221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речь в дошкольном возрасте психология

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в о бщении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте ребенок активно овладевает речью как средством общения. Особенности развития речи с 3 до 7 лет.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности развития. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В период 3-7 лет происходит активное развитие познавательной сферы, к которой в психологии относятся следующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. По мере развития ребёнка познавательная сфера постоянно расширяется, пополняется новыми знаниями, развитие выходит на более высокий уровень. Развитие познавательной активности ребенка тесным образом связано с развитием речи. Именно в этот период у детей появляется чутьё к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, условий жизни и воспитания.

В дошкольном возрасте ребёнок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные отношения. Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, но сопровождающие речь мимика, позы, жесты. При определённых условиях воспитания и развития ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Особенности развития словаря и грамматического строя речи.

На протяжении всего дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка-дошкольника увеличивается в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

Словарь ребёнка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребёнок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребёнок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений.

В возрасте 3-4лет дети начинают необычайно легко образовывать слова (занимаются словотворчеством), меняя их смысл, добавляя различные суффиксы (медведь – мишульчик, лев – левунчик, зебра – зеберчик…).

К 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. К 6 годам лексикон ребёнка состоит примерно из14000 слов. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова от придуманных, искусственно созданных слов.

Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.

Наряду с ориентировкой на смысл слов дошкольник обнаруживает большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они с увлечением упражняются в сочинении рифм.

К концу дошкольного возраста ребёнок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Постепенно развивается языковое чутьё и происходит связанная с ним умственная работа.

Особенности развития фонематического слуха.

Фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к трём годам дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы одним звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребёнок не умеет еще в 4года. В этот период развития ребёнок не осознаёт и словесного состава речи, т.е. не выделяет отдельные слова из предложений. Долгое время в процессе общения ребёнок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию. Без специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, единому словесному комплексу. Дети 5-6 лет при определённом обучении легко выделяют первый и последний звуки в слове, начинают четко выделять слова в предложении. Начиная с шестилетнего возраста дети могут производить полный звуковой анализ слова, т. е. определять твердость – мягкость, звонкость – глухость, ударность — безударность.

Особенности развития функций речи.

В период всего дошкольного детства речь ребёнка развивается, становится более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи постепенно уступает место контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, такая речь изобилует местоимениями и наречиями. Под влиянием окружающих ребёнок начинает перестраивать ситуативную речь на речь, более понятную слушателю. Постепенно он вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят ясность. Вопросы по поводу содержания определенного рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно.

По мере развития познавательной сферы, роста познавательных интересов ребёнок овладевает контекстной речью . Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без её непосредственного восприятия. Ребёнок начинает достаточно полно пересказывать текст, описывать предмет и сочинять сказки.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребёнок не перестаёт пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает всё более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Контекстной речью ребёнок овладевает под влиянием систематического обучения. на занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах.

Особым типом речи ребёнка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Данный тип речи более развит у детей 6-7 лет, хотя начинает формироваться уже в возрасте 3-4 лет.

У детей среднего дошкольного возраста появляется и активно развивается более сложная и самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. Уже к 5-6 годам дети могут самостоятельно составлять рассказ на заданную тему.

Все вышеперечисленные типы речи относятся к коммуникативной функции речи . На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и планирующая функция речи . Речь ребёнка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Выполняя эту функцию, речь начинает сливаться с мышлением ребёнка.

Мышление ребёнка включено в его предметную практическую деятельность, с деятельностью связана и речь. Выполняя какую-либо операцию, дети озвучивают свои действия, появляется много слов, которые как будто никому не адресованы. Речь ребёнка, возникающая во время деятельности и обращенная к самому себе, называется эгоцентрической речью . Эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребёнок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребёнка, опережающую практическое поведение. Ближе к 6-7 годам эгоцентрическая речь встречается реже эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию.

К старшему дошкольному возрасту происходит развитие знаковой функции речи. Слово выступает как своеобразный знак, используемый для хранения и передачи информации. На этапе развития знаковой функции ребёнок интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений. Через овладение знаками ребёнок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится «ребенком своего времени».

Генетически самая древняя функция речи – экспрессивная функция. Познание мира ребенком в раннем детстве происходит на эмоциональном уровне, через развитие положительных и отрицательных эмоций, вся эмоциональная сфера работает на экспрессивную функцию речи.

В возрасте 3-4 лет чувства особенно господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребёнок еще не умеет управлять своими переживаниями. Общаясь с другими людьми, ребёнок в речи проявляет своё эмоциональное отношение к тому, о чем он стремится рассказать. К 5-6 годам дети учатся контролировать свои эмоции, эмоциональная непосредственность детской речи уменьшается, экспрессивная функция становится более управляемой, дети могут изобразить ту или иную эмоцию осознанно и произвольно.

Таким образом, мы видим, что на протяжении всего дошкольного периода формируется познавательная активность через речевое развитие.

Развитие познавательной активности, речи и всех психических процессов происходит в деятельности, соответствующей каждому возрастному периоду. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, игра определяет развитие всех сторон личности ребёнка, следовательно, позволяет развивать познавательные процессы. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят прогрессивные основные изменения в психике и личности ребёнка-дошкольника. Игра для ребёнка – это способ научится тому, чему его никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, способ исследования предметов и людей. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путём её воспроизведения, моделирования. Игра – источник развития детей дошкольного возраста, она создаёт зону ближайшего развития. В игре возможно развитие познавательно-речевой активности детей. Следовательно, занятия с детьми-дошкольниками необходимо проводить в игровой форме, что будет соответствовать возрастным потребностям детей.

Функции речи дошкольника

1. Интеллектуальная. В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления: ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.

2. Коммуникативная. Ребенок пользуется речью для установления контакта с окружающими людьми, для получения новой содержательной информации. Взрослый задает ребенку и уточняет вопросы, требует раскрытия смысла, оценивает.

3. Планирующая. Связана с деятельностью ребенка и сливается с мышлением. К 5-6 годам ребенок учится планировать предстоящие действия. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, предваряя действие. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. Практическая и умственная деятельность дошкольника становятся произвольными и целенаправленными.

4. Регулирующая. Связана с развитием понимания речи. Выражается в понимании литературных произведений, в подчинении инструкциям взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.

5. Знаковая. Связана с выделением слова как абстрактной единицы, т.е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.

Развитие общения со сверстниками.Общение со взрослыми, опережающее общение со сверстниками, во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми.

Формирование потребности в общении закладывается с 3 мес. с появления ориентировочной активности на сверстника. В 5 мес. у ребенка появляются яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, заражение общим весельем, опасения и досада от неосторожных движение, совместные игры). Интерес детей друг к другу побуждает к познавательным контактам, к изучению другого. Значительная часть контактов направлена на знакомство со сверстником как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус, ведут себя со сверстником как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. К 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Однако инициативные проявления, стремление привлечь к себе внимание наблюдается редко, как и ответная активность.

В 1,5 года происходит перелом в отношениях с ровесниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника и чувствительность к отношению товарищей. К 2-м годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая(2-4 года). Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет в сверстнике соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Ребенок озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют жесты, позы, мимику. На 4-м году жизни все большее место начинает занимать речь. Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловаяформа общения с ровесниками. К 4 годам потребность общения выдвигается на одно из первых мест. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. При деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

К 6-7 годам ребенок способен к внеситуативно-деловому общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей, договариваются заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения со взрослыми общение со сверстниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчество. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, а также позволяет ребенку уточнить представление о самом себе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Портал педагога

Автор: Киселева Росина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Детский сад №208 ОАО «РЖД»
Населённый пункт: Нижнеудинск
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности речи дошкольников
Дата публикации: 15.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Психологические особенности развития речи детей
Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая

работа,
предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Речь сопровождает все виды деятельности.
Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Речь ребенка развивается в процессе подражания. Орудие речи это язык. Язык – это знаковая система, используемая людьми для формирования и выражения мыслей, а так же для общения. Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др. Речь имеет три значения:
1 речь – как процесс деятельности

2 речь – как результат деятельности

3 речь – как ораторский жанр
Речь необходима для общения, она служит средством познания. Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка Речевая деятельность организма – это результат согласованных действий многих органов и систем. Именно в головном мозге происходит понимание слышимых слов, формирование мышц для артикуляции звуков и звукосочетаний речи.
Процесс развития речи у детей связан с развитием мышления.
Мышление – это когда ребенок логически мыслит. Если взрослый требует от ребенка неукоснительного послушания и примерного поведения у них задерживается психическое развитие, память, внимание, воображение, восприятие, речь.
Факторы, влияющие на развитие речи:

1- анатомические (правильное строение речевого аппарата)

3-педагогическая запущенность
В дошкольном возрасте: — совершенствуется словарный запас — дети усваивают почти все грамматические формы и части речи — связная речь:
младшая группа 3-4 года – диалогическая речь (вопрос – ответ)

средняя группа 4-5 лет – монологическая речь (пересказ литературного текста

формируется контекстная речь, которую отличает связность, когда содержание

раскрывается в самом контексте

объяснительная речь (самая сложная форма речи в дошкольном возрасте) и

опирается она, на развитие мышления требуя от детей отражать в своей речи

причинно – следственные связи.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста. — речь ребенка теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения — у детей появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность — ребенок учится излагать свои мысли связно логично рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач а речь становится средством познания интеллектуализация познавательных процессов — речь превращается в особую деятельность, имеющая свои формы речи (слушанье беседа рассуждение) — завершается процесс фонематического развития, ребенок правильно произносит звуки, слышит их и воспроизводит их в своей речи — у детей возникают предпосылки для освоения грамматики. Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен: Быть психически и соматически здоровым; Иметь нормальные умственные способности; Иметь полноценный слух и зрение; Обладать достаточной психической активностью; Обладать потребностью в речевом общении; Иметь полноценное речевое окружение.
Показатели речевого развития

Связная речь
3-4 года Ребенок может заниматься звукоподражате льными упражнениями ( ква-ква, пи-пи- пи, ду-ду- дуи т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительнос ть к звуковой стороне речи Активно употребляет грамматические формы. Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных. Выделяет признак предметов (форма, цвет, величина). Согласовывает глагол во времи с существительным. Понимает назначение предлогов. Пользуется разной интонацией Отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т.д. Ребенку свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помощью вопросов взрослого и продолжить ее. Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы. Способен поделиться увиденным и пережитым. Вычленяет
(вопросительной, повествовательной, побуждающей) индивидуальные обращения к нему. Показателем является инициативная речь 4-5 лет В большинстве своем произносит четко все звуки родногоязыка. Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе:  ветру,  водичке,  жукам,  насосу и др. Может варьировать темп и интонационную выразительност ь, читая сказки и сти хи. Различает слово, звук. Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения. Словотворчество является нормой. Выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает. Умеет подбирать к предмету соответствующие действия. Способен к элементарному обобщению предметов в родовые кате гории (мебель, посуда, одеж да) Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления.
Возра

Связная речь
5-6 лет Способен про износить трудные звуки, речь отчетливая. Использует средства интонационной вырази тельности: груст но, весело, торже ственно читает стихи, регулирует Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов. Способен устанавливать и отражать в речи при чинно- следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать. Умеет согласовывать прилагательное с Свободно пользуется обобщающими словами, группир уя предметы по родо вым призна кам. Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в
громкость голоса и темп речи приразных обстоятельства х, пользуется повествователь ной, вопросительно й и восклицательно й интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении. существитель ным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа в роди тельном падеже, употреблять сложноподчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи. точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях) 1 коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игруш ках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавши е и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, част ности.
Возрас

Связная речь
6-7 лет Способен говорить внятно и четко. Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные. Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Осознанно употребляет родовые и видовые понятия У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и
языковых средствах художественной речи

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Кризис 7 лет психология кратко
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector