221madou.ru

Мама и Я
78 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советы психолога воспитателям доу

Рекомендации педагога-психолога воспитателям при работе с детьми

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Рекомендации воспитателям при работе с детьми

Педагог-психолог: О.В. Подсекина

П.Вычегодский, 2016 г.

Как разрядить негативные эмоции

Приступы агрессии происходят не от капризов и прихоти ребенка, а от того, что действия эти неконтролируемы и всегда сопровождаются повышенной нервной возбудимостью, истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным состоянием.

Предложите ребёнку варианты снять напряжение и «разрядить» свою злость: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя, можно сделать вот что (на ваш выбор):

Давай мы с тобой:

поколотим подушку руками!
покидаемся подушкой!

попинаем подушку ногами!
покидаем мягкие игрушки (в корзину, на пол, на диван).

будем мять в комок листы бумаги! (обычные листы бумаги, газету резко сминают в комок за 1 секунду).

покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга!

порвём бумагу!
будем обзываться овощами.

нарисуем того, на кого ты злишься, и потом его зачирикаем.

слепим того, на кого ты злишься, а потом его раздавим.

попросите малыша нарисовать на альбомном листе причину агрессии и предложите порвать листок.

вдохнуть и досчитать до 10.

выплеснуть всю злость на подушки, то есть побить ее, как боксерскую грушу.

переключите внимание на что-то другое.

займите ребенка спортивной игрой (гимнастикой, футболом).

Все это нужно не просто сказать, а обязательно продемонстрировать ребёнку, показывать, как это делать и вовлечь его в процесс.

Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится, озвучивайте (проговаривайте) его чувства, показывайте понимание и поддержку и предлагайте ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего, со временем, у него появится свой любимый способ, и он сможет справляться без вас.

Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и при этом он не причинит вред себе, взрослым или другим детям.

ПОМОЩЬ ПРИ СТРАХЕ

Не оставляйте ребенка одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.

Говорите о том, чего ребенок боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.

Не пытайтесь отвлечь фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений , например таких:

Положите руку на живот; медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Выдохните, Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;

Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно па середине выдоха сделайте паузу на 1 -2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее, Медленно повторите это упражнение 3 — 4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему дышите вместе. Это поможем ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.

Если боится ребенок, поговорите с ним о его страхах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.

Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

ПОМОЩЬ ПРИ ТРЕВОГЕ

Очень важно постараться разговорить ребенка и понять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.

Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.

Попытайтесь занять ребенка умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тревога отступит.

Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возможность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.

ПОМОЩЬ ПРИ ПЛАЧЕ

Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим человеком и не пытаться помочь ему – тоже неправильно.

В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом.

Можно держать человека за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил.

Помочь ребенку можно, совершив следующие действия:

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.

Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).

После истерики наступает упадок сил. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Умыться ледяной водой — это поможет прийти в себя.

Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся успокоиться.

ПОМОШЬ ПРИ АПАТИИ

В состоянии апатии помимо упадка сил наваливается безразличие, появляется ощущение опустошенности. Если ребенка оставить без поддержки и внимания, то апатия может перерасти в депрессию.

В этом, случае можно произвести следующие действия :

Поговорите с ребенком. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».

Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь).

Возьмите ребенка за руку или положите свою руку ему на лоб.

Дайте ему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая).

Помассируйте мочки ушей и пальцы рук – это места, где находится огромное количество биологически активных точек. Эта процедура поможет нам немного взбодриться.

Сделайте с ребенком несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.

После этого приступайте к выполнению тех дел, которые необходимо сделать. Выполняйте работу в среднем темпе, старайтесь сохранять силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите — передвигайтесь шагом.

Не беритесь за несколько дел сразу, в таком состоянии внимание рассеяно и сконцентрироваться, а особенно на нескольких делах, трудно.

Постарайтесь при первой же возможности дать полноценный отдых.

ПОМОЩЬ ПРИ ЧУВСТВЕ ВИНЫ ИЛИ СТЫДА

Поговорите с человеком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»).

Не осуждайте человека, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что человек поступил неправильно.

Дайте понять, что принимаете человека таким, какой он есть.

Не пытайтесь переубедить человека («Ты не виноват», «Такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать человеку выговориться, рассказать о своих чувствах.

Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.

ПОМОЩЬ ПРИ НЕРВНОЙ ДРОЖИ

Нужно усилить дрожь. Возьмите ребенка за плечи и потрясите его в течение 10—15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть.

Желательно уложить его спать.

1. Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе.

2. Укрывать пострадавшего чем-то теплым.

3. Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

ПОМОЩЬ ПРИ ДВИГАТЕЛЬНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ

Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить ребенка.

Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.

Задавайте ребенку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.

Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.

Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику .

Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние.

Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз. Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.

Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение.

Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.

Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.

Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя.

Старайтесь сохранять состояние расслабленности, Повторите упражнение 3—4 раза.

Дышите как обычно.

ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ

Сведите к минимуму количество окружающих.

Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку).

Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное поведение будет направлено на вас.

Читать еще:  Как перестать кричать на ребенка советы психолога

Нельзя говорить: «Что ты за человек!?». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно .

Если вы ругаете, не принимайте агрессивные позы: беседа сквозь зубы, сжатые кулаки, сжатые челюсти.

НЕ переходите на крик.

Старайтесь на агрессию ребенка отвечать мирно, это быстрее его успокоит.

Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:

— нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;

наказание не должно стать унижением для ребенка;

— наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

И в качестве заключения: в любом случае старайтесь как можно больше говорить с ребенком, он должен чувствовать, что нужен, что его любят.

Я работаю воспитателем в детском саду и готова рассказать 13 вещей, которыми не спешат делиться мои коллеги

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не каждому дано работать с маленькими детьми. Надо иметь железные нервы, чтобы выслушивать просьбы и требования 25 (а то и больше) малышей и на все оперативно реагировать. Но порой железных нервов недостаточно.

Воспитатель одного из детских садов поделилась с AdMe.ru секретами своей профессии и рассказала, что происходит за закрытой дверью учебного заведения для малюток.

Мне нужно было устроить в детский сад свою дочь

Чтобы получить место в яслях для дочери, мне нужно было ждать в очереди еще несколько лет, а сил сидеть дома уже не было. Во время очередной прогулки я зашла в новый, только что достроенный сад во дворе и попросила взять меня на работу хоть кем-нибудь и Ксюшу записать в ясли. После моей просьбы у нас с заведующей состоялся такой диалог:

— У вас какое образование?

— Я, вообще-то, пиаром занимаюсь.

— Приходите, будете помощником воспитателя.

Я согласилась, устроила дочь и честно отработала 1,5 года. Засим решила откланяться, но не успела — меня пригласила заведующая и спросила, не хочу ли я стать воспитателем. Я подумала, что, может, и правда стоит задержаться: Ксюша еще маленькая, может часто болеть и лучше мне пока остаться в саду. Шел 3-й год школы моей дочери. Но обо всем по порядку.

С бандой один на один

Я довольно быстро подружилась с малышами, и вскоре они уже с радостью бежали обнимать меня утром и рассказывать последние новости. Дети заряжают позитивом, люблю с ними играть. Например, когда мы «угощаем куклу Дашу чаем», они могут миллион раз наливать и мне чай, приносить его с какой-нибудь резиновой булочкой. Они счастливы, когда я его «пью», им это вообще не надоедает.

По факту воспитатель со всей бандой один на один целый день. Часто не хватает нянь. Можно месяцами работать в одиночку — нужно одновременно детей после прогулки переодеть и умыть, обед получить, накрыть на стол. А ребята на месте не сидят — кто под кровать спрячется, кто уже обувь в унитазе топит, а с ними еще позаниматься надо, научить чему-то.

Как проходит день

Несомненный плюс моей работы — сменный график. Детский сад работает 5 дней в неделю с 07:00 до 19:00, но воспитатели сменяют друг друга. Если в один день я выхожу с утра и до обеда, то на следующий день буду работать вечером. В течение дня я детей кормлю, одеваю, гуляю с ними, купаю, играю, провожу занятия по лепке, рисованию, физкультуре, музыке, элементарной математике.

Обычно дети увлекаются чем-то на 15–20 минут, потом им становится скучно, и надо менять вид деятельности. Педагог сам решает, чем заниматься с группой, но все должно быть в рамках стандарта. Иногда мы придумываем необычные развлечения — показываем опыты или вместе ставим сценки. Сад закрывается в 19:00, но иногда воспитателям приходится задерживаться, пока родители не заберут всех домой.

Тихий час не для всех

Нам всегда есть чем заняться. Каждое занятие, прогулку, дополнительную работу нужно поминутно расписывать вручную. Во время сончаса мы постоянно что-то вырезаем, клеим, пишем конспекты и планы, пополняем картотеку игр, подбираем новые упражнения для гимнастики, неустанно ищем в интернете детские картинки и печатаем их, чтобы потом торжественно продемонстрировать малышам.

Как воспитывают воспитателей

У нас строгая заведующая, за все готова штрафовать. Знаю, что в других садах такого нет — там можно раздать детей родителям и уйти раньше домой. У нас даже если в 17:00 всех забрали, домой можно уйти только по графику, после 19:00. И так касаемо всего — дисциплина.

В любое время дня педагога могут проверить — посмотреть, как он проводит занятие, соблюдает ли режим, ведет ли документы, все ли оборудование у него работает. Утренние прогулки тоже испытание — из окон близлежащих домов ведут свою проверку родители. Происходящее они любят заснять на телефон.

Мы можем получить замечание за любое несоответствие требованиям

У нас за любые оплошности в работе снимают баллы, в деньгах это от 1 000 до 3 000 рублей в месяц. Замечания могут быть разные:

  • не провели занятие;
  • не вели документацию каждый день;
  • не обновили информацию для родителей на стенде — там размещены новости, памятки, полезные советы;
  • ушли с работы раньше на 10 минут и более;
  • не все родители вовремя сдали квитанции за оплату детского сада;
  • в течение месяца была низкая посещаемость и высокая заболеваемость;
  • не заняли место в каком-нибудь городском конкурсе;
  • а если у ребенка травма, то воспитателя могут на полгода лишить всех надбавок — это примерно 8–10 тыс. рублей в месяц.

Для детей нет никаких наказаний. Даже этого слова в садике быть не должно

Если ребенок плохо себя ведет, то можно сказать: «Посиди на скамеечке, отдохни и подумай над своим поведением». Если он не спит и другим не дает, его могут «напугать» тем, что он пройдет спать в другую группу, и реально туда отвести. А если балуется за столом — бросает еду, крошит хлеб на пол, — то ему дают веник или швабру, чтобы убрал за собой.

И хотя воспитатели, конечно, бывают разные, я не встречала тех, кто бы обижал детей и бил, как иногда показывают в новостях. Но в садике некоторые ребята впервые узнают, что такое запреты. Например, моя сменщица не разрешает малышам брать игрушки, пока все остальные ребята не закончат есть. Во время тихого часа запрещено все, даже книги. Если ребенок не хочет спать, то он должен лежать с закрытыми глазами.

Сложности взаимодействия с родителями

Отношения с родителями складываются по-разному. Я стараюсь быть серьезной, сдержанной и в то же время требовательной. Некоторые воспитатели любят тактику «нападение». Например, ситуация: ребенок получил травму. И педагог вместо того, чтобы позвонить и извиниться, вечером встречает родителя с хмурым видом и его обвиняет в том, что он не научил ребенка вести себя и тот добаловался — упал с горки и что-то себе повредил.

Я так не умею, и вот пример: у девочки были проблемы с подготовкой к письму. Мы с нею занимались, старательно выписывали буквы. И тут длинные выходные. Я ее папе вежливо говорю: «Если вам не трудно, потренируйтесь писать дома, пожалуйста, чтобы не потерять навык». Через полчаса меня вызывает заведующая — мама этой девочки решила позвонить и пожаловаться, что я их дочь считаю «дурочкой», потому что дала задание на выходные. Меня лишили премии.

Нервные моменты

  • В сад постоянно приводят заболевших детей, ведь родителям надо на работу. Не останавливает ни температура, ни рвота, ни даже бронхит.
  • Родители за нами следят — на одного ребенка надели часы с прослушкой. Я не знала про это, а вот моя сменщица поняла, что это за прибор, и предусмотрительно снимала их с ребенка и закрывала в шкафу.
  • Любое неосторожное слово и действие (даже которого не было) — и ты виноват. Одна девочка сказала родителям, что ее закрывали в туалете в саду. Хотя это невозможно — туалеты не закрываются. Но все равно поверили ребенку.
  • Документацией нужно заниматься в нерабочее время, иначе за малышами не успеваешь следить.

Некоторые дети пытаются слинять. Как-то на прогулке я двух мальчиков успела остановить — они пытались вылезти сквозь прутья, чтобы сбегать в магазин. Так потом меня одна мама отругала, что я куртку испачкала, пока их вытаскивала. А я седею от одной только мысли, что они могли все-таки осуществить свой план.

Я переживаю на каждой прогулке: у нас есть горка, металлические карусели и я боюсь, что кто-то упадет. Люди скажут, что смотреть надо лучше, но я слежу одновременно за 25 детьми, а мамы дома за одним-двумя с трудом успевают. И все равно малыши успевают что-нибудь натворить.

Что должен уметь ребенок перед поступлением в детский сад — программа-минимум

  • Проситься на горшок.
  • Самостоятельно есть, пусть неаккуратно, но хоть как-то уметь управляться с ложкой.
  • Одеваться-раздеваться. Хотя бы пытаться, а не сидеть и ждать воспитателя.
  • Вести себя прилично: не отбирать игрушки, не толкаться, не кусаться, не бросаться песком.
  • Знать, что забираться на подоконники нельзя.
  • Забыть о подгузниках.

Маленькие детки — маленькие бедки

У нас в группе был не по годам смышленый мальчик Вася. У него была мечта — побывать на космическом объекте, коим он считал здание в виде шара, которое находится недалеко от садика. В один прекрасный день он решил совершить побег. Причем выждал момент, когда охранник уйдет на больничный. После прогулки, когда его уже посчитали, он незаметно спрятался за дверь, потом ушел вниз и выбежал за территорию. Его потерю обнаружили через 5 минут. Стали искать, но Василия не было нигде — он сел в автобус и был таков.

Когда начали просматривать камеры и увидели, как он, словно агент 007, выглядывал из-за угла, приседал, кое-где чуть ли не перекатывался до ближайшего укрытия. Мы вызвали кинологов, маму с личными вещами. Собаки вышли на след, довели сотрудников полиции до остановки, откуда уехал мальчик. Его нашли спокойно качающимся на качелях в одном из дворов.

Дети такие разные

Малыши с проблемными родителями сами тянутся к новому и хорошему. Как-то утром пришел охрипший мальчик. На мой вопрос: «Что с горлышком?» — ответил, что вчера папа с мамой в очередной раз ссорились и он плакал сильно. Таких крох очень жалко, стараешься им больше внимания уделить, чтобы хоть в садике было хорошо.

А есть разбалованные дети, которых сами же родители научили тому, что всем им должны. Они относятся к педагогам как к прислуге, с ними тяжело взаимодействовать. «Ваша работа — воспитывать, — сказала мне как-то одна мама. — И вообще, мы Катей не справляемся, так что научите ее нормально себя вести».

Что могут дать родители своему малышу

У современных родителей в голове одно — деньги. Им проще включить ребенку мультики и телефон купить, чтобы под ногами не крутился и вопросами не доставал. А мы подумали: почему бы не подарить своему крохе время? И решили почаще устраивать дни, когда родители могут поучаствовать в наших занятиях: склеить что-то или нарисовать вместе картину бабушке. Детей такое совместное времяпровождение делает по-настоящему счастливыми.

А у вас есть дети? Ходят ли они в детский сад?

Консультация для педагогов: «Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми»

Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада.

1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке. Для этого принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т.д.), так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «Саша всегда хочет всех чем-то угостить», «У нас Саша никогда не забудет собрать игрушки на площадке», «Чтобы я без тебя делала?», к другому ребенку: «Обратись к Саше, он тебе охотно поможет» и т.п. Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Неадекватная чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и, в конце концов, тормозит процессы самоотношения и саморазвития.

2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как аплодисменты в ситуациях успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка; разнообразные ритуальные движения (могут быть придуманы воспитателем вместе с детьми) и др.

3. Используйте соответствующую лексику, поддерживающие, действия и жесты: «Я тебе сочувствую!», «Чем я тебе могу помочь?», «Не знаю, что так получилось!», «В следующий раз у тебя обязательно получится», «Это с каждым может случиться!», «Я с тобой! », «Ты заслуживаешь уважения», «Тебе есть за что любить себя», «Ты достоин доверия», «Мне кажется, ты все понял и больше так не будешь делать»; жесты — взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть; поступком — пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.

4. Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующим словесной лексикой ( «спасибо», «ты мне очень помог», «без тебя я не справилась бы», «ты приятный человек», «тебе все радуются», «ты излучаешь . », «тебе доверяют») можно использовать специальные приемы, например, написание писем благодарности друг другу. Этот прием производит сильное впечатление как на адресующего, так и на адресата. Письма готовят вместе с воспитателем и вкладывают в специальный ящик, который можно назвать «ящиком благодарности». Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать. После окончания или месяца, или недели, или дня письма зачитывают в присутствии всех детей. Стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок получил письмо благодарности.

5. Стоит обогатить практику педагогической деятельности проведением организованной утренней встречи. Сущность ее заключается в том, что сразу после прихода детей в садик, или перед самым завтраком, или сразу после него, малыши собираются вместе для общего приветствия, обсуждения планов на день. Продолжительность этого мероприятия не более 8-10 мин. Именно в это время стоит позаботиться о создании позитивного настроения у детей всей группы, предложить игры, упражнения, направленные на формирование дружеских отношений, чувств симпатии и привязанности (о конкретном их содержание мы поведем речь далее). Если эта форма работы станет традиционной, дети легко и быстро по словесному или иному сигналу будут собираться вместе.

6. Особое внимание должно быть обращено на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Стоит приложить все усилия, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, был или агрессивным, или неискренним и вызвал справедливый протест у других детей, стоит подтвердить ценность его как личности («Ты у нас такой молодец!», «Мы привыкли тобой гордиться!» «Ты же у нас умница! »), вместе с тем решительно признать недопустимость такого поведения. Детей группы нужно успокоить и объяснить, что намерения их товарища были хорошими, но тот пока не умеет правильно себя вести.

7. Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным делам, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течение дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите интересное дело. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы, например, поручите именно им выдавать билеты на спектакль, заводить колонну детей в зал.

8. Организуйте «День ребенка». Это может совпадать с днем рождения или именинами, и в таком случае каждый ребенок в течение года побудет в этой роли. Устройте в этот день настоящий праздник! Тайно обсудите подарки, подготовьте сюрпризы, игры. Обустройте специальное место — трон — где будет сидеть именинник, проведите с ним интервью о его предпочтениях, интересах, желаниях и тому подобное. Изготовьте вместе с детьми поздравительную газету, где проиллюстрируйте в фотографиях и рисунках «героический путь» и «достижения» именинника. Собравшись за праздничным столом или в праздничный круг, дайте возможность детям в свободной форме высказать пожелания, похвалить именинника за положительные качества характера и добродетели — умелость, самостоятельность, исполнительность. Пусть в этот день он сам решит, в какие игры играть, кто первый будет стоять в колонне и тому подобное.

9. Обустройте в группе уголок мира или коврик доверия. Для этого выделите отдельное уютное место, поставьте туда кресло, положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях (не могут поделить игрушку, определиться с местом в колонне, договориться об очереди и т.д.) и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать и находить приемлемое для всех решение.

Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком.

Постепенно этот уголок станет символом дружбы, партнерства, доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике мира будет означать для детей обсудить и справедливо решить проблему.

10. Организуйте совместные партнерские проекты. Для этого актуализируйте для детей проблемы, требующие совместного обсуждения и решения. Например, уход за комнатными растениями, подготовка к празднику, сбор информации об определенном явлении и его презентация; организация выставки детских рисунков к празднику, организация музыкального конкурса, организация туристического похода и тому подобное. Не стоит ожидать от детей, особенно на первых порах, оригинальных предложений и активных действий.

Рассмотрим для примера, какой может быть реализация проекта «Поможем нашим меньшим братьям перезимовать». Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой животные и птицы переживают тяжелые времена: им не хватает пищи, они мерзнут, часто становятся жертвами автомобилистов. Предлагает детям выразить свои предложения, как можно облегчить их жизнь. Принимаются любые предложения, в том числе и те, которые не могут быть реализованы. Из всего предложенного выбирают несколько, над которыми будет работать группа, например, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме, подготовить выставку рисунков о жизни животных зимой; изготовить кормушки для птиц и взять под контроль их постоянное наполнение семенами и крошками; взять за правило носить еду бездомным животным.

Далее предлагается детям самостоятельно решить, кто из них и чем хочет заниматься. Воспитатель предлагает определиться, кто из детей хочет рисовать, кто будет делать кормушки и, наконец, кто берет под свой контроль своевременное наполнение их семенами, крошками. Желательно зафиксировать детский выбор (с помощью специальных листовок или предложить детям вписать свои имена в список). Это нужно для того, чтобы лишний раз сосредоточить внимание детей на характере их выбора (без этого дети могут быстро забыть, что они собирались делать). Вся дальнейшая работа может быть завершена только при условии поддержки и непосредственной помощи воспитателя.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Советы опытных воспитателей родителям

Двадцать апробированных советов родителям, которые помогут эффективно воспитывать малышей

Советы опытных воспитателей родителям

В данной статье пять опытных воспитателей детского сада (с общим стажем работы 90 лет) делятся советами с родителями 2–5-летних малышей.

Как добиться от ребенка лучших результатов?

Иногда кажется, будто у ребенка раздвоение личности. В садике он собирает игрушки, послушно надевает ботиночки и в нужное время самостоятельно идет в туалет. Дома же малыш постоянно возмущается просьбой родителей убирать после себя, требует купать его и кормить с ложечки. Очевидно, воспитатели знают что-то, чего не знают родители.

Но тогда вопрос родителя: «Почему мой ребенок ведет себя лучше с посторонними людьми, чем со мной?» вовсе не случаен. Ответ прост: ваш малыш испытывает пределы вашего терпения, потому что верит, что вы будете любить его несмотря ни на что. Но это не означает, что вы не можете позаимствовать несколько стратегий у воспитателей детей, чтобы добиться от ребенка лучшего поведения. В этой статье представлены советы нескольких опытных педагогов дошкольных учреждений, адресованные родителям.

Развивайте независимость ребенка

Хотя трех- и четырехлетним детям во всем необходима помощь родителей, специалисты по дошкольному воспитанию считают, что дети, как правило, в состоянии делать больше, чем многие из нас считают. Вот как родители могут стимулировать и воодушевлять своих малышей:

1. Ожидайте большего. Образ жизни большинства людей зависит от ожиданий и соответствует им – дошкольники не исключение. В детском саду воспитатели ожидают, что дети будут сами наливать себе воду, убирать за собой тарелки, аккуратно вешать одежду в шкаф. Затем дети приходят домой, засовывают палец в рот и изъявляют желание кататься в ходунках. Вывод: родителям стоит поднимать планку ожиданий, и дети, очень вероятно, будут (вынуждены) к ней тянуться.

2. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Выполнять вместо ребенка различные задания быстрее и проще, но это не поможет ему стать более самостоятельным. Подсказка: взывайте к амбициям (к чувству собственного достоинства) вашего ребенка. Воспитатели говорят, что всякий раз, когда необходимо заставить детей одеться, надеть верхнюю одежду, сидеть спокойно за столом во время еды и тому подобное, необходимо задать им один простой вопрос: «Ты хочешь, чтобы я помогла тебе, или можешь сделать это самостоятельно?». Эти слова действуют на детей волшебным образом. Зачастую они все хотят делать самостоятельно.

3. Не переделывайте что-либо после детей. Если ваш ребенок заправляет кровать, не поддавайтесь искушению поправить после него одеяло. Если дочь надевает кофту в полоску, а юбку в горошек, похвалите ее «эклектичный» стиль. Исправляйте то, что сделал ваш ребенок, только в случаях крайней необходимости. Малыш может отметить для себя ваши исправления, и это отобьет у него всякую охоту.

4. Пусть ребенок сам решает простые задачи. Если вы видите, что ребенок пытается починить игрушку или достать книгу с полки при помощи табурета, не спешите бежать на помощь. При условии, что малыш находится в безопасности, те моменты, когда вы не спешите и позволяете ему принимать решения самостоятельно, служат воспитанию его характера. Воспитатели говорят следующее: это естественно – стремиться идеально выполнять любые задания, но если мы так поступаем, мы лишаем своих детей шанса добиться успеха.

5. Назначайте домашние обязанности. Возложив на дошкольника ответственность за выполнение регулярного, простого задания, вы развиваете его уверенность в себе и чувство компетентности. Ребенок, которому поручено поливать растения или доставать белье из стиральной машины, быстрее поверит в то, что сам может одеваться или зашнуровывать обувь. Просто убедитесь, что обязанность, которую вы возложили на ребенка, вполне ему по силам, что это реальная, а не бесполезная работа, так как даже дошкольники знают разницу между ними. Цель заключается в том, чтобы ребенок почувствовал себя способным, активным членом семьи.

Успешное сотрудничество

Почти в любой группе детского сада вы увидите, что дети спокойно сидят в кругу, образуют упорядоченные линии, поднимают руки, прежде чем сказать что-либо, передают друг другу салфетки, тарелку с обедом и т. д. Возникает вопрос: как воспитатели добились этого? Как они заставляют десяток и более детей в возрасте до четырех лет сотрудничать охотно и радостно? Секретной формулы не существует, а большинство воспитателей советуют следующее:

6. Похвала является ключом, особенно если ваш ребенок не расположен к сотрудничеству. Попробуйте уловить тот момент, когда ребенок ведет себя хорошо, обратить на это внимание малыша и похвалить его за хорошее поведение. Дети повторяют тот тип поведения, который привлекает внимание взрослых.

7. Разработайте предсказуемый порядок и расписание. Дети сотрудничают в садике, потому что знают, чего от них ожидают. Они следуют, по сути, одному и тому же заведенному порядку день за днем, поэтому быстро учатся тому, что должны делать, и через некоторое время уже не требуют напоминания. Хотя нецелесообразно внедрять дома детсадовский порядок, чем более вы будете последовательными, тем более будет склонен к сотрудничеству ваш ребенок. Определите несколько рутинных правил и придерживайтесь их. Например, все одеваются перед завтраком. Когда мы приходим с улицы, то моем руки. Мама не читает сказки на ночь, пока все дети не переоденутся в пижамы. Со временем следование этим «домашним правилам» станет второй натурой вашего ребенка.

8. Расслабьтесь, не «берите в голову». Если ваш ребенок отказывается что-то делать, попробуйте превратить это в игру. Юмор и игры – это два полезных инструмента, о которых родители иногда забывают. Попробуйте обувать ребенка утром, играя в обувной магазин, например, так: «Добро пожаловать в обувной магазин мамы, я только что специально для вас получила прекрасную пару обуви из самой модной коллекции. Попробуйте ее примерить». Ребенку понравится такая игра.

9. Сообщайте о переменах заранее. Если ваш ребенок устраивает истерику, когда вы объявляете, что пора, к примеру, выключать телевизор, прекратить игру и идти есть или уходить из гостей, наверное, вы просто недостаточно заблаговременно предупредили его об этом. В садике детей предупреждают заранее о грядущих изменениях, чтобы они имели возможность закончить то, что они делают. Если вам нужно выйти из дома в 8:30 утра, предупредите вашего ребенка в 8:15, скажите, что у него есть еще пять минут на игру, а затем ему придется прекратить ее и убрать игрушки. Установите таймер, чтобы ребенок знал, сколько времени у него в запасе.

10. Награждайте рассудительно. Если ваш ребенок работает исключительно за вознаграждение, то не узнает о реальных причинах выполнения заданий – он должен убирать игрушки, чтобы остальные члены семьи не наступали на них, не спотыкались (не повредились) и не повредили ненароком. Совет: награждайте за успешные старания, такие как приучение к горшку, но избегайте награждать ребенка за повседневные дела, такие как самостоятельное одевание или чистка зубов.

11. Предоставьте ребенку структурированный выбор. Например, если ваш трехлетний малыш отказывается сидеть за обеденным столом, вы можете предложить ему на выбор либо сидеть спокойно и получить десерт, либо не сидеть и лишиться удовольствия. Сначала ваш ребенок может сделать неправильный выбор, но, в конце концов, сможет выбирать правильно, потому что заметит, что неправильный выбор лишает его желанных удовольствий. Сделайте так, чтобы нужный вам вариант А был более привлекательным, чем вариант Б.

12. Никаких если. Составляйте фразы таким образом, чтобы они предполагали сотрудничество. Высказывание «Если ты закончишь убирать свои мелки, мы можем пойти в парк» предполагает, что, возможно, ваш ребенок не станет убирать свои мелки. Вместо этого попробуйте сказать так: «Когда ты уберешь мелки, мы пойдем в парк».

13. Отдавайте предпочтение играм. Воспитатели не устают повторять, что дети сегодня менее способны играть творчески, чем дети десятилетие или два назад. Слишком большая часть их времени посвящена контролируемым мероприятиям. Совет: научитесь говорить ребенку «Иди, поиграй». Вы не должны занимать ребенка 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Пусть ему станет немного скучно, это не страшно. Главное, убедитесь, что у ребенка в наличии есть все необходимые средства, такие как наряды для кукол, краски и бумага, большая картонная коробка и пластилин.

14. Выполняйте задания под музыку. Есть все основания полагать, что музыка помогает во время уборки. Предоставьте ребенку возможность выполнить задание под музыку, и ему это покажется забавным и интересным. Вы можете даже предложить небольшое соревнование, например, сможет ли он одеться самостоятельно, пока звучит его любимая песня.

15. Поощряйте командную работу. Если ваш ребенок сражается за игрушку с другим ребенком, установите им таймер на пять минут. Скажите одному ребенку, что он может играть с игрушкой, пока не услышит сигнал, а затем наступит очередь другого ребенка.

16. Пусть ребенок сам решает незначительные конфликты. Вместо того чтобы вмешиваться в детские споры и решать их, отойдите в сторону и позвольте детям самим разобраться с конфликтом (если только они не начинают драться). Вы не будете рядом с ребенком всю жизнь и не сможете постоянно спасать его, поэтому позвольте ему научиться делать это самому.

Дисциплинируйте эффективно

В отличие от большинства родителей воспитатели не делают перерывы в воспитании дисциплины детей. Какие же советы о дисциплине предоставляют воспитатели?

17. Перенаправляйте, отвлекайте внимание ребенка. Если ваш дошкольник прыгает на диване или отбирает куклу у старшей сестры, отвлеките его, предложив нарисовать картину или вместе прочитать интересный рассказ.

18. Предотвращайте эмоциональные срывы при прощании. Если ваш ребенок нервничает по поводу разлуки с вами, дайте ему что-нибудь материальное, что напомнит ему о вас. Пусть он носит с собой вашу фотографию; поцелуйте кусочек ткани или вырежьте из бумаги сердечко и положите ему в карман. Имея что-то, к чему можно прикоснуться, ребенок почувствует себя менее тревожно и избежит истерик.

19. Привлекайте ребенка к исправлению плохого поведения. Если ребенок что-то нарисовал на стене, попросите его помочь вам смыть рисунок. Если он разрушил башню из кубиков своего приятеля, попросите его помочь ее восстановить.

20. Не откладывайте уроки дисциплины. Если вы должны сделать выговор ребенку, делайте его сразу же в тот момент, когда заметили плохое поведение. Иногда родители говорят: «Давай разберемся дома. », но к тому времени, как вы придете домой, ваш ребенок забудет о случившемся. Аналогично, отмена субботней поездки в зоопарк из-за истерики в четверг не предотвратит будущих эмоциональных всплесков ребенка, и ваш малыш расценит это, как случайное, незаслуженное наказание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector