221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сказкотерапия в работе психолога

Сказкотерапия — действенный метод в работе педагога-психолога

Сказкотерапия – действенный метод

в работе педагога-психолога детского сада

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке , языке сказочных метафор.

Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто.

Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей . Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир , увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией , которая передаётся малышу.

Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе.

Сказкотерапия даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии (психодрамы, гештальт-психологии, арт-терапии).

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Можно узнать, какая сказка больше всего нравится малышу, а, следовательно, какую модель поведения он будет реализовывать в жизни: Буратино или Джека-Воробья, Золушки или хитрой лисички. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» — так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

В диагностических целях ребёнку можно предъявить такую инструкцию: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказку для диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и социального развития сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Как инструмент коррекции и терапии , сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (А.С. Пушкин, П.П. Бажов, Г.Х. Андерсен, Ш.Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Для рассказывания и чтения детям можно предложить серию сказок Пиркко Коскимиес и Майи Линдген о Зайчишке-Пушишке, где рассказывается об удивительных и в тоже время жизненно-познавательных приключениях маленького зайчишки. В коротких увлекательно-познавательных произведениях Г.Н. Юдина можно найти множество сведений про электричество, часы, водолазов, про животных и растения.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотепевтами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы клиента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. Примером может служить книга Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…».

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о понятиях любовь, добро, гордыня, смерть… Примером могут служить притчи, авторские сказки петербургского сказочника А.В. Гнездилова, С.А Черняевой. Сказка может предназначаться как для большого контингента людей, так и для конкретного человека. Отличным пособием для создания подобных сказок может служить книга Джойс Миллс и Ричарда Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка»».

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Формы работы со сказками

Разнообразные сказки, по высказыванию А.В. Гнездилова, «подаются под разными «соусами»».

Рассказывание сказок. Дети очень любят слушать сказки. Некоторые произведения они готовы слушать десятки раз, вновь и вновь переживая события, изучая характеры персонажей, прорабатывая модели поведения. Рассказывая детям сказку, взрослый должен вжиться в образы героев и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Важно не передавать детям свою внутреннюю проблематику, а позволить им выработать личное отношение к событиям и сделать собственные открытия.

Ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам.

Знакомую сказку можно попробовать рассказать от первого лица (от лица какого-то персонажа). Такой приём позволит малышу поставить себя на место другого.

Сегодня в интернете и литературе можно найти разнообразные психокоррекционные сказки, написанные по определённой проблеме (напр., Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»).

Анализ сказок используется для того, чтобы помочь слушателям осознать основные идеи произведения, понять, что с его помощью хотел передать автор. С этой целью рассказчик заранее подготавливает вопросы: О чём эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? И др.

Переписывание и дописывание сказки . Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию сюжет или конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом – психокоррекционный смысл переписывания сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезным для взрослых, если она стала жизненным сценарием и не даёт человеку свободно и осознанно строить свою жизнь. (Напр., «Золушка» — женщина полагает, что счастье можно заслужить, только если долго и тяжело трудиться)

Сочинение сказок. Сочинять сказку можно с группой детей (по кругу); взрослый и ребёнок могут сочинять сказку вместе; ребёнок может сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка – основа сказкотерапии.

Помогая ребёнку сочинить сказку, сначала описывают героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру («Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. «). Далее, показывают жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.). Герою приписывают все переживания малыша. По сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий. Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его (желательно найти не меньше 7 решений). Уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Постановка сказок. Драматизация, или постановка сказок, показывает себя в как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приёмов. Предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок.

Можно разыграть сказку с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок становится волшебником, заставляя её двигаться по собственному желанию. Это помогает ему приобрести уверенность и в дальнейшем более успешно корректировать свои действия. Используют пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр, театр-рукавички, куклы бибабо, сказки на песке. Игра будет более интересной, если ребёнок изготовит куклу сам или с помощью взрослого. Произведение разыгрывают по ролям, когда каждый говорит свой текст; либо весь текст проговаривает ведущий, а актёры (дети) водят кукол молча. Разыгрывая психотерапевтические сказки ребёнку дают возможность импровизировать, не уклоняясь, тем не менее, от «генеральной» линии. Пример организации такой игры хорошо представлен в книге Т. Шишовой «Страхи – это серьёзно».

Читать еще:  Психолого педагогическая характеристика ребенка 4 5 лет

Сказки также разыгрывают по ролям . Психолог или воспитатель на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке. Взрослый стимулирует развитие сказочного сюжета.

Сказочное рисование. Все сказки, сказочных героев и сказочные сюжеты можно ещё и рисовать. Темы рисунков могут задаваться взрослым или выбираются ребёнком спонтанно. Рисунок выполняет и диагностическую, и коррекционную функции. По ходу психокоррекционной сказки ребёнка можно попросить нарисовать: «В какое сказочное существо я бы превратился у входа в Сказочную страну», «Мой маскарадный костюм» (самовосприятие), «Моя семья в образах животных» (отношение к семье), «Как я поборол свой страх», пр.

Медитации на сказку – ещё одна из форм работы со сказкой. Медитация – погружение в какой-либо процесс.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а также с движениями в танце. Пример можно найти в книге Н.М. Погосовой «Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы.» Так, в сказке «Заяц Коська и Родничок» участникам предлагается двигаться под белым тюлем, подражая облаку: легко, медленно и плавно. «Соединяясь частью своей души с духом животного, птицы, сказочного персонажа, — пишет автор, — мы обретаем новые для себя качества, необходимые нам в жизни. Мы становимся более гибкими или более стойкими, более лёгкими или решительными, обретаем необходимую нам смиренность или твёрдость духа».

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Сказкотерапия в работе педагога-психолога

Наталья Касаткина
Сказкотерапия в работе педагога-психолога

В детстве мы все обожали слушать сказки, в зависимости от настроения представляли себя различными сказочными героями. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет — анологей сказочного мышления. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет,ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работу со сказкойстрою следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Старшие дошкольники уже привыкли к тому, что они могут высказывать любое свое мнение, т. е. все,что они говорят, не осуждается. Каждый имеет права на свою точку зрения.

2) рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации;

3) проигрывание сказки в ролях. Здесь стараюсь роль сценариста отдавать самому ребенку, тогда проблемные моменты, как правило, обязательно проигрываются.

4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;

5) Групповое придумывание сказок. К сожалению, нашим детям дается это не очень легко.

1. Ритуал «входа» в сказку (создаю настрой на совместную работу);

2. Повторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);

3. Расширение (рассказываю детям новую сказку, спрашиваю, хотят ли они помочь кому-либо из героев сказки и пр.);

4. Закрепление (обсуждаем и анализируем с детьми прочитанное);

5. Интеграция (связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни детей мы можем его использовать);

6. Рефлексия (обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся);

7. Ритуал «выхода» из сказки.

Сказкотерапия отлично подходит для старших дошкольников. Взависи мости от задач, используют разные формы сказкотерапии.Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями,сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно—нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.

В своей работе использую элементы сказкотерапии практически на каждом занятии, независимо от того, индивидуальное оно или подгрупповое.

Занимаясь с ребенком, всегда спрашиваю о его любимой сказке, какую он чаще всего просит прочитать. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Еще и еще раз проговаривая, проигрывая с ребенком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребенка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием пяти видов сказок: художественные сказки, дидактические сказки, психотерапевтические сказки, психокоррекционные сказки и медиативные сказки.

Я в основном использую художественные авторские сказки. Занятия провожу один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной жизни. Курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группы. При комплектации групп учитываю индивидуальные особенности детей, проблемы их воспитания и развития. Занятия провожу в кругу на ковре, в спокойной обстановке.

Через восприятия сказочного мира ребенок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016–2017 учебный год АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе педагога-психолога МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области» Соловьевой.

ИКТ в работе педагога-психолога Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) уже давно внедрились в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Календарное планирование в работе педагога-психолога ДОУ Календарное планирование педагога-психолога МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Бикуловой Т. В. 2016-2017г. (ежедневное) Дата Сентябрь.

Камни Марблс — инновационный прием в коррекционной работе педагога — психолога Новые ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание содержательно.

Мастер-класс «Правополушарное рисование в работе педагога-психолога» Мастер-класс для педагогов-психологов ДОУ. В мастер-классе использованы арт-терапевтические методы в развитии правого полушария. Цель: Развитие.

Метафорические карты «Роботы» в работе педагога — психолога Статья: «Использование метафорических карт «Роботы» в работе педагога-психолога»». Составитель: Костюк Людмила Николаевна, педагог-психолог.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Разработка системы хранения и обработки информации в работе педагога-психолога В профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения компьютер стал неотъемлемым инструментом работы. Уже сложно.

Сказкотерапия — один из методов работы педагога-психолога. Сказкотерапия- один из методов работы педагога-психолога Из курса литературы известно, что сказка — один из фольклорных жанров. Сказочные.

Сказкотерапия – методика исцеления души

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. В сатье рассмотрим различные методы сказкотерапии, а также варианты практического применения.

Методы сказкотерапии

Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.

Читать еще:  Ребенок пишет буквы снизу вверх психология

Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:

  1. Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
  2. Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
  3. Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
  4. Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Эффективность лечения сказками заключается в том, что большинство людей очень позитивно воспринимать сказку, не происходит отторжения и внутреннего конфликта. В тоже время идет глубокое воздействие на духовном и моральном уровне.

Направления в сказкотерапии

Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории . При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

Диагностика с помощью сказки

Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

Для этого требуется соблюсти несколько условий:

  • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
  • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы с работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующему образцу:

  1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
  4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

Построение занятия:

  1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
  2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
  3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
  4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
  4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
  5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

Сказки для сказкотерапии

Сказки предоставлены сказочницей Ириной Караваевой. Большой багаж ребенок может накопить в душе, которые в последствии дадут хорошие всходы. Сказки укрепляют духовный стержень ребенка.

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми.
Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

Читать еще:  Возрастная психология дошкольный возраст

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

Заключение

Как метод сказкотерапия появилась в конце шестидесятых годов XX века, она использовалась психологами с целью коррекции патологических состояний. Сказка – это своеобразный посредник между терапевтом и пациентом. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.

Сказкотерапия как один из методов в работе педагога-психолога.

Тема: Сказкотерапия как один из методов в

Выполнил: педагог – психолог

Гурина Маргарита Александровна

Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может.(Слайд 1)

Сказки это универсальный инструмент, помогающий педагогам решить свои задача связанные с конкретным ребенком или группой детей.

Цели и задачи сказкотерапии: активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

стимулирование творческого самовыражения.

формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

развитие умения преодолевать трудности и страхи.

выявление и поддержка творческих способностей.

формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Неопределенность места действия главного героя.

Победа Добра. Психологическая защищенность.

Наличие Тайны и Волшебства

Виды сказок в сказкотерапии (Слайд 2)

Художественные сказки, наиболее приближены к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не используются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди», поэтому их можно применять без глубоких знаний о принципах сказкотерапии.

Данный тип сказок подразумевает мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения ребёнка. Часто используются для детей с агрессивным и буйным характером. Тревожными детьми Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально для каждого ребёнка.

В отличии от психокоррекционых сказок психотерапевтические сказки менее травматичны и применяются большинством психологов при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором повышающим эффективность сказки является персонализация, то есть главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Эти сказки отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности ребёнка.

Дидактические сказки часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Назначение этих сказок научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Часто применяются в начальной школе, как часть учебной программы

Выделяют несколько вариантов работы над сказкой: Слайд 3

4слайд Рассказывание сказок. В своей работе использую не только пересказ, но и переделывание сказок: придумывание другой концовки, или ввести новый персонаж. Дети с радостью отзываются на данное предложение , и включают всю свою фантазию.

5 слайдРисование сказок. Детки сами могут придумать, как будет выглядеть герой, а так же можно поиграть увлекательную игру, один ребенок рисует героя или иллюстрацию к сказке, а остальные детки должны угадать.

6 слайдЗанятия с элементами сказкотерапии имеют следующею структуру занятий.

-вход в «Сказочную страну» через «Волшебный туннель»

-педагог проводит итог занятий «Расскажите , что вам запомнилось…»

-выход из сказочной страны через «Волшебный туннель»

Психологические потребности ребенка:

автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников . Взависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями,сверстниками и т. д.) ;

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно—нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна:

во-первых, в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть как поступить в какой-либо жизненной ситуациисказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен.

Во-вторых, в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем. Наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора.

В-третьих, образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка.

В-четвёртых, как правило, счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «… как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе».

В-пятых, в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность ставить себя на место другого.

Хочу предложить вам посмотреть фрагмент занятия с психокотерапевтической сказки с детьми подготовительной группе. слайд 7

Рассмотрим особенности психотерапевтической сказки как метода воздействия на ребенка:

1.Главный герой должен быть похож на ребёнка: пол, возраст, характер.

2.Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребёнка.

3.Персонаж попадает в ситуацию аналогичную той, в которой находится ребёнок.

4.Герой встречает мудрого наставника, который объясняет смысл происходящего.

5.Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться

В процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе.

Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к сказке заключаются в том, чтобы родители постоянно формировали у ребенка интерес к сказке и представление о том, что сказка — это волшебная история со счастливым завершением. Родителям необходимо помнить, что выбор сюжетов сказок должен быть направлен на те сказки, которые предполагают осознание ребенком того, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Стоит помнить, что процесс чтения сказок и проигрывания их, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием и отождествлением с любимым персонажем, позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл.

Проверенно старшим воспитателем СП «Детский сад №6» ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьска Нестерова М.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector