только родители начали водить кроху в ясли, они всячески должны помочь ему адаптироваться, чтобы период адаптации не затянулся. Дети по-разному реагируют к смене образа жизни, это напрямую зависит от характера и темперамента. Экстраверты привыкают к переменам, связанным с садиком, проще и быстрее, нежели интроверты, у которых адаптация может затянуться на полгода и более.

В 3 года ребенок не хочет идти в садик, советы психолога, что делать родителям, чтобы малыш быстрее адаптировался:

  • нельзя поддаваться на крики и истерики, и уже придя в сад, разворачиваться у самых дверей и вести кроху обратно домой;
  • не затягивать сцену прощания, иначе истерика грозит затянуться надолго. Перед уходом мама должна сказать, что обязательно вернется, чтобы малыш не думал, что его бросают;
  • если первое время кроха сильно плачет после ухода мамы, ему очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад;
  • дома играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации. Одну из игрушек можно дать с собой, чтобы кроха с ней спал или просто хранил в своем шкафчике;
  • не стоит делать перерывы в посещениях без объективных причин (например, болезнь), это гарантированно затянет адаптационный период;
  • в присутствии крохи не отзываться негативно о поведении других детей или воспитателя. Напротив, говорить, что детки в группе все хорошие, к тому же воспитатель их любит;
  • дома максимально оградить нервную систему крохи от перегрузки. Малыш и так получает большой всплеск эмоций в саду, потому вместо мультиков лучше вместе почитать книжку или поиграть конструктором.

Также немалую роль играет правильный режим дня. Если ребенок привык поздно ложиться спать, он утром будет не выспавшимся. Дети в возрасте до 7-ми лет должны спать ночью не менее 10 часов, потому отбой должен быть не позже 21.00. Хорошо отдохнувший ночью малыш, не так остро воспримет уход мамы. А чтобы он не видел реакции своих товарищей на расставание с мамой, можно попробовать приводить его чуть-чуть позже, когда в яслях уже царит веселье.

В период адаптации нужно больше уделять внимания малышу, даря ему свою любовь и ласку. Важно объяснить, зачем необходимо посещать сад, чтобы у него не возникло мыслей, что это наказание.

Советы психолога: как подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы крохе было проще адаптироваться, он должен иметь некоторые навыки и умения, с помощью которых он сможет самостоятельно себя обслужить. Ведь часто нежелание посещать сад объясняется тем, что малыш не может без помощи мамы делать элементарные вещи. Что необходимо уметь ребенку, чтобы легче адаптироваться:

  • держать ложку и кружку;
  • пользоваться горшком;
  • частично одеваться/раздеваться;
  • внятно заявлять о своих физиологических потребностях.

Кроме этого, родители должны обучать малыша взаимодействовать с другими детьми, чаще гуляя с ним на детских площадках. Обязательно нужно заранее рассказывать крохе, что он тоже будет ходить в садик, чтобы впоследствии это не стало для него полной неожиданностью.

Чтобы не столкнуться с ситуацией, в которой ребенок не хочет ходить в садик, психологи советуют буквально с самого рождения прививать ему мысли о неотвратимости посещения яслей. На прогулках прокладывать маршрут мимо детского сада с гуляющими детьми. Говорить о том, как там весело и интересно. Постепенно у малыша сформируется четкое осознание того, что и он скоро будет там весело играть.

Психологи советуют выстроить режим дня с ранним подъемом до того, как начать водить кроху в сад. Это поможет избежать капризов, связанных с резким изменением распорядка дня.

Очень важен правильный настрой мамы, ведь дети очень чутко чувствуют психологическое состояние взрослых. Если мама с тревожностью воспринимает необходимость водить свое чадо в сад, малыш обязательно это почувствует. Мама должна себя убедить, что сад — это хорошо, и ее крохе принесет неоспоримую пользу. Тогда и малыш когда придет время воспримет это спокойно.

Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад

Часто отказ малыша посещать детский сад — это неправильное поведение взрослых. Психологи выделяют целый ряд распространенных ошибок, совершаемых мамами, папами и бабушками в адаптационный период у крохи.

Ребенок не хочет ходить в садик, плачет, как нельзя себя вести родителям ни в коем случае, чтобы не нанести крохе психологическую травму, подскажут советы психологов:

  • нельзя приведя ребенка в группу, попросить воспитателя отвлечь его и незаметно исчезнуть, не попрощавшись и не сказав, что за ним вернутся. Когда малыш вспомнит о маме, он начнет ее искать, а не найдя, испугается. Ведь это самый сильный страх у детей — потерять маму, и малыш переживет сильнейший стресс. В дальнейшем он будет просто бояться ходить в сад, оставаясь там без мамы;
  • некоторые считают, что если малыша оставить в группе сразу на весь день, он быстрее привыкнет. Это неверное утверждение, адаптация должна проходить постепенно. Первые две недели кроху оставлять в группе нужно всего на два часа, третью неделю до обеда, в течение четвертой недели забирать после дневного сна, и только после месяца — можно оставить на весь день;
  • желание дать ребенку возможность утром поспать подольше, приводит к поспешным сборам. В спешке родители могут повышать на кроху голос, и у него возникает ассоциация, что это связано с садиком. Ведь собирая малыша в иное место, родители так себя не ведут. Нужно придерживаться режима, будить кроху в одно и то же время, оставляя достаточно времени на сборы. Можно придумать какой-нибудь ритуал, повторение которого будет доставлять крохе удовольствие. Тогда и в ясли он будет идти с хорошим настроением.
  • нельзя говорить, что мама сейчас вернется. Нужно твердо сказать, что мама придет в определенное время. Иначе ребенок будет ждать маму каждую секунду, и ее длительное отсутствие будет все больше погружать его в состояние стресса;
  • категорически нельзя пугать детей садиком. Мол, будешь так себя вести, воспитатель будет наказывать, детки не будут дружить. Это приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать чего-то негативного со стороны взрослых или сверстников.

Также психологи утверждают, что начинать водить карапуза в сад нецелесообразно ранее достижения 3-х летнего возраста. В два года дети не умеют играть вместе, им неинтересно со сверстниками, потому карапуз будет проситься к маме. И если нет объективной причины ходить в садик с 2-х лет, лучше это начинать делать после 3-х.

Что делать родителям, если ребенок плачет в садике — советы психолога

Некоторые дети после ухода мамы, немного похныкав, быстро успокаиваются. Бывают же такие, которые плачут все время пребывания в группе и продолжают плакать даже дома. Советы психолога, что делать родителям, если ребенок не хочет ходить в садик:

  • по дороге беседовать с крохой, всеми силами стараясь поднять ему настроение. Говорить, что там весело, много друзей и веселых игр;
  • собирая карапуза, позволить ему самостоятельно решить, что он хочет одеть. Возможно, это будет какая-то любимая вещь, приносящая ему успокоение и напоминающая о доме;
  • не поддаваться на провокации и не позволять ребенку манипулировать мамой посредством истерик. Он должен понимать, что слезы не помогут ему избежать попадания в группу – это неизбежность;
  • отдавая и забирая кроху, демонстрировать хорошее настроение. Дети очень тонко чувствуют настрой мамы, и если она будет нервничать, малыш на протяжении дня тоже будет капризным.
  • расставание с мамой можно превратить в своеобразный ритуал с каким-нибудь обязательным элементом. Выполнение одного и того же ритуала прощания, вызовет у крохи уверенность, что за ним обязательно придут сегодня, так же как пришли вчера или позавчера.
Читать еще:  Детская психология 4 года

Также психологи советуют не обсуждать истерики малыша с другими членами семьи так, чтобы он это слышал. Воспринимая беспокойство мамы, он будет сам испытывать постоянное чувство тревоги.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме. Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно. Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.

Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.

Зачем нам детский сад: 7 причин

Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.

Ребенок отказывается идти в садик: рекомендации психологов

Самым лучшим возрастом для начала посещения дошкольного учреждения является 2,5-3 года. Раньше психика крохи не готова справиться со стрессом и с общением с чужими людьми. До трех лет связь с матерью так сильна, что ни один учитель, даже самый внимательный, заменить ее не сможет. Но иногда обстоятельства складываются так, что малыша приходится отдавать в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы облегчить адаптацию к яслям, чаще играйте со сверстниками, учите контактировать с детьми. Готовьте в домашних условиях еду, максимально приближенную к детсадовскому меню. Умения пользоваться горшком, держать ложку, пить из кружки, надевать брюки и сандалии существенно облегчат жизнь вашей крохе.

Когда приходит время отдавать отпрыска в детское дошкольное учреждение, каждая мама понимает, что это важный этап в жизни. И он сопровождается множеством трудностей.

Причины

  • Не сформировано желание родителей — страшно за свое чадо, им кажется, что малыш болезненный, недостаточно развит физически, будут обижать сверстники, учителя. Неосознанно они передают нервозность своему малышу, здоровая реакция — желание остаться дома.
  • Собственные воспоминания — негативные. Если сами родители испытывали отвращение при посещении детсада, помнят, как им там было несладко, отпрыск впитывает от них, что это место плохое. Зачем идти туда, где плохо?
  • Страх перед будущим. Маме трудно отпустить чадо, трудно менять привычную жизнь, где все время посвящалось заботам. Чувствуя подсознательные страхи родителей, он стремится сохранить гармонию в семье.
  • Большая ответственность. Если папа и мама придают большое, зачастую даже слишком, значение развитию дошкольника, выражая это нетерпимостью: «Вот Наташа уже освоила горшок, а ты нет». Взваливая на малыша непосильный груз, вы способствуете развитию страхов. И он выбирает самое безопасное место — дом, ведь в садике поджидают новые испытания, с которыми он боится не справиться.
  • Плохо подобран гардероб. Самое важное правило — удобство. Простые застежки, мягкая натуральная ткань одежды. Конечно лучше, когда ваше чадо, владеет навыками самообслуживания. Если он сам одевается и обувается, адаптация пройдет гораздо легче. Замысловатой одеждой можно вызвать агрессию воспитателя, ведь отпрыск не понимает, что взрослый злится не на него, а на мелкие пуговицы. Как следствие, он не желает идти на контакт с преподавателем.
  • Особенный ребенок. Например, страх прикосновений может появится, когда ребенка пугают, что можно серьезно заболеть, если дотрагиваться до незнакомцев. Некоторые дети могут плохо переносить громкие звуки, а в садике дети находятся в постоянном тактильном контакте и шуме. Также у ребенка могут быть проблемы со сном или он так активен, что взрослые не успевают за ним следить. В любом случае, знайте, что ваши дети в порядке и их не нужно переделывать под детский сад. Следует создать им максимально комфортные условия, ищите учреждение, которое сможет предоставить их.

Если вы впервые идете в детский сад, то, вероятно, встретитесь с сопротивлением ребенка. Смена режима и круга общения даже у взрослых вызывает стресс, что говорить о трехлетнем малыше.

Посмотрите выпуск программы доктора Комаровского, который называется «несадиковский ребенок». Возможно, после просмотра вам будет легче понять причины нежелания ребенка посещать дошкольное учреждение?

Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?

Постепенно приучайте свое чадо к садику. Вначале придите познакомиться, посмотрите группу и шкафчик. Поиграйте на площадке. Каждый день узнавайте, как он провел свой день. Постепенно вы оба привыкните, и малыш будет рассказывать все больше и подробнее. Что делал, что кушал, с кем играл и т. п. Поощряйте за хорошее поведение, но не покупайте походы в сад. Иначе впоследствии это послужит поводом для шантажа. «Пойду, если купишь что-то».

Проиграйте ситуации, которые возникают в группе. Предложите, как можно реагировать на то или иное действие. Так будет легче адаптироваться, и он будет знать, как поступить в той или иной ситуации. Разрешите взять из дома любимую игрушку, пусть она напоминает ему дом. По выходным не нарушайте детсадовский режим. Учите делиться, взаимодействовать с детьми.

Малыш должен высыпаться. Организуйте его ночной сон так, чтобы утром он просыпался сам. Уделяйте ему как можно больше времени вечером и в выходные дни. Если вы переложите всю ответственность на учреждение, думая, что там им хорошо занимаются, он может почувствовать себя покинутым и нелюбимым.

Если вы видите, что тревожность повысилась сильно, ребенок вздрагивает и плохо спит по ночам, или все это еще сопровождается рвотой и поносом — нужно срочно выяснять причину такой реакции.

Чего делать нельзя?

  • Не грозите детским садом за плохое поведение. Тем более не говорите, что не заберете его.
  • Не оставляйте ребенка последним в группе. Ожидание, когда дети уже разошлись по домам, сопровождается грустными и негативными эмоциями.
  • Не обманывайте, что уходите на минутку. Спокойно объясните, как пройдет день, озвучьте основные этапы (завтрак, обед, сон). Заверьте в своей любви и пообещайте забрать, например, после ужина. Конечно, обещание нужно сдержать. Поддержите ребенка, во время разговора присядьте на его уровень.
  • Проявляйте терпение, не ругайте за слезы и отказ от пищи.
  • Не обсуждайте, особенно в негативном ключе, пренебрежительно воспитателей и в целом учреждение при детях.
  • Не растягивайте прощание, обнимите и уверенно уходите. Не сбегайте, пока ребенок отвлекся, он увидит, что вас нет и испугается.
  • Никаких таблеток. Успокоительные — для взрослых, конечно, если нет назначения лечащего врача. Крошка справляется с ситуацией так, как может. Дайте время, все вернется на круги своя, когда он освоится.

Несколько советов о том, как приучить ребенка к детскому саду, смотрите в видео:

Как уговорить идти в садик

Ребенок должен знать, что садик — это очень важное и ответственное дело. У каждого своя работа, у мамы, папы и у него — сад.

Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы — плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.

Гордитесь и рассказывайте всем в присутствии дошкольника, тем, что он ходит в детский сад. Рассказывайте о том, как это важно и какую помощь он вам этим оказывает.

Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.

Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе — все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.

Заведите друга. Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.

Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают

Это рассказывает он сам или вы заметили изменения и «следы» обид, психологические и/или физические. Если он длительное время ходил в садик с удовольствием, а потом внезапно стал отказываться, это повод задуматься. Обсудите ситуацию с ребенком, выясните в игровой форме, кто его обижает. Не проявляйте гнев, спокойно все уточните.

Конфликт с детьми: в первую очередь выясните, что происходит и почему. Возможно, ваш малыш сам агрессивен, а детки только защищаются. Понаблюдайте за ним, когда гуляете во дворе, песочнице. Обратите внимание, как он контактирует. Это поможет вам выяснить причины раздора.

О том, что следует делать при ситуации, когда малыша обижают в группе, смотрите в видео:

Часто бывает, что один агрессор нападает на нескольких детей. Возьмите ситуацию под свой контроль, сам он не справится. Поговорите с педагогом, попросите внимательнее отнестись к ситуации. Строгим тоном побеседуйте с виновником. Не угрожайте, но донесите, как поступать нельзя. Познакомьтесь с его родителями, возможно вместе вам удастся быстрее разрешить противоречия.

Следующий шаг — обратитесь к заведующей. В случае, если ничего не меняется, переведите малыша в другую группу.

Читать еще:  Воспитание ребенка 5 лет мальчику психология

Научите защищаться. Конечно, драться в ответ не учите, иначе последствия будут еще хуже. Учите внешнему спокойствию, держать голову высоко поднятой, смотреть в глаза, говорить уверенно. Придумайте, как отвечать: «Не обижай меня», «Мне так не нравится», «Отойди».

Если проблема в воспитателе

Понять, что ребенка обижает воспитатель, поможет следующее:

  • Спросите о проблеме, но не утверждайте. Вопрос должен быть открытым, например: «Когда ты балуешься, что делает Анна Ивановна?»
  • Рисунок. Иногда проще нарисовать, чем сказать. Попросите нарисовать детский сад, выслушайте объяснения, кто что делает. Это позволит отчасти понять, что происходит.
  • Игры. Сюжетно ролевые. Возьмите роль педагога, а после предложите ее своему ребенку. То, как он будет обращаться с вами и с игрушками, вероятнее всего, имеет место в группе.
  • Придумайте вместе со своим чадом сказку. Пусть героями будут реальные люди из садика.
  • Адекватно оценивайте ситуацию. Рассмотрите ее со всех сторон, дети имеют богатое воображение. Он может преувеличивать или копировать поведение из мультиков/фильмов.

Несколько советов детского психолога о том, что делать в случае, если вашего малыша обижают в садике, смотрите ниже:

Действия, когда вы удостоверились, что виновен воспитатель:

  • Разговор с педагогом. Не переходя на личности, спросите было ли такое. Похвалите воспитателя, покажите, как вы уважаете его за труд. В мирном ключе разрешите конфликт.
  • Когда наставник вас не слышит, а жалобы продолжаются, поговорите с родителями других деток. Узнайте, возникла ли подобная проблема у них.
  • Обратитесь к заведующей, также спокойно просите проконтролировать происходящее.
  • Если ничего не помогает, обратитесь в Департамент дошкольного образования. Объединитесь с другими родителями и потребуйте замену педагога.

Обычно адаптация занимает от одного месяца до полугода, если малыш плачет целыми днями и никак не хочет оставаться в детском саду. Подумайте о частном учреждении или няне, уговорите бабушку или сами, хотя бы на время откажитесь от работы, ведь здоровье и душевное спокойствие очень важно. Через некоторое время попробуйте снова отвести крошку в садик, возможно, позже все получится.

Посмотрите передачу, в которой проблема нежелания ходить в садик рассматривается достаточно подробно с разных сторон.

Как пережить кошмарное утро: что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик?

Если посмотреть форумы, на которых общаются мамы, одна из самых больных тем для них — ситуация, когда ребёнок не хочет ходить в садик. Для многих родителей утро превращается в настоящий кошмар: истерики, слёзы, скандалы. Эмоционально приходится трудно всем. Начинается этот марафон дома и продолжается уже непосредственно в группе. Это напрягает всех членов семьи, воспитателей, других деток. Есть ли какой-то выход из такого тупика? Что советуют психологи?

Причины

Решение данной проблемы следует начать с выяснения причин такого неожиданного поведения.

В первый раз

Если ребёнок не хочет идти в детский сад только сегодня и изъявил такое желание в первый раз, родителям можно предпринять следующие шаги для выяснения причин:

  1. Не ругайтесь, не кричите, не заставляйте ничего делать насильно.
  2. Спокойно, доброжелательно спросите, почему он не хочет идти в садик. В 50% случаев ответ будет содержать истину — надо только распознать её среди плохо поставленной речи и неумения выразить свои мысли и эмоции.
  3. Проверьте температуру, горло, поинтересуйтесь, как он себя чувствует. Одна из причин — болезнь.
  4. Другая — элементарное невысыпание. Проанализируйте, во сколько он лёг вечером, как спал, не рано ли проснулся.
  5. Признайтесь сами себе, не спровоцировали ли вы дурное настроение ребёнка: заставили съесть нелюбимую манную кашу, наругали за неубранные игрушки.
  6. Если причина не обнаружена дома, спросите у воспитателя, что такого вчера произошло в группе, что сегодня малыш не хочет идти в садик.

Взрослым трудно понять, что в основе таких единичных детских протестов могут лежать самые несущественные (с их точки зрения) мелочи. Причиной может быть всё что угодно: увидел дождь за окном, вспомнил грустный мультик, нечаянно стукнулся, да элементарно хочет остаться дома — поиграть в любимые игрушки… Если у вас доверительные отношения с ребёнком, вы наверняка поймёте, что с ним происходит и почему он протестует.

Регулярно

Совсем другое дело, когда ребёнок чуть ли не каждый день истерит и не хочет оставаться в садике. Здесь дело уже не в том, что он плохо себя чувствует или не выспался. Причина наверняка гораздо серьёзнее и требует более тщательного расследования со стороны родителей.

Психологи называют 5 основных факторов.

Причина 1. Маленький возраст

Не зря вся общественность раскололась на два противоборствующих лагеря. Те, кто говорят, что до 3 лет нельзя отдавать малышей в детский сад, и их противники — сторонники ранней социализации. Большинство психологов склоняются к мнению, что до этого периода у ребёнка ещё слишком неокрепшая психика. Она не выдерживает такой смены обстановки — отсюда истерики и протесты.

Причина 2. Особенности психики

Фактор, касающийся как тех, кому ещё не исполнилось 3 лет, так и тех, кто постарше. Определяется индивидуальными особенностями детской психики. Есть дети-интроверты, -аутисты, -индиго (просто не так ярко выраженные). Они чувствуют себя комфортнее дома или в одиночестве. С трудом идут на контакт. Не переносят шума.

Причина 3. Социальная дезадаптация

Некоторые дети не умеют общаться, поэтому не хотят идти каждое утро туда, где у них не сложились отношения с кем-то. Они не участвуют в играх, агрессивны, сами провоцируют конфликты, никого не слушают, ни с кем не дружат. И это вовсе не особенности психики, как в предыдущем случае. Их просто этому не научили в своё время родители. Прятали своё чадо в четырёх стенах дома, как дивный цветок, а потом сорвали его и отправили в чужеродную среду к незнакомцам, с которыми он не знает, как себя вести.

Причина 4. Конфликт

Крайне неприятный фактор, который однозначно не стоит пускать на самотёк. Во-первых, малыша могут обижать в садике сверстники — из-за внешности, какого-то поступка, единичного случая. Иногда агрессором выступает какой-нибудь Вася Пупкин — «главарь» детской банды, непререкаемый «авторитет», а на самом деле просто нахальный, невоспитанный и грубый мальчик. Реже ребёнок становится изгоем у целого коллектива.

Бывает и так, что не складываются отношения с воспитательницей. Либо у неё авторитарный стиль преподавания, она строга и требовательная. Либо выплеснула на малыша свою антипатию или плохое настроение. Либо он сам никого, кроме родителей, не воспринимает и не хочет ходить к чужой тётеньке.

Причина 5. Нехватка родительской любви

Самая неприятная причина, в которой родители вряд ли признаются сами себе. Если мама с папой заняты весь день на работе и катастрофически мало проводят времени с малышом, он осознаёт себя брошенным, одиноким. Это чувство обостряется, когда надо идти в садик. Ему кажется, что его отправляют туда навсегда. Он боится, что за ним не вернутся. Отсюда — истерики, слёзы, катания по полу, душераздирающие крики. Также такое происходит в семьях, где родители находятся в состоянии развода.

Психологи настоятельно советуют родителям тщательно вчитаться в эти факторы и примерить их к своей ситуации. Возможно, вы даже не догадывались об истинной причине такого поведения своего малыша.

Что делать

Каковы же будут советы психолога родителям тех детей, которые саботируют поход в садик?

Устранить причину

Сначала выясните причину, а затем постарайтесь её устранить. Не получится это сделать — считайте, так и будете маяться по утрам с детскими воплями и истериками.

Как устранить временные причины:

  • прислушайтесь к жалобам малыша и помогите ему решить проблему;
  • при первом же недомогании своевременно проходите курс лечения, исключая болезнь как одну из причин нежелания ходить в садик;
  • обеспечьте полноценный сон: дошкольник должен ложиться в 21.00, крайний срок — 22.00; перед сном — никаких увеселительных мероприятий и возбуждающих игр;
  • держите себя в руках, не выходите по утрам из себя, не ругайтесь, не становитесь причиной дурного настроения;
  • постарайтесь сообща с воспитателем выяснить, что случилось накануне в группе, и урегулировать все недоразумения.

Как устранить постоянные причины:

  • не отдавать в садик до 3-х летнего возраста;
  • проконсультироваться с психологом (или даже психотерапевтом) по поводу психических особенностей своего малыша, отличающегося на фоне остальных (речь об интровертах, индиго, аутистах);
  • учите ребёнка общаться: играйте в ролевые игры, ходите в гости, играйте на детских площадках с другими детками;
  • деликатно, но настойчиво решайте конфликтные ситуации с «васями пупкиными» и грубыми воспитательницами;
  • уделяйте ребёнку достаточное количество внимания, открыто проявляйте к нему любовь, не торопитесь толкать в группу, спеша на работу;
  • любовью и лаской убедите малыша, что никогда его не бросите ни в садике, ни где-либо ещё;
  • даже при разводе родители должны позаботиться о том, чтобы он никак не сказался на психологическом состоянии ребёнка.

Успокоить

Выяснение и устранение факторов, из-за которых по утрам в каждой второй семье случаются истерики, — это, конечно, действенно и хорошо. Но вовсе не так быстро. А сейчас, вот именно в данный момент, в 7.30, — все опаздывают на работу, нервничают и срываются. И надо что-то срочно делать с катающимся по полу ребёнком в соплях и слезах, который наотрез отказывается одеваться и выходить из дома.

Так что делать, если ежедневно устраиваются истерики утром перед тем, как идти в садик?

  1. Создайте с самого утра тёплую, дружественную атмосферу, чтобы ребёнок не думал о плохом. Приготовьте вкусный завтрак. Улыбайтесь, обнимайте его.
  2. Если в садике не запрещено, разрешите ему взять с собой любимую игрушку.
  3. Дайте с собой «частичку мамы»: положите в кармашек конфетку, медальончик, маленькую игрушку из Киндер Сюрприза.
  4. Расскажите сказку о волшебном поцелуе мамочки, который защищает её любимого сыночка (дочку) весь день.
  5. Как только на глазах показываются слёзы, отвлекайте — расскажите что-нибудь смешное, спросите, покажите на что-нибудь за окном или в небе.
  6. Если плача избежать не удалось, не кричите и не повышайте голоса. Скажите, что вам грустно из-за такого поведения. Теперь придётся уволиться с работы, чтобы сидеть дома. А значит, не будет денежек на мороженое, кино и новые игрушки.
  7. Замотивируйте: скажите, что, если он будет умницей, вечером его ждёт сюрприз.
  8. Во время истерики главное правило — не идти у ребёнка на поводу. Если уговоры не помогают, игнорируйте. Молча одевайтесь на работу, делая вид, что вот-вот уйдёте.

Если ребёнок, не желая ходить в садик, плачет по утрам, попробуйте этот алгоритм действий. Успокоится — перестанет думать о плохом — послушается маму и всё-таки отправится в группу.

Профилактика истерик

Всех этих утренних «концертов» можно избежать, если своевременно подготовить ребёнка к детскому саду.

Во-первых, 100 раз подумайте, прежде чем отдавать кроху, которому ещё не исполнилось 3 лет. Маму, которая побыстрее хочет выйти на работу, понять можно. Но стоит ли карьера детских истерик? Найдите возможность, чтобы этот период он воспитывался дома.

Во-вторых, следует создавать у ребёнка только положительный образ детского сада. Если в гости будет приходить мальчик постарше и рассказывать ужасы, которые творятся у них в группе (все кричат, бегают, дерутся, отбирают игрушки), малыш испугается и на подсознательном уровне потом не захочет ходить в такой бедлам. Читайте ему сказки о том, как весело и хорошо там играют детки.

Читать еще:  Метод сказкотерапии в психологии

В-третьих, психически здоровый, адекватный, развитый по годам ребёнок не будет устраивать истерик. Поэтому с самого детства он должен расти в благоприятной семейной атмосфере, чувствовать любовь и поддержку своих родителей. Если имеется психотравма, занижена самооценка, есть какие-то отклонения, лучше ещё до детского сада показать малыша профильным специалистам и придерживаться их рекомендаций.

В-четвёртых, как только ребёнок встал на ножки и пошёл, ему надо прививать коммуникативный навык. Обеспечьте ему общение со сверстниками: на детской площадке, во время прогулок, в гостях. Научите общаться со взрослыми — уважительно, но без всякого страха. В дальнейшем этот опыт поможет ему быстро адаптироваться в детском саду. Наладив контакт с остальными детками и воспитательницей, он будет с радостью ходить к ним каждое утро без слёз и криков.

Нельзя пускать ситуацию на самотёк. Некоторые родители, у которых и так много забот, стараются не обращать на это внимания, дескать, всё само пройдёт. Результатом такого отношения становятся неврозы в сопровождении заикания, энуреза, отставания в развитии, различных поведенческих расстройств. Не уходите от проблемы — чем быстрее вы её решите, тем скорее в вашей семье настанут мир и спокойствие.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?»

Светлана Курташова
Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?»

Консультация для родителей

Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?

Многие родители сталкиваются с очень неприятной и трудно решаемой проблемой, когда ребёнок не хочет идти в сад, устраивая по утрам настоящие концерты вплоть до истерик. От этого страдают нервные системы абсолютно всех членов семьи. Кто-то пускает это на самотёк, молча вытаскивая малыша за дверь на улицу и насильно отправляя его в детсад. Некоторые пытаются разобраться в возникшей ситуации, выясняя причину такого поведения через разговоры с самим крохой и его воспитателями. Несомненно, так это оставлять нельзя. Нужно обязательно разобраться, в чём дело, и предпринять соответствующие меры: советы психолога — в помощь родителям. И для начала необходимо определить, почему это происходит.

Причины

Не нужно после первой же истерики бежать к воспитателям и на повышенных тонах разбираться, почему ребёнок не хочет ходить в детский сад: вам наверняка скажут, что это естественная реакция большинства малышей. На самом деле это не так. И первым шагом должен стать анализ ситуации изнутри: поговорите со своим чадом, понаблюдайте за его поведением дома, предложите нарисовать его пребывание в садике. Всё это позволит выяснить, что с ним происходит.

Самые частые и распространённые причины:

• Трудности в общении с другими детьми

Это может произойти из-за внутренней замкнутости или избалованности самого малыша. Возможно, с ребёнком не хотят дружить в саду из-за того, что у него есть проблемы с речью или патологии внешности, к которым так восприимчивы дети.

• Неготовность ребёнка посещать детский сад

Если родители не приучили его к режиму дня (кушать и спать по времени, к послушанию (нужно соблюдать определённые правила поведения, уважать взрослых, общению с другими детками, он не захочет подчиняться всему этому и ходить в сад. Если раньше он вёл вольную и беззаботную жизнь, то любые рамки будут вызывать у малыша протест и истерику.

• Новый детский садик

Это тоже частая причина, почему ребёнок не хочет ходить в сад. Он может скучать по старым друзьям и воспитателю, к которым он привык. В новой группе отношения могут быть настолько сформированными, что он туда просто не сможет вписаться.

Новые вещи, чужие лица, незнакомые помещения — некоторые дети очень остро реагируют на всё это: перемены могут быть не явными (приход новой воспитательницы, переход в другую группу и проч., может просто прийти новый ребенок в группу, а уж что этот ребенок с собой принесет — неизвестно.

• Проблемы дома, в семье

Нередко причина, почему малыш не хочет идти в сад, заключается вовсе не в этом детском учреждении, а в страхах и переживаниях ребёнка по поводу того, что происходит у него в семье. Развод родителей, смерть, кого-то из близких, рукоприкладство дома, частые ссоры отца и матери — всё это может выливаться в утренние истерики и слёзы. Детский сад здесь — всего лишь прикрытие более глубокой депрессии, которая происходит внутри малыша.

Ориентируясь на данные факторы, постарайтесь выяснить, почему ребёнок не хочет ходить в сад: что послужило поводом для утренних истерик. Если у вас не получится это сделать, решить данную проблему будет практически невозможно, если только с помощью сеансов у психолога. Если же вы точно знаете, что случилось, нужно будет действовать, исходя из выясненных обстоятельств. Но здесь ещё нужно учитывать и способы, с помощью которых ребёнок выражает свой протест.

Полезный совет. Не стоит задавать ребёнку вопрос в лоб: «Почему ты не хочешь идти в сад?» Он вряд ли правильно и грамотно сформулирует причину. Нужен более гибкий подход, в соответствии с советами психологов.

Способы выражения протеста

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, он обязательно покажет это своим родителям. Причём у всех это будет выражаться совершенно по-разному. Протесты могут быть очень явными, а могут протекать скрытно. Задача родителей — вовремя распознать и те, и другие.

Словесная форма протеста

Ребёнок не скрывает того, что он не хочет идти в сад. Проговаривать он это может по-разному:

1. Спокойно, идя домой или перед сном: чаще всего так бывает, когда в группе произошёл какой-то частный, единичный конфликт, о котором малыш со временем забудет, так что не стоит акцентировать на этом внимание.

2. Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой.

Если в первом случае нужно лишь переждать, пока в ребёнке перестанет говорить обида, то во втором придётся предпринимать срочные меры.

Истерика

Нежелание ходить в сад нередко выражается истерикой, симптомы которой хорошо знакомы многим родителям:

1. Ребёнок громко кричит, что не хочет идти в детский сад, при этом ничего и никого не замечая вокруг, не реагируя на слова и утешения родителей.

2. Начинает всё кидать, топать ногами, махать руками, даже биться головой об пол или стену, не чувствуя при этом боли.

3. Громко, истошно плачет, рыдает, слезы текут «ручьём», смотрит обиженно, исподлобья.

Подобная истерика требует мгновенной реакции родителей. Во-первых, нужно срочно выяснять причину, почему ребёнок так категорически не хочет идти в сад. Во-вторых, это болезненное состояние, которое требует лечения. Малыша придётся показать психологу или психотерапевту.

Плач

Если ребёнок по утрам плачет, не хочет идти в детский сад, но до истерики дело не доходит, нужна сначала — беседа с самим крохой, а потом — с воспитателем.

Скрытые формы протеста

Гораздо проще, если ребёнок не хочет ходить в сад и показывает это своим поведением или говорит об этом открыто, потому что родители об этом знают и могут предпринять какие-то меры. Гораздо сложнее, когда об этом приходится только догадываться. В помощь родителям — симптомы подобного скрытого протеста:

• ребёнок постоянно тянет время по утрам, собираясь в сад;

• придумывает любые предлоги, чтобы туда не идти: «у мамы выходной сегодня», «с ним может посидеть бабушка», «он заболел», «куколок не с кем оставить», «плохая погода» — детская фантазия бывает без преувеличения безграничной;

• по утрам у него нет настроения, хотя в открытую он не говорит, что не хочет идти в сад, тогда как из него он бежит вприпрыжку;

• в своих рисунках он раскрашивает детсад в чёрные тона, в ролевых играх, которые он обыгрывает это учреждение, всегда присутствует конфликтная ситуация;

• у ребёнка может пропасть аппетит, начаться бессонница.

Если ребёнок не хочет в сад, внимательные и заботливые родители обязательно увидят это, даже если формы протеста будут скрытыми. Есть ряд мероприятий, которые помогут вам решить эту проблему. Помните: переход в другое детское учреждение не всегда помогает.

Имейте в виду. Чем быстрее вы распознаете проблему и возможные причины, почему ребёнок не хочет ходить в сад, тем легче будет с ней справиться.

И ещё несколько советов

1. Старайтесь не менять сад, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.

2. Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.

3. Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.

Вывод: Если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант — обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.

Консультация для родителей «Игры по дороге в детский сад» Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка в детский сад» Консультация для родителей «Как одеть ребенка в детский сад?» Как одеть ребенка в детский сад? Сколько комплектов одежды необходимо? Какие.

Консультация для родителей «Как одевать ребенка в детский сад» На сегодняшний день очень много продается различной одежды для детей, разного качества и фасона. Но зачастую многая одежда не очень удобная.

Консультация для родителей: Малыш собрался в детский сад. Наконец то настал счастливый день, и ваш малыш отправляется в детский сад, впереди его ждет много интересного и волнительного. Новые люди,.

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация — от латинского слова «приспособляю».

Консультация для родителей «Ребёнок впервые идет в детский сад» Подготовка малыша к поступлению в детский сад обеспечение правильного воспитания и своевременного развития малыша, а так же укрепления его.

Рекомендации родителям «Если Ваш ребёнок не хочет идти в детский сад» Если Ваш ребенок не хочет ходить в детский сад и при этом испытывает эмоциональное напряжение, предлагаем Вам некоторые рекомендации. Рекомендации.

В детский сад с радостью. Консультация для родителей Пришло время отдавать вашу кроху в детский сад. Насколько быстро ваш малыш привыкнет к новым условиям жизни во многом зависит от вас. Конечно,.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector