221madou.ru

Мама и Я
92 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок пишет буквы снизу вверх психология

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

сб., 07.12.2013

Васильева Галина Сергеевна,

МДБОУ «Детский сад № 22 «Синяя птица» к/в»

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках — например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении. Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • расширение поля зрения ребенка.
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

  • для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

Читать еще:  Кинетический песок психология

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

•Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.

•Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» — 003 г.

•Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» — тетрадь №5. Аквариум-2004 г.

•Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

•С-Петербург из-во «Союз» — 2004 г.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002244, штрих код (№ квитанции) 62502669050018 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Почему дети пишут зеркально?
консультация по логопедии

Профилактика зеркального написания цифр и печатных букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
pochemu_deti_pishut_zerkalno.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети пишут зеркально?

Профилактика зеркального написания

цифр и печатных букв.

Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер.

Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • расширение поля зрения ребенка.
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

  • для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

•Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.

•Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» — 003 г.

•Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» — тетрадь №5. Аквариум-2004 г.

•Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

Пишет с низу в верх

если ребёнок в 4 года пишет цифры и буквы с низу в верх, стоит волноватся? Тоесть правильно, но с низу в верх начинает.

читать, считать — с лева на право проскакивает часто

Опубликовано 28 мая 2017, 15:40

28 комментариев

Ketline 28 мая 2017, 15:46

Думаю норм.Я от книги з кінця починаю читати.

Anna1 28 мая 2017, 15:47

У меня младшая закончила 2 класс и некоторые цифры и буквы пишет с низу в верх .Думаю это не сильно страшно главней что б правильно.

SofiCo 28 мая 2017, 15:50

Моей тоже 4, пишет буквы в другую сторону иногда) помню я в детстве делала так же, выросла вроде норм всё)

Alenka_com 4 июня 2017, 17:36

И у нас дочка в 4г буквы и цифры часто пишет в зеркальном отображении и большенство снизу вверх.

Tanchik 28 мая 2017, 15:58 1

Ну это с какой точки зрения на это смотреть. Если с точки зрения правильного правописания, то лучше сразу учить правильно, чем потом переучивать. Но заграницей, к примеру, не такое пристальное внимание к этому, да и у нас уже стали отходить от требований.

Xadijka 28 мая 2017, 16:01

Так вы серьёзно думаете, что изначально правильно не учит никто? =)

Xadijka 28 мая 2017, 16:02

напрягает немного. Переживаю..

Tanchik 28 мая 2017, 16:07

)) не думаю, а знаю. Работаю учителем младших классов. Поверьте, дети приходят на подготовку очень разные .Очень часто пишут как удобно.

Apple 28 мая 2017, 16:11

У меня дочка левша — тоже такая проблема была. Прошла где-то к шести годам.

Apple 28 мая 2017, 16:13

С рождения? Не переучивали?

Xadijka 28 мая 2017, 16:15

Были намеки на левую руку. Ложку давала в правую и карандаш.
Но не настаивала. В принципе все знакомые левши, сказали что этого мало, чтобы отучить быть левшой.
Была б левшой, я б так быстро не переучила бы

Apple 28 мая 2017, 16:17

Ну видать потому и пишет так, что где-то признаки левши были)))
Моя сразу все в левую руку брала. Переучивать не захотели.
Потом все настроится — только ж 4 еще))) Не переживайте))

Lenchik02 28 мая 2017, 16:12

Вы в таком возросте еще и переживаете? Пойдет в школу все научится. У меня младшему 4,7, так он только алфавит знает. Я его не напрягаю по учебе, пускай будет у ребенка детство, успеет еще всему научится. А что же ваш будет делать в пеивом классе? Ему будет не интересно, а позже может даже и отставать от всех остальных в классе. Я такое видела когда старший сын ходил в школу, двое ребятишек были вундеркиндами, а потом затормозили в развитии. А в старших классах вообще ели на четверки вытянули, по 12 бальной
Если ребенок не хочет писат или читать, не заставляйте, а то отобьете всю охоту к учебе

Xadijka 28 мая 2017, 16:14

Так у меня не вундеркинд. И все по программе садика

Lenchik02 28 мая 2017, 16:21

У меня ходит ребенок в среднюю группу и они даже алфавит не учат. Все начинают в старшей. Может у садиков разные методы, спорить не буду. Мой старший (уже 15 лет) в первом классе только научился читать и писать. До 8 класса был хорошистом с одной 7 по английскому, не давался он ему. Это сейчас в пеиеходном возросте слетел с учебы, а до этого гордились им

Kattarina 28 мая 2017, 16:36

может на восток собралась/ся 🙂

Landish 28 мая 2017, 17:51

Хм.. а у меня ни снизу вверх, ни сверху вниз не хочет писать. Мальчик 4,7

bonita 28 мая 2017, 22:22

Мой в 7 тоже так, я устала уже.
Может в школе дойдет))

Xadijka 28 мая 2017, 22:53

Не левша? Небыл левшой?

bonita 28 мая 2017, 23:00

Неа. Ходим на подготовку, пол класса так пишет.
Учительница сказала что у детей это часто, у многих. Надо поправлять.
Купила тетрадку ему где все буквы со стрелочкой и направлением, сидит дома по ним пишет. Но только забывается и опять ошибка.

XTRAIL 31 мая 2017, 10:34 1

син постійно так писав. зараз може проскочити одна-дві букви. все нормально.

Xadijka 31 мая 2017, 10:47

Olya_la 31 мая 2017, 10:40

Это вроде как нормально.
Когда дочка была еще в старшей группе, тоже писала буквы и цифры как попало, не по правилам, ну и зеркально тоже, особенно такие как Ч, У, 1, 4. И не она одна так делала. Воспитатели объясняли, что это нормально. В школе проблем уже не было, их там научили правильно писать и буквы, и цифры.

Olya_la 31 мая 2017, 10:40

Дочка 100% правша, если что

Xadijka 31 мая 2017, 10:46

Спасибо. Очень переживаю иногда

Olya_la 31 мая 2017, 10:57

Сыну младшему 4,4, он вообще ничего не пишет, никак. Так знает цифры, буквы, но писать — нет.

Леворукие дети и математика

Учимся писать цифры

Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребенка 5–6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической нормой, они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Феномен зеркального письма обычно связывают с левшеством, поскольку у этих детей зеркальное изображение букв, цифр, чисел и слов может закрепиться и носить более стойкий характер. Причем в этом случае сам ребенок ошибочных изображений не замечает и поэтому не исправляет.

Вызвано данное явление, по мнению ряда специалистов, нарушениями оптико-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации в процессе становления межполушарного взаимодействия. Таким образом, феномен зеркальных движений возникает как результат функциональной недостаточности мозолистого тела, которое обычно достигает своей функциональной зрелости к 9–10 годам. Поэтому к 10 годам у ребенка количество зеркальных изображений идет на убыль.

Исследования показывают, что зеркальные изображения недолговечны у детей с однородным латеральным профилем, то есть с ведущими левыми рукой, глазом и ухом. А вот в случае несовпадения ведущих руки и глаза зеркальные ошибки носят достаточно стойкий характер, поэтому необходимо начинать коррекционную работу по предотвращению зеркального письма по крайней мере на начальном этапе обучения, а еще лучше – в дошкольном возрасте.

Ведь зеркальное написание цифры или буквы «не в ту сторону» само по себе не так страшно, но перевернутая «вверх ногами» двойка уже воспринимается в примере пятеркой… Путаница в направлениях право – лево приводит к прочтению примера в обратном порядке, а слоRва с конца… К сожалению, встречаются и более сложные варианты зеркального письма. Мир в тетради уходит из-под контроля ребенка, потому что ему самому эти оплошности совсем не заметны. Поэтому надо придерживаться системного подхода во всем. Постоянно работая над понятиями право – лево, верх – низ, учим правильно писать цифры, привлекая образы и другие яркие приемы, при этом каждый раз настойчиво напоминаем, что глаза и ручка по строчке движутся слева направо, причем начало строки хорошо пометить ярким значком. Движение глаз по строке надо отрабатывать специально, но лучше в игровой форме, выложив, например, строчку разноцветных кружков, когда ребенок последовательно называет их цвета. Постепенно длину строчки увеличиваем, а задание немного усложняем, то есть работаем и с целостным восприятием записи, и с каждой цифрой отдельно. Понятно, что особое внимание уделяем тем цифрам, которые могут быть изображены зеркально и перепутаны друг с другом: 2 и 5, 6 и 9, плохо написанная в противоположную сторону 7 может быть воспринята как 1.

Надо настойчиво обращать внимание ребенка на неверное изображение, исправляя и придумывая, на что похожа неподдающаяся цифра, с проговариванием этого сравнения вслух.

Часто неверное зеркальное изображение букв или цифр закрепляется у ребенка именно в дошкольном возрасте, когда он сам начинает писать их. Однако на этом этапе требования к малышу существенно мягче, такие искажения вызывают улыбку, надежды на их недолговечность и в лучшем случае мягкое замечание. Однако если ребенок – левша или еще не может отдать предпочтение какой-либо руке, такое отношение чревато неприятными последствиями. Ведь переучивать всегда труднее.

Значительно полезнее порисовать эту цифру вместе с ребенком, выяснить, на что она похожа, акцентируя внимание на том, «куда она смотрит», тем более, что, услышав о важности правильного изображения, малыш сам озаботится этим требованием и будет у вас постоянно сверяться. Даже во взрослом возрасте, особенно в ситуации стресса, левше трудно быстро назвать направление право или лево. В детстве левша выбирает для себя эти ориентиры по родинке на руке, по неровности на зубе. А один первоклассник при просьбе определить у себя правую руку сначала представлял себя на кухне и ориентировался на кухонное окно…

Поэтому при знакомстве с единичкой после выяснения того, из каких элементов она состоит, стоит обсудить, куда смотрит ее носик, а можно пририсовать цифре головку, чтобы она протягивала влево руку-палочку, – ведь такой образ цифры намного ярче и лучше запомнится. Интересно собрать ее из мозаики, что тоже поможет верно ориентированному изображению закрепиться, – ведь на плоскости наборного полотна цифра неподвижна. Собранная же из конструктора единица будет ребенком при игре повернута, что может внести ненужную сумятицу и только добавит путаницы. А вот данное на занятии по изучению цифры задание по зачеркиванию в ряду единичек ее зеркальных вариантов цели не достигнет, поскольку образ цифры пока не закреплен.

Считаем, что поскольку мы пишем слева направо, то направление «вперед» совпадает с направлением письма. Поэтому получается, что 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 9 «идут» или «смотрят» назад и только 6 «стоит» к ним спиной, а 8 и 0 «дружат» со всеми. Можно придумать про это целую историю, и тогда надежды на верное написание обретут реальность.

Тысячи детей научились писать цифры без таких премудростей, возразит кто-то. Они не были левшами или у них не было сложностей с зеркальным изображением… А может, не придумав такой истории про цифры, они что-то в жизни и упустили. Мы же ставим задачу лучше учить левшей и решаем ее наиболее гибко. Хотя подобные открытия не могут разом и полностью застраховать нашего малыша от зеркального изображения цифр, но помочь и сократить количество описок смогут, как смогут и сделать его усилия более привлекательными.

Часто цифры у детей внешне очень похожи на изучаемые, но отличаются чем-то неуловимым, они как бы не собираются надолго задерживаться и остановились на бегу. Причина этого эффекта – в неверном направлении письма. Этакие цифры-акробаты. Девятка такого типа рисуется снизу вверх, пятерку и четверку постигает та же участь. Выращивание цифр снизу вверх очень быстро и прочно закрепляется и с большим трудом поддается коррекции. Чем это грозит, кроме неопрятности письма? Такие цифры обычно не признают клеток, что приводит к ошибкам в письменных вычислениях, они легко теряют свой облик и принимаются за другие: 9 за 0, 4 за 1. И в недалеком будущем можно ожидать полной неразберихи в оформлении работ и обидных ошибок в вычислениях, а что ожидает хозяина подобной тетради при изучении обыкновенных дробей, можно с грустью прогнозировать.

Конечно, у такого способа написания цифр есть свои причины, о которых лучше расскажет нейропсихолог, но при последовательном обучении этих ошибок можно было бы избежать.

Поскольку большинству детей к моменту прихода в школу уже знакомы образы цифр, а некоторые дошкольники умеют каким-то образом и изображать их, то становится очень важным первое знакомство ребенка с цифрой. Обучающему следует обращать внимание не только на целостный образ, но и на элементы, его составляющие, направление письма и точку, из которой начинать написание. А для этого надо обсудить с малышом «главные точки», в которых направление письма меняется. К сожалению, левша усваивает такие сведения с трудом, но на крупных изображениях, размером в альбомный лист, пробовать стоит.

Ту же цифру прописываем в воздухе, по-прежнему не забывая, откуда начинать и куда вести. Затем очень полезно прописать ее через кальку, чтобы, с одной стороны, кинестетически закрепить образ, а с другой стороны, показать, как здорово у малыша может получиться. Потом уже можно перейти к прописыванию в крупных клетках под контролем взрослого, чтобы вовремя остановить зеркальное написание до его закрепления, с последующим доброжелательным разбором получившегося ряда. Следует иметь в виду, что шестилеткам, за редким исключением, понравятся все цифры при одной достойной, в лучшем случае. Тут стоит непростая задача закрепить именно ее, похвалив хозяйку за ее необыкновенную старательность, а если мы имеем дело с мальчиком, то попросить объяснить, как он добился такого великолепного результата. В обоих случаях будет достигнут эффект закрепления.

Долго и однообразно малыши работать не могут. Интересное и трудное задание для ребенка состоит в отгадывании написанной вами в воздухе в вертикальной плоскости цифры. При этом упражнении взрослый пишет зеркальное изображение, стоя к ребенку лицом, и обычное, расположившись к ученику спиной и следя за ним из-за плеча. Начните с легкого изображения, например с круга. Если же отгадать не получается, не стоит сразу сдаваться. Дети прекрасно умеют повторять чужое движение: так они выучились ходить, прыгать, танцевать. Воспользуйтесь такой возможностью, чуточку корректируя движение малыша, и продолжайте отгадывать. Он анализирует образ зрительно, но так как следа не остается, то подключается его кинестетическая память на движение, участие которой в запоминании способа письма неоценимо. Подскажите немного, на что похожа загадываемая цифра, превратите занятие в увлекательную игру. Помните: то, что с высоты вашего опыта кажется ерундой, для малыша может стать счастливым открытием, но может и не стать…

Совершенно сказочным занятием для старшего дошкольника, да и для первоклассника станет отгадывание цифр (букв), нежно написанных вашим пальчиком на его спинке. В этом задании изображение ребенку недоступно, используя тактильные ощущения и кинестезии, мы формируем образ в его сознании. Если с трех раз малыш не отгадал, разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне его ладошки, пусть привыкнет к ощущениям. Начав с легкого, впоследствии можно так решать примеры, писать слова. Не сделайте ребенку больно, и такое упражнение доставит обоюдное удовольствие, но если малыш сопротивляется, опасаясь неизвестного мероприятия, не настаивайте, поиграйте на вашей руке, и ему тоже захочется.

А когда материал усвоен, то рисуется «толстая» цифра, которая делится на три и более дорожек, на которых отрабатывается направление письма. Каждая из полосок последовательно, по очереди расписывается крестиками, кружочками, снежинками в направлении письма цифры. Так, при изображении четверки дорожки идут немного наклонно сверху вниз, поворачивают направо, затем по второй палочке снова идут сверху вниз. О безотрывном письме речи не идет.

Не следует расписывать дорожки изображением одной и той же цифры. Ведь ставится задача отработать направление письма и закрепить «главные точки» смены направления движения, что взрослый может ответственно контролировать даже в группе детей. Стоит заменить рисунки на само изображение изучаемой цифры, как ситуация полностью выходит из-под контроля, и варианты зеркального изображения будут замечены только после их закрепления. Задание не только потеряло свою ценность, но и нанесло вред.

Таким образом, одновременно достигается несколько целей: отрабатываются образ цифры (аналогично поступаем и с буквой), направление ее письма, совершенствуется моторика, а у левшей с хорошей моторикой проблем на порядок меньше. Поскольку нет ограничения для творчества, то это же задание развивает изобретательность и эстетическое восприятие при придумывании вариантов росписи дорожек.

Конечно, учитель на уроке в свое время расскажет и детально покажет, как и откуда писать цифру или букву, куда вести линию. И ученики честно пропишут все необходимое по воздуху и за учителем в воздухе по изображению на доске, но… Оставшись один на один со своей тетрадью, ребенок с элементами левшества и с «непроработанной» склонностью к зеркальному письму привычно напишет знакомый ему образ старым способом. А учительница, обегая тридцать учеников, аккуратно исправит и сделает замечание, спеша дальше… И если не подключиться на этом этапе настойчивому взрослому, то последствия предсказуемы.

Главное при работе с маленьким левшой – это присутствие духа и вера в победу, если и неполную, то хотя бы в постепенное, последовательное улучшение. Поддерживайте своего ученика, ведь ему намного труднее!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector